Ручной и художественный труд. Художественный труд - средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Что такое художественный труд в детском саду

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ручной и художественный труд в детском саду Бобкова Елена Владимировна воспитатель логопедической группы Кемерово. МАДОУ № 218

«Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. Но, верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал необходимо раскрыть!» А. С. Галанов

Ручной и художественный труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека, развивает конструктивные и творческие способности детей.

Художественный ручной труд- это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которого он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия.

Творческая деятельность делится на разделы: Работа с разными видами бумаги. Работа с природным материалом Работа с бросовым материалом Работа с разными видами тканью, фурнитурой для шитья

Поделки из бумаги: Сложенный лист пополам Из конуса

Из бумажных полосок Из бумажной пружинки

Из бумажных шариков Плетение полосок

Бумажные комочки Гармошка

Бумажные помпоны

Квиллинг Торцевание

Поделки из природного материала

Поделки из бросового материала

Поделки из разных видов ткани

Поделки из фурнитуры для шитья Рисуем тесьмой Рисуем пайетками

Пуговицы

Мастер – класс поделка из бумажного шарика «Божья коровка»

Оборудование: Бумажные полоски, прямоугольный лист Шаблон головы Клей Ножницы Синельная проволока

Не бойтесь экспериментировать… Творите! Пробуйте! Создавайте! Спасибо за внимание и творческих вам успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественный труд в детском саду, как средство ознакомления детей с народно-прикладным искусством народа ханты в процессе игровой деятельности

Ознакомление детей с народно-прикладным искусством народа ханты...

Практикум для воспитателей: «Очумелые ручки. Художественный труд в детском саду.» «Применение метода изонити в работе со старшими дошкольниками»

Презентация содержит практический материал кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста....

Ручной труд, является наиболее благоприятным для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, а также способствует познанию окружающего мира....

Образовательная программа по художественному труду «Азбука творчества» На основе программы: И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду»

Ручной и художественный труд как вид труда детей дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

Важное значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский – «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда…».

Большое значение труду придавал А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский. На протяжении всего развития дошкольного воспитания проблеме трудового воспитания дошкольников уделялось большое внимание:

Считалось важным и обязательным вводить труд по самообслуживанию, работа на огороде и в саду, ручной труд с различными материалами.

Были определены ведущие задачи - научиться трудиться с радостью; приучать работать качественно.

С 1964 года начинаются систематические углублённые исследования проблемы трудового воспитания: В.Г. Нечаева, Г.Н. Година, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, А.Д. Шатова и др.

Их исследования дали ответ на вопрос о содержании, средствах, методах и формах организации труда и его роли воспитания личности ребёнка детского возраста.

Отсутствие в воспитательном процессе трудовой составляющей может привести к задержке в развитии личности.

Характеристика и значение ручного и художественного труда для становления личности дошкольников

Ручной труд детей представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением простейших инструментов. Труд этот, как правило, несет практическую, в известной мере полезную направленность. Осознание детьми целесообразности своей трудовой деятельности оказывает значительное влияние на ее качество, на отношение каждого ребенка к процессу и результату труда. Индивидуальный характер ручного труда (имеется в виду, что даже при коллективной работе каждый из детей выполняет какой-то ее участок собственными руками), при условии последовательного приобщения к нему всех детей, позволяет фиксировать и корректировать некоторые недостатки. Труд становится действенным средством воспитания и развития личности только тогда, когда он естественно включается в повседневную жизнь детского сада, направлен на удовлетворение детских интересов, посилен для ребенка,

Выполнение коллективных заданий развивает у детей умение договариваться между собой, подчинять свои интересы и желания общей цели, воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности, развивает инициативу, смекалку. В процессе выполнения коллективных заданий изобразительного характера дети учатся самостоятельно планировать предстоящую работу, согласовывать свои действия с общим планом, продумывать последовательность ее выполнения, подбирать и использовать нужный изобразительный материал. В то же время в коллективных работах ярко раскрываются индивидуальные особенности детей, формируются творческие способности.

Художественный труд есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно-эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых предметов учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся у него представлений, знаний и практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности. Правильно организованный ручной и художественный труд дает детям знания о качестве и возможностях материалов, стимулирует желание овладеть особенностями мастерства, приобщает к декоративно-прикладному искусству.

Формирование личности ребёнка невозможно без трудового воспитания. В старшей и подготовительной группах основную роль играет ручной труд с элементами творчества. Проявление творчества дошкольников определяется характером выполнения предлагаемых им мыслительных заданий. Важно чтобы дети могли высвободить свою творческую энергию. В смысле практической значимости основные умения и навыки, получаемые на занятиях по рукоделию, нужны каждому человеку. В этих видах труда воспитываются многие важные качества: привычка к усилию, умение преодолевать препятствия, ответственность, умение планировать работу и предвидеть этапы последовательности её выполнения.

В частности бисероплетение - это вид рукоделия, с помощью которого можно решать следующие задачи:

· прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, прививать основы культуры труда.

· развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности, формировать эстетический и художественный вкус.

