Логопедическое занятие игрушки. Конспект логопедического занятия игрушки. Коррекционно – образовательные цели

Анастасия Баранова

Коррекционно – образовательные цели:

Закрепить и обобщить знания детей об игрушках, частях из которых они состоят, их значении в жизни детей. Активизация словаря по теме «Игрушки».

Коррекционно – развивающие цели:

Активизация речевой деятельности детей. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, вербальной памяти, зрительного восприятия и внимания. Развитие общей, мелкой моторики пальцев рук. Развитие фонематических процессов.

Коррекционно – воспитательные цели:

Формировать навык взаимодействия. Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к игрушкам. Поддерживать в детях стремление к самостоятельности, инициативности.

Оборудование:

Кубики с картинками - демонстрационные. Картинки для игры «без чего?», конверты с разрезными картинками игрушек, конверты с танграмом, салфетки, цветные карандаши, клей карандаш - по количеству детей.

Мольберт, стол, цветик - семицветик из бумаги.

Предварительная работа:

Чтение учителем - логопедом рассказа В. Катаева «Цветик – семицветик». Заучивание с детьми загадок об игрушках.

Ход занятия

Организационный момент:

Логопед приглашает детей пройти на ковер. Дети становятся в круг.

Ребята у меня в руках волшебный цветок, а как он называется? (цветик – семицветик)

Правильно. Этот цветок исполнит все наши желания. Сегодня я приглашаю вас отправиться в чудесный мир….Вы хотите туда попасть? (да)

Чтобы туда попасть нужно оторвать один лепесток и произнести волшебные слова.

Вы знаете, какие слова нужно сказать? (да) Как их нужно произнести? (четко, внятно, громко).

Дети произносят хором.

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

(логопед отрывает один лепесток)

А чтобы узнать, как называется этот чудесный мир, мы должны отгадать слово.

Вы хотите узнать название? (да) Основная часть:

Задание № 1 (Кубики с картинками)

Цель: развитие фонематичекого слуха.

Посмотрите внимательно у меня на столе стоят кубики, на них изображены картинки. Чтобы разгадать слово, нужно определить первый звук в названии каждой картинки.

Опрос индивидуально:

Будут отвечать только те ребята, которых я спрошу.

- (первый ребенок) Скажи, пожалуйста, какой первый звук в слове машина? (м)

- (второй ребенок) какой первый звук в слове индеец? (И) и т. д.

картинки: Машина, Индеец, Рыба - (мир)

Иголка, Гриб, Рак, Улитка, Шапка, Ель, Кот - (игрушек)

Дети читают хором, что у них получилось - «Мир игрушек».

Мы попали в «Мир игрушек». Молодцы!


Задание № 2 (Разрезные картинки игрушек.)

Цель: учить восприятию целостного образа; развивать внимание - (картинки раздаются с учетом индивидуальных особенностей ребенка из 3, 4, 5, 6 частей).

Игрушки бывают разные. А какие? Мы узнаем, когда вы соберете игрушку из частей. Тихонечко садитесь за столы. Возьмите конверт, достаньте части и соберите каждый свою игрушку.

Какие у вас получились игрушки? (разные, яркие, красивые)

Молодцы!


Задание № 3 (Штриховка)

Цель: научить детей штриховать в зависимости от направления контура.

Соблюдение границ и размеров. Развивать мелкую моторику.

Ребята, а вы знаете загадки про игрушки? (да)

Сейчас мы посмотрим, как вы умеете загадывать и отгадывать загадки.

Ребята отгадки у вас на листочках, нужно найти отгадку и заштриховать самостоятельно.

Как мы будем штриховать? (не выходя за контур, аккуратно, соблюдая расстояние).

Ребята приготовили для вас загадки. Внимательно послушайте их.

Загадки (отгадки дети заштриховывают, три картинки: мишку, мяч и матрёшку).

(первый ребенок)

Толстый он

И косолапый,

У него большие лапы,

Сделаны они из плюша.

Мыть его нельзя под душем. (плюшевый мишка)

(второй ребенок)

Покатился в огород,

Докатился до ворот,

Подкатился под ворота,

Добежал до поворота.

Там попал под колесо,

Лопнул, хлопнул – вот и всё. (мяч)

(третий ребенок)

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (матрешка)

Отгадки детей спрашиваются индивидуально. Что это? Как ты догадался?

Молодцы!

Физ. минутка - «Буратино» проводится (2 раза).

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся, два - нагнулся,

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключ ему достать,

Надо на носочки встать.

Крепче Буратино стой,

Вот он – ключик золотой.


Задание № 4 Игра «Без чего?»

Цель: Расширение словарного запаса по теме. Совершенствование грамматического строя речи. Образование и использование форм родительного и творительного падежей имен существительных. Развитие зрительного внимания.

Дети подходят к мольберту.

Ребята игрушки бывают новые и старые. Как нужно обращаться с любимыми игрушками? (их нужно беречь, любить, не ломать)

Посмотрите у меня здесь картинки старых игрушек. Их нужно починить, чтобы они стали как новые. Вы хотите помочь им? (да)

Картинки игрушек: (Буратино без носа, машина без колеса, стол без ножки, поезд без трубы, заяц без уха, самолет без крыла, медведь без лапы, кукла без руки, коляска без ручки, чайник без носика.)

Дети по очереди берут недостающую часть игрушки и крепят её на мольберт с помощью магнита.)

Молодцы!



Задание № 5 (Танграм – лисичка, зайка, волк)

Цель: сложить фигуры разной формы. Развивать оперативное мышление, воображение, творческие способности, познавательный интерес.

Сюрпризный момент:

Стук в дверь. Письмо от игрушек детям.

Логопед читает письмо: «Помогите, помогите из кусков меня сложите»

Ребята поможем игрушкам? (да)

Работа за столами.

Давайте поможем собрать фотографию игрушек.

Опрос индивидуально, у кого, какая фотография игрушки получилась.


Пальчиковая игра «Игрушки».

На большом диване в ряд, (хлопок в ладоши чередующийся с кулачками)

Куклы Танины сидят (хлопок в ладоши чередующийся с кулачками)

2 медведя, Буратино (загибают по одному пальцу на каждой руке)

И весёлый Чиполлино. (загибают по одному пальцу на каждой руке)

И котёнок, (загибают по одному пальцу на каждой руке)

И слонёнок. (загибают по одному пальцу на каждой руке)

Раз, два, три, четыре, пять - (сжимают и разжимают кулачки)

Помогаем нашей Тане (хлопок в ладоши чередующийся с кулачками)

Задание № 6 Творческое.

Цель: развивать мелкую моторику. Поддерживать в детях стремление к самостоятельности, инициативности, индивидуальности.

Ребята давайте принесем домой для ваших любимых сестричек и братьев для мам и пап подарки из страны игрушек? (давайте)

Вы хотите подарить подарки? (да)

У вас на столах лежат игрушки собачки и зайчики. Давайте с помощью салфеток сделаем наши игрушки пушистыми.

Дети выполняют аппликацию.

(отрывают маленькие части от салфетки, скатывают их до состояния маленького комочка и приклеивают на картинку.)


Итог:

Ребята, наше с вами путешествие пора заканчивать.

Дети подходят к логопеду. Учитель - логопед берет цветик – семицветик в руки.

Посмотрите, на нашем цветике - семицветике осталось ещё много лепестков благодаря которым мы можем попасть не только в мир игрушек, но и в другие чудесные миры и узнать много нового и интересного.

Вам понравилось в мире игрушек? (да). Мне тоже очень понравилось путешествовать вместе с вами.

Рефлексия детей. (по завершению занятия)

Цель: приобретение детьми наряду со знаниями и умениями, рефлексивной способности, которая позволяет ребенку оценивать результат собственной деятельности, т. е. обеспечивать самовоспитание, самообразование и саморазвитие.

Давайте вместе попробуем не только рассказать, но и показать своё отношение к путешествию. Те ребята, которые считают, что им всё удалось на занятии – подойдите и возьми картинку с мишкой, который улыбается. Те ребята, которые в чем - то затруднились – подойдите и возьмите картинку с мишкой, который смотрит на вас задумчиво.

Индивидуальный опрос детей, что, кому и почему больше понравилось в путешествии. Кто из ребят, в каком задании испытывал затруднения.

Используемая литература:

Н. В. Нищева – дидактическая игра «Играйка».

Н. В. Нищева –«Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР».

http://allforchildren.ru/pictures/mim.php -картинки.

Цель: расширение пассивного и активного словаря по теме, формирование простого предложения, обучение употреблению родительного падежа существительных.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки по лексической теме, пособие «Лесные истории», индивидуальные зеркала, игрушки, иллюстрации к пособию «А. Барто «Игрушки».

Ход занятия

1. Оргмомент .

Угадай, какая погремушка играет?

2. НПП .

Какие подарки вы любите получать? Дети называют. Логопед обобщает, что это - игрушки, их много в нашем саду.

3. Сообщение темы занятия .

Сегодня мы будем говорить об игрушках.

4. Объяснение нового материала .

Дидактическая игра «К нам приехали игрушки».
Логопед привозит на грузовике игрушки, просит помочь разгрузить грузовик и назвать игрушки.

Дети берут по одной игрушке, называя ее: «У меня зайка».
- Игра «Какой игрушки нет?»
На столе раскладываются четыре игрушки. Дети закрывают глаза. Одна игрушка убирается. Затем детям предлагается внимательно посмотреть и сказать, какой игрушки нет. Например: «Нет мишки. Нет куклы».

5. Физминутка .

Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Синий, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Пальчиковая гимнастика:
Там, в углу, лежат игрушки, отдыхают в тишине…
Пять игрушек в день рожденья подарили гости мне:
Раз - ушастый серый зайка. Два - есть дудка у меня.
Три - сейчас я покажу вам черногривого коня.
Бурый мишка мой- четыре. Белка рыженькая - пять.
Только всех моих игрушек мне никак не посчитать.



Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
(Соединить ладони с растопыренными пальцами. Одноименные пальцы друг за другом отталкиваются и соединяются вместе.)

6. Закрепление нового материала .

Логопед просит внимательно посмотреть и запомнить, в каком порядке разложены игрушки, а затем предлагает детям поиграть с ними. Пока дети играют, читает стихотворение.
А теперь ребятам нужно
Убирать игрушки дружно,
Убирать, а не ломать.
Позже будем вновь играть!
Затем произносится фраза: «Игрушки на место!» Дети должны разложить игрушки в том порядке, в каком они были.
- Рассматривание иллюстраций с изображением жилищ различных
животных.

7. Подведение итогов занятия .

Логопед читает детям стихи А. Барто из цикла «Игрушки». Спрашивает, о чем это стихотворение, подводя детей к выводу, что речь идет об игрушке.

8. Оценивание работы детей .

Кто хорошо позанимался, пусть теперь поиграет.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение — детский сад «Алёнка» Никифоровского района Тамбовской области

Логопедического занятия в старшей группе по лексической теме Игрушки

Подготовила: учитель — логопед Давыдова Елена Юрьевна

Цели: Расширение и систематизация словарного запаса по теме «Игрушки» Их назначение, детали и части, из которых они состоят; материалы из которых они сделаны.

Задачи: Развитие грамматического строя речи с помощью игр и упражнений (Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных согласование прилагательных с существительными, согласование местоимения существительного в роде и числе). Развитие навыков речевого общения, связной речи, зрительного восприятия, внимания,мышления. Развитие речевого слуха, общей моторики, координации речи с движением.

Оборудование: картинки с изображением игрушек разрезные картинки, игрушки. Купить разрезные картинки можно в специаизированном магазине для детских садов — detsad-shop.ru раздел —

1. Ход занятия

Логопед: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Хотите узнать, кто?
(Да, хотим).
(Логопед достает пирамидку, матрешку, машинку, мячик.)
Что это такое? Как можно их назвать одним словом? (Игрушки)
Правильно!
Сегодня мы с вами будем говорить об игрушках.

Логопед: Ребята, а вы любите отгадывать загадки?
(Да)
Тогда попробуйте отгадать.

Он резиновый, упругий
Так и проситься на руки,
Чтоб подбросить и поймать, по дорожке покатать.
(Мяч)

На одной ноге крутилась,
И вдруг на бок повалилась,
С шумом на пол прилегла
Разноцветная…
(юла)

У братишки есть их много:
Легковая, грузовая и специальная такая.
В этой открываю дверцу
В эту грузиться песок…
Мы с братишкой, если честно
В них играем весь денёк.
С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья?
(Машинки)

Она похожа на актрису

В красивом платье серебристом,

Расскажу ей сказку —

Она закроет глазки,

Поиграем — будем спать,

Уложу ее в кровать.

Что за милая игрушка:

Утром — дочка, днем — подружка? (Кукла)

Я из них построю дом,

Пирамиду, космодром.

Что же за кирпичики,

Как коробки спичечные? (Кубики

Друг другу улыбаются,

Одна в другую ставятся,

Деревянные, как ложки!

Знаешь, кто это? (Матрешки)

2. Игра “Один- много”
мяч – мячи;
слон – слоны;
машина – машины;
кукла – куклы;
уточка – уточки;
мишка – мишки;
зайчик – зайчики;
кубик – кубики;
матрешка – матрешки;
совок – совки
барабан – барабаны.

3. Игра “Что из чего”.

Логопед: Кто знает, из чего делают игрушки? (из дерева, железа, пластмассы, резины, ткани, бумаги).

Если игрушка сделана из дерева, она какая? (деревянная)
Если игрушка сделана из железа, она какая? (железная)
Если игрушка сделана из пластмассы, она какая? (пластмассовая)
Если игрушка сделана из резины, она какая? (резиновая)
Если игрушка сделана из бумаги, она какая? (бумажная)
Если игрушка сделана из плюша, она какая? (плюшевая)
Если игрушка сделана из стекла, она какая? (стеклянная)

4.Физминутка «Буратино»

Буратино потянулся
Раз, нагнулся
Два, нагнулся
Три, нагнулся
Руки в стороны развел,
Ключик, видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

5 Игра “Большой — маленький”
Игрушек стало много, а теперь назовем их ласково.
мяч – мячик;
слон – слоник;
машина – машинка;
кукла – куколка;
утка — уточка;
самолет – самолетик;
заяц — зайчик;
совок – совочек.

6. Игра “Какой, какая, какие”
Скажем, какие у нас игрушки.
Игрушки (какие?) – маленькие, большие, красивые, разноцветные, мягкие, любимые, резиновые, деревянные….
Кукла (какая?) – нарядная, красивая, большая, говорящая,….
Машина (какая?) — красивая, большая, легковая, грузовая,….
Мяч (какой?) – красивый, разноцветный, маленький,…
Самолет (какой?) – красивый, игрушечный, пластмассовый,…

7. Игра. «Собери картинки».

Логопед: Соберите картинки и назовите игрушки, которые у вас получились (кукла, неваляшка, машинка, мишка, зайка, вертолёт).

8 «Четвертый лишний».

Логопед: Я буду вам показывать картинки, вы скажите, какая лишняя картинка.

9. Итог занятия.

Вспомнить, о чём говорили на занятии.

Оценка работы детей.

Конспект

логопедического занятия по развитию речи

на тему: Игрушки.

МБДОУ д\с № 16 « Золотой ключик»

подготовительная логопедическая группа № 5

учитель-логопед Горбатенко М.Н.

Коррекционно – образовательные цели:

Формировать представления об игрушках. Уточнить словарь по теме, сформировать обобщающее понятие игрушки.

Коррекционно – развивающие цели:

Активизация речевой деятельности детей. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, вербальной памяти, зрительного восприятия и внимания. Развитие общей, мелкой моторики пальцев рук. Развитие фонематических процессов.

Коррекционно – воспитательные цели:

Формировать навык взаимодействия. Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к игрушкам. Поддерживать в детях стремление к самостоятельности, инициативности.

Оборудование:

Кубики с картинками - демонстрационные. Картинки для игры « без чего?», конверты с разрезными картинками игрушек, салфетки, цветные карандаши, клей карандаш - по количеству детей.

Мольберт, стол, цветик - семицветик из бумаги.

Предварительная работа:

Чтение учителем - логопедом рассказа В. Катаева «Цветик – семицветик». Заучивание с детьми загадок о игрушках.

Ход занятия

Организационный момент:

Логопед приглашает детей пройти на ковер. Дети становятся в круг.

Ребята у меня в руках волшебный цветок, а как он называется? (цветик – семицветик)

Правильно. Этот цветок исполнит все наши желания. Сегодня я приглашаю вас отправиться в чудесный мир….Вы хотите туда попасть? (да)

Чтобы туда попасть нужно оторвать один лепесток и произнести волшебные слова.

Вы знаете, какие слова нужно сказать? (да) Как их нужно произнести? (четко, внятно, громко).

Дети произносят хором.

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

(логопед отрывает один лепесток)

А чтобы узнать, как называется этот чудесный мир, мы должны отгадать слово.

Вы хотите узнать название? (да)

Основная часть:

Задание № 1 (Кубики с картинками)

Цель: развитие фонематичекого слуха.

Посмотрите внимательно у меня на столе стоят кубики, на них изображены картинки. Чтобы разгадать слово, нужно определить первый звук в названии каждой картинки.

Опрос индивидуально:

Будут отвечать только те ребята, которых я спрошу.

- (первый ребенок) Скажи, пожалуйста, какой первый звук в слове машина? (м)

- (второй ребенок) какой первый звук в слове индеец? (И) и т.д.

картинки: Машина, Индеец, Рыба - (мир)

Иголка, Гриб, Рак, Улитка, Шапка, Ель, Кот - (игрушек)

Дети читают хором, что у них получилось - « Мир игрушек».

Мы попали в «Мир игрушек». Молодцы!

Задание № 2 (Разрезные картинки игрушек.)

Цель: учить восприятию целостного образа; развивать внимание - (картинки раздаются с учетом индивидуальных особенностей ребенка из 3, 4, 5, 6 частей).

Игрушки бывают разные. А какие? Мы узнаем, когда вы соберете игрушку из частей. Тихонечко садитесь за столы. Возьмите конверт, достаньте части и соберите каждый свою игрушку.

Какие у вас получились игрушки? (разные, яркие, красивые)

Молодцы!

Задание № 3 (Штриховка)

Цель: научить детей штриховать в зависимости от направления контура.

Соблюдение границ и размеров. Развивать мелкую моторику.

Ребята, а вы знаете загадки про игрушки? (да)

Сейчас мы посмотрим, как вы умеете загадывать и отгадывать загадки.

Ребята отгадки у вас на листочках, нужно найти отгадку и заштриховать самостоятельно.

Как мы будем штриховать? (не выходя за контур, аккуратно, соблюдая расстояние).

Ребята приготовили для вас загадки. Внимательно послушайте их.

Загадки (отгадки дети заштриховывают, три картинки: мишку, мяч и матрёшку).

(первый ребенок)

Толстый он

И косолапый,

У него большие лапы,

Сделаны они из плюша.

Мыть его нельзя под душем. (плюшевый мишка)

(второй ребенок)

Покатился в огород,

Докатился до ворот,

Подкатился под ворота,

Добежал до поворота.

Там попал под колесо,

Лопнул, хлопнул – вот и всё. (мяч)

(третий ребенок)

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (матрешка)

Отгадки детей спрашиваются индивидуально. Что это? Как ты догадался?

Молодцы!

Физ. минутка - « Буратино» проводится (2 раза).

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся, два - нагнулся,

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключ ему достать,

Надо на носочки встать.

Крепче Буратино стой,

Вот он – ключик золотой.

Задание № 4 Игра « Без чего?»

Цель: Расширение словарного запаса по теме. Совершенствование грамматического строя речи. Образование и использование форм родительного и творительного падежей имен существительных. Развитие зрительного внимания.

Дети подходят к мольберту.

Ребята игрушки бывают новые и старые. Как нужно обращаться с любимыми игрушками? (их нужно беречь, любить, не ломать)

Посмотрите у меня здесь картинки старых игрушек. Их нужно починить, чтобы они стали как новые. Вы хотите помочь им? (да)

Картинки игрушек: (Буратино без носа, машина без колеса, стол без ножки, поезд без трубы, заяц без уха, самолет без крыла, медведь без лапы, кукла без руки, коляска без ручки, чайник без носика.)

Дети по очереди берут недостающую часть игрушки и крепят её на мольберт с помощью магнита.)

Молодцы!

Задание № 5 (Танграм – лисичка, зайка, волк)

Цель: сложить фигуры разной формы. Развивать оперативное мышление, воображение, творческие способности, познавательный интерес.

Сюрпризный момент:

Стук в дверь. Письмо от игрушек детям.

Логопед читает письмо: « Помогите, помогите из кусков меня сложите»

Ребята поможем игрушкам? (да)

Работа за столами.

Давайте поможем собрать фотографию игрушек.

Опрос индивидуально, у кого, какая фотография игрушки получилась.

Пальчиковая игра «Игрушки».

На большом диване в ряд, (хлопок в ладоши чередующийся с кулачками)

Куклы Танины сидят (хлопок в ладоши чередующийся с кулачками)

2 медведя, Буратино (загибают по одному пальцу на каждой руке)

И весёлый Чиполлино. (загибают по одному пальцу на каждой руке)

И котёнок, (загибают по одному пальцу на каждой руке)

И слонёнок. (загибают по одному пальцу на каждой руке)

Раз, два, три, четыре, пять - (сжимают и разжимают кулачки)

Помогаем нашей Тане (хлопок в ладоши чередующийся с кулачками)

Задание № 6 Творческое.

Цель: развивать мелкую моторику. Поддерживать в детях стремление к самостоятельности, инициативности, индивидуальности.

Ребята давайте принесем домой для ваших любимых сестричек и братьев для мам и пап подарки из страны игрушек? (давайте)

Вы хотите подарить подарки? (да)

У вас на столах лежат игрушки собачки и зайчики. Давайте с помощью салфеток сделаем наши игрушки пушистыми.

Дети выполняют аппликацию.

(отрывают маленькие части от салфетки, скатывают их до состояния маленького комочка и приклеивают на картинку.)

Ребята, наше с вами путешествие пора заканчивать.

Дети подходят к логопеду. Учитель - логопед берет цветик – семицветик в руки.

Посмотрите, на нашем цветике - семицветике осталось ещё много лепестков благодаря которым мы можем попасть не только в мир игрушек, но и в другие чудесные миры и узнать много нового и интересного.

Вам понравилось в мире игрушек? (да). Мне тоже очень понравилось путешествовать вместе с вами.

Рефлексия детей. (по завершению занятия)

Цель: приобретение детьми наряду со знаниями и умениями, рефлексивной способности, которая позволяет ребенку оценивать результат собственной деятельности, т.е. обеспечивать самовоспитание, самообразование и саморазвитие.

Давайте вместе попробуем не только рассказать, но и показать своё отношение к путешествию. Те ребята, которые считают, что им всё удалось на занятии – подойдите и возьми картинку с мишкой, который улыбается. Те ребята, которые в чем - то затруднились – подойдите и возьмите картинку с мишкой, который смотрит на вас задумчиво.(см. приложение №8).

Индивидуальный опрос детей, что, кому и почему больше понравилось в путешествии. Кто из ребят, в каком задании испытывал затруднения.

Используемая литература:

Н.В. Нищева – дидактическая игра « Играйка».

Н.В. Нищева –«Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР».

Методическая разрботка

Конспект логопедического занятия во 2 классе коррекционной школы VIII вида (2 вариант) с использованием адаптирующей педагогики и личностно-ориентированного подхода

Логопедическая тема: звук [у].

Грамматическая тема: множественное число имён существительных.

Лексическая тема: «Игрушки».

Коррекционно-образовательные цели:

Уточнение, расширение и обобщение представлений учащихся об игрушках;

Формирование обобщающего понятия игрушки;

Уточнение артикуляции звука [у];

Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа имен существительных), слоговой структуры слова.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия и памяти;

Развитие фонетического слуха и фонематического восприятия;

Развитие артикуляционной и мелкой моторики;

Развитие плавного длительного выдоха.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование положительной установки детей на участие в занятии;

Воспитание навыков общения в игре на занятии.

Оборудование: игрушки и предметные картинки с изображениями игрушек, лото «Один-много», «волшебный мешочек», разноцветные флажки.

Ход занятия.

Организационный момент.

При входе в кабинет логопед приветствует детей. На партах лежат предметные картинки.

Логопед: Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Выберите картинки с изображениями игрушек.

Ученики выбирают.

Логопед: Молодцы! Мы будем сегодня говорить об игрушках, о том, как можно с ними играть.

Логопед убирает со стола картинки.

Игра «Волшебный мешочек»

Логопед достаёт мешочек с игрушками.

Логопед: Ребята, в волшебном мешочке лежат игрушки вам необходимо определить на ощупь, какая игрушка лежит в мешке.

Ученики по очереди на ощупь, не заглядывая в мешочек, берут в руки один предмет и пытаются угадать и назвать его.

После того как ученик назвал предмет в мешочке, он достаёт его и выкладывает на стол.

Логопед: Что это?

Ученики: Мячик.

Логопед: Это мячик. Потрогайте, рассмотрите его. Какой он?

Логопед активно использует жесты, так показывает мяч, чтобы дети подбирали нужное прилагательное.

Ученики: Круглый, большой, красный.

Логопед: Ещё он гладкий, резиновый, упругий.

Затем другой ученик достаёт следующую игрушку.

Логопед: Что это?

Ученик: Мишка.

Логопед: Давайте рассмотрим мишку и расскажем, какой он.

Ученики: Красивый, большой.

Логопед: Ещё он мягкий, коричневый, меховой. Посмотрите, какой у него толстый живот, круглая голова, мохнатые лапы.

Аналогично рассматриваются ещё две игрушки: машинка и кукла.

Логопед: Мы достали из «волшебного мешочка»: мяч, машинку, мишку и куклу! Как вы назовете их одним словом?

Ученики: Игрушки.

Логопед: Правильно! Это игрушки. Для чего нужны игрушки? Что делают с ними дети?

Ученики: Играют.

Логопед: Дети играют с игрушками. Молодцы! А сейчас давайте выполним дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика «Самолётики».

Готовые бумажные самолётики логопед выставляет на старт на столе.

Логопед: Каждый пилот дует на свой самолёт. У кого лучше работает двигатель, чей самолёт улетит дальше, тот и выигрывает.

Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным (щёки не надувать).

Игра «Один-много».

Логопед выкладывает на парту перед учениками картинки с изображениями одной или нескольких игрушек.

Логопед: На картинках изображены игрушки. На некоторых картинках нарисована одна игрушка, а на некоторых их много. Вам нужно подобрать картинки парами: картинку с рисунком одной игрушки и картинку с рисунком нескольких таких же игрушек, например: мяч - мячи. Выполняйте.

Ученики подбирают карточки. Некоторые дети с помощью учителя.

Логопед: А теперь расскажите, как вы подобрали карточки.

1-й ученик: Машина - машины. Кукла - куклы.

2-й ученик: Кубик - кубики. Мишка - мишки.

3-й ученик: Мяч - мячи. Самолёт - самолёты.

Логопед: Молодцы! Правильно! Похлопайте себе!

Развитие мелкой моторики.

Выполнение упражнения с массажным мячиком.

Я мячом круги катаю,

Взад - вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошки,

Будто я сметаю крошки.

А потом сожму немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк!

Мяч кидаю между рук!

Выделение звука [у] на фоне слова.

Логопед раздаёт ученикам флажки.

Логопед: Я сейчас буду говорить слова, а вы будете поднимать флажки, когда услышите в этих словах звук [у]. Но сначала давайте споём этот звук вместе. Вытяните губы «трубочкой» и пойте вместе со мной.

Логопед обращает внимание учеников на свои губы, что может служить зрительной опорой при выполнении этого упражнения.

Логопед: Сейчас мы будем соревноваться в том, кто дольше протянет звук [у]. Звук нужно тянуть на одном выдохе, не останавливаясь.

Учащиеся по команде логопеда начинают длительно, на выдохе произносить звук [у].

Собирание картинки из частей.

Логопед раздаёт разрезные картинки с изображением игрушек.

Логопед: Вам нужно правильно собрать картинку игрушки по образцу.

Ученики выполняют.

Логопед: Назовите, что изображено на картинке, которую вы собрали.

Учащиеся: Мишка, машинка.

Логопед: Хорошо!

Игра «Чего не стало?»

Логопед выставляет на стол 4 игрушки.

Логопед: Что вы видите?

Ученики: Машину, мяч, куклу, мишку.

Логопед: Правильно. Посмотрите на них внимательно и запомните, какие игрушки на столе и как они стоят. А теперь закройте глазки.

Ученики закрывают глаза, а логопед убирает со стола одну из игрушек.

Логопед: Откройте глаза. Что изменилось? Какая игрушка пропала?

Ученики: Мяч.

Логопед: Верно! Какие вы внимательные! Закройте глазки ещё раз.

Ученики закрывают глаза, а логопед убирает со стола куклу.

Логопед: Откройте глаза. Что изменилось?

Ученики: Нет куклы.

Логопед: Отлично! Молодцы!

Упражнение «Эхо».

Логопед предлагает ученикам встать лицом к нему и быть «эхом»: тихо и четко повторять слова, которые он скажет громко. При этом используются предметные картинки.

Логопед (громко): Во-да!

Ученики (тихо): Во-да.

Логопед (громко): Ку-би-ки!

Ученики (тихо): Ку-би-ки.

Логопед (громко): Ва-го-ны!

Ученики (тихо): Ва-го-ны.

Логопед (громко): Ма-ши-на!

Ученики (тихо): Ма-ши-на.

Логопед: Вы были замечательным «эхом»! Молодцы!

Окончание урока.

Логопед выясняет, что понравилось ученикам на занятии, и положительно оценивает деятельность каждого ученика.

You have no rights to post comments

Loading...Loading...