Конспект интегрированного занятия по развитию эмоциональной сферы детей «Наши эмоции. Конспект занятия на тему: «Радость» (по развитию эмоциональной сферы у старших дошкольников) Занятие на тему эмоции в старшей группе

Коррекция эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Маленькие волшебники».


Сотина Оксана Юрьевна, педагог-психолог, МБДОУ детский сад № 16 "Жемчужинка", г. Сергач.
Описание работы: Материал будет полезен для педагогов-психологов ДОУ. Занятие направленно на снижение детских страхов и тревожности с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: снижение страхов и тревожности.
Задачи:
- осознание страха через сенсорные каналы;
- перевод негативных переживаний в позитивные;
- повышение психического тонуса, снятие мышечного напряжения;
- повышение уверенности в своих силах.1. Разминка.
Упражнение «Волшебники».
Дети стоят в кругу.

Педагог-психолог: Ребята, вы хотите сегодня стать волшебниками? (ответы детей) . В этом нам поможет наш волшебный фонарик. Вокруг себя вращаемся, в волшебников превращаемся!

В затемнённом помещении дети поворачиваются вокруг себя и дотрагиваются до фонарика в центре круга.

Педагог-психолог: Ребята - теперь вы волшебники и можете совершать великие дела! Предлагаю вам отправится в волшебную страну в которой живут мягкие, добрые игрушки-Мнушки (игрушки-антистресс). У Мнушек случилась беда - в их стране поселились страхи, которые держат Мнушек в заточении. Мнушки не справятся со страхами одни. Мои маленькие волшебники, требуется ваша помощь! Вы готовы помочь маленьким Мнушкам? (ответы детей). Для того чтобы их спасти нам надо найти страхи и победить их.
Итак, вращаемся, вращаемся в волшебную страну перемещаемся!


Психогимнастика «Цветы» (под музыку).
Педагог-психолог: Посмотрите, как красиво здесь в стране, кругом растут красивые, волшебные цветы! Ночью они спят, а днём расцветают. Давайте представим, что мы - цветы. Присев на корточки, обхватим руками колени – цветы спят. Но вот взошло солнышко, наступает утро, цветы просыпаются – поднимают свои головки, тянутся к солнышку, раскрывают лепестки, качаются на ветру. Солнышко скрылось – цветы опять уснули. (Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Упражнение повторяем 2 раза).

Тренинг эмоций «Море волнуется раз».

Педагог-психолог: Идем дальше, на пути у нас море, оно тоже волшебное. Его волны могут показывать разные эмоции. Давайте поиграем с ним.
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три.
Фигура радости (грусти, страха, злости, удивления) замри!

Дети изображают эмоции с помощью жестов и мимики.

Педагог-психолог: Молодцы ребята, как у вас хорошо получается, изображать разные эмоции!

2. Коррекционная часть.

Упражнение «Что такое страх?»

Дети садятся в круг.

Педагог-психолог: Мои маленькие волшебники, теперь нам надо найти все страхи, чтобы их победить и выручить Мнушек. Как вы думаете, что такое страх? (Ответы детей: «это когда дрожишь, громко бьется сердце»).
Педагог-психолог: А если бы страх имел цвет, то какого бы цвета он был? (В основном дети называют два цвета - черный и красный).
Педагог-психолог: А если страх потрогать, то какой он? (Ответы детей: «Он очень холодный, жесткий, твердый. У него острые шипы, можно уколоться») .

Упражнение «Ловушка для страха».

Педагог-психолог: А сейчас начнется самое интересное, мы будем ловить страхи. Подумайте, чего вы больше всего боитесь? (Ответы детей: волка, паука, Бабу-Ягу, дракона, темноты и т.п.)
Замечательно, мы нашли то чего искали. А теперь нарисуйте, пожалуйста, свой страх. На бумаге страх окажется в ловушке!

Дети рисуют свои страхи на бумаге.

Педагог-психолог: Ну что ж, рисунки готовы. Хотите ли вы что-нибудь рассказать о вашем рисунке, что вы изобразили? (дети показывают всем свои рисунки, рассказывают о том, что на нем изображено).

Педагог-психолог: Мои маленькие волшебники, хотите победить свой страх? Когда я досчитаю до трех – вы вы начинаете рвать свои рисунки, и всё станет по другому: исчезнет страх, вы почувствуете силу и доброту. Разорвите свой страх на мелкие, мелкие кусочки. Один, два, три! (Дети рвут рисунки со страхами).

Упражнение «Снегопад».

Педагог-психолог: А теперь продолжим наше волшебство. Соберите все кусочки бумаги в кулачки. Когда я досчитаю до трех, дружно подкидываем обрывки вверх. Один, два, три! (Дети подкидывают обрывки). Посмотрите - это снег! Как красиво он разлетается! Скажите, ребята, из этих маленьких обрывков бумаги можно собрать рисунок со страхом? (-Нет) . Нам с вами удалось совершить настоящее волшебство: страх исчез, он превратился в веселые снежинки!

3. Релаксация.

Упражнение с антистрессовыми игрушками.

Педагог-психолог: Посмотрите, а вот и наши Мнушечки, какие они радостные, они спасены! Давайте подружимся с ними, успокоим их, погладим... скажем им добрые, ласковые слова... прижмём к себе... помнём им спинки, им это очень нравится. Пальчиками помассируем, помнём лапки... ушки... снова погладим игрушечки (дети выполняют упражнения: обнимают, шепчут им добрые слова, мнут пальцами спинки, нажимают пальчиками, гладят).

«Волшебный сон» (под музыку «Звуки природы»).

Педагог-психолог: Ребята, наши Мнушки захотели отдохнуть, а вы хотите отдохнуть вместе с ними? Садитесь на кресла поудобнее, закрывайте глазки. Вы не заснёте по настоящему, будете всё слышать и чувствовать, но не будете двигаться и открывать глаза пока волшебный сон не закончится. Спокойно отдыхайте.
Представьте себе чудесный день… Над вами красивое голубое небо… Мягкие лучи солнца и тёплый ветерок трогают ваши глазки и щёчки... Рядом бежит прозрачный ручеёк... Вокруг вас порхают красивые бабочки... поют птички... Вам хорошо, уютно и тепло... Дышится легко… ровно… глубоко… Вы лежите на мягкой, зеленой травке... Вам хорошо и спокойно, страхов уже больше нет... мы вместе их победили и спасли беззащитных Мнушек... Мы молодцы... мы сильные и смелые... Наше путешествие в волшебную страну заканчивается... Делаем вдох... выдох... А теперь открываем глазки... Улыбнитесь друг другу!
Расскажите о своих ощущениях, что вы чувствовали, когда отдыхали? (ответы детей).

Упражнение «Мое настроение».
В кабинете психолога на стене расположено пособие «Кошечка настроения».

Педагог-психолог: Ребята, подумайте какого цвета у вас сейчас настроение? Подойдите к кошечке, выберите бабочку на которую вам приятно смотреть и прикрепите бабочку на платье нашей кошечке.

Ритуал прощания.

Педагог-психолог: Ребята, вы были прекрасными, смелыми волшебниками, вы не побоялись встретиться со страхами и спасти беззащитных Мнушек! Молодцы!Попрощаемся с Мнушками (дети обнимают антистрессовые игрушки). Пришла пора превращаться в ребят.

Вращаемся, вращаемся и в деток превращаемся!
(Дети дотрагиваются до фонарика).

Упражнение «Башня».
Дети стоят в кругу, ставят кулачки башенкой, говорят: «Всем, всем до свидания!»

Цель: гармонизировать личность ребенка.

Задачи:

— устанавливать доброжелательную атмосферу в группе;

— формировать позитивное отношение ребенка к своему «я»;

— повышать степень самопринятия;

— расширять представления об эмоциях и различных эмоциональных состояниях;

— развивать креативное мышление, воображение, речь, мелкую моторику рук.

Материалы: цветной клубочек шерстяных ниток, колокольчик, схематичные маски-лица, листы бумаги, карандаши, фломастеры, аудиокассета.

Вводная часть

Педагог. Дети, давайте выполним упражнение «Имя — движение». Пусть каждый назовет себя по имени и при этом выполнит какие-нибудь движения или действия. Например, я назову свое имя и сделаю вот так: два шага вперед (можно также похлопать в ладоши, выполнить некоторые движения руками и т.п.).

Дети выполняют.

Замечательно! А теперь выполним игровое упражнение «Ворота».

Дети стоят в кругу, руки опущены. Ведущий называет имя какого- нибудь ребенка, тот хлопает в ладоши над головой, поворачивается вокруг себя и приседает, а дети, стоящие слева и справа от него, берутся за руки и поднимают их вверх, чтобы над присевшим получились высокие ворота. Затем называется имя другого ребенка и т.д.

Основная часть

Педагог. Я придумаю, загадаю про тебя (по очереди, про каждого ребенка) хорошее слово, а каждый по губам отгадает — какое.

Дети выполняют упражнение «Хорошее слово».

Педагог хвалит ребенка, но не говорит вслух, а произносит только губами. Похвала может быть за результаты реальные и предполагаемые, за внешность, качества личности. Например: «Ты добрый...», «Ты сообразительный...».

Молодцы! А теперь упражнение (в кругу с мячом) «Что ты умеешь делать лучше, чем взрослый». Например: «Я думаю, что бегаю лучше, чем мама», «Я умею громко смеяться, фомче папы!», «Могу прыгать на одной ножке, а бабуля — нет».

Дети выполняют.

Затем педагог называет слово-ситуацию, а ребенок должен назвать настроение, чувство.

А теперь проведем аутотренинг «Солнечный зайчик». Солнечный зайчик заглянул к тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, носу, ротике, щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь легонько голову, шею, руки, ноги... Он забрался на животик, погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя. А ты погладь его и подружись с ним.

Дети выполняют упражнение «Нарисуй домик для солнечного зайчика». Предлагается нарисовать какой-нибудь (графически самый простой) домик с открытыми и закрытыми глазами.

Что вы чувствовали?

Дети отвечают.

В каком случае вам было легче?

Дети отвечают.

Заключительная часть

Педагог . Стоя или сидя в кругу, всем взяться за руки и пожать их, посмотреть по очереди на каждого и улыбнуться.

Дети выполняют.

Разделы: Работа с дошкольниками

Работая на протяжении ряда лет педагогом-психологом в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, я пришла к выводу, что необходимо разработать цикл занятий по коррекции эмоционально-волевой сферы для детей старшего дошкольного возраста. Это связано с тем, что эмоции детей с общим недоразвитием речи поверхностны и неустойчивы, вследствие чего эти дети внушаемы, подражательны и легко могут следовать за другими в своем поведении. Они, как правило, обидчивы и вспыльчивы, часто без достаточных оснований могут нагрубить, обидеть товарища, порой становятся жестокими. Так же отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы: дети не готовы к “эмоционально теплым” отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

Все вышесказанное подтверждается результатами проведенной психодиагностики с детьми старшего дошкольного возраста (17 детей) по методике “Кактус” (модификация М.А.Панфиловой). У 41,2% детей отмечается высокий уровень агрессивности и импульсивности и у 47,1% - неуверенности в себе и тревожности.

Почему я затронула именно эмоционально-волевую сферу детей старшего дошкольного возраста? Во-первых, сформированность эмоционально-волевой сферы является одним из основных компонентов психологической готовности к школьному обучению. И насколько у ребенка будет развита эмоциональная устойчивость, умение ограничивать эмоциональные порывы, уверенность в преодолении трудностей, а так же, насколько он будет уметь предчувствовать и переживать отдельные последствия своей деятельности - настолько у него успешнее пройдет адаптация к школьному обучению, и тем успешнее он будет обучаться. Во-вторых, старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования компетентности в сфере отношений, развития устойчивого и положительного отношения к себе. Дети данного возраста уже в состоянии проявлять самостоятельность в решении социальных задач, учатся договариваться и учитывать интересы других, сдерживать свои эмоциональные порывы.

Предлагаемые мной занятия по коррекции эмоционально-волевой сферы построены в игровой форме, так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, создающей наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, является игр.

Цикл игровых занятий по коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста

I блок занятий

Тема:

Я и другие

Цель: Развитие самосознания; способов поведения во взаимоотношениях с другими людьми.

Задачи:

  • осознание ребенком отношения к себе, собственной внешности, своим особенностям и способностям. Осознание собственной неповторимости, физических особенностей;
  • развитие у детей чувства принадлежности к группе детского сада. Получение опыта позитивного взаимодействия с другими людьми;
  • понимание детьми эмоций и настроения других людей на вербальном и невербальном уровне.

Занятие 1 “Мое Я”

  1. Упражнение “Дружба начинается с улыбки”. Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
  2. Упражнение на развитие позитивного самовосприятия: “Как меня зовут”. Детям предлагается назвать свое имя: краткое, полное, ласковое и т.д.
  3. Игра на осознание детьми своих особенностей и способностей: “Ветер дует на …”. Детям предлагается изобразить “ветерок”: “Ветер дует на того, кто больше всего любит сладкое…, кто любит рисовать…”.
  4. Игра на осознание детьми собственной внешности: “Радио”. Детям предлагается “найти” ребенка по описанию.
  5. Рисование на тему “Автопортрет”.

Занятие 2 “Каждый привлекателен по-своему”

  1. Упражнение “Комплименты”. Детям предлагается встать в круг и взяться за руки, глядя в глаза соседу сказать что-нибудь приятное.
  2. Игра на осознание детьми особенностей и способностей других детей: “Скажи хорошее о друге”. Выбирается ребенок и каждый говорит о том, что ему нравится в этом ребенке.
  3. Игра на осознание детьми физических особенностей других детей: “Найди друга”. Ребенку завязывают глаза и предлагают подойти к любому ребенку и узнать его. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки.
  4. Рисование на тему “Портрет друга”.

Занятие 3 “Мы все разные, но живем в одной группе”

  1. Упражнение “Круг друзей”. Детям предлагается встать в круг и взяться за руки. Затем по кругу пожать руки.
  2. Игра на развитие у детей чувства принадлежности к группе: “Сочиним историю”. Детям предлагается продолжить историю: “Жили-были дети подготовительной к школе группы детского сада №67…”, следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Педагог корректирует сюжет истории.
  3. Игра на развитие у детей чувства групповой сплоченности: “Доброе животное”. Дети встают в круг и берутся за руки. Педагог тихим голосом говорит: “Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!” Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. “Вдох – все делаем шаг вперед, выдох – шаг назад. Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д.”.
  4. Коллективная работа для отсутствующих детей в детском саду “Что не сможет один, сделаем вместе”.

Занятие 4 “Волшебные средства понимания”

  1. Упражнение “Глаза в глаза” Детям предлагается поупражняться в понимании выражения лица, глаз друг друга.
  2. Игра на умение детей быть внимательным к действиям других детей: “Зеркало”. Педагог становится перед детьми и говорит, что все дети “зеркала”, и просит как можно точнее повторять его движения. После этого дети выполняют движения в парах.
  3. Игра на развитие у детей умения понимать других детей на вербальном уровне: “Испорченный телефон”. Дети садятся в шеренгу. Педагог шепотом на ухо первому ребенку говорит слово (фразу), тот передает его шепотом второму и т.д. до последнего. Последний ребенок произносит услышанное слово (фразу) вслух. Если слово (фраза) не искажено, то телефон исправлен, если же искажено, то выясняется, кто испортил телефон, спрашивая по очереди, кто что слышал.
  4. Игра на умение детей понимать мимику и пантомимику других детей: “Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем”. Ребенок-“зритель” уходит за ширму, оставшиеся дети решают, что и как они будут показывать. Затем “зритель” внимательно наблюдает за товарищами и отгадывает, что они делают и где они находятся.
  5. Игра на умение детей договариваться друг с другом. “Мозаика в парах”. Каждая пара детей получает мозаику. Задача заключается в том, чтобы дружно и быстро сложить общую картину.

II блок занятий

Тема:

Радуга настроений

Цель: Формирование у детей представлений о языке эмоций как знаках, подаваемых человеком о себе; знаний о средствах выражения различных эмоциональных состояний.

Задачи:

  • умение детей описывать вербально, графически свое настроение. Развитие внимания к эмоциональным состояниям других. Знакомство с мимикой и пантомимикой;
  • ознакомление детей с различными эмоциями;
  • ознакомление детей со способами снятия психомышечного напряжения.

Занятие 5 “На что похоже настроение?”

  1. Упражнение “Общий круг”. Детям предлагается “поздороваться” глазами со всеми детьми.
  2. Упражнение на развитие у детей умения вербально описывать свое настроение: “На что похоже настроение?”. Дети по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение.
  3. Этюд “Тренируем эмоции”. Детям предлагается: нахмуриться, как осенняя туча; улыбнуться, как кот на солнце; позлиться, как ребенок, у которого отняли игрушку; испугаться, как ребенок, потерявшийся в лесу; устать, как мама после работы; обидеться, как ребенок, которого не взяли в игру; удивиться, как ребенок, который увидел большого слона на улице; погрустить, потому что на улице дождь; похвастаться новыми туфлями и т.д.
  4. Этюд “Как чувствую, так и говорю”. Предложить детям произнести фразу “Пойдем играть” грустно, весело, со злостью, испуганно, обиженно, скромно, устало, удивленно, виновато.
  5. Рисование на тему “Мое настроение”.

Занятие 6 “Разделенная радость – двойная радость”

  1. Этюд “Солнечный зайчик”. Детям предлагается сесть поудобнее, расслабиться и представить, что к ним в глаза заглянул солнечный зайчик. Предложить закрыть глаза и нежно погладить ладонями зайчика, скользящего по лбу, по носу, по ротику, по щечкам, по подбородку. А затем глубоко вздохнуть, и улыбнутся друг другу.
  2. Игра на умение использовать детьми мимику и пантомиму: “День рождение”. Выбирается именинник. Гостям (детям) предлагается придумать поздравление и подготовить подарок. Вручить подарок надо при помощи жестов и мимики. Один из участников передает воображаемый “подарок-образ” имениннику, а все остальные должны угадать, что ему подарено.
  3. Этюд “На лесной полянке”
  4. На полянке собрались
    Лисы, белки, звери.
    Песни, пляски завели
    У зеленой ели.

  5. Детям предлагается с помощью мимики и жестов показать, как радуются звери, собравшиеся на полянке, и поводить хоровод.
  6. Игра на снятие психонапряжения у детей: “Две страны”. Педагог рассказывает сказку о том, что когда-то давным-давно было две соседних страны. Одну населяли веселые жители: они много смеялись и шутили, часто устраивали праздники. Другую – грустные жители: они все время думали о печальном и много грустили. Жителям веселой страны было очень жалко своих грустных соседей, и однажды они собрались прийти к ним на помощь: они решили заразить грустных жителей своим весельем и смехом. Затем детям предлагается разделиться на две “страны”. Дети из веселой страны пытаются заразить своим смехом и радостью детей из грустной страны. Дети, которые заразятся смехом веселых жителей, переходят на их сторону и начинают передавать своей радостью тем, кто еще грустит.
  7. Рисование на тему “Дерево радости”. Педагог раздает детям контурные изображения дерева и цветные карандаши. Задача детей – передать “радостное настроение” дерева.

Занятие 7 “У страха глаза велики”

  1. Игра на умение детьми вербально описывать свой страх: “Расскажи свой страх”. Педагог рассказывает о своих детских страхах, а затем просит детей, по желанию, рассказать о ситуациях, когда им было страшно.
  2. Игра на снятие психомышечного напряжение: “Рыбаки и рыбка”. Выбирается ребенок – “рыбка”, остальные встают в две колоны и берутся за руки по двое, образуя “сеть”. “Рыбка” хочет выбраться из сети, а “сеть” колышется, задевает ее спину, голову. Когда рыбка выползает из “сети”, она становиться “сетью”.
  3. Этюд “Ты – лев!”. Педагог предлагает детям закрыть глаза и представить, что каждый из детей лев – царь зверей, сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный и мудрый. Он красив и выдержан, горд и свободен. И его зовут так же, как каждого из детей, у него их глаза, руки, ноги и тело. Лев, которого каждый из детей представил – это они.
  4. Рисование на тему: “Рисуем страх”. Детям предлагается нарисовать то, чего он больше всего боится.

Занятие 8 “Делая зло, на добро не надейся”

  1. Упражнение “Злюка”. Детям предлагается представить, что в одного из ребенка “вселились” злости и гнев и превратили его в Злюку. Дети становятся в круг, в центре которого стоит Злюка. Все вместе читают небольшое стихотворение:
  2. Жил(а)-был(а) маленький(ая) мальчик(девочка).
  3. Маленький(ая) мальчик(девочка) сердит(а) был(а).
  4. Ребенок, выполняющий роль Злюки, должен передать с помощью мимики и пантомимики соответствующее эмоциональное состояние (сдвигает брови, надувает губы, размахивает руками). При повторении упражнения всем детям предлагается повторить движения и мимику сердитого ребенка.
  5. Игра на снятие психонапряжения детей “Волшебные мешочки”. Детям предлагается сложить в первый волшебный мешочек все отрицательные эмоции: злость, гнев, обиду и пр. В мешочек можно даже покричать. После того, как дети выговорились, мешочек завязывается и прячется. Затем детям предлагается второй мешочек, из которого дети могут взять те положительные эмоции, которые они хотят: радость, веселье, доброту и пр.
  6. Этюд “Возьми себя в руки”. Педагог говорит, что как только кто-нибудь из детей почувствует, что забеспокоился, захотел кого-нибудь стукнуть, что-то крикнуть, есть очень хороший способ доказать себе свою выдержку: обхватить ладонями локти и сильно прижать руки к груди. Эту позу называют – позой выдержанного человека.
  7. Рисование на тему “Мой гнев”. Педагог предлагает детям цветовыми пятнами изобразить свой гнев.

Занятие 9 “Печаль беде не помощник”

  1. Игра на активацию положительных эмоций для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, грусти. Педагог обращает внимание на ребенка, который утром пришел в детский садик грустный, предлагает ему присесть на стульчик. А остальные детям дается задание придумать как можно больше хороших слов, адресованных их товарищу.
  2. Игра на умение детей распознавать свои эмоции и чувства: “Закончи предложение”. Детям по очереди предлагается закончить предложения: “Я обижаюсь, когда…”; “Я сержусь, когда…”; “Я грущу, когда…” и т.п.
  3. Этюд “Кто как радуется”. Детям предлагается встать в круг и показать без слов, как они радуются при встрече с другом, подарку и т. д.
  4. Рисование на тему “Смешной рисунок”. Педагог предлагает детям по очереди с закрытыми глазами нарисовать зайца, слона и т.д.

III блок занятий

Тема:

“Каков характер – таковы и поступки”

Цель: Формирование у детей нравственного поведения, положительных черт характера. Обогащение способами преодоления негативных черт характера.

Задачи:

  • формирование способности управлять негативными эмоциями
  • регулировать собственную позицию через социальные эмоции, моральную самооценку, произвольное поведение, соподчинение мотивов.

Занятие 10 “Добрые волшебники”

  1. Упражнение “Эстафета дружбы”. Детям предлагается взяться за руки и передать, как эстафету - рукопожатие.
  2. Беседа о добрых и злых людях.
    - Кого называют добрым? Кого называют злым?
    - Как ведут себя добрые люди? А как ведут себя злые люди?
    - Какие слова говорят добрые люди?
    - Какие слова говорят злые люди?
    - Кого из детей нашей группы можно назвать добрыми? Почему?
    - Приведите примеры злых героев из фильмов, мультфильмов. Почему они злые?
    Составление правил доброты.
    - Как вы думаете, что такое правила?
    - Давайте вспомним все, что мы говорили о доброте, о добрых людях и составим правила доброты.
    Правила доброты:
    - помогать слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду;
    - прощать ошибки других;
    - не жадничать;
    - не завидовать;
    - жалеть других.
  3. Игра на решение проблемных ситуаций “Заколдованные картинки”. Педагог показывает “заколдованную” картинку, на которой нарисовано неправильное поведение детей (например, мальчик обижает маленькую девочку; драка двух мальчиков; хулиган дергает кошку за хвост и т.д.). Дети объясняют, почему эта картинка заколдованная. После этого педагог просит детей расколдовать картинку, придумав правильное поведение детей.
  4. Этюд “Спаси птенца”. Педагог предлагает детям представить, что у них в руках маленький беспомощный птенец. Вытянуть руки ладонями вверх. Согреть его, спрятать в ладонях птенца, подышать на него и т.д. А затем предложить раскрыть ладони и представить, что птенец радостно взлетел; улыбнуться ему.

Занятие 11 “Вежливость необходима каждому”

  1. Игра “Вежливый клубочек”. Дети сидят в круг. Педагог передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом произносит “волшебное” вежливое слово. Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до педагога.
  2. Беседа о вежливых людях.
    - Кого называют вежливым? Кого называют грубияном?
    - Как ведут себя вежливые люди? А как ведут себя грубияны?
    - Какие слова говорят вежливые люди?
    - Кого из детей нашей группы можно назвать вежливым? Почему?
  3. Составление правил вежливости.
    - Давайте вспомним все, что мы говорили о вежливости, о вежливых людях и составим правила вежливости.
    Правила вежливости:
    - вежливость – умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой;
    - будь всегда приветлив: здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся;
    - не заставляй о себе волноваться, уходишь – скажи, куда идешь;
    - не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.
  4. Игра на решение проблемных ситуаций “Заколдованные картинки”. Педагог показывает “заколдованную” картинку, на которой нарисовано неправильное поведение детей (например, мама несет тяжелые сумки, а сын ей не помогает, мальчик не уступает место бабушке в автобусе и т.д.). Дети объясняют, почему эта картинка заколдованная. После этого педагог просит детей расколдовать картинку, придумав правильное поведение детей.
  5. Игра “Праздник вежливости”. Педагог объявляется детям, что сегодня в группе праздник вежливости и что вежливые люди никогда не забывают благодарить окружающих, поэтому каждый из детей может проявить свою вежливость и поблагодарить других ребят за добрые поступки.

Занятие 12 “Честность всего дороже”

  1. Упражнение “Честные глаза в сторону не глядят”. Детям предлагается сесть в круг и посмотреть в глаза друг другу.
  2. Беседа о честных людях.
    - Кого называют честным человеком? Кого называют вруном?
    - Как вы думаете, трудно быть честным человеком? Почему?
  3. Составление правил честности.
    Правила честности:
    - сказал – сделай;
    - не уверен – не обещай;
    - ошибся – признайся;
    - забыл – попроси прощения;
    - говори то, что думаешь;
    - не можешь сказать правду – объясни почему;
    - не выдавай чужую тайну.
  4. Упражнение на составление рассказа: “Честный поступок друга”. Детям предлагается вспомнить честный поступок друга и составить рассказ.
  5. Игра “Горячий стул”. Участники рассаживаются в круг. В центре круга ставится пустое кресло (“горячий” стул). Дети по очереди садятся на него. Остальные участники по кругу рассказывают сидящему в центре, что они ценят в нем и какие его качества, по их мнению, являются негативными, над чем необходимо поработать. Условие - честно высказывать свое мнение.

Используемая литература

  1. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. - М.: Айрис-пресс, 2006
  2. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2005
  3. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. - Ярославль: Академия развития, 2000
  4. Клюева Н.В., Филипова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2006
Разработала: педагог дополнительного образования, педагог-психолог Кобзева Татьяна Михайловна

Возраст: 4-5 лет

Продолжительность занятия: 30 минут

Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Задачи:

    Закрепить умение узнавать и выражать эмоциональные состояний в мимике.

    Развивать саморегуляцию дошкольников.

    Формирование положительного эмоционального настроя, сплочение группы детей.

    Знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, злость, грусть.

Инструментарий: карточки – «колобки» с изображением базовых эмоций – радости, грусти, удивлении, злости; магнитола для аудио-сопровождения,.

1. Организационный момент

Упражнение «Лучики солнышка»

Цель: создание положительного настроя в группе.

Дети вместе с педагогом встают в круг и одну руку протягивают в центр, укладывая ладошки друг на друга, как лучики солнышка.

Мы лучики одного большого доброго солнышка. Своим светом мы радуем других, а своим светом согреваем все вокруг. А теперь давайте улыбнемся друг другу, чтобы наше тепло наполнило наш кабинет.

2. Основная часть

Вспомните, ребята, о каких чувствах мы с вами говорили на предыдущих занятиях? Что помогает нам, глядя на человека сказать радуется он, грустит, удивляется или злится?

Дети отвечают: Мы смотрим на выражение его лица, на глаза, губы и можем определить.

Замечательно, что вы это хорошо знаете. А сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по стране Настроений, где мы встретимся с жителями этой страны.

Давайте встанем друг за друга в паровозик и поедем в путешествие по этой чудесной стране. (Двигаются по классу под детскую песню «Паровоз-Букашка»)

И наша первая станция «Дружилкино». Здесь нам предстоит найти новых друзей. Прошу присаживаться.

Ребята, давайте сейчас встретим жителей этого города.

Итак, первый житель (показывается картинка первого колобка)

Ребята, вы узнали кто это?

Дети отвечают: Смайлик, человек, колобок.

Конечно же это Колобок! Как вы думаете, что он чувствует? (радость, грусть, злость или удивление)?

Дети отвечают: Радость

Правильно! Радость. А как вы догадались?

Дети отвечают: Он улыбается

Конечно, он улыбается!!! Давайте улыбнемся вместе с ним. (Дети выполняют)

Но этот колобок пришел к нам не один, а со своим братом. Давайте встретим и его.

А вот и второй гость (показывается картинка второго колобка)

А что чувствует этот колобочек (радость, грусть, удивление или злость)?

Дети отвечают: Грусть

Конечно, он грустит! А как вы узнали?

Дети отвечают: По глазам, по губам

Разумеется, ребята, у него уголки губ опущены вниз и брови «домиком». Давайте погрустим вместе с ним (Выполняют)

А теперь к нам пожаловал третий брат. Посмотрите на него внимательно. Что он испытывает?

Дети отвечают: Удивляется

Молодцы! Это удивление! По каким признакам мы можем это узнать?

Дети отвечают: большие глаза, открыт рот

Да, ребята! У нашего колобка широко распахнуты глаза и открыт рот.

Давайте удивимся вместе с ним (Выполняют)

Ну и наш четвертый гость. Встречаем его. Что мы можем сказать о нем?

Дети отвечают: Он злой

Он злится и видим мы это потому что брови его нахмурены, рот растянут и

даже видны зубки. Давайте и мы так же позлимся (Выполняют)

Вот ребята мы и узнали жителей города «Дружилкино» и сумели с ними

подружиться.

Но нам пора. Становимся в паровозик и едем дальше. А наши новые друзья

едут с нами. (Двигаются по классу под музыку)

Мы прибыли на станцию «Игралкино». Присаживаемся на стульчики.

А теперь, вместе с жителями этой страны, поиграем в игру.

Игра «Покажи эмоцию»

Цель: научить детей определять и выражать эмоции.

Детям показывается один из колобков, а они показывают ту же эмоцию, что и у него.

Молодцы! Все в точности показали эмоции колобков.

Мы прибыли на станцию «Спортивкино» здесь все занимаются спортом,

делают зарядку. Присоединимся.

3. Физкультминутка

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник - рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают.)

Молодцы!!! Но нам снова пора в путь. (Двигаются по классу)

Мы прибыли на станцию «Театралкино», здесь ребята, нам предстоит стать актерами и сыграть самые настоящие роли.

Игра «Выражение эмоций»

Цель: Развивать умение выразить мимикой удивление, радость, грусть и

злость. Закрепить знание русских народных сказок. Вызвать у детей

положительные эмоции.

Отрывок из сказки «Волк и семеро козлят»:

«Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу… »

Дети выражают злость.

Отрывок из русской народной сказки «Курочка Ряба»:

«Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут».

Дети выражают печаль.

Отрывок из сказки «Царевна-змея»:

«Оглянулся казак, смотрит – стог сена горит, а в огне красная девица стоит и говорит громким голосом: - Казак, добрый человек! Избавь меня от смерти».

Дети выражают удивление.

Педагог читает отрывок из сказки «Репка»:

«Тянут – потянут, вытащили репку».

Дети выражают радость.

А теперь давайте похлопаем себе, как настоящим артистам!

Вот ребята, мы с вами и побыли героями наших любимых сказок. Какие чувства испытывали герои?

Дети отвечают: злость, грусть, удивление, радость.

4. Завершение

Упражнение «Мы тоже»

Цель: сплочение детей, выработка положительного настроя и эмоций.

Педагог рассказывает о хорошем настроении, радости, улыбках, делая паузы между высказываниями. После каждого высказывания дети произносят одну и ту же фразу: «Мы тоже!».

«Я делюсь с вами своим хорошим настроением!

Дети: «мы тоже!»

«Я дарю вам улыбку»

Дети: «мы тоже»

«Я радуюсь»

Дети : «мы тоже!»

«Я прыгаю от счастья!»

Дети: «Мы тоже!»

«Я вас люблю!»

Дети: «Мы тоже!»

«Я вас обнимаю!»

Дети: «Мы тоже» . (Все обнимаются в едином кругу)

Ваше настроение отличное?

Дети отвечают: Да!

Наша встреча закончена.

До свидания!

Цели:

· Осознание ребенком эмоциональных состояний других;

· Умение понимать и принимать других людей;

· Актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере.

Задачи:

· Развитие умения передавать свои эмоции с помощью цвета;

· Развитие воображения и фантазии;

· Создание мотивации на познание себя;

· Совершенствование механизмов саморегуляции;

· Развитие умения с помощью изобразительных средств выражать свои чувства;

· Стабилизация психических процессов, снятие напряжения;

· Развить умение определять экспрессию лица человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №9 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение « Детский сад « Родничок»

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

« Страна эмоций»

Провела педагог-психолог

Усова Ирина Викторовна

г.о. Новокуйбышевск, 2014

«Страна эмоций»

Цели:

  • Осознание ребенком эмоциональных состояний других;
  • Умение понимать и принимать других людей;
  • Актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере.

Задачи:

  • Развитие умения передавать свои эмоции с помощью цвета;
  • Развитие воображения и фантазии;
  • Создание мотивации на познание себя;
  • Совершенствование механизмов саморегуляции;
  • Развитие умения с помощью изобразительных средств выражать свои чувства;
  • Стабилизация психических процессов, снятие напряжения;
  • Развить умение определять экспрессию лица человека.

Необходимые материалы:

  • Запись спокойной музыки;
  • Карточки с изображением различных эмоций из серии « Волшебный сундучок» Марии Лебедевой;
  • Бланки с нарисованной фигурой человека;
  • Карандаши, фломастеры, восковые мелки.

Ход занятия:

1. Приветствие. Создание эмоционального настроя.

Педагог-психолог: « Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте все вместе возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и скажем « Доброе утро»! Молодцы! Скажите, пожалуйста, в каком мире мы с вами были в прошлый раз? На прошлом занятии мы с вами побывали в волшебной стране Чувств.

Сегодня я хочу предложить вам отправиться в новое путешествие, в страну Эмоций. Жители мира Эмоций, обращаясь друг к другу, говорят свое имя ласково. Давайте и мы попробуем так.

Упражнение « Ласковое имя»

Педагог-психолог спрашивает имя ребенка, остальных просит хором назвать его ласково. Если дети не могут придумать ласковое имя, психолог помогает.

Перед тем, как отправится в новое путешествие, мы ответим жителям мира Эмоций, какое у нас сегодня настроение.

Упражнение « Мешочек настроений»

Педагог-психолог предлагает детям определить, какое настроение у них сегодня на занятии, с чем его можно сравнить. Например; «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко, а твое?» Участники по кругу говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Затем психолог обобщает – какое же сегодня настроение у всей группы: грустное, веселое, смешное и т.д. и показывает детям мешочек и говорит, что он волшебный и что в него можно сложить все ненужные чувства, например обиду, злость, страх и т.д. Если у ребенка плохое настроение, то ему предлагается сделать это, имитируя движения складывания. Затем психолог завязывает мешочек и предлагает детям выбросить свое плохое настроение в мусорный ящик.

2. Основная часть занятия.

Педагог-психолог: «Ребята, жителям этого мира очень интересно увидеть вас. А чтобы помочь вам представить их, они передали карточки с изображением жителей мира эмоций. Всегда ли мы умеем понимать другого человека? Можно ли по лицу человека понять, какое у него настроение? Давайте сейчас попробуем угадать, какое настроение на этих лицах».

Игра « Угадай настроение»

Психолог показывает детям карточки с нарисованными изображениями различных эмоциональных состояний лица человека. « Здесь изображены лица людей с разным настроением. Как вы думаете, какие настроения здесь изображены? Что происходит с бровями, когда мы сердимся или радуемся? Когда чего-то боимся, удивляемся, гневаемся? А что можно сказать о губах? Как выражает рот наши эмоции, наше настроение? Проводится беседа.

« Молодцы, ребята, вы действительно можете угадать, какое настроение у другого человека по его лицу. А теперь давайте попробуем применить «волшебные» средства понимания, с которыми мы уже познакомились».

Игра « Повторюшки»

Жители мира Эмоций играют в увлекательную игру, в которую предлагают и вам поиграть. Детям раздаются карточки с различными эмоциями и спрашивают у ребенка, кто на ней изображен, и какую эмоцию этот персонаж испытывает. Просят ребенка показать на лице эту эмоцию.

А теперь нам необходимо отдохнуть. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха….»

Релаксационное упражнение « Улыбка»

Педагог-психолог: « Во время каждого выдоха ты можешь почувствовать, как твое лицо все больше и больше расслабляется. Пусть с каждым выдохом расслабляется твой рот, нос, уши, лоб, глаза. Теперь вдохни глубоко-глубоко и задержи дыхание. Откинь голову назад, сделай сильный выдох, выдувая воздух как можно выше, чтобы он долетел до потолка. Повтори это еще раз. Теперь снова вдохни. И когда будешь сейчас выдыхать, постарайся улыбнуться. Почувствуй, как во время улыбки растягиваются твои губы и как напрягаются мышцы щек. Сделай это еще раз и попробуй улыбнуться пошире. Представить себе, что видишь перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой дружеской улыбке.

Важно увидеть улыбку на лицах всех детей. Когда ты снова улыбнешься, почувствуй, как улыбка переходит в твои руки, доходит до ладоней. Дыши и улыбайся…и ощущай, как твои руки и ладони наполняются улыбающейся силой солнышка. Когда ты улыбнешься снова, почувствуй, как твоя улыбка спускается все ниже и доходит до ног, до самых кончиков ступней. Ощути тепло солнца под подошвами ног. Ощути улыбку во всем своем теле. Улыбаясь, ты хорошо чувствуешь себя с ног до головы, ощущаешь радость всеми клеточками своего тела. Ты любишь и принимаешь себя. Теперь немного потянись и выпрямись. Открой глаза и снова окажись с нами в этой комнате.

Упражнение « Исследуем свое настроение»

Педагог-психолог: Ребята, в волшебной стране Эмоций, живут Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Жители волшебной страны любят ходить друг к другу в гости, рассказывать различные истории, заниматься совместными делами. Они предлагают вам пофантазировать и попробовать научиться исследовать самого себя.

Для этого закройте глазки и почувствуйте, где у вас живут чувства: радость, гнев, злость, обида и т.д. На готовых бланках с изображением человечка

детям предлагается исследовать самого себя и закрасить цветными карандашами, где какие живут Чувства, с кем они соседствуют? Дети выполняют задание. Рефлексия. Трудно или легко вам было выполнять задание? Что было трудно? Что легко? Понравилось ли тебе исследовать себя? Было ли это приятно или нет? Проводится коллективное обсуждение, в ходе которой, дети делятся своими впечатлениями.

Заключительный этап. Подведение итогов.

Педагог-психолог. Ребята, наше путешествие заканчивается. Давайте подарим на память жителям страны Эмоций общую фотографию с нашими улыбками.

Упражнение « Пожелания в круг»

Детям предлагается высказать свои пожелания на будущее занятие, а также рассказать о том, что понравилось и что не понравилось участникам на занятии. Мы с вами побывали в разных волшебных мирах, познакомились с удивительными жителями. А теперь давайте улыбнемся, поблагодарим друг друга за работу и попрощаемся до следующей встречи.


Loading...Loading...