В процессе занятий у детей развиваются внимание, наблюдательность, воображение, фантазия, творчество. В каждом задании, на каждом занятии детям даётся возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работе собственных образов. Практические работы по бисероплетению развивают глазомер, мелкую моторику рук, что является важнейшим элементом общетрудовой подготовки.

В процессе занятий художественным трудом у детей старшего дошкольного возраста формируются все психические процессы, развиваются творческие способности и положительно–эмоциональное восприятие окружающего мира. Большое значение занятий по художественному ручному труду во всестороннем развитии личности, и особенно в нравственном и эстетическом воспитании придавала и Н.К. Крупская: «Занятия по художественному ручному труду должны быть гимнастикой для глаз и осязания, устанавливать координацию зрительных впечатлений двигательных реакций, давать конкретное знакомство с миром вещей».

Обучение занятиями по художественному и ручному труду невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, обобщение. В процессе наблюдения, при обследовании предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цветовое изображение разных по форме предметов их сопоставление и установление различий. Вместе с тем, дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее и различное, объединять предметы по сходству.

На занятиях по художественному труду развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствующих обогащения словаря.

Много умеющий ребенок уверенно себя чувствует среди сверстников. Он желателен и в их играх. В их маленьких делах. Все это обеспечивает ребенку комфортное положение среди детей и взрослых, способствует проявлению и формированию такого важного личностного качества, как самостоятельность. Ребенок становится более чувствительным к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками, людей. Ребенок начинает ценить результаты труда не только своего, но и чужого.

Методика организации и руководство ручным и художественным трудом в разных возрастных группах

Младшие группы. Необходимо вызвать интерес к «исследованию» материала и работе с ним, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить удовольствие от результата своей работы. Нужно способствовать освоению детьми пространственных отношений между предметами и некоторых физических закономерностей, познанию свойств материалов. Сформировать у детей основные практические навыки работы с материалами и инструментами.

Средняя группа. Здесь уже проводится обучение конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивать к основной форме детали. Можно обучать изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов и пр. Воспитатель обучает использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки различной величины, пластиковые бутылочки и пр.

Старшая группа. Происходит совершенствование умения работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке. Дети обучаются созданию из бумаги объемных фигур: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам. Продолжается обучение создания игрушек, сувениров из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки), прочно соединяя части. Формируются умения самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр; сувениры для родителей, сотрудников детского сада; украшения на елку. Хорошо привлекать детей к изготовлению пособий для занятий, и самостоятельной деятельности, ремонту книг, настольно-печатных игр.

Подготовительная к школе группа. Здесь уже можно разделить работу воспитателя на несколько видов:

Работа с бумагой и картоном – продолжать обучение складывать бумагу прямоугольной формы, квадратной, круглой формы в разных направлениях; использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы; создание предметов из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам; формирование умения использовать образец; создание разнообразных объемных игрушек в технике оригами.

Работа с тканью – обучать вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицу, вешалку, шить простейшие изделия швом «вперед иголкой»; обучать делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры, наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.

Работа с природным материалом – создание фигур людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек и др., передавать выразительность образа, создавать общие композиции.

Условия для самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста:

· насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно-развивающая среда;

· свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними;

· наличие образцов изделий и поделок;

· использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах;

· создание музея детских поделок, альбомов, книг;

· непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми.

Для успешного обучение дошкольников ручному и художественному труду необходимо провести определенную предварительную работу:

· создание выставок

· создание коллекций (фантиков, пуговиц, ракушек, камней и др.)

· создание альбомов (образцы и схемы поделок, виды тканей, гербарий и др.)

· экспериментирование

· просматривание диафильмов

· чтение литературы

· рассматривание картин

· экскурсии

· коллажи

Материалы и инструменты, необходимые для занятий ручным и художественным трудом в ДОУ:

· природный материал (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных деревьев, кора, листья, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, камушки, крупы, семена овощей и цветов)

· бросовый материал (коробки и баночки разных размеров, диски, крышки, трубочки, фантики и т. д.)

· бумага (обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга)

· ткань, проволока, вата, целлофан, бисер, поролон, пуговицы и т. д.

· ножницы, клей, пластилин, кисти, иглы для шитья.

Заключение

Ручной и художественный труд - по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека.

В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца.

Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки.

Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: дети изготовляют поделки и учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выставки и т. п.

Отдельные элементы ручного и художественного труда можно вводить уже в младших группах.

При этом участие взрослого обязательно. Точнее говоря, дети помогают взрослому в создании поделок. И хотя активность детей этого возраста минимальна, но приобщение к такому интересному труду очень полезно.

Малыш видит, как в руках воспитателя простая палочка вдруг превращается в куклу, а шарик - в голову смешного клоуна. Это «волшебство» завораживает детей, восхищает и побуждает к собственной деятельности.

Список литературы

1. Бондаренко Т. Приобщение дошкольников к труду. Методическое пособие: - Метода; 2014 г., 208 стр.

2. Буре Р. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений: - Мозаика-Синтез; 2011 г.

3. Дмитриев Ю.А. Подготовка студентов к трудовому воспитанию детей дошкольного возраста // Преподаватель XXI век. №1, 2013 г., с. 104-109

4. Карпюк Г.А., Шабалин Е. С. Воспитателям об организации взаимодействия с родителями по трудовому воспитанию дошкольников // Дошкольник. методика и практика воспитания и обучения. №4, 2012 г. ,с. 54-56

5. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет: - Сфера, 2011г.

6. Сайгушева Л. И. Технологии приобщения дошкольников к труду: Феникс, 2013 г., 221 с.

7. Сайгушева Л.И. Воспитание трудовой активности у детей старшего дошкольного возраста: LAP LAMBERT, 2012 г., 219 с.

8. Семенова Н. А. Возможности организации исследовательской деятельности в процессе трудового воспитания дошкольников // Детский сад: теория и практика. №8, 2011 г., с. 70-75

9. Хлыбова Г.В. Трудовое воспитание дошкольников (из опыта работы). Сборник трудов конференции «Образование: традиции и инновации». 2014 г., с. 450-452

1. Раскрыть природу и сущность художественного труда как творческой деятельности человека, обустраивающего быт и организующего свою жизнь по законам целесообразности, гармонии, красоты.

2. Содействовать формированию эмоционально-ценностного отношения к художественному труду как проявлению жизни человека во всем многообразии ее граней (природной, материальной, социальной, духовной); раскрыть специфику результата художественного труда – единство пользы и красоты (функционального и эстетического).

3. Расширять представление о видах художественно-творческой деятельности человека; знакомить с трудом народного мастера, художника-конструктора, дизайнера. Сформировать представление о том, что все виды труда могут быть творческими, если сам человек – творец/

4. Обогащать опыт художественно-продуктивной деятельности на всех ее уровнях: восприятие–исполнительство–творчество, в соответствии с возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями.

5. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, латеральное (гибкое, творческое) мышление, универсальные художественные способности и воспитывать качества человека труда – трудолюбие, ответственность, честность, коммуникативность и др.

6. Содействовать освоению художественных способов, техник, технологий и развитию общей ручной умелости на основе интеграции интеллектуальной и художественной деятельности.

7. Создать условия для личностного роста каждого ребенка.

Следует выделить основные психолого-педагогические условия , обеспечивающие успешность освоения детьми содержания художественного труда как интегрированной деятельности:

– разнообразие видов художественно-продуктивной деятельности;

–– постоянная смена видов деятельности, объединенных образовательной целью и программой развития (единство стратегии и тактики);

– индивидуальные программы и маршруты развития;

– роль педагога состоит в создании условий для свободной, самостоятельной деятельности и организации учебного процесса методом реального сотворчества (с педагогом, родителями, художником, народным мастером, другими детьми) в разных формах взаимодействия;

– наличие специально оборудованного места (мастерская, дизайн-студия, центр ремесел и т.д.), включающего широкий выбор материалов, художественных инструментов, альбомов, предметов культуры и произведений искусства.

Вместо традиционных занятий предлагается форма творческих проектов , для которых характерно следующее:

– выявление не конкретной темы, а смысла как способа постижения каждымребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире;

– расширение границ образовательного и реального (материального) пространства (музеи, выставки, мастер-классы, мастерские на площадке детского сада, прогулки и экскурсии, культурные события);

– вовлечение в проектную деятельность других людей - взрослых (родителей, бабушек и дедушек, педагогов дополнительного образования, художников и мастеров народного искусства, музыкального руководителя, экскурсовода и др.) и детей разного возраста с целью расширения команды единомышленников, выхода за рамки сложившейся группы;

– обсуждение проблемы на всех этапах (от разработки замысла до воплощения и применения) с педагогом и другими детьми для осмысления полученных результатов и принятия решений о дальнейших действиях;

– презентация результата продуктивной деятельности, имеющего персональную и социальную значимость (рукотворные игрушки, книжки, альбомы, сувениры, коллажи, макеты, аранжировки, инсталляции, коллекции);

– отсутствие единой для всех задачи и единого критерия оценки результата.

Создание портфолио (индивидуальных, коллективных, семейных) и организация выставок детских творческих работ - общая задача, в решении которой принимают участие педагоги, родители и сами дети.

Сегодня педагоги и психологи отмечают, что каждый ребенок сам должен ставить перед собой цели, не может быть принуждения к творчеству, навязывания идей, интересов и решений. Индивидуальные программы развития, самостоятельная художественно-продуктивная деятельность в ситуации реальных «живых» дел, нацеленность на практическое постижение детьми смыслового поля народной культуры, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, подлинная интеграция интеллектуального и эстетического развития, презентация и фиксация результата, организация образовательной деятельности методом проектов - вот важнейшие черты проектирования художественного труда в современном детском саду.

это универсальная деятельность, имеющая давнюю историю и многовековые традиции. Все известные нам художественные техники и технологии имеют в своей основе древнейшие действия или операции: плетение, связывание, нанизывание, сшивание, резание, скручивание, свивание, модели­рование и т.д. При этом ручной труд - это очень свободная деятельность, связанная с экспериментированием и самореализаци­ей на уровне подлинного творчества.

Детство - чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество становится универсальным и естественным способом существования человека. Вхождение ребенка в человеческий мир - это непрерывная цепочка «открытий для себя». Но благодаря этим «открытиям» через деятельность подрастающих поколенийосуществляется глобальное воспроизводство творческих способностейв масштабах всего общества. Именно это часто давало повод считать ребенка олицетворением общечеловеческого, богочеловеческого, а то и божественного творческого начала, на которое следует ровняться взрослому творцу. По словам английского философа Ф.Бэкона, чтобы войти в науку, мы должны уподобиться детям. Вторя ему, русский философ П.А.Флоренский писал, что секрет творчества -в сохранении юности, а секрет гениальности - в сохранении детства на всю жизнь

МАСТЕР_КЛАСС для педагогов ДОУ

Тема: «Художественный ручной труд в детском саду»

Цель: расширить представления о детском ручном труде и на практике показать доступные для дошкольного возраста способы изготовления поделок.

Первоосновой, стержнем всего умственного, физического, нрав­ственного и эстетического развития личности является труд. Наше ближайшее окружение - предметная среда - есть продукт труда рук человеческих. На основе домашнего и общественного труда лю­дей складываются традиционные ремесла, художественные промы­слы, которые представляют собой культурное достояние и гордость народа. «Дух ремесла» заложен в ручном труде, к которому сле­дует приобщать детей сызмальства.

Трудовое воспитание дошкольников немыслимо без активного ручного труда. В таком труде ребенок обнаруживает самую высо­кую заинтересованность, успехи и - что еще немаловажно - ма­лую утомляемость. Эти факторы оказывают положительное влия­ние и на общее психическое и умственное развитие детей. Особую значимость для них имеет художественный труд как один из ком­понентов эстетической деятельности, в основе которой лежит худо­жественное содержание декоративно-прикладного искусства.

Теория современного дизайна для детей и практика их ручного труда, художественного творчества раскрывает широкие возмож­ности такой продуктивной деятельности, которая может увлечь ре­бят, чтобы заполнить их свободное время интересным и содержа­тельным делом, развить стремление к прекрасному, воспитать вкус и уважение к народным традициям.

Приобщение ребенка к трудовой деятельности в народной пе­дагогике складывалось веками. Формирование ремесленнических навыков всегда было связано с изготовлением необходимых и по­лезных бытовых вещей. В семье старшие обучали младших разно­образным элементам трудового процесса до тех пор, пока не была «поставлена рука». Основой предпосылки такого учения являлись условия окружающего быта.

Деятельность детей с различными материалами в народной пе­дагогике классифицировалась следующим образом:

а) работа с природным материалом; обработка льна, шерсти, изготовление пряжи и ткачество;

б) резьба по дереву, камню, кости, коже;

в) чеканка по металлу;

г) работа с глиной, изготовление керамических изделии.

Передача навыков ремесла из поколения в поколение, творче­ский процесс изготовления различных изделий под руководством взрослых содействовали закреплению положительных эмоций, овладению спецификой ремесленного мастерства, формированию первоначальных представлений о народно-декоративном искусстве. Понятия «наследие», «традиции» в обучении художественному мастерству всегда имели важное значение. Наиболее ценным считался тот продукт труда, который аккумулировал в себе не только индивидуальное творчество, но и наследованный опыт предшествую­щих поколений, усвоенный в процессе практических действий.

Высокий художественный уровень творческого освоения детьми доступных форм материала в современном декоративном ис­кусстве позволяет утверждать, что и сегодня ручной художествен­ный труд рассматривается в педагогической теории как необходи­мый элемент нравственного, умственного, эстетического воспита­ния детей.

Художественный ручной труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полез­ные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, отдыха). Такой труд является декоративной художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов, на основе которых развиваются его представления, знания, практический опыт, приобретаемый в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях в детском саду. Окружающие ребенка взрослые должны не только формировать и совершенствовать его трудовые навыки, но и постепенно расширять содержание трудовой деятельности малыша, добиваясь осознанности и целенаправленности мотивов труда. Многие педагоги считают важным развитие у ребенка способности заранее предвидеть результаты своих действий, планировать последовательность исполнения, творчески преобразовывать свой опыт. Известный психолог А. В. Запорожец писал, что «способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребёнок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной самостоятельности.

Содержание художественного труда дошкольников в практике детского сада составляют: работа с бумагой, картоном (аппликация из разнофактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом), изготовле­ние декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников и развлечений, декора­ций и сувениров, макетов кукольных комнат;

работа с тканью, нитками (декоративная аппликация из тка­ни, плетение, ткачество, изготовление панно, одежды для кукол, де­талей костюмов для игр, предметов сервировки стола, сувениров, театральных и декоративных кукол);

работа с природным материалом (изготовление мелких и крупных скульптур; декоративных коллажей и объемных композиций из сухих растений, соломки; плетение изделий из прутьев, сухой травы; составление декоративных букетов из сухих и живых расте­нии; оформление живого уголка);

работа по дереву (поделка и сборка деревянных игрушек, суве­ниров, изготовление мелкой скульптуры с применением элементов природного материала, кукольной мебели, мелких предметов быта);

работа с глиной (создание декоративных украшений, керамиче­ских панно для оформления интерьера, изготовление настенных вставок, мелких скульптур, игрушек-сувениров, кукольной посуды);

работа с искусственным материалом (вязание и плетение из синтетической и полимерной пленки, декоративной тесьмы, цветной мягкой проволоки, изготовление декоративных украшений и пред­метов быта, одежды, театральных и декоративных игрушек и суве­ниров из синтетических тканей).

Правильно организованный ручной труд в детском саду и семье дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различ­ных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенно­стями мастерства, приобщает к народному декоративному искус­ству, подготавливает ребенка к последующему обучению в школе. Следовательно, есть все основания рассматривать ручной труд как важный элемент гармонического развития детей.

В этом процессе немаловажное значение имеет подготовка пе­дагога, которая должна быть направлена на овладение знаниями об отдельных видах художественных ремесел. И для расширения вашего кругозора, я предлагаю вам памятки, где можно познакомиться с историей возникновения макраме, вязания, оригами.

В практической части я познакомлю Вас с приемлемыми для дошкольников видами художественного ручного труда.


  1. Волшебные превращения веревочки

Учиться рисовать можно не только карандашом, мелками, кисточкой, но и с помощью обыкновенной веревочки. Для этого нам потребуется отрезок шнура от 0,5 до 1-1,5 м. Возьмите короткий шнур (0,5 м), расположите удобно на ровной поверхности стола или ковра. Начинать изображение нужно с простых по форме предметов – цветка, яблока, груши. При исполнении форм яблока и груши, шнур вначале складывают пополам, делают небольшое углубление, а затем выкладывают овал формы из двух отрезков движением снизу вверх, замыкают веревочку «хвостика» плода.

Любое изображение фигур животных в движении начинать нужно с головы, далее следите за характером формы туловища того или иного животного.

Если ребенок, полюбив это занятие, старается привносить в изображение формы свои дополнения, одобрите его начинание. Рисунки посредством веревочки имеют свою образную характеристику – мягкость получаемых форм вызывает чувство покоя, завершенности, тем самым, приближая ребёнка к восприятию декоративно-прикладного искусства, в частности художественной вышивки, кружевоплетения.

Аппликация из пластилина

Пластилин - чудесный поделочный материал для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Разнообразный по цвету, он очень интересно смот­рится в работах. Дети любят заниматься лепкой пла­стилина, т.к. работа с ним позволяет познакомить их с различными видами искусств - скульптура, графи­ка и др. Занятия пластилином способствуют развитию мел­кой моторики рук, т.к. это необходимо для развития и повышения интеллекта ребенка. Чем лучше малыш работает пальчиками, тем лучше он развивается, луч­ше говорит и думает.

Лепкой из пластилина рекомендуют заниматься с трех лет. В более раннем возрасте, работа с пластилином малышу непосильна. Но, если периодически показывать ему какие-то манипуляции с пластилином, давать его в руки, чтобы он помял его, пальчиком малыша надав­ливать на шарик из пластилина, раскатывать. Малы­шу это понравится, и он с удовольствием будет возвра­щаться к этому занятию. Главное умело выводить его из этой игры.

И поэтому, мне хочется предложить вашему вниманию пластилиновые аппликации.

Для изготовления вишенки нам потребуется: красный или бордовый пласти­лин - для вишенки; зеленый - для листиков; корич­невый - для веточки и плодоножек. Картон для фона любого подходящего цвета.

Приступаем к работе.

Намечаем центр, где будет расположена веточка.

Раскатываем не очень тонко «колбаску» коричнево­го цвета - это будет веточка, и крепим ее в центре. Затем плодоножки коричневого цвета для двух више­нок, отрезаем и укладываем на намеченное место, слегка придавливаем.

Раскатываем жгутики красного или бордового цвета, складываем их так, чтобы получился круг. Нам нужно 2 круга для 2 вишенок. Укладываем их на место.

Затем делаем жгутики из зеленого пластилина, скру­чиваем из них 2 овала - это будут листики. Листикам можно придать слегка заостренную форму. Крепим ли­стики к веточке.

Получились очаровательные «принцессы» - вишенки.

А чтобы сделать слоника нам потребуется: серый пластилин - для слони­ка; черный - для глазок; белый - для зрачков. Кар­тон для фона любого подходящего цвета.

Приступаем к работе.

На картоне отмечаем положение головы и туловища.

Изображение слоника может состоять из кружоч­ков и овалов. Вы придумайте свои варианты.

Раскатываем длинный жгутик из пластилина серого цвета. Скручиваем его по кругу, формируем голову и сразу делаем хобот. Для туловища раскатываем длин­ный жгутик и их него формируем овал, туловище за­канчиваем хвостиком. Переносим на картон, слегка придавливаем. Ноги делаем из жгутиков, скручивая их овалом, и соединяем с туловищем. Делаем глазик из черного пластилина, скатываем шарик и немножко сплющиваем его при соединении с головой, зрачки де­лаем из белого пластилина.


  1. Оригами

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мыш­ления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовле­ния, приемы и способы складывания.

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе констру­ирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение при­емов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует куль­туру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бума­ги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.

И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе во­лшебное искусство оригами.

Систематические занятия с ребенком оригами - гарантия его всесто­роннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Изготовление различных поделок из цветной бумаги – увлекательное занятие для детей дошкольного возраста.

Практический показ изготовления кораблика, рыбки, лебедя, цветка.

Игрушка, которую мастерит ребёнок вместе с взрослым, вкладывая частичку своего труда, выдумки, фантазии и любви, особенно дорога ему. Творите чудеса вместе и, поверьте, - это принесёт радость и Вам, и ребенку.


Поиск на сайте:



2015-2020 lektsii.org -

Исаченко Любовь Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №49
Населённый пункт: Канск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методика и требования к организации ручного труда в детском саду"
Дата публикации: 17.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Методик а и требования к организации ручного труда в детском саду

значение

трудовому

воспитанию

придавал

Ушинский

«Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в

человеке жажду серьёзного труда…».

Основная задача

ручному

труду

удовольствием

мастерить,

работать

подручным

материалом,

фантазировать

своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат

Ручной труд в детском саду дает ребенку возможность почувствовать себя

мастером,

художником,

формирует

стремление

мастерить

своими руками, прививает уважение к чужому труду.

наиболее

успешного

развития

детского

художественного творчества, а ручной труд является таковым, - это разнообразие и

вариативность работы на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы,

красивые

разнообразные

материалы,

интересные

неповторяющиеся

задания, возможность выбора и ещё многие другие факторы – вот что помогает не

допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и

непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз

воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли

применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые

решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребёнка положительные

эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на

принципах построения педагогического процесса :

1. От простого к сложному.

2. Принцип систематичности.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуального подхода.

5. Принцип последовательности.

При проведении занятий необходимо учитывать специфику возраста детей и

использовать

соответствующие методы

обучения в

зависимости

поставленных задач:

Объяснительно – иллюстративный,

Репродуктивный,

Проблемного изложения,

Частично поисковый,

Рефлексивные приёмы и методы,

Игровой.

Объяснительно – иллюстративные: беседа, вопросы, чтение художественной

литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, скороговорки), объяснение,

описание, напоминание, поощрение, убеждение, анализ результатов собственной

деятельности и деятельности товарищей.

отводится наглядности

педагога,

пример), то

реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе

наглядность

используется

направить

усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В

конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития

образного восприятия предметов, сюжета, замысла.

Используются

занятиях

и практические

методы (самостоятельное

совместное выполнение поделки). Изготовление поделки, составление композиции в

присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать

вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.

Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с

материалами

необходимы

объяснение

воспитателя,

определенные

практические

действия

контролем

взрослого,

наблюдающего

правильностью выполнения операций и формированием навыка.

Игровые приемы могут быть использованы в любом типе занятий и в каждой её

процессе

постановки

мотивации

исполнительской

деятельности, в анализе детской деятельности, в анализе и оценке детских работ.

Методические приемы, применяемые в ручном труде :

Обследование (воспитатель обращает внимание на технику, орнамент, цвет,

сочетание цветов, строение);

Анализ образца, выполненного педагогом (обнаружение способа создания,

основы конструкции);

образцов,

выполненных

способом

(вычленить

обобщенный способ их создания);

Анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю (учить

действиям сопоставления, проговаривать названия действий, обозначений);

установку

самоконтроль

выполнения

контрольных действий, взаимоконтроль).

НОД с детьми можно проводить по следующей схеме:

1. Организационный момент – сюрпризный момент, сказочный сюжет или

какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи,

проводятся беседы.

сопровождается

материала.

исследуют

форму, обращают внимание на цвет, структуру, другие особенности.

3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.

Объяснение

создания.

побудить

высказыванию

предложений

последовательности

выполнения

отметить

особенности

работы с данным материалом.

5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.

6. Самостоятельное изготовление поделки.

7. Анализ готовых поделок своих и товарищей.

8. Выставка работ.

9. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

Методика организации и руководство ручным и художественным трудом в

разных возрастных группах:

Младшие группы. Необходимо вызвать интерес к «исследованию» материала

уверенность

собственных

получить

удовольствие от результата своей работы. Нужно способствовать освоению детьми

пространственных

отношений

предметами

некоторых

физических

закономерностей, познанию свойств материалов. Сформировать у детей основные

практические навыки работы с материалами и инструментами.

Средняя группа. Здесь уже проводится обучение конструированию из бумаги:

прямоугольный

совмещая

приклеивать к основной форме детали. Можно обучать изготовлению поделок из

природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов. Воспитатель обучает

использовать

закрепления

пластилин;

применять

поделках

катушки, коробки различной величины, пластиковые бутылочки.

Старшая группа. Происходит совершенствование умения работать с бумагой:

сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке. Дети

обучаются

созданию

объемных

квадратный

несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам. Продолжается

обучение создания игрушек, сувениров из природного материала (шишки, ветки,

материалов

(катушки,

проволока

коробки),

соединяя

Формируются

самостоятельно

игрушки для сюжетно-ролевых игр; сувениры для родителей, сотрудников детского

сада; украшения на елку. Хорошо привлекать детей к изготовлению пособий для

занятий, и самостоятельной деятельности, ремонту книг, настольно-печатных игр.

Подготовительная

школе

группа .

разделить

воспитателя на несколько видов:

картоном

продолжать

обучение

складывать

прямоугольной

квадратной,

направлениях;

использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона;

создавать

игрушки-забавы;

создание

предметов

подбирать

изготовлении

сувениров,

костюмов и украшений к праздникам; формирование умения использовать образец;

создание разнообразных объемных игрушек в технике оригами.

завязывать

пришивать пуговицу, вешалку, шить простейшие изделия швом «вперед иголкой»;

аппликацию,

используя

разнообразной

наносить

вырезать

соответствии

задуманным

Работа с природным материалом – создание фигур людей, животных, птиц из

косточек

передавать

выразительность

создавать

общие композиции.

Условия для самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного

возраста:

Насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского

художественного творчества предметно-развивающая среда;

Свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними;

Наличие образцов изделий и поделок;

Использование созданных детьми продуктов художественного творчества для

оформления

дошкольного

учреждения,

подготовки

атрибутов

спектаклей,

организации выставок, участия в конкурсах;

Создание музея детских поделок, альбомов, книг;

Непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности

с детьми.

Для успешного обучение дошкольников ручному и художественному труду

необходимо провести определенную предварительную работу:

Создание выставок;

Создание коллекций (фантиков, пуговиц, ракушек, камней и др.);

Создание альбомов (образцы и схемы поделок, виды тканей, гербарий и др.);

Экспериментирование;

Просматривание диафильмов;

Чтение литературы;

Рассматривание картин;

Экскурсии;

Коллажи;

Материалы и инструменты, необходимые для занятий ручным и

художественным трудом в ДОУ:

Природный материал (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных деревьев,

кора, листья, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, камушки, крупы, семена

овощей и цветов)

Бросовый материал (коробки и баночки разных размеров, диски, крышки,

трубочки, фантики и т. д.)

Бумага (обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга) -

Ткань, проволока, вата, целлофан, бисер, поролон, пуговицы и т. д.

Ножницы, клей, пластилин, кисти, иглы для шитья.

Условия успешной организации ручного труда:

насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского

художественного творчества предметно - развивающая среда

свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними

создание

эмоционально-положительной

творческой

атмосферы

процессе

совместной педагогической деятельности с детьми

использование созданных детьми продуктов художественного творчества для

оформления

дошкольного

учреждения,

подготовки

атрибутов

спектаклей,

организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок и

мини-библиотеки детских рукописных книг;

непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с

провоцировать

родителей

оценивание

результатов

художественного

творчества детей.

практика

современного

нетрадиционного

детского

художественного творчества указывает на широкие возможности этой увлекательной

и полезной, творчески продуктивной деятельности в целях всестороннего развития

Требования к организации ручного труда в детском саду

конструктивных (анализ образца, «прочтение» чертежа и т. п.) и технических

(сгибание

перевязывание,

плетение,

склеивание)

которые дети получают на занятии и вне занятия. Если дети придумывают новые

соединения

композиционное

воспитатель поддерживает их и помогают достичь результата;

Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить

конкретное практическое применение;

В трудовом процессе необходимо предусмотреть усложнение предлагаемой

детям работы;

В изготовлении поделок должен принимать участие каждый ребенок;

Используемые

воспитателем

педагогические

помогают

осознать необходимость и значимость работы и выполнять ее с желанием;

выполнении

предусмотреть

воспитателя в зависимости от степени овладения детьми различных навыков, а

самостоятельности

организации,

планировании

осуществлении

трудового процесса.

Трудовое

воспитание

формирует

дошкольников

нравственные

доброжелательность,

сочувствие,

моральные

личности:

бережливость,

трудолюбие,

правдивость,

сознательность.

трудовом

воспитании

моральная

дошкольника: значимость его труда, бережное отношение к результатам труда,

материалам,

заботливое

отношение

художественной

литературе дети знакомятся с трудом взрослых, с красотой родной природы, с

сезонными

изменениями

Ознакомление

взрослых

осуществляется в разных формах: не только нужны наблюдения за трудом или

рассказов

организация

совместной

деятельности

взрослыми. Детям импонирует роль помощника взрослого, но основной смысл

такой организации – непосредственное общение с тружеником, во время которого

ребенок «заражается» трудовым энтузиазмом, подражает действиям взрослых.

Эффективность воспитания положительного отношения к труду зависит от

проявления интереса к деятельности.

Это является одним из условий, обеспечивающим включение детей в труд,

успешное выполнение заданий педагога.

характер

деятельности

инициативу,

активность,

творчество

влияют познавательная направленность интереса, его эмоциональная окраска.

Значительное место в обучении детей ручному труду отводится вопросу

положительных

взаимоотношений

особенно

выполнение

коллективных

дошкольников

формируются

взаимопомощи,

способы согласования действий, сотрудничество на основе организации трудовой

деятельности.

Накапливается

положительный

коллективной

трудовой деятельности.

Навыки ручного труда формируются у детей как на занятиях, так и вне

занятий, во время самостоятельной деятельности.

обучения

художественному

являются

изготовления

предметов, имеющих значение для самого ребенка, его сверстников, близких

Например,

занятиях

приобретают определенные умения, получают новые знания. Педагог предлагает

сделать домики и подарить их малышам. Все его приемы направлены не на

поддержания

общественного

реализацию

занятия – сформировать навыки изготовления поделки.

формирует

создания

поделки по образцу, чертежу, выкройке. Для этого ставит перед детьми задачу

Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть

обобщенным способам анализа – умение определять в предмете его основные

части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали. Это

необходимо при выполнении поделок из бумаги, соломки, засушенных растений.

последовательность

рассматривания

образцов,

придерживаться

выработанного

особенно

подчеркивает значимость анализа (рассматривание) «научитесь рассматривать и

тогда вы сами сумеете рассмотреть игрушку (картинку), которую вы захотите

сделать в уголке труда».

Чтобы выдвигаемые задачи становились для детей значимыми, воспитатель

раскрывает «ближайшие перспективы» - практическое применение полученных

знаний и умений. С этой целью в ходе занятий педагог показывает рисунки или

образцы разных поделок, которые можно выполнить в свободное время, а после

занятия помещает наглядный материал в уголке ручного труда.

Так воспитатель нацеливает детей на самостоятельный труд, подводя итоги

задания, подчеркивая значимость ручного труда, и вызывает к нему интерес.

деятельности

осуществляется

успешности

решения поставленных задач: Что получилось хорошо и почему, чему еще следует

научиться, в чем причина неудачи. Содержание оценки зависит от конкретно

поставленной

Постепенно

усложняя

активизируя

детский опыт, воспитатель формирует познавательный интерес как мотив учебной

деятельности.

Применяя

полученные

осознают их значение в практической деятельности.

позаботиться

необходимые

материалы

засушенные

растения,

веревок, шпагатов, сутажа, бумага, картон, клей, кисти). Их нужно заготовить в

большом количестве.

воспитателя

методических

декоративно-прикладного

искусства

художественно-творческой

деятельностью

многовариантность

исполнения творческих заданий;

«Эмоциональная

методика»

духовно-эстетического

способствующая

развитию

увлеченности

познавательного

интереса;

Использование коллективных форм художественно-творческой деятельности;

использование

различных

историко-

социологических сведений о местных художественных промыслах;

Включение в художественно-творческую деятельность дошкольников работ с

различными материалами, что имеет огромное значение, как в воспитательном

отношении, так и в плане закрепления навыков работы с разными материалами, а

также в развитии художественного вкуса;

Работа с родителями предполагает : папки - раскладушки, информационные

индивидуальные

консультации,

анкетирование,

родительские встречи, семинары - практикумы.

Литература

Художественный

Учебно-методическое

пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011.

Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М.

Ручной и художественный труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. В содержание входит изготовление предметов из разнообразных материалов: бумаги, картона, дерева, природного, бросового.

Изготовляют поделки, игрушки, атрибуты для игр, пособия для занятий, ремонтируют книги, настольно-печатные игры. Проявляют настойчивость, терпение, аккуратность. Планируют работу, отбирают необходимые детали, делают несложные заготовки. Поделки – подарки малышам, взрослым и украшают помещения группы к праздникам. Выставки, конкурсы творчества детей и взрослых, родителей.

Примерное содержание ручного труда в старшей группе:

· ремонт книг для малышей;

· пришивание петель к новым полотенцам;

· изготовление «овощей и фруктов» из поролона для игры в «Магазин»;

· ремонт коробок для настольно-печатных игр;

· шитье кукольного постельного белья;

· изготовление украшений к празднику для группы;

· изготовление персонажей для настольного театра;

· изготовление элементов костюмов к празднику;

· плетение из тесьмы пояса к кукольной одежде;

· изготовление елочных украшений;

· поделка игрушек для обыгрывания построек (деревья, человечки, зверюшки, машинки …);

· изготовление сувениров в подарок папе, маме, другу …;

· изготовление игрушек- забав для малышей и т.д.

Зарождение умственного труда (Куликова Т.А.) – труд может выступать в виде логического решения задачи (математической, житейской, собственное «открытие» ребенка, полученное в результате обдумывания и др.)

Воспитатель учит детей «думать, прежде чем делать», объяснять для себя и для других ход своих мыслей, делать выводы и умозаключения, получать удовлетворение от самостоятельно найденного решения.

Умственный труд имеет все компоненты трудовой деятельности.

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если, например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей вооружает навыками, то на ступени старшего дошкольного возраста этот труд не требует усилий, для детей становится привычным. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего, следует отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени.



Самообслуживание – это постоянная работа о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться кропотливой систематической работой в детском саду и семье.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формулирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия.

Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему, большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как не в каком другом сочетается умственные и волевые усилия.

Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессов, орудиях труда. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Через содержания труда в природе, например, выращивание красивых цветов, направленного на удовлетворение эстетических потребностей людей, через организацию трудового процесса в соответствии с требованиями культуры и эстетики, использование результатов труда для удовлетворения практических потребностей и радостных эстетических эмоций, осуществляется эстетическое воспитание детей.

Ручной труд – развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.

Loading...Loading...