Проект по детской художественной литературе в детском саду. Проект на тему: Приобщение детей к художественной литературе". «путешествие в волшебную страну –книгопландия»

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»

Проект:

Подготовила: Воспитатель

второй младшей группы

Евстропова Ксения Евгеньевна

2018г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Чтение книги - особый вид деятельности, относящийся к одному из средств формирования Человека в человеке. Взрослые должны удерживать позиции книги в духовном мире детей. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребёнка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений.
Интерес к книге надо формировать у дошкольника с ранних лет, приобщая его к фольклору: потешкам, прибауткам, колыбельным песням, сказкам. На примере такого репертуара с первых лет жизни малыш знакомится с доступными ему образцами художественной литературы.
Дети младшего дошкольного возраста отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, вырваться за пределы той среды, которая их окружает. Главный их помощник в этом - книга. К общению с ней они готовы: эмоционально реагируют на услышанное произведение, улавливают и различают разнообразные интонации, узнают любимых литературных героев, сопереживают им.
Дошкольник и книга, как сделать их встречи яркими, запоминающимися? Как влюбить ребёнка - дошкольника в художественную литературу? Как удержать в них радостное увлечение? Необходимо выбрать книгу, увлечь ею, научить понимать и чувствовать авторскую тональность, красоту, поэтичность, вызвать эмоциональную отзывчивость - ответственная задача родителей и педагогов, имеющая большое значение на отбор художественных произведений и формирование литературного вкуса. А главное не принуждать, не заставлять, а заинтересовать, приглашая ребёнка к сотрудничеству, взаимопониманию, для этого существуют интересные формы приобщения детей к книге:
-
выразительное чтение вслух - воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребёнка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребёнка, а небольшое по объёму произведение способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста это: русские народные сказки «Репка», «Теремок», «Колобок» и т.д.
-
использование иллюстративного комментария - при чтении вслух младшим дошкольникам небольших по объёму произведений, например, стихотворений А. Барто, К. Чуковского - воспитатель читает вслух художественный текст, дети показывают предметы и героев изображённых на иллюстрации к книге.
- иллюстрирование дошкольниками художественных произведений детской литературы - предложить детям нарисовать запомнившегося героя, понравившийся сюжет, что способствует развитию не только литературного вкуса, но и развитию творческих способностей, фантазии, воображения.
-
литературные викторины - их организацию следует продумать досконально, придавая особое значение подготовительному этапу: чтению книг, организации книжной выставки, предварительному ознакомлению с вопросами.
-
кукольные драматизации - дошкольники под руководством взрослого занимаются изготовлением кукол, могут быть не только слушателями, но и полноценными участниками спектакля. Кукольный театр помогает ребёнку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, следить за развитием действия.
-
литературная игра - оказывает огромное значение на развитие интереса к книге у дошкольников, является одним из эффективных приёмов, проверки и корректировки знаний по художественной литературе; тренирует память, способствует развитию речи, чувства юмора; формирует привычку к самостоятельной организации занимательного досуга и благоприятно влияет на формирование детского коллектива
Сложно предугадать, что будет дальше, каким читателем станет дошкольник, ведь его отличает скрытое восприятие литературы. Он накапливает материал, который может быть, не так скоро скажется на росте его души и литературных предпочтениях.
Знакомство детей с художественной литературой, даёт лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей.
Возможности семьи в воспитании любви к книге, культуры чтения безграничны. Если в доме есть небольшая библиотека, где у ребёнка своя полка и покупка книги - это праздник, то почва подготовлена.
Дети, получившие «книжную прививку» в дошкольном детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на определённом занятии, хорошо говорят.

Тема проекта:

«Приобщение детей к художественной литературе»

Тип проекта:
практико-ориентированный.

Участники проекта:
дети второй младшей группы, воспитатель, родители

По продолжительности: краткосрочный (2недели)

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цели:

Создание положительный эмоциональный настрой. - Формировать у детей представления о русской народной сказке через различные виды деятельности.

Задачи:

Воспитывать интерес к сказкам; - Закрепить знание содержания сказок; - Сформировать желание быть похожими на положительных героев; - Развивать умения передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами, мимикой; - Прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок ; - Развивать у детей умение слушать.

Подготовительный этап:

Изучение литературы по теме Консультация для родителей

Подбор иллюстраций по сказкам

Оформление книжного уголка

Основной этап:

Рассматривание иллюстраций русских народных сказок

Чтение и рассказывание русских народных сказок, Беседы по прочитанным сказкам

Проведение дидактических игр

Аппликация «Избушка для заюшки»

Лепка «Колобок»

Заключительный этап:

Драматизация сказки «Теремок» Создание презентации « Сказки для дошкольников»

Анкетирование родителей

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

П/Игры «Гуси», «Воробушки и кот», «У медведя во бору», «Лиса и зайцы»

Хоровод «Гори, гори ясно»

Игровое упражнение: «Пройди как герои сказок» (проскачи, как лягушка, пройди как медведь и.т.д)

Речевое развитие

Д/Игра «Узнай сказку по иллюстрации».

Чтение сказок: «Лиса и заяц», «Маша и медведь», «Колобок» «Теремок», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Репка», «Три медведя»

«Разукрась героя сказки»
Лепка «Колобок»

2-ая неделя

Содержание деятельности

Физическое развитие

Хоровод «Гори, гори ясно»

П/ Игры: «У медведя во бору», «Лиса и зайцы»

Речевое развитие

Потешки

«Пальчик-пальчик», «Заинька попляши», «Курочка-рябушечка»,«Еду к бабе, еду к деду», «Жили у бабуси»

Чтение сказок: «Кот, петух и лиса», «Снегурушка и лиса»

Отгадывание загадок по сказкам

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация: «Избушка для Заюшки»

Драматизация сказки « Теремок»

Прослушивание народной песенки « Два веселых гуся»

Работа с родителями

Анкетирование: «Русская народная сказка в жизни ребенка».

Консультация для родителей: « Роль сказки в жизни ребенка»

Акция: «Подари книгу детскому саду»

Создание книжки своими руками

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Использование русских сказок в активной речи детей.

Создание предметной среды, способствующей приобщению детей к русской сказке.

Готовность воспринимать произведения устного народного творчества, эмоционально откликаться на выраженные в них чувства и настроения.

Вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность.

Привлечение родителей к дальнейшему участию в мероприятиях группы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе занимает одно из центральных мест в современной педагогике и психологии. Приобщая детей к художественной литературе, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, русского богатого образного языка. Из – за недостаточного внимания к художественной литературе, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства .

Итак, подводя итог, можно отметить – художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г.

    Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.-М.: Просвещение,2005г.

    Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб.: «Паритет» 2007г.

    Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок.-СПб.: «Детство-пресс», 2008

    «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: Мозаика – Синтез

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета для родителей детей.

Уважаемые родители!

Просим вас принять участие в опросе по теме: «Русская народная сказка в жизни ребенка».

1. Читали ли Вам в детстве русские народные сказки?

2. Читаете ли Вы сказки своему ребенку? Как часто?

3. С какого возраста, на Ваш взгляд, необходимо читать сказки детям?

4. Обсуждаете ли Вы сюжет, героев сказки с ребенком после прочтения?

5. Способствует ли русская народная сказка нравственному развитию ребенка (чему учит)?

6. Практикуете ли вы дома театрализацию русских народных сказок?

7. Играете ли Вы со своим ребенком в игры, где задействованы герои русских народных сказок?

8. Хотели бы вы принять участие в театрализации русской народной сказки в детском саду вместе с вашим ребенком?

Большое спасибо за участие в опросе!

Анализ анкетирования родителей по теме: «Русская народная сказка в жизни ребенка».

В результате анкетирования было опрошено 16 родителей 2 ой младшей группы.

1 вопрос: Да- 87,5% Нет- 12,5%

2 вопрос: Да- 100% Нет- 0

3 вопрос: с рождения- 37,5% с года - 50% с 2-3 лет- 12,5%

4 вопрос: Да- 50% Нет- 50%

5 вопрос: Да- 93,75% Нет- 6,25%

6 вопрос: Да- 43,75% Нет- 56,25%

7 вопрос: Да- 62,5% Нет- 37,5%

8 вопрос: Да- 50% Нет- 50%

Консультация для родителей

«Роль сказки в жизни ребенка»

Роли детских сказок в развитии детей многогранны. От развития фантазии до развития правильной речи.

Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем обычную взрослую речь.
Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал.

Для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном, когда есть время обсудить сказку. Читать нужно с удовольствием и не отвлекаться, это принесёт больше пользы и положительных эмоций. Сказки расширяют познания детей. Форма восприятия добра и зла у взрослых не является образной. Дети не могут воспринимать информацию в такой форме, им необходима образность, игра.

Роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Ребёнок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением. Сказки можно рассматривать как способ снятия тревоги у ребёнка.
С помощью сказок можно помогать преодолевать негативные стороны формирующейся личности. Выбирая сказку для ребёнка обязательно надо учитывать особенности эмоционального развития вашего малыша.

Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь ребёнка эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы.

Так же в воспитании кроме интуитивного формирования основ устной речи, необходимо специальное обучение. Большое значение надо уделить конструированию слов, предложений, словосочетаний. Очень важна связь между речевой и умственной деятельностью детей. Сказка ещё должна способствовать общению.

В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей на сказках. Тогда ему легче будет справляться с жизненными трудностями. Жизнь внесёт свои коррективы, но в подсознании ничего не пропадает.

Важно и ваше отношение к сказке. Если вы тоже чувствуете, что это другой, сказочный мир, то и расскажите её интересней.
Книжки с картинками мешают слушать сказки. Ведь художник видит всё иначе, чем ваш ребёнок. Обязательно надо читать заключительную фразу, это разделит сказки друг от друга. Если читать сказки с хорошей дикцией, чётко выговаривая все звуки, вы обойдётесь без визитов к логопеду.
Одну и ту же сказку можно читать ребёнку много раз, это поможет ему понять её смысл. Когда он поймёт суть сказки, она станет ему не интересна. Каждый может найти в сказке то, что понятно и близко именно ему. Через сказку можно привить ребёнку любовь к чтению.
Сказка в полной мере должна использоваться в семье в воспитании ребёнка. Через сказку ребёнку легче понять, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ребёнок представляет себя положительным сказочным героем.
Сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка. Не нужно преуменьшать роль детских сказок в воспитании детей. Если правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, можно положительно влиять на эмоциональное состояние ребёнка. Корректировать и улучшать его поведение.

Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребёнке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направленно на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Если обращать внимание на нелюбимых и любимых героев ребёнка, можно вовремя выявить и скорректировать возможные психологические проблемы ребёнка.

Фантазию ребёнка легко направить как в положительное, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.

Удачи, уважаемые родители!

Загадки

На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился...
(Колобок)

Возле леса,
На опушке,
Трое их живет
В избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)

В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Медведь к ним пришел потом,
Поломал звериный дом.
(Теремок)

В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок.
(Заюшкина избушка)

Потешки

Пальчик - пальчик

Пальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел!

Заинька, попляши

Заинька, войди в сад,
Серенький войди в сад.
Зайка, зайка, войди в сад,
Серый, серый, войди в сад!

Заинька, сорви цвет,
Серенький, сорви цвет.
Зайка, зайка, сорви цвет,
Серый, серый, сорви цвет!

Заинька, свей венок,
Серенький, свей венок.
Зайка, зайка, свей венок,
Серый, серый, свей венок.

Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
Зайка, зайка, попляши,
Серый, серый, попляши.

Курочка-рябушечка

Курочка-рябушечка,
Куда пошла?
- На речку.
- Курочка-рябушечка,
Зачем пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
- Цыпляточек поить.
- Курочка-рябушечка,
Как цыплята просят пить?
- Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!

Еду-еду к бабе, к деду

Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом... в яму!
Бух!

Жили у бабуси

Жили у бабуси
Два веселых гуся.
Один серый,
Другой белый –
Два веселых гуся.

Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый,
Другой белый –
Спрятались в канавке.

Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый –
Гуси мои, гуси!»

Выходили гуси,
Кланялись бабусе.
Один серый,
Другой белый –
Кланялись бабусе.

Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе
Тема: «Избушка для Заюшки»

Цели и задачи:

Воспитывать аккуратность в работе при пользовании клеем;

Закреплять названия геометрических фигур;

Различать и называть цвета геометрических фигур;

Побуждать детей к проявлению заботы о героях сказки;

Формировать умение детей выкладывать готовые детали «дома» самостоятельно и последовательно их наклеивать.

Материал:

Образец аппликации «Избушка для Заюшки»;

Заготовки деталей: квадрат (1шт.) коричневый, треугольники (1 шт.)зеленый, квадрат маленький (1шт.) синие;

Листы бумаги А4, клеенка, клей, кисточки, салфетки, Сказка: «Заюшкина избушка».

Предварительная работа:

Чтение сказки: «Заюшкина избушка»

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, мы с вами читали сказку: «Заюшкина избушка». Вы помните, каких героев сказки мы встретили?

Дети: (Ответы. Зайчик, лисичка, петух, медведь, бык, волк.)

Воспитатель: Правильно. А скажите мне, что строили зайка и лисичка, когда пришла зима?

Дети: (Ответы.)

Воспитатель: А кто мне скажет, из чего был построен дом лисички?

Дети: (Ответы: из снега, изо льда.)

Воспитатель: А какой домик был у зайца? И какого он цвета?

Дети: Лубяной. Коричневого.

Воспитатель: Какие вы у меня молодцы. А что случилось с домиком лисички?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Вы знаете, раз с зайчиком случилась беда, давайте, мы построим ему домик.

Дети: Ответы.

Воспитатель: Ребята перед вами на столах лежат подносы с готовыми деталями и из них нужно построить домик. Какие геометрические фигуры нам понадобятся для строительства домика.

Дети: Ответы (большой квадрат, треугольник, и маленький квадрат-окно).

Воспитатель: А где, мы расположим окошки, чтобы зайчик мог смотреть в них?

Дети: Ответы. (В середине большого треугольника.)

Физкультминутка:

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

Воспитатель: А сейчас, ребятки, пора взяться за постройку домика. Давайте будем внимательными и аккуратными. Домик должны быть, ровным. Сначала намазываем клей на деталь, затем приклеиваем и сглаживаем салфеткой.

Дети: выполняют строительство домика для Зайчика.

Воспитатель: Ребятки, какие же вы молодцы. Какие красивые, ровные и теплые дома у вас получились. Вы очень постарались

«Колобок» Конспект занятия по лепке для детей второй младшей группы

Цель: Продолжать развивать умение детей скатывать шар круговыми движениями между ладоней

Задачи . Учить лепить предметы округлой формы. Закрепить представление о шаре и его свойствах. Развивать внимание, память на основе повторения знакомого сюжета сказки. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость к персонажам сказки.

Предварительная работа. Рассказывание сказки «Колобок»

Материал к занятию . Пластилин, стеки, доска для лепки.

Ход занятия:

Организационный момент:

Посмотрите, кто к нам пришел в гости (бабушка и дедушка). Они пришли из сказки «Колобок», давайте послушаем историю про Колобка?

Основная часть:

Чтение сказки «Колобок».

Про что эта сказка? Чем закончилась? Кто сьел Колобка? (ответы детей)

Дедушка и бабушка расстроились. Они пришли попросить нас слепить нового Колобка.

Посмотрите на что похож колобок? (на столе лежит шарик и кубик).

Д/и «Что катится, что не катится».

Делаем вывод, что Колобок имеет фору шара.

Пальчиковая гимнастика.

«Тесто делали мы сами. Вот так! Вот так! (сжимание и разжимание кулачков)

Колобок пекли мы сами. Вот так! Вот так! (круговые вращения над ладонью)

Ребята, нам дедушка и бабушка тесто для Колобка приготовили.

На что похож Колобок? Какой формы?

Показ выполнения работы.

Я беру в ладони кусок пластилина. Где у вас ладони, покажите.

Вот так раскатываю. А вы как будете раскатывать, покажите (имитация).

«Крутим, крутим кругляшок

Крутим, крутим кругляшок

Получился (кто ребятки?)

Ко – ло - бок!»

Физкультминутка .

«Колобок, Колобок. Ну куда же ты дружок?

Ну какой тебе прок, убегать за порог?» (хлопают в ладоши)

-«Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел

Не попался на зубок. Вот такой я, Колобок» (приседания).

Заключительная часть: можно организовать драматизацию сказки из игрушек и

слепленных колобков, сочинить ей свой конец.

Чтение детям стихотворения В. Шипуновой «Колобок – шалунишка»:

Колобок – шалунишка громко песни пел.

Заяц съесть его хотел, съесть хотели волк и мишка.

Песенку послушали … и не стали кушать.

Только рыжая лиса колобка погубит.

Видно рыжая лиса песенок не любит.

Дед затопит снова печь – новый колобок испечь

Анастасия Алиева
Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе «Путешествие в Книгопландию»

«Путешествие в Волшебную страну –КНИГОПЛАНДИЯ»

«Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда».В. А. Сухомлинский

Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит у телевизора и за компьютером, чем в живом окружении. Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей и их родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни

Любовь к литературе связана с любовью человека к слову вообще. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка в период, когда у него формируется и развивается речь. Дошкольники восприимчивы, способны глубоко чувствовать художественный текст, поэтому полюбившиеся им в раннем детстве литературные образы останутся с ними на долгие годы.

Процесс формирования у детей дошкольного возраста потребности в чтении книг во многом определяется в том, насколько вовлечены в него родители. Многое зависит от отношения семьи к книгам, организации чтения дома и даже от проявления интереса к тому, что читали ребёнку в детском саду. Многие родители не совсем хорошо знают детскую художественную литературу, детских писателей, не придают значения роли книг в процессе развития детей.

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Наша задача – приобщение наших воспитанников к детской литературе и детскому чтению, взаимодействуя с родителями. Мы хотим, чтобы наши дети были грамотными читателями. А ведь это очень не просто: воспринимать текст согласно авторскому замыслу. По этому необходимо создать условия чтоб у ребёнка воспринимающего литературу через призму своих душевных качеств и социального опыта, было как можно больше граней, в создание которых должны принимать активное участие окружающие его взрослые.

Цель проекта: приобщение детей к книжной культуре через развитие познавательных, творческих способностей детей.

Задачи проекта:

Развивать коммуникативные умения детей;

Развивать познавательные, творческие способности у детей через совместное чтение,

Умение вести диалог, выразительно рассказывать, импровизировать сказки;

Воспитывать интерес, любовь к книге как источнику знаний и бережное отношение к ним;

Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.

Ожидаемые результаты.

Развитие индивидуальных особенностей в творческой речевой деятельности.

Использование речевых форм выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни.

Повышение интереса к книге.

Участие родителей в совместной продуктивной деятельности, в посещении с детьми детской библиотеки и организации семейного чтения.

Направление работы.

1. Знакомство детей с историей возникновения книг, с профессиями людей, которые трудятся над созданием книги. (Просмотр слайдов)

2. Знакомство с народными сказками. (Просмотр слайдов)

3. Знакомство с биографией А. С. Пушкина и творчеством писателя. (Просмотр слайдов)

4. Знакомство с биографией К. Чуковского и творчеством писателя. (Просмотр слайдов)

5. Практическое занятие:

«Книжкина больница». Книги из группы или из дома, которые дети привели в порядок.

5. Практическая деятельность, по мотивам народных сказок и сказок А. С. Пушкина, К. Чуковского:

Рисование по мотивам сказок «Золотая рыбка»»;

Аппликация по мотивам сказок «Золотая рыбка»»;

Конструирование «Петушок», «Пёс», по мотивам народной сказки

«Петух и пес»;

Аппликация «Лиса» по мотивам народной сказки «Лиса и кувшин»;

Лепка «Царевна Лебедь» по мотивам сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Солтане и его сыне Гвидоне»;

Разучивание небылиц К. Чуковского;

Совместная деятельность детей и родителей, создание авторской книги ребёнка;

7. Самостоятельный рассказ произведения собственного произведения по авторской книге.

11. Драматизация сказки «Репка». Показ сказки детям средней группы.

12. Самостоятельная деятельность в уголке театрализации,игры с настольным театром.

13. Знакомство детей с небылицами, с показом иллюстраций.

14. .Ежедневно чтение с детьми художественной литературы

15. Использование сказок в режимных моментах, на занятиях

16. Проведение викторины «Хорошо ли знаем сказки»

16. Презентация проекта «Путешествие в Волшебную страну –Книгопландию»

Этапы проекта.

Этапы (сроки) Основные направления реализации проекта (мероприятия) Материалы и средства реализации проекта

I этап подготовительный:

1. Провели предварительный: мониторинг знаний детей по восприятию художественной литературы.

2. Анкетировали родителей об отношение родителей к книгам.

3. Изучили литературу по проектам в дошкольных учреждениях,а так же опыт других педагогов по приобщению дошкольников к художественной литературе.

4. Подготовили информационные презентации.

5. Подготовили наглядный материал, образцы для творческих работ детей.

6. Изготовили информационные буклеты для родителей

7. Анкета для родителей.

8. Подготовили интернет ресурсы, книжные носители

II этап основной

1. Знакомство детей с историей возникновения книг, с профессиями людей, которые трудятся над созданием книги

2. Знакомство с народными сказками.

3. Знакомство с биографией А. С. Пушкина и творчеством писателя.

4. Знакомство с биографией К. Чуковского и творчеством писателя.

5.«Книжкина больница».

6. Знакомство детей с небылицами, с показом иллюстраций

7. Практическая деятельность,

По мотивам народных сказок и сказок А. С. Пушкина, К. Чуковского:

Рисование по мотивам сказок «Золотая рыбка»»

Аппликация по мотивам сказок «Золотая рыбка»»);

Конструирование «Петушок», «Пёс», по мотивам народной сказки «Петух и пес»(ответственная);

Аппликация «Лиса» по мотивам народной сказки «Лиса и кувшин»

Лепка «Царевна Лебедь» по мотивам сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Солтане и его сыне Гвидоне»;

Разучивание небылиц К. Чуковского);

8. Консультации для родителей «Как подобрать художественную литературу для дошкольников».

9. Создание буклетов для родителей «Вредные советы для родителей, как сделать чтоб ваш ребёнок не стал «ботаником» или отбить охоту к чтению»

10. Самостоятельная деятельность в уголке театрализации,игры с настольным театром.

11. Ежедневно чтение с детьми художественной литературы, использование сказок в режимных моментах, на занятиях.

III этап – заключительный

1. Подведение итогов работ совместная деятельность детей и родителей, создание авторской книги ребёнка;

2. Самостоятельный рассказ произведения собственного произведения по авторской книге.

3. Проведение викторины «Хорошо ли знаем сказки»

4. Презентация проекта «Путешествие в Волшебную страну –КНИГОПЛАНДИЯ» СТРУКТУРА ПРОЕКТА

Оценка результатов и отчетность.

В целом результаты проекта можно оценить положительно. Удалось заинтересовать детей,которые с удовольствием включились в творческую реализацию проекта. Занимались аппликацией, лепкой, рисованием. С интересом узнавали историю, возникновения современной книги начиная с древности. Особенно им понравилось создание собственной книги, авторами которой являлись они сами. Это была совместная деятельность с родителями, которая оказывает положительное действие на детей. Позволяя им в свою очередь лишний раз побыть вместе. Дети, самостоятельно опираясь на рисунки, пересказывали содержание книги, это способствовало развитию индивидуальных особенностей в творческой речевой деятельности.

В ходе реализации проекта мы способствовали использованию детьми, различных речевых форм выразительной речи в разных видах деятельности и повседневной жизни. Повышали интерес к книге.

При этом акцентировали интерес на этой проблеме внимание родителей, которые принимали непосредственное участие в проекте.

Проектная деятельность позволяет детям развивать познавательные навыки, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Конечно, есть и минусы, не все дети одинаково активно принимали участие, так же не все родители откликнулись на участие в проекте. Считая, что этим можно заниматься только в детском учреждение, ссылаясь на занятость. Не смотря на это дети самостоятельно пытались создавать книжки, что конечно говорит о заинтересованности детей.

Проектная деятельность по приобщению детей к приобщению детей к чтению, лишний раз показала, что это разносторонний и долгий процесс. Любовь книгам не возникает здесь и сейчас, в первую очередь эта искорка зарождается в семье, а превратить её в пламя помогаем мы, сначала воспитатели,затем учителя. Нот первым примером для них остаются родители, которые не всегда знают как это делать. В ходе проекта мы пришли к решению созданию нового книжного уголка, который, будет отвечать всем современным требованиям, мы изучили методическую литературу по проектной деятельности, ознакомились с опытом других педагогов. Что позволило нам включится в процесс творчески, лишний раз доказывая, обучая других учишься сам.

Проект на тему «Художественная литература как средство нравственного воспитания дошкольников». Подготовительная группа


О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во время Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. Но, как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руки книгу, тем более ребенка - дошкольника, т. к. он является своеобразным читателем.
Дети дошкольного возраста - слушатели, поэтому необходимо как можно раньше разбудить интерес к художественному слову, к обдумыванию того, что это слово выражает. Каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Благодаря этим навыкам у ребенка возникнет стремление к постоянному общению с книгой.
И ещё. Как показывает практика, в последние годы увеличилось число старших дошкольников, не желающих идти в школу. Это свидетельствует о том, что у детей резко снизилась мотивация к процессу приобретения знаний. В связи с этим актуальной становится необходимость включения в содержание образования дошкольников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем. Использование технологии проектирования, как одной из форм поисковой деятельности, позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей дошкольника. Такая деятельность стимулирует внутреннее развитие и в определенной степени влияет на личность в целом.
Кто не слышал поговорку «Книги – лучшие друзья!»? Это действительно так, и это нужно признать!
Проблема: непонимание взрослыми роли литературы в детской жизни;
незнание истории её развития и современного состояния;
поверхностный интерес родителей к ознакомлению детей с художественной литературой, не достаточное внимание уделяется чтению художественной литературы родителями детям, замена книги на мультфильмы и компьютер, всё это приводит к серьёзной проблеме: у детей падает интерес книге, плохо развивается речь, познавательная активность. Полагаю, что партнёрское сотрудничество дошкольного учреждения и семьи поможет приобщить дошкольников к книге и процессу. Поэтому решила углубить работу в этом направлении.
В процессе беседы с детьми выявила, что дети не знают детских писателей и их произведений; не умеют выразительно рассказывать стихи, пересказывать знакомые произведения. Кроме того к большому нашему сожалению не все дети любят слушать, когда им читают, им интересны в основном иллюстрации. Если взять книгу со стихами или сказками, а на иллюстрации нет какого-нибудь героя, о котором идет речь, то книга становиться сразу "не интересная! " и дети категорически отказывается слушать! Что сделать для того, чтобы заинтересовать маленького слушателя?
Отсюда и возникла идея проекта «Художественная литература как средство нравственного воспитания дошкольников». (Проект для воспитанников в подготовительной группе). В процессе проектирования происходит взаимодействие всех: и детей, и воспитателей, и взрослых. Начиная работу над проектами родители сами начинают включаться в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.

Паспорт проекта.

Вид проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: информационный, познавательно-игровой, творческий
По числу участников проекта: групповой
По времени проведения: 1.09.2016-30.09.2016
По профилю знаний: межпредметный
По типу объекта проектирования: социальный.
Продолжительность проекта – 1месяц
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Цель проекта: формирование у детей любви к книге через комплексное воздействие и выполнение творческих заданий.
Задачи проекта:
1. создавать условия для формирования у детей интереса к данной теме;
2. пробудить желание к чтению книг;
3. развивать познавательные, творческие способности у детей через совместное чтение, умение вести диалог, выразительно рассказывать, импровизировать сказки;
1. воспитывать интерес, любовь к книге как источнику знаний и бережное отношение к ним;
2. обучить правилам обращения с книгой;
3. активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности, привлечь родителей к работе по приобщению дошкольников к художественной литературе;
4. поддерживать детскую инициативу, стремление к познавательной деятельности и самостоятельности в реализации творческих замыслов;
5. развивать память, речь, внимание, коммуникативные навыки.
Разработка проекта:
Донести до участников проекта важность данной темы;
Создать развивающую среду: дидактические игры, иллюстрации, подобрать материал;
Подобрать материал для продуктивной деятельности;
Составить перспективный план работы.
Актуальность: В наше время приучить детей к книге, дать им возможность полюбить ее одна из задач стоящих перед педагогом, да и перед родителями! Ведь только хорошая книга научит ребят литературному русскому языку, она даст разыграться воображению ребенка, которое можно будет воплотить в художественной или музыкальной деятельности, создавая книжки иллюстрации и разыгрывая сцены из прочитанного произведения.
В наше время компьютеров и мобильных телефонов родители очень редко читают детям книги, легче включить мультфильм и ребенок смотрит, а родители занимаются своими делами. Поэтому в последнее время заметно снизился интерес к чтению у дошкольников. Современные дети проводят больше времени за компьютерными играми, телевизором, планшетами. Надо помнить, что дошкольное детство – самый ценный период в жизни ребенка, он играет огромную роль в формировании того, каким станет человек. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.
Особое внимание следует уделить становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой.
Воспитание ребенка, прежде всего, начинается в семье. Родители закладывают чувство любви к книге через свое отношение, поведение и действия. В настоящее время мы наблюдаем, что дети очень мало знают о книгах, о писателях. Поэтому перед педагогами стоит важная задача: заполнить пробелы по данной теме, грамотно выстроить работу по приобщению детей к книге.
Поэтому мы решили разработать и провести данный проект в нашей группе.
Этот проект значим для всех участников проекта:
-У детей формируются навыки самостоятельности, активности по взаимоотношению с книгой.
Расширяются нравственные представления о содержании произведений детских авторов.
-Педагоги продолжают осваивать метод проектирования - метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольника.
-Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваются к их мнению.
Кроме того мы попытались распределить роли в проектной группе.
Воспитатель - организует НОД по произведениям детских авторов, оформляет фотовыставки по итогам проекта,
Дети - участвуют в познавательной деятельности, создают творческие работы.
Родители совместно с детьми - ищут произведения, читают, делают поделки своими руками.
Обеспечение проектной деятельности:
Материально - техническое: Аудиозаписи, мультфильмы, книги, иллюстрации, игры и игрушки, материал для творчества.
Диагностико - дидактический: конспекты непрерывной образовательной деятельности.
Ожидаемые результаты:
1.Развитие индивидуальных особенностей в творческой речевой деятельности.
2.Использование речевых форм выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни.
3.Повышение интереса к книге.
4.Дети знают и рассказывают об истории создания книги. Имеют представления о значении книги в жизни человека.
5.Знают и называют детских писателей и их произведения.
6.Участие родителей в совместной продуктивной деятельности, в посещении с детьми детской библиотеки и организации семейного чтения.
Внешние продукты:
1. Выставка творческих работ детей (рисунки, поделки, книжки-малышки, отреставрированные книги)
2. Пополнение библиотеки группы.
Внутренние продукты:
1.Дети научились давать мотивационную оценку поступкам героев книг, понимают жанровые особенности книг.
2.Увеличилось количество заученного литературного материала.
3.Проявление потребности посещать библиотеку.
Формы работы:
- Беседы Презентации
- Развлечения
- Выставки
- Консультации
- Экскурсии
- Совместная деятельность воспитателя и детей, воспитателя и родителей, родителей и детей
- Поисково – исследовательская деятельность
- Театрализованная деятельность

Технологичность проекта:
технология личностно – ориентированного взаимодействия;
технология игрового взаимодействия;
информационно – коммуникационная технология.

Этапы реализации данного проекта:
1 этап Подготовительный.
постановка цели, определение актуальности и значимости проекта;
подбор методической литературы для реализации проекта;
подбор наглядно - дидактического материала, художественной литературы;
Анкетирование на тему: «Использование художественной литературы в семье»
Консультация для родителей «Прочитай мне сказку мама…», «Знакомство детей с художественной литературой», «Книга в жизни дошкольника», «Ребенок и телевидение: за и против».
Были предложены дидактические игры для проведения в домашних условиях «Я начну, а ты продолжи», «Угадай-ка», «Одним словом».
Родителям предложено совместно со своими детьми изготовить книжки-малышки «Мои любимые сказки», «Мои любимые стихи».
Оформление книжного уголка. Детям предложено совместно со своими родителями принести книги для выставок «Мои любимые сказки», «Мои любимые стихи», «Книги А. Барто», книжки по правилам дорожного движения.

2 этап Реализация проекта
Тема, цель и направления деятельности, сроки Мероприятия
01.09.2016-04.09.2016
«На улицах города».
Цель: способствовать развитию у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах.
Познание
Коммуникация
Социализация

Художественное творчество

1. Оформление уголка для родителей и детей с информацией о проекте.
2. Викторина по теме «Знаете ли вы ПДД? »
3. Беседы: «Знакомство с улицей», «Транспорт», «Светофор».
4.Рассматривание: грузового автомобиля, иллюстраций по ПДД, макета с изображением проезжей части улицы и тротуара.
5. Экскурсия в библиотеку.
6.Чтение художественной литературы:
1)В. Лебедев – Кумач «Про умных зверюшек»,
2)С. Маршак «Мяч», А.Северный«Светофор»,
3)В.Кожевников Светофор»,
4)С.Михалков «Бездельник светофор», загадки.
Целевые прогулки: Где мы гуляем, Рассматривание грузового автомобиля.
Экскурсия к перекрестку
«Зверюшки на дороге»
«Веселый светофор»
Аппликация «Грузовик»
Рисование «Светофор»
Лепка «Пешеходный переход»
07.09.2016 -17.09.2016
«В мире сказок»
Цель: расширять знания о русских народных сказках, о сказках А.С.Пушкина, учить передавать структуру сказки с помощью моделирования, оценивать характер героев
Познание
Коммуникация
Социализация
Чтение художественной литературы
Художественное творчество
1. Беседы: «Как появилась книжка», «Герои сказок добрые и злые», «Сказка ложь, да в ней намек»,
2. Экскурсия в библиотеку.
3. НОД «Из какой сказки эпизод?» (рассматривание иллюстраций из сказок А.С. Пушкина знакомство с художественной литературой)
4. НОД «Нарисуй сказочного персонажа, а мы отгадаем сказку» (изобразительная деятельность)
5. НОД Игры дидактические «Кто есть кто?», «Отгадай загадки», «Вспомни сказку по отрывку», «Собери картинку»
6.Чтение художественной литературы (сказки А.С.Пушкина)
21.09.2016-30.09.2016
«Книжкина неделя»
Цель: продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.
«Книжкина неделя»
Познание
Коммуникация
Социализация
Чтение художественной литературы
Художественное творчество
1. Беседы: «Русский фольклор», «Сказки и былины», «Юмор в стихах и сказках» (знакомство с художественной литературой)
2. «Книжкина больница» Ремонт книжек
3.Чтение художественной литературы (список с.177 «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
4.Выставки книг
5.НОД «Из какой сказки эпизод?» (рассматривание иллюстраций)
6. НОД «Нарисуй сказочного персонажа, а мы отгадаем сказку» (изобразительная деятельность)
7.НОД «Кто изготовил книгу?» (социальный мир)
8.НОД «В гости к литературным героям»
9.НОД Викторина «Дорогой сказок» (знакомство с художественной литературой)
10.НОД Игры дидактические «Кто есть кто?», « Отгадай загадки», «Вспомни сказку по отрывку».
11 НОД «Рукам забота – сердцу радость» «По страницам любимых сказок» (Лепка, аппликация)
3 этап Заключитель-ный этап Анализ результатов проекта
Выставки детских книг для данного возраста
Выставки книг-самоделок, сделанных детьми совместно с родителями
Викторина по сказкам
Показатели успешности литературного образования дошкольников служит:
Самостоятельное добровольное обращение ребёнка к книге
- Заинтересованное слушание и участие в беседе
- Умение общаться с книгой «один на один»
- Только совместная работа по принципу "педагог - ребенок - родитель" способствует достижению положительных результатов в литературном образовании дошкольников
Результат проекта:
1. В результате совместной деятельности воспитанников и педагогов дошкольного общеобразовательного учреждения дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о детских книгах, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились иллюстрировать, инсценировать литературные произведения, изготавливать книги своими руками. Дети побывали в библиотеке, познакомились с разделами библиотеки.
2. Проект был связан и с безопасностью дорожного движения, т.к. сентябрь обычно в стране объявляют месячником безопасности, что способствовало развитию у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах.
3.Родители воспитанников получили информацию о том, как воспитать у ребёнка любовь к чтению.
4.Проектный метод развил познавательный интерес к различным областям знаний у детей, сформировал навыки сотрудничества. Все участники проекта получили массу положительных эмоций.
Продукт детской деятельности:
1.Оформлены стенды.
2.Альбом “Книга – лучший друг” (пословицы, поговорки, загадки о книге);
3.Библиотечка в группе, в уголке для чтения
4.Разработаны и оформлены правила пользования книгой.
5.Изготовлены закладки для книг.
6.Выставки рисунков детей.
Ресурсы:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.-6-е изд., испр. И доп. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-208с.
2. Арбузова В. Ф. Беседа с детьми «Какие бывают книги».
3. Карпунина О. Г. «Книжкина больница».
4. Наглядно- дидактический материал, художественную литературу (по теме проекта).
5. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
6. Ушакова О.С: « Развитие речи детей 5-7 лет». М.: Сфера, 2015
7. Ушакова О.С. « Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи». М.: Сфера, 2011

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«ЦРР -детский сад «Солнышко»п. Чернянка Белгородской облласти.»

Проект

« Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок»

Руководитель проекта: Захарова Е.В.

Вид проекта : исследовательско-творческий, долгосрочный

Участники проекта : дети средней группы «Озорные лучики»,родители, воспитатель, сотрудники районной детской библиотеки.

Актуальность :

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.

Исскуство слова помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.

К сожалению, в настоящее время существует проблема- дети не очень любят слушать и читать художественную литературу, они увлечены компьютерными играми.

Поэтому я решила совместить проблему с увлечением, разработав проект « Приобщения детей к художественной литературе через чтение сказок.»

Цель:

1. Развивать устойчивый интерес к художественной литературе.,как к источнику знаний.

2.Создавать условия для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность детей.

3.Способствовать формированию устойчивого интереса к книге через создание единой системы работы между МАДОУ” Солнышко”, детской районной библиотекой и родителями .

Задачи реализации проекта:

Работа с детьми: 1.Способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения.

2. воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

обогащать и расширять словарный запас детей.

3.Поощрять творческие проявления в ролевых играх по сюжетам произведений, в инсценировках.

4. формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;

5.развивать артистические способности;

6.развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

7.Воспитывать бережное отношение дошкольников к книге как результату труда многих людей.

8.Обеспечить расширение социальных связей семей с сотрудниками детской библиотеки, развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми в разных ситуациях.

Методическая работа с кадрами:

1. формировать потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах литературного образования детей дошкольного возраста;

2.повышать профессиональный уровень в области методики приобщения дошкольников к художественной литературе;

3.развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности;

4.внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный процесс на основе ФГОС.

Взаимодействие с родителями:

1. познакомить детей с историей создания книги, видами книг, способами поиска необходимой информации,

2.участвовать в создании рукописных книг, подготовке выставки рукописной книги в группе, разработке проектов книжных уголков;

3.оказывать помощь дошкольному учреждению в организации праздника открытия уголка книги, экскурсий в библиотеку.

4..Способствовать зарождению традиции семейного чтения.

Основные формы реализации проекта:

с детьми: беседы, целевые прогулки, экскурсии, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные, игры-драматизации, досуг и развлечения, выставки, оформление альбомов, презентации;

с педагогами: консультации, семинары, педагогические чтения, рекомендации;

с родителями: анкетирование, консультации, устный журнал, родительское собрание, участие в выставках, экскурсиях;

с социумом: т ематические экскурсии, выставки, детские интерактивные программы.

Предметно-пространственная среда :экран, проектор, фонотека сказок,детская художественная литература, книжный уголок, дидактические и развивающие пособия, различные виды кукольных театров, зал районной детской библиотеки.

Этапы реализации проекта

  • 1.Подготовительный этап
  • Постановка цели,определение актуальности и значимости проекта
  • Заключение договора с районной библиотекой
  • Р азработка плана взаимодействия ЦРР д/с «Солнышко» с сотрудниками детской библиотеки
  • Организация развивающей среды в группе .

Перспективный план работы

Сентябрь

1. Опрос детей по темам «Моя любимая сказка» и «Мой любимый сказочный герой»

2. Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома»

3 Просмотр с детьми книг со сказками в группе. Беседа на тему «Бережное хранение книг». Проведение игры «Книжкина больница».

Октябрь

1. Знакомство с историей создания сказок «Тетушкой рассказчицей»

2.Чтение сказок: русские народные «Теремок», «Волк и семеро козлят»

3.Заключение договора с районной библиотекой.

Ноябрь

1. Консультация для родителей «Роль сказок в жизни ребенка»

2. Инсценировка сказки « Волк и семеро козлят»

3.Чтение сказок: русская народная «Заяц хвастун», украинская народная «Рукавичка», немецкой сказки « Три поросенка», «Заяц и еж» Братьев Гримм, «Маленькая Баба Яга» О. Пройслера

4. Оформление книжного уголка в группе.

Декабрь

1.Разработка и утверждение плана взаимодействия Чернянской районной библиотеки с МАДОУ ЦРР Д/С «Солнышко».

2.Мастер -класс для педагогов доу на тему « Развитие речи и приобщение детей к художественной литературе посредством сказки».

3.Чтение сказок: русские народные «Репка», «Заюшкина избушка», английская сказка «Три поросенка», «Дюймовочка» Х.-К. Андерсена

Январь

1. «Рождественнские посиделки»-развлечение (совместно с работниками библиотеки)

2. Знакомство с творчеством К.И. Чуковского(подбор литературы, иллюстраций)

3.Дидактические игры по сказкам.

Февраль

1.Консультация для воспитателей.

2. Досуг «Путешествие по сказкам»

3. Изготовление родителями «Книжек-малышек со сказкам»

Март

1. Литературная гостиная «Творчество С.Михалкова»

2. Проведение конкурса и оформление выставки совместного рисунка детей и родителей «Мой любимый сказочный герой»

3.Создание « Книжкиной больницы»

Апрель

1. Литературная гостиная « Познакомимся со сказкой А.С. Пушкина»

2. Викторина « Мои любимые сказки»

3.Создание книжек -самоделок.

Май

1. Участие в конкурсе драматизаций сказок.

3. Отчет-презентация по проекту «Путешествие по сказкам»

2. Основной этап

1.Чтение разных сказок.

2.Рисование детьми героев сказок.

3.Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

4.Р ассматривание картин, беседы по их содержанию.

5.Экскурсия в детскую библиотеку

6..Загадки о сказках, героях сказок.

7. Пересказ прочитанных сказок.

8.Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

9. Организация выставок произведений детских писателей совместно с работниками районной библиотеки.

10..Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.

11.Инсценирование сказок.

12. Анкетирование родителей

13.Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

14.Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).

15.Чтение сказок с детьми.

16. Оформление папок-передвижек по теме проекта.Примерные направления: «Что мы сегодня читали», «Учите вместе с нами»

17.Помощь в пополнении книжного уголка сказками.

18.Изготовление книжек-малышек.

19.Консультации:памятка «Воспитывайте будущего читателя»;

Взаимодействие с педагогами ЦРР « Солнышко», с сотрудниками районной детской библиотекой.

1.Педагогический совет «Развитие речи детей »- мастер -класс « Приобщение детейк художественной литературе через чтение сказок»

  1. Консультация для воспитателей на педчас «Оформление книжного уголка в группе»
  2. Презентация проекта «Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок» в рамках педсовета.

4. План работы с сотрудниками детской библиотеки.

3. Заключительный этап:

  1. Анализ результатов проекта, обобщение.
  2. Выставка творческих работ родителей и детей: книжек-малышек, рисунков по сказкам.

3. Драматизация сказки.

4.Презентация проекта в рамках педсовета.

Предполагаемые результаты:

  1. 1.Оснащение развивающей среды в группе: .подбор фонотеки сказок, оформление уголка книг и библиотеки; выставка творческих рисунков по сказкам.

2.Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний.

3.Активное участие родителей в реализации проекта.

4. Популяризация семейного чтения.

5.Развитие интереса к литературе, творчеству русских писателей.

6.Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него.

7.Развитие коммуникативных способностей детей,умения договариваться, помогать друг другу.

8. Формирование системы работы по ознакомлению детей с художественной литературой.


Марина Малкова
«Волшебный мир книг» (проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой)

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального

образования (повышение квалификации) специалистов «Кузбасский региональный

институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра дошкольного образования

«Волшебный мир книг »

(проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой )

Исполнители :

Малкова Марина Константиновна

воспитатель МБДОУ №10 города Белово;

Островская Жанетта Викторовна,

воспитатель МБДОУ №10 города Белово.

Паспорт проекта… 3стр .

Актуальность проекта… . 7 стр.

Краткое описание проекта по этапам… 9 стр .

Тематическое планирование… 10 стр.

Список литературы… 18 стр .

Паспорт проекта

Для детей среднего дошкольного возраста – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу , которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова . Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить его мир, сделать его интересным, полным необычных открытий.

Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет он слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно. И именно от взрослого в большей степени зависит то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем.

Данный проект посвящен привлечению интереса к чтению , так как для современного ребенка книга потеряла свое значение, все чаще дети предпочитают книге компьютерные игры , просмотры мультфильмов и телепередач. Чтение имеет большую роль в формировании личности ребенка, оно напрямую связанно с грамотностью и образованностью, формирует нравственные идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека.

Из выше всего сказанного, можно сделать вывод, что данная проблема является актуальной в педагогической науке. Именно взрослые должны направлять детей в этой деятельности , поэтому необходима повседневная работа с детьми по ознакомлению с художественной литературой , причем эта работа должна проводиться не только в традиционной форме, но в нестандартной.

Мы рассчитываем, что благодаря этому проекту дети познакомятся с художественным описанием жизни , получат научно-достоверные знания о мире, усвоят нравственные ценности и идеалы, обогатят речь.

Наименование

проекта «Волшебный мир книг »

Цель и задачи

проекта Цель : развивать устойчивый интерес к чтению

художественной литературы детей и их родителей .

Формировать у детей эмоционально образное

восприятие произведений, пополнить литературный творческий багаж ;

Воспитывать бережное отношение к книге , как к результату труда многих людей;

Воспитывать способность наслаждаться

художественным словом , иметь потребность в

знании поговорок, загадок, народных высказываний;

Учить детей договариваться , делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию;

Расширять представления родителей о детской литературе ;

Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений ;

Способствовать выражению своего отношения к литературным произведения в художественном творчестве ;

Учить использовать вербальные и невербальные приемы при инсценировках, чтении стихотворений, развивать творческую самостоятельность.

Исполнители

проекта и

основных

мероприятий Воспитатели, дети, родители.

группы проекта Проект «Волшебный мир книг » рассчитан на детей

старшего дошкольного возраста (5-6 лет) .

Ожидаемые

конечные

результаты

реализации

проекта Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством русских и зарубежных писателей;

Создание книжного уголка;

Создание картотека с загадками и поговорками;

Оформление альбома рисунков по прочитанным произведениям;

Подбор мультипликационных фильмов и сказок;

Привить отношение детей к книге не только как к развлечению, а как к источнику познавательных интересов ;

Взаимное сотрудничество родителей и детского сада в реализации проекта ;

Более бережное отношение детей к живому миру природы.

Способность детей договариваться , оказывать друг другу поддержку.

Развитие речи, обогащение словаря детей ;

Создание традиции семейного чтения в семьях воспитанников.

этапы реализации

проекта Проект долгосрочный (9 месяцев, сентябрь – май) .

1 этап – подготовительный (1 месяц)

Постановка целей и задач, проведение родительского собрания (обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми,

анкетирование родителей, создание условий, необходимых для реализации проекта .

2 этап – основной (7 месяцев)

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта .

3 этап – итоговый (1месяц)

Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта .

Актуальность проекта

Проблема приобщения детей среднего дошкольного возраста к художественной литературе , является одной из актуальных проблем дошкольного образования , так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением.

Обращение к проблеме приобщения детей среднего возраста к художественной литературе обусловлено рядом причин : во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе , в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка .

Задача детского сада, как отмечала Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию , которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж , литературную начитанность , так как в дошкольном возрасте ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица) . В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, Х. К. Андерсена и др.

Н. С. Карпинская считает, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка . В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений .

Знакомство детей с произведениями русских и зарубежных писателей, поэтов, а также и с народным фольклором помогает приобщить детей к миру книг , ведь воспитательная сила литературных произведений воистину невозможно переценить. Целенаправленное, продуманное ознакомление детей с художественно литературой способствует развитию их творческих способностей, самостоятельности суждений, расширяет кругозор.

Краткое описание проекта по этапам

Подготовительный этап

Формирование проблемы, постановка цели и задач; выбор методов и приемов работы; выбор материалов и оборудования; беседы с родителями об их непосредственном участии в реализации проекта ; разработка тематического планирования.

Основной этап (внедрение проекта )

Проведение непосредственно образовательной деятельности в области художественное творчество , познание ; чтение художественной литературы , проведение целевых прогулок, бесед, разгадывание загадок, проведение сюжетно-ролевых игр, игр-инсценировок, выставок и т. д.

Итоговый

Анализ результатов, защита проекта на педагогическом совете.

Тематическое планирование

1 этап – подготовительный (сентябрь)

Мероприятие Цели

Анкетирование

родителей Выявить, читают ли родители детям книги и что предпочитают слушать дети.

Родительское

собрание Обсудить цели и задачи проекта . Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта .

Акция «Подари книгу детскому саду » Пополнить библиотеку группы книгами , формировать у родителей и детей желание принимать участие мероприятиях группы.

Создание книжного уголка Развивать интерес к чтению художественной литературы .

Оформление родительского уголка Просвещение родителей.

2 этап – основной (внедрение проекта )

№ Мероприятие Цели

1 Беседа «Откуда пришла книга

Рассказать детям, как изготавливают книги , какой это долгий и трудоемкий труд; воспитывать бережное отношение к книгам .

2 Сюжетно-ролевая игра «Мастерская по ремонту книг » Продолжать воспитывать бережное отношение к книгам ; учить распределять роли, вести игру последовательно; починить порванные книги .

3 Игра-драматизация «Теремок»

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, передавать характерные особенности животных

4 Конкурс лучших чтецов «Золотая осень»

Учить рассказывать стихотворение выразительно, предавая его настроение; прививать интерес к поэзии.

1 Придумывание различных вариантов продолжения сказок и рассказов Развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения сказок и рассказов. Продолжать развивать коммуникационные навыки, работая в мини-группах

2 Чтение произведений В. В. Бианки : «Голубой зверек» , «Снежная книга » , «Курица за белкой» , Готовимся к зиме», «Лесные домишки» Познакомить детей с творчеством В . В. Бианки. Формировать готовность к адекватной оценке прочитанного.

3 Аппликация по произведению В. В. Бианки Закрепить произведение В. В. Бианки в аппликации. Умение создавать у детей образ животных разными видами искусства.

4 Конструирование из природного и бросового материала по произведению В. В. Бианки «Лесные домишки» Побуждать детей к творчеству при изготовлении поделок (домишек) для разных обитателей леса.

1 Сюжетно-ролевая

игра «Библиотека» Поддерживать интерес к книге в сюжетно-ролевой игре

2 Конкурс «Нарисуй любимую сказку» Привлекать родителей к сотрудничеству с детским садом; развивать интерес к русским народным сказкам.

3 Лепка из соленого текста по мотивам стихотворения «Снежный кролик» О. Высотской Познакомить детей с новым произведением; учить выражать свое впечатление от .

4 Заучивание стихотворений про Новый год Создать предпраздничное настроение; продолжать учить рассказывать стихотворение выразительно, передавая его настроение; прививать интерес к поэзии.

1 Постановка спектакля «Заяц-хваста» Продолжать развивать интерес к русским народным сказкам, учить передавать характерные особенности животных; активизировать речь.

2 Чтение рассказов Н. Носова «Телефон» , «Огурцы» , «Мишкина каша» Познакомить детей с творчеством Н . Носова; развивать чувство юмора; учить находить мораль в прочитанном произведении.

3 Просмотр мультфильма «Незнайка в Солнечном городе» Продолжать знакомить детей с творчеством Н . Носова, развивать чувство юмора.

4 Чтение отрывков «Незнайка в солнечном городе» , рисование по мотивам произведения. Продолжать учить выражать свое впечатление от литературного произведения в художественном творчестве .

1 «Малые фольклорные формы» Познакомить детей с малыми фольклорными формами : пословицами, поговорками, скороговорками, загадками.

2 Словесная игра «Непослушный язычок» Учить выговаривать скороговорки, развивать ЗКР.

3 Чтение рассказа С. Иванова «Каким бывает снег?» Формировать эстетическое восприятие художественных текстов .

4 Заучивание стихотворений, посвященных Дню защитника Отчества. Продолжать прививать интерес к поэзии; учить читать стихи выразительно, с определенным темпом, меняя интонацию.

1 Чтение стихотворений и рассказов о весне Учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов .

2 Заучивание стихотворений, посвященных Международному женскому дню. Продолжать учить интонационно передавать настроение стихотворения, воспитывать бережное отношение к близким.

3 Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» Закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки, учить оценивать поступки главных героев.

4 Коллективная работа «Волшебная книга » Закрепить прочитанные произведения; учить передавать в рисунке характер героев, отношение к ним.

1 Чтение басен И. А. Крылова Познакомить детей с басней ; учить эмоционально воспринимать содержание басни; учить понимать ее нравственный смысл.

2 Рисование по мотивам басен И. А. Крылова Продолжать учить понимать мораль басен; учить отражать в рисунке отношение к героям, впечатления от прочитанного.

3 Игра- драматизация по сказке С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» Развивать интерес к литературным произведениям ; продолжать учить разговаривать разным тембром, интонацией, темпом; учить использовать мимику и пантомимику в инсценировках; развивать речь.

4 Заучивание стихотворения «Где спит рыбка?» И. Токмаковой Учить передавать спокойное настроение стихотворения; развивать интерес к поэзии.

3 этап – заключительный (май)

№ Мероприятие Цели

Литературная викторина Закрепить , