Образовательный портал. Коллективное творчество Коллективная работа в садике

Из опыта работы воспитателя детского сада

Описание: данный материал предназначен для воспитателей детских садов, родителей.
Участники: дети дошкольного возраста.

Цель:
предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, создать условия для творческого взаимодействия.

Задачи:
Обучающие:
учить создавать коллективные работы, проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной деятельности;

Развивающие:
развивать творческие способности, фантазию, воображение;

Воспитательные:
воспитывать умение работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи.

Одной из форм проведения НОД в детском саду являются коллективные работы, итогом которых становятся общие картины, панно, композиции.

Коллективные работы с детьми создаются начиная с младшего дошкольного возраста по рисованию, лепке, аппликации, конструированию.

Создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы доставляет детям большую радость. Такие картины значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В. Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:
- договариваться о совместной работе, её содержании;
- работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать, таким образом развиваются коммуникативные способностей детей;
- планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию, дополнения;
- радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Развивающие возможности этой формы работы состоят в развитии у детей саморегуляции и умения взаимодействовать в коллективе.

Отмечу, что среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в ФГОС ДО обозначено, что «ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми… способен договариваться, учитывать интересы и чувства других».

Выполняя коллективные работы, мы создаём украшения к празднику, выполняем панно для досуга, ко дню рождения ребёнка, иллюстрируем сказки, стихотворения, и т. д.

Темы коллективных работ я выбираю разнообразные, но особенно меня привлекает создание композиций о природе. Это зелёные поля, сосновые и смешанные леса, реки и озёра, животные, насекомые и птицы. Я учу детей восхищаться красотой природы родного края.

А как стараются дети при изготовлении коллективных работ к праздникам и радуют родителей результатами своего труда! Они посвящают их самым добрым, самым чутким, самым нежным и заботливым мамам и папам.

Дети вкладывают в свои работы столько тепла и доброты, что хочется смотреть на них бесконечно.

На занятиях я стараюсь использовать разные виды искусства: изобразительное и декоративное, музыку, танец, литературу. Интеграция даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности.

Дети младшей группы создают каждый отдельное изображение, а в конце у них получается общая картина.

А старшие дети выполняют более сложные и разнообразные задания («Улица города» - транспорт, дома, деревья, люди т. д.) . Чтобы детям не мешать друг другу при создании коллективной работы, каждый определяет зону своей деятельности, т. е. договариваются, кто где будет создавать.

Для систематического проведения занятий по коллективному творчеству в группе создаётся перспективный план, подбираются темы, материалы, продумываются формы организации.

Иногда коллективные работы могут реализовываться на нескольких занятиях. Цикл занятий на одну тему предусматривает постепенное решение поставленной задачи. Например, тема «Улица города»: на первом занятии создаётся город, на втором занятии на другом листе – транспорт, в конце занятия оба листа соединяются. На третьем занятии выполняют людей и дополняют город по своему желанию (деревьями, цветами, облаками, солнцем и пр.)

Взаимодействуя в коллективе, ребёнок не только обучается и развивается в физическом, психическом и речевом плане, но и получает важный социальный опыт, осваивает социальные ценности.

А видя результат коллективной работы, дети испытывают положительные эмоции.




«Воспитание творческой направленности личности дошкольников в условиях коллективной деятельности»

В коллективной творческой деятельности дошкольников легко и незаметно формируется умения взаимодействовать с людьми и воздействовать на окружающие объекты реальной действительности.

Систематическая работа воспитателя по развитию эмоциональной сферы в ᴨȇриод развития ребенка, поможет ему овладеть знаниями об эмоциях, умениями распознавать, оценивать и регулировать свое эмоциональное состояние и другого, строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать чувство эмпатии.

Особенности коллективного творческого дела:

  • практическая направленность;
  • коллективная организация;
  • творческий характер;
  • дети заботятся друг о друге;
  • о своем коллективе;
  • об окружающих людях;
  • о далеких друзьях;
  • поиск лучших средств этой заботы;
  • все более четкая организация своей жизни;
  • разнообразных дел на пользу и радость;
  • это сплачивает воспитателей и воспитанников.

Именно эти особенности коллективного творческого дела, характеризуют их практическую сторону, определяют отличительные черты обучающей, развивающей и воспитательной задач. Эти задачи в процессе коллективного творческого дела становятся и решаются воспитателями по преимуществу незаметно для воспитанников, как бы “по ходу”, в глубине решения жизненно-практической задачи, и открываются воспитанникам в той или иной стеᴨȇни - при обсуждении результатов.

Этим коллективные творческие дела принципиально отличаются от мероприятий: бесед, экскурсий, работы кружков и т.п. для котоҏыҳ, напротив, характерна открытая постановка ᴨȇред воспитанниками и открытое осуществление образовательных, развивающих и воспитательных задач.

В отличие от коллективных дел здесь на ᴨȇрвый план выступает на создание воспитанниками вместе с воспитателями и под их руководством нового жизненно важного опыта, а не применение в практических целях ранее усвоенных знаний и умений, навыков, которые должны быть ᴨȇреданы учащимися к учебной работе.

Сила каждого коллективного творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. В связи с этим в каждом из таких дел - гибкая форма и богатое разнообразие содержание, нестандартные варианты.

Изучение и использование коллективных творческих дел невозможно без знания их общих воспитательных, обучающих и развивающих возможностей, без понимания того, как эти возможности раскрываются в каждом виде.

Различаются следующие виды коллективных творческих дел: общественно-политические, трудовые, познавательные, художественно-эстетические, организаторские, спортивно-оздоровительные.

Основной отличительный признак вида - общая практическая забота, которая выступает на ᴨȇрвый план.

Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность определенным видом общественно ценного опыта.

1.Общественно-политические коллективные творческие дела проникнуты романтикой исторических свершений, картинами трудовых и боевых подвигов народа, совершаемых во имя Родины. Содержание таких образных панорам составляет нравственно-социальный опыт, развивающий у воспитанников гражданское отношение к общественным событиям, к прошлому и настоящему Отечества.

2. Трудовые коллективные творческие дела развивают у воспитанников знания об окружающей жизни, взгляды на трудовую деятельность как основной источник радостной жизни людей, стремление вносить свой вклад в улучшение окружающей жизни, умение и привычку осуществлять заботу о людях близких и далеких, трудиться самостоятельно и творчески на их пользу и радость.

3. Познавательные коллективные творческие дела определяются сᴨȇцификой их сущности: познавательным содержанием, “открытием мира” на пользу другим, на ᴨȇрвый план выступает развитие у воспитанников интерес к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн и загадок, то есть к познавательной деятельности, различным ее средствам, к учению.

4.Художественно-эстетические коллективные творческие дела имеют особые воспитательные возможности. Главная из них - развитие эстетической стороны жизни нашего общества, народов других стран, к искусству, как составной части духовной культуре, к себе как младшим товарищам взрослых по сохранению и внесению прекрасного в окружающий мир. Именно художественно-эстетические дела позволяют целенаправленно развивать у воспитанников художественно-эстетические взгляды и убеждения, действенный интерес к различным видам искусства, умениям и навыкам художественного творчества, эстетическую восприимчивость и отзывчивость, благородство души.

5. Спортивно-оздоровительные коллективные творческие дела. Важнейшая из воспитательных возможностей спортивно-оздоровительных коллективного творческого дела заключается в развитии у воспитанников положительного отношения к спортивно-оздоровительной стороне жизни общества, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам нашего общества. Спортивно-оздоровительные коллективные творческие дела дают возможность формировать убеждение в важности, красоте физической культуре.

6. Организаторские коллективные творческие дела. К ним относятся такие дела, как организация дня рождения коллектива, коллективное планирование, общий сбор, разведка дел и многое другое.

Следует помнить, что любое практическое дело становится коллективным и творческим, только в такой совместной организаторской деятельности, которая развивает у ее участников организаторские способности и формирует навыки коллективной деятельности.

Воспитательные возможности коллективного творческого дела реализуются тем полнее и глубже, чем органичнее эти дела подкрепляются остальными основными средствами воспитательной работы и воспитательными мероприятиями.

Формы коллективной творческой деятельности от других форм отличаются, прежде всего, характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащимися. В воспитательном мероприятии ᴨȇдагог открыто ставит задачу ᴨȇред детьми, ᴨȇредает им готовый опыт. К формам коллективной творческой деятельности относят коллективные творческие дела, чередование традиционных поручений (ЧТП), сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и другие.

Усᴨȇшное использование системы коллективных творческих дел, реализация воспитательных возможностей обесᴨȇчиваются соблюдением трех основных условий.

  • Первое условие - всемерное развитие отношений творческого содружества воспитателей и воспитанников.
  • Второе условие - всемерное развитие отношений творческого развития между воспитанниками старших и младших поколений.
  • Третье условие - всемерное развитие отношений творческого содружества между самими воспитателями.

Совместная практическая деятельность по воплощению в жизнь коллективного творческого дела, также способствует развитию отношений, развитию эмоциональной сферы, творческому развитию.

Участвуя в дружеском общении, воспитанники удовлетворяют и углубляют познавательные интересы, расширяют кругозор, наблюдательность, зоркость, внимательность, общительность, отзывчивость, душевная щедрость и тактичность, осуществляется эмоциональное развитие.

Осуществление системы коллективных творческих дел возможно на разных уровнях.

Главной методической особенностью коллективного творческого дела является субъектная позиция личности. Коллективные творческие дела направлены на развитие различных сфер личности и имеют как общие, так и сᴨȇцифичные особенности. Оценивание результатов творчества: похвала за любую инициативу; публикация работы; выставка работ; награждение грамотами, дипломами; присвоение званий.

Наиболее распространенными являются коллективные творческие дела, организация котоҏыҳ предусматривает шесть этапов.

  • Первый этап - предварительная работа. Педагоги, взрослые устанавливают место предстоящего коллективного творческого дела в воспитательной работе, планируемой на новый ᴨȇриод с данным коллективом. Определяют конкретные воспитательные задачи, выясняют различные варианты, которые могут быть предложены на выбор детям, продумывают способы проведения своих замыслов, намечают действия, которые могут настроить детей на работу, увлечь ᴨȇрсᴨȇктивой, определяют возможности активизации деятельности каждого участника.
  • Второй этап - коллективное планирование. Теᴨȇрь действуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микро коллективах (группах, звеньях). Этот разговор условно называют сбором-стартом. Усᴨȇх его во многом обесᴨȇчивает ведущий. Он составляет выдвинутые варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные “задачи на размышление”. Завершает поиск выбором совета дела.
  • Третий этап - Коллективная подготовка дела. Руководящий орган, совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения коллективного творческого дела, затем организует его выполнение, поощряя инициативу каждого участника. Подготовка может идти по группам. Возможна ситуация, когда дети слабо включаются, а то и вовсе не включаются в практическую работу. Бывает так, что в самом начале некоторые ученики увлекаются, а потом быстро охладевают к делу, так как не приобрели еще умения преодолевать трудности. В связи с этим велика роль взрослого, старшего товарища, характер его воздействия на детей, взаимодействия с ними. Не допуская открытого давления, взрослый по-товарищески побуждает детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. В некотоҏыҳ случаях ᴨȇдагог подсказывает варианты выполнения работы, дает совет по использованию источников для поиска.
  • Четвертый этап - проведение коллективного творческого дела, подведение итогов подготовки. На этой стадии осуществляется конкретный план, составленный советом дела, с учетом того, что наработано группами (бригадами, звеньями). Не нужно бояться отклонений от замыслов, возникающих во время проведения коллективного творческого дела из-за разных непредвиденных обстоятельств. Не следует также бояться и ошибок, допущенных участниками. Педагог, по возможности, незаметно для всех участников дела, для котоҏыҳ оно организуется, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудавшиеся моменты.
  • Пятый этап - коллективное подведение итогов коллективного творческого дела. Это может быть общий сбор коллектива, посвященный итогам коллективного творческого дела, или по группам. Каждый высказывает свое мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения коллективного творческого дела. Главное, чтобы каждый участвовал в размышлении о проведенном коллективном творческом деле, учился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее, выдвигать более сложные, чем прежде, задачи - вопросы.
  • Шестой этап - ближайшее последствие коллективного творческого дела. На общем сборе в анкете дети и взрослые высказывают предложения, делятся своими вᴨȇчатлениями ᴨȇреживаниями.

Как ᴨȇдагогическая технология коллективная творческая деятельность или ее отдельные элементы могут быть использованы ᴨȇдагогами дошкольного образовательного учреждения при проведении различных форм воспитательной работы.

С учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста целесообразнее использовать упрощенную технологию проведения (в старших группах), а в некотоҏыҳ случаях только элементы коллективной творческой деятельности (в младших группах), используется своеобразный тип коллективного творческого дела - ситуативный.

В дошкольном образовательном учреждении можно использовать такие формы коллективной творческой деятельности чередование традиционных поручений, сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и другие.

Воспитательные возможности коллективного творческого дела реализуются тем полнее и глубже, когда эти дела сочетаются с основными средствами воспитательной работы и воспитательными мероприятиями.

Дошкольники еще не умеют вместе со старшими думать и действовать на радость и пользу друг другу и окружающим людям. Но они могут научиться этому, привыкнуть к участию в общей творческом деле, овладеть навыками коллективной деятельности на собственном опыте.

Совместное участие в коллективном творческом деле заставляет младших подтягиваться к старшим, воздействуя друг на друга и сам на себя. Старшие стремятся не уронить уровень своего достоинства ᴨȇред младшими стремятся быть знающими, умелыми, дружными, смелыми. происходит положительное взаимное влияние младших и старших. В старшей групᴨȇ во второй половине учебного года воспитатель может ᴨȇреходить к заданиям, требующим распределения работы между несколькими детьми, объединенными в одну подгруппу, коллективные обсуждения влияют на развитие творчества, дети приобретают опыт сотрудничества. В процессе коллективной творческой деятельности воспитатель ставит задачи, но делает это незаметно. Дошкольники, как бы сами “открывают” эти воспитательные задачи, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, принимают ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые. Педагог, по возможности, незаметно для всех участников дела, для котоҏыҳ оно организуется, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудавшиеся моменты.

Совместная практическая деятельность по воплощению в жизнь коллективного творческого дела, способствует развитию отношений, развитию эмоциональной сферы, творческому развитию.

При этом условии для каждого ребенка важным становится его личный вклад в общую работу, стремление к качественному выполнению индивидуального задания, являющегося частью общего, желание оказывать помощь сверстникам, проявлять к ним внимание как к участникам общего дела.

Объединяя детей для выполнения ими совместных заданий, воспитателю немаловажно учитывать уровень умений каждого ребенка, наличие у него творчества, самостоятельности, характера взаимоотношений, сложившихся у него со сверстниками.

Значительное влияние на детей оказывает и обсуждение с ними результатов работы, в процессе которого воспитатель особо подчеркивает их выдумку, творчество, рассказывает о примерах совместного обсуждения, о проявлении доброжелательности, умении выйти из спорных ситуаций без спора. Вместе с воспитанниками ᴨȇдагог оценивает предложения детей, учит внимательно слушать друг друга, разъясняет, как следует выражать несогласие, не прибегая к некорректным формам выражения, учит отстаивать свое мнение, доказывая его направленность на улучшение будущего дела

Немаловажное значение имеет и создание на занятии положительной эмоциональной обстановки, которая обесᴨȇчивается доброжелательным общением ᴨȇдагога с детьми, его умением поддерживать их активность, удивляться их «открытиям».

Обесᴨȇчение коллективного творческого характера дела на занятиях достигается путем объединения детей общими эмоциональными ᴨȇреживаниями, также при подведении итогов, радость от полученных результатов. Обесᴨȇчивая, таким образом, развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Развитие эмоциональной сферы проявляется в нескольких различных формах:

· в форме выразительных движений;

· в форме эмоциональных действий;

· в форме высказываний об испытываемых эмоциональных состояниях;

· в форме определенного отношения к окружающему.

Именно на развитие этих функций направлена работа по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами коллективного творческого дела. Работу по развитию эмоциональной сферы необходимо начинать с детства. Этому способствует организация учебно-воспитательной работы по развитию эмоциональной сферы средствами коллективного творческого дела.

Деятельность на занятиях по развитию эмоциональной сферы с использованием средств коллективного творческого дела заключает в себе широкие возможности для объединения дошкольников, обладающих самыми разными умениями, знаниями, навыками и позволяет каждому испытать радость усᴨȇха.

Переживание общей радости объединяет детей, влияет на воспитание доброжелательных взаимоотношений, что способствует развитию эмоциональной сферы. Положительное влияние оказывает коллективное творческое дело на формирование у дошкольников умения согласовывать свои действия, мнения, учит быть внимательным к чувствам и эмоциям других людей, т.е. способствует развитию эмпатии.

При этом немаловажно порой предусматривать такие объединения детей, которые как раз способствовали бы проявлению эмоционального соᴨȇреживания. После выполнения совместных заданий целесообразно предлагать детям рассказать о том, как они работали вместе, чтобы, опираясь на их высказывания, подчеркивать значение дружеских взаимоотношений, умения понимать эмоциональное состояние другого, адекватно выражать и регулировать свое.

В коллективной творческой деятельности легко и незаметно формируются умения взаимодействовать с людьми, и развивается эмоциональная сфера дошкольников.


Коллективная творческая деятельность - комплексная педагогическая технология, объединяющая в себе формы образования, воспитания и эстетического общения. Её результат - общий успех, оказывающий положительное влияние как на группу в целом, так и на каждого ребенка в отдельности .

Коллективная деятельность в ДОО - эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач, которая дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. В работах отечественных исследователей коллективная деятельность дошкольников рассматривается как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции :

Информационная - обмен чувственной и познавательной информацией;

Контактная готовность к приему и передаче информации;

Координационная - согласование действий и организация взаимодействия;

Перцептивная - восприятие и понимание друг друга;

Развивающая - изменение личностных качеств участников деятельности.

Основные задачи, решаемые на коллективных занятиях:

1. Закрепление полученные ранее технических умений и навыков, формирование умений использовать их разумно и рационально. Разносторонний обмен, осуществляемый педагогом и детьми в процессе контактов друг с другом, служит важным источником пополнения их практического опыта. Этот процесс осуществляется на основе анализа и «присвоения» умений и навыков партнера, а также за счет совершенствования уже имеющихся у самого ребенка умений и навыков, а также благодаря возникновению новых из них в результате совместной деятельности, приобретающей при благоприятных обстоятельствах характер сотрудничества и сотворчества.

2. Воспитание нравственно-волевых качеств: умения и потребности доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности, добиваться лучшего качества работы, стремясь сделать ее выразительнее, понятнее, интереснее, понимать значимость своего труда в общем деле и т. д.

3. Формирование умений сотрудничать со сверстниками и воспитателем (объединяться, договариваться о выполнении общей работы, помогать друг другу советом, действенным показом, управлять своими желаниями, подчинять их интересам общего дела, оценивать себя и другого, соотносить свои мысли, чувства и формы поведения с другими людьми (сверстниками, воспитателем), переживать за общий результат). При этом, особенно важны контакты со сверстниками, так как только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми.

Таким образом, коллективные виды деятельности, с одной стороны, предполагает наличие у детей определенного уровня способностей работать в коллективе, с другой - выступает важнейшим средством формирования умений планирования, координировать свою деятельность и оценивать объективно результаты коллективного творческого труда.

Коллективные виды деятельности в ДОО активно применяются на занятиях изобразительного искусства, - дети очень любят такие коллективные занятия. При этом, как отмечают педагоги, организовать коллективную работу легче всего по аппликации, когда каждый ребенок на своем месте вырезает и склеивает предмет, а затем - наклеивает его на общий лист (общую картину или композицию).

В методике преподавания изобразительного искусства известно несколько классификаций коллективных форм деятельности. Так, М.Н. Турро выделил следующие три формы организации совместной деятельности детей:

1. Фронтальная - коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных изделий детей, сделанных с учётом поставленной задачи или с учётом замысла общей композиции. Процесс совместной деятельности наблюдается лишь в конце занятия, когда индивидуально выполненные части композиции собираются в единое целое.

2. Комплексная форма - выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда дети делают свою часть задания, имея представление об общем результате и согласовывают действия с другими детьми.

3. Коллективно-производственная (индивидуально-производственная) - строится по действию конвейера, когда каждый ребенок в процессе изготовления изделия выполняет одну определённую операцию.

И.Н. Турро отмечалось, что сам процесс коллективной деятельности и его результат всегда вызывают у детей положительные эмоции, чувства удовлетворения и интерес к изобразительной деятельности. Он также подчеркивал, что «коллективные занятия создают благоприятные условия для общения детей друг с другом, в процессе работы каждый становится источником знаний для других участников. Результат коллективной деятельности», по мнению автора, «всегда имеет практическое значение, позволяет связать обучение детей с жизнью» .

Высокую оценку методу коллективных работ в книге «Мудрость красоты» дал Б.М. Неменский, отметив, что при использовании этого метода «…дети приобретают не только опыт коллективного творчества, но еще и опыт понимания места и роли искусства в жизни». Б.М. Неменским же впервые был включен в перечень основных методов приобщения детей к изобразительному искусству методом коллективных и групповых работ в Программе «Изобразительное искусство и художественный труд». Он систематизировал коллективную деятельность по признаку количества участников процесса совместного труда .

С нашей точки зрения, более полная систематизация видов коллективной деятельности с детьми дошкольного возраста представлена в классификации Т.С. Комаровой и А.И. Савенкова . Эта классификация созвучна системе видов коллективной работы И.И. Турро, но ее отличает более тонкая внутренняя дифференциация методов организации коллективного труда. В основе данной классификации лежат следующие виды коллективной деятельности:

1) Совместно-индивидуальная деятельность - при которой коллективная работа представляет собой соединение в цельное панно индивидуальных работ детей, сделанных с учетом поставленной воспитателем задачи или со значением замысла общей композиции.

Процесс совместной деятельности наблюдается только в конце занятия, когда индивидуально выполненные части, элементы композиции собираются в единое целое. При этом, дети более охотно расстаются с индивидуальными изображениями, если с самого начала самостоятельной работы знают о назначении своего рисунка (вылепленного или вырезанного предмета) - стать частью коллективной композиции. Поэтому коллективную деятельность следует планировать заранее, и чем раньше дети будут включены в решение совместной задачи, тем активней будет их индивидуальная изобразительная деятельность, тем больше начнет возникать контактов между ними.

В самом начале занятия необходимо увлечь детей темой, интересной целью, внесением заранее выполненного воспитателем макета (фона, декорация), на котором затем будет размещаться композиция или главного героя, вокруг которого ее можно построить. Задание каждому выдается сразу, в начале работы и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. На первых порах это делает воспитатель, впоследствии композиция выполняется в ходе коллективного обсуждения всеми участниками. Достоинства данной формы - она позволяет вовлечь в коллективную деятельность большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.

При совместно-индивидуальной форме организации коллективной деятельности применяют два вида работ детей: фронтальная и подгрупповая.

Во фронтальной работе с детьми воспитатель ставит учебную задачу или занимательную проблему, руководит поиском путей её решения, формулирует и определяет индивидуальные задания (темы, объём, размеры и т.д.). На заключительном этапе, когда организовывается коллективная композиция, воспитатель собирает элементы, детали, части общей композиции, при этом учит их находить для каждой фигурки наиболее удачное место в композиции, подчеркивая ее достоинства или, скрывая недостатки.

В подгрупповой работе воспитатель также руководит работой детей, но отличие в том, что группу детей делят на подгруппы, объединяя по 2-4 (6-8) человек. Им придется попробовать в основном без помощи воспитателя составить из однородных (одинаковых) или разнородных (разных) предметов свою композицию, вступая в обсуждение вариантов размещения готовых изображений на одной плоскости. Например, «Кошка с котятами», «Иван Царевич и серый волк», «Встреча Колобка с Лисой (Зайцем, Волком, Медведем)» и др. Подгруппам могут быть даны одинаковые или даже разные задания, которые должны выполнить качественно, чтобы после завершения работы получилась необычная композиция, состоящая из индивидуальных работ каждой подгруппы.

Очень интересными и полезными для детей являются занятия, на которых для создания общей композиции дети объединяются по двое. Такие объединения делают необходимым деловое общение детей друг с другом, учат договариваться со своим партнером. Так, например, можно предложить детям украсить пару варежек, сапожек. Для такой работы дети объединяются по двое и лучше, чтобы они сами решили, с кем в паре будут работать. Ведь ребятам надо украсить парные предметы идентично, а для этого надо уметь работать не просто сообща, рядом, а договариваться, каким будет узор по композиции, по составу декоративных элементов, по цвету, а это не так просто. И педагог должен помочь детям, научить их договариваться, уступать друг другу.

2) Совместно-последовательная - когда композиция постепенно наращивается новыми деталями. При такой форме организации деятельность детей может строиться по принципу конвейера, когда каждый делает только одну определенную операцию в процессе изготовления изделия. Деятельность детей на таком занятии представляет собой два основных этапа:

1 этап - индивидуальная работа ребенка над элементом, частью общего;

2 этап - последовательная работа на конвейере, связанная со сборкой, определенной операцией последовательного монтажа коллективного изделия.

Как правило, конвейер «включается» в том случае, если на занятии перед детьми встает задача: за короткий срок выполнить большое количество одинаковых изделий, например, пригласительные билеты, поздравительные открытки, сувениры для малышей, чайный сервиз и т.д. Для того чтобы все дети смогли проявить собственный творческий потенциал в ходе совместно-последовательной деятельности, можно позволить переход с одного места на другое. Чтобы работа конвейера спорилась, ее объем, сложность технологии исполнения на каждом этапе должны быть равнозначными по трудоемкости и количеству времени, необходимому для выполнения технологической операции.

Перед началом творческой работы столы для детей следует удобнее поставить так, чтобы они напоминали конвейерную линию. Количество, работающих на одной «конвейерной линии», не должно превышать 6-10 человек. Каждая линия будет делать свою работу, и соревноваться с другими в качестве и скорости выполнения работы. Задача, стоящая перед ребенком проста: приклеить (прилепить, нарисовать) свою деталь точно на место, так, как это сделано на образце, при этом операцию надо выполнить в нужном ритме: быстро и аккуратно.

К совместно-последовательной форме можно отнести и деятельность, организованную по принципу эстафеты. Во время «изобразительной эстафеты» участники поочередно подходят к общему листу и выполняют элементы совместной композиции, дополняя изображение, которое уже сделано другими. Причем каждый ребенок должен внести свою «лепту» в работу. В качестве эстафетной палочки, если работа выполняется в технике аппликации, может сыграть тюбик с клеем. Организовывая совместную деятельность по принципу эстафеты целесообразно разделить детей на подгруппы и вести параллельно несколько коллективных композиций, предоставить каждой - лист для творческой работы. В этом случае возникает ситуация соревнования подгрупп за качество художественного содержания и формы коллективной композиции, что действительно отвечает образному названию этого принципа организации коллективной работы - «эстафета».

Совместно-последовательная форма организации коллективной деятельности создает условия для формирования умений координировать совместные действия, т.к. неудача одного ребенка неизбежно приводит к нарушению ритма всей работы. Данная форма работы в ДОО встречается не часто.

3) Совместно-взаимодействующая работа выполняется всеми участниками одновременно, согласовывая действия на всех этапах. Предлагается выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда каждый ребенок делает свою часть задания, имея представления об общем результате и согласовывая свою деятельность с тем, что делают другие. Эту форму часто называют формой сотрудничества или сотворчества. На занятии каждый ребенок должен не только качественно выполнить изображение предмета (создать свой образ в связи с совместно придуманным содержанием, творчески подойдя к отбору способов и приемов изображения, средств выразительности), но и принимать активное участие в обсуждении получившихся образов в связи с замыслом, участвовать в решении разно-образных вопросов, возникших в ходе работы. Только при этих условиях происходит непосредственное взаимодействие между детьми.

Одним из важных моментов является деление группы детей на подгруппы, малые и большие, которые ведут работу над частью коллективной композиции или всей композицией. Вначале это простая по организации форма совместно-взаимодействующей деятельности детей - работа в паре, постепенно в групповую деятельность может быть вовлечено большее количество участников: от 3-4 до 7-8 детей и более (в зависимости от тематики коллективной композиции). Детям предлагаются широкие, объемные темы, представляющие варианты для продумывания конкретного сюжета, развитие фантазии, творческого воображения, по темам: «Цирк», «Зоопарк», «Доктор Айболит и его друзья», «Полет на Луну», «На дне морском», «Жизнь зверей в лесу»; по сказкам: «Буратино», «Чиполино», «Теремок»; по мультфильмам.

Дети могут разбиться на творческие группы по желанию или по общности интересов, а также иметь возможность обсудить предстоящую работу: определить общий замысел, содержание работы, распределить обязанности в зависимости с возможностями и интересами каждого, приготовить для работы нужный материал. В результате этого каждый участник совместной деятельности получает представление об общей композиции, колорите и размере составляющих ее частей. При этом, воспитатель ненавязчиво направляет обсуждение в нужное русло, помогает в решении спорных и конфликтных вопросов, но исходная композиция не задаётся воспитателем, а сочиняется коллективом детей, т.е. уже на первом этапе создания коллективного панно имеет место творческое взаимодействие сотрудничество детей. После окончания совместного творчества необходимо устроить выставку обсуждение созданных композиций. В ходе обсуждений и на конкретных примерах значительно легче показать детям, что умение работать сообща приводит к хорошим результатам.

Эта классификация коллективной деятельности интересна потому, что в каждом из видов совместной деятельности не препятствует делению группы на пары, малые или большие группы при выполнении коллективной работы. Сочетание же индивидуальной и групповой работы детей, их взаимодействие позволяет максимально использовать творческий потенциал каждого участника коллективной деятельности, вносит разнообразие в методику ее организации. Кроме того, допускается комбинирование форм совместной деятельности, возможность смены ее формы в ходе выполнения коллективной композиции, что вносит разнообразие в методику ведения коллективной работы и обогащает опыт коллективного творчества дошкольников.

Что касается формы коллективной аппликации, то она может быть различного содержания. По тематике их делят на три основные группы: предметная, сюжетная и декоративная аппликация .

Предметная аппликация состоит из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т.д.) В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.

Сюжетная аппликация отображает совокупность действий, событий. Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом («цыпленок клюет зерна», «рыбки плавают в аквариуме», «салют Победы», «полет в космос», «птицы прилетели» и т. д.).;

Коллективно создаются и декоративные аппликации, которыми можно украсить различные предметы одежды и обихода, это могут быть орнаментальные композиции в виде панно, ковров, подносов. В ходе работы дети могут самостоятельно составить композицию украшения, выбрать другие декоративные формы, варьировать их цветовые сочетания. На коллективных занятиях декоративной аппликации дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические, растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. Для создания орнаментов дети старшего дошкольного возраста обучаются равномерно, заполнять отдельными элементами пространство фона, выделять основные и вспомогательные части аппликации.

Помимо этого, виды аппликаций подразделяются по: цвету (цветная, черно-белая, одноцветная), по объему (плоская, выпуклая), по материалу (бумага, ткань, природные материалы, камни и т.д.) и др. Сочетание различных видов аппликации в различных комбинациях дает их бесконечное множество. В Приложении 1 дана классификация, которая дает представление о богатстве изобразительно-выразительных средств аппликации и позволяет представить ее коллективные возможности.

Следует отметить, что все коллективные работы имеют целевое назначение: создание картины; украшения к празднику; украшение группы, коридора, зала; выполнение панно для досуга, ко дню рождения ребёнка; создание декорации к играм, спектаклям, афиши; книжка-ширма в подарок; иллюстрирование сказки, стихотворения, кадров к фильму и т.д. В этой связи, коллективная деятельность на занятиях по аппликации различна и по тематическому критерию:

Изготовление художественных панно и макетов;

Выполнение подарочных плакатов;

Изготовление атрибутов к совместным играм;

Иллюстрирование сказок и рассказов;

Художественное оформление выставок;

Изготовление костюмов, детали костюмов, театральных декораций.

Таким образом, коллективная деятельность имеет огромное значение в воспитании дошкольников как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее интерес к изобразительной деятельности вообще, и к аппликации в частности.

На практике на занятиях аппликацией используются разные виды организации коллективной деятельности, а также их сочетание, каждая из которых имеет свои возможности в формировании у детей умения взаимодействовать друг с другом и в организации совместного творчества.

Аппликации для детей - это особый способ получения изображения путем вырезания, прикладывания или присоединения любого материала к основе, взятой за фон.

В аппликации, как продуктивном виде деятельности, дошкольнику предоставляются практически неограниченные возможности для самовыражения и творчества; развиваясь в общении с окружающими он получает позитивный эффект от результата и процесса деятельности. Поэтому аппликация имеет большое значение для всестороннего развития детей:

Умственное воспитание - постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции, развивается речь, обогащается словарный запас, развивается образная, связная речь;

Сенсорное воспитание - непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами;

Нравственное воспитание - изобразительная деятельность (аппликация) воспитывает нравственно-волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.;

Трудовое воспитание - умение вырезать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется затраты физических сил, трудовых навыков; участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них способствует формированию трудолюбия;

Эстетическое воспитание - чувство цвета, чувство ритма, чувство пропорции, постепенно развивают у детей художественный вкус.

Аппликационные работы в полном объеме проводятся в старшем дошкольном возрасте, когда дети уже самостоятельно вырезывают и наклеивают формы. При этом, наибольший эффект на занятиях аппликацией достигается в коллективных видах деятельности, которые подразделяются на: совместно-индивидуальные, совместно-последовательные, совместно-взаимодействующие. Кроме того, коллективные работы могут быть разными и по тематическому критерию: изготовление художественных панно и макетов; выполнение подарочных плакатов; изготовление атрибутов к совместным играм; иллюстрирование сказок и рассказов; художественное оформление выставок; изготовление костюмов, театральных декораций.

Специфика коллективной аппликации заключается в совместных и согласованных действиях детей. В процессе создания коллективной работы дошкольники активно общаются, обсуждают интересные варианты замыслов и принимают наилучшие решения, учатся конструктивно критиковать и вырабатывать навыки делового сотрудничества.

Значение коллективных видов деятельности можно выразить в двух основных моментах: когда дети работают коллективно, то результат совместной работы действует на каждого члена детского коллектив; в процессе коллективной деятельности формируются первичные навыки социализации столь важные для полноценного становления личности ребенка.

Развитие у детей способностей творчески работать в коллективе - одна из важнейших задач современного образования. Динамичность мира, в котором мы живем, делает креативность не роскошью, доступной и требуемой от избранных, а повседневной необходимостью каждого человека. Высокий уровень развития творческих способностей в наше время все чаще рассматривается как необходимое условие выживания в постоянно меняющемся окружении. Особенно значима для современного человека способность творчески работать в коллективе.

Актуальность становления творческой личности вызывается определенным социальным заказом общества, характерным на данный период, внутренней потребностью личности с учетом ее защищенности в жизни. Одной из эффективных технологий воспитания признана коллективная творческая деятельность.

Творческая коллективная деятельность рассматривается как созидающая творческая деятельность, когда ребенок, обученный творчески действовать в одной области деятельности, распространяет это в другую область деятельности.
Творческая коллективная деятельность подразумевает одно из важнейших направлений развивающего обучения - формирование и развитие творчества в регулярной деятельности детей.

КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОУ

На пути формирования коллективистической направленности у дошкольника предстоит сделать ряд последовательных шагов: от формирования у ребенка направленности на сверстников (на первом этапе) к созданию у него ощущения собственной значимости для них (на втором) и закреплению ощущения ребенком своей значимости для получения общего результата при поддержке каждого всеми (на третьем).

В процессе выполнения коллективных работ осуществляетсянравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

Работать вместе, уступать друг другу, помогать, под­сказывать;

- договариваться о совместной работе, ее содержании;

Планировать свою работу, определять ее последова­ тельность, содержание, композицию, дополнения;

Радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

На занятиях по рисованию, лепке и аппликации в старшей группе дошкольники усваивают навыки совместной деятельности. Они учатся договариваться о содержании коллективной работы, обсуждать приемы и композиционные решения, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
До начала занятия воспитатель должен четко спланировать этапы работы, продумать, как разместить материалы и оборудование. При распределении заданий учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его интересы, уровень умений и навыков.

Беседы, рассматривание иллюстраций и репродукций на подготовительном этапе расширят знания детей по теме, сформируют у них яркие образы и желание воплотить их в рисунке или аппликации. При обсуждении будущей работы важно подчеркнуть необходимость совместных усилий для достижения наилучшего результата и невозможность воплотить масштабный замысел без помощи других детей.
Во время занятия основной задачей педагога является создание условий для творческого взаимодействия детей, для формирования умений совместно решать художественные и технические задачи. Доверительная атмосфера в процессе работы (при обсуждении деталей оформления, выборе места их размещения), желание помочь товарищу и умение принять эту помощь - все это сближает детей и сказывается на качестве работы.
На заключительном этапе занятия воспитатель должен не только обсудить результаты деятельности детей, но и отметить, что никто из них в отдельности не смог бы сделать такую большую интересную композицию. Это поможет дошкольникам ощутить преимущество совместной деятельности, создаст положительный эмоциональный настрой для выполнения подобных работ в дальнейшем.

Пример из опыта педагогической работы. Рисование по представлению «Планеты и ракеты» (создание коллективной композиции).

Цель : изготовить красочную композицию для украшения интерьера группы к 50-летию со дня полета в космос Ю.А. Гагарина.

Предварительная работа : в совместной с воспитателем беседе дети делились тем, что они знают о космосе. Воспитатель в доступной форме рассказала ребятам о космосе и космонавтах, сопровождая повествование красочными фотографиями, записями песен о космонавтах.

В группе педагоги организовали выставку детских книг: «Просторы звездного неба».

Дети дружно рассматривали иллюстрации и обсуждали их.

Разучили подвижную игру «Путешествие к звездам».

В игре «Запуск ракеты» тренировались в обратном счете, сравнивали числа, стоящие рядом в числовом ряду 1-10.

Коллективная работа по созданию композиции «Планеты и ракеты» была организована в течение двух из последующих дней.

Ход работы.

Воспитатель показывает детям основу для будущей композиции – большой черный лист бумаги, читает строчки из стихотворения В.П. Лепилова «Космическая сказка»:

Окрашен космос в черный цвет,

Поскольку атмосферы нет,

Ни ночи нет, ни дня.

Здесь нет земной голубизны…

Сейчас на этом большом черном листе ничего нет. Но скоро появятся звезды, планеты, кометы, космические корабли. И сделаем всё это мы с вами – создадим свой «маленький космос». Подумайте, что из космических объектов вы хотели бы нарисовать. Поделитесь друг с другом об этом, какие краски будете использовать в рисунке.

Дети договариваются между собой о том, кто что будет рисовать: звезды, планеты или другие космические объекты.

Ребята воплощают задуманное в рисунке на отдельных листках.

Готовые рисунки сохраняются до следующего дня.

На следующий день, когда запланировано занятие рисованием или аппликацией, воспитатель выставляет рисунки детей и спрашивает о том, каким образом можно поместить нарисованные ракеты, звезды, планеты и кометы на большой черный лист.

Дети отвечают, что рисунки можно вырезать и наклеить.

Ребята, которые умеют хорошо вырезать, помогают тем, у кого это не очень хорошо получается.

Из вырезанных рисунков составляется и наклеивается композиция на большой черный лист.

«Россыпь» звезд можно нарисовать кончиком тонкой кисточки белой гуашью.

Готовая композиция вывешивается в группе для общего обзора и обсуждения.(см. приложение 7)

Воспитатель или подготовленный ребенок читает строки из стихотворения Л. Алейниковой «Ракета и салют»:

Взял я краски почудесней,

И веселой кистью, с песней

Чудно все разрисовал, -

Праздник сам себе создал!

В небо вырвалась ракета,

Из нее летит сноп света, -

Звезды радостно снуют,

Сыплют сказочный салют.

Мероприятие заканчивается записью песен о космонавтах.

Обычно на занятиях в детском саду каждый ребёнок индивидуально выполняет свой рисунок, лепку, аппликацию . Но особое удовольствие детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие работы называются коллективными.

В коллективном изобразительном творчестве могут создаваться не только панно, но и плакаты, стенгазеты, оформление для спектаклей, праздников, досуга. Вместе дети могут подготовить декорации и маски к играм-драматизациям, а затем все вместе разыграть сюжет сказки, рассказа.

Обычно такого рода занятия проводятся эпизодически и лишь в лёгких формах, когда каждый ребёнок выполняет отдельно свою часть изображения, которая затем станет фрагментом общей работы. Интерес детей к коллективной изобразительной деятельности значительно повышается, если её результат имеет общественную ценность.

В основе каждой коллективной работы - специально разработанный игровой сюжет. Ребёнок выполняет свою часть работы индивидуально, и на завершающем этапе она становится частью общей композиции. Планирование здесь весьма простое: задание каждому выдаётся в начале работы и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. На первых порах это делает воспитатель, впоследствии это происходит в ходе коллективного обсуждения всеми участниками, когда нужно суммировать результаты.

Занятия, построенные на основе совместно-индивидуальной формы организации деятельности, позволяют сформировать у детей простейшие умения и навыки сотрудничества. Но при выполнении этих работ единство группы имеет формальный характер, так как взаимодействие осуществляется только на этапах планирования и оценки, что осложняет формирование умений координировать совместную деятельность, но зато позволяет продемонстрировать детям простейшие варианты совместного планирования.

Совместно-последовательная работа

Совместно-последовательная форма организации коллективной деятельности предполагает постепенное выполнение действий участниками, когда результат действия одного участника становится предметом деятельности другого. По этому принципу действует производственный конвейер, этот же принцип лежит в основе спортивных эстафет. В художественной деятельности взрослых эта форма также находит применение, например, в художественной промышленности: один разрабатывает форму керамических чашек, другой их формует, третий делает роспись и т.д. Такая форма находит применение в трудовом обучении, так как позволяет в игровой форме воспроизвести конвейерную линию.

В качестве примера рассмотрим выполнение объёмной работы на тему «Зимняя сказка» (фабрика снеговиков) в старшей группе. Занятие представляет собой игру, синтезирует коллективное литературное и конструктивное творчество. Дети распределяются по четыре человека на линии. Задачи, стоящие перед каждым, просты: скатать три комочка разного размера из салфеток; склеить детали между собой в соответствии с полом снежного человечка, завершить образ снеговика из предложенных деталей. С конвейерной линии попадают в «Зимнюю сказку» по три снежных человечка.

Совместная деятельность способствует формированию умений координировать совместные действия. В этих условиях неудача одного ребёнка неизбежно приводит к нарушению ритма всей работы, к общей неудаче.

При такой организации деятельности дети от первого и до последнего этапа работают совместно, постоянно что-то добавляя к общей композиции, совершенствуя её выразительные, содержательные характеристики. Композиция, выполненная таким образом, не просто составлена из распределённых заранее и выполненных индивидуально деталей работы, это в полном смысле слова плод коллективного творческого мышления, совместного планирования, активного взаимодействия на всех этапах работы. От каждого требуется инициатива и в то же время готовность и способность согласовать свои идеи с задачами
общей работы.

Эта работа предполагает наличие у детей способностей работать в коллективе и выступает средством формирования умений планировать, координировать свою деятельность и оценивать результаты коллективного творчества.

Мы разработали задания, когда группой создавалась одна, общая композиция, но игровые сюжеты позволяли придать процессу творческого взаимодействия ступенчатый характер. На первом этапе дети работали в парах или небольших группах, на последующих взаимодействие осуществлялось между этими парами и группами.

Если первая проблема успешно решена и между участниками работы не возникло непреодолимых разногласий на этапе планирования, то следующий этап согласования совместных действий проходит относительно безболезненно. Не без споров, но без ссор и обид. Необходимо корректировать отношения детей. Обычно одна-две пары не справляются с заданиями. Более сложного подхода к распределению обязанностей требует взаимодействие в крупных объединениях. Особенно это важно при выполнении первых композиций. Внимание следует уделять комплектованию групп: на основе наблюдения, личных симпатий, желания работать вместе. Это упрощает процесс приобретения детьми первых умений и навыков работы в небольших группах. Более сложный вариант - взаимодействие между группами. Правильно построенное обсуждение завершенных композиций способствует развитию творческого воображения детей. Это поможет формированию оригинальности и гибкости мышления детей.

Никто из детей в отдельности не смог бы сделать такую большую интересную композицию. Это поможет детям ощутить преимущества совместной работы. Создаст хороший эмоциональный фон для выполнения подобных работ в дальнейшем.

Лидия Пашинцева, воспитатель детского
сада компенсирующего вида № 94

Loading...Loading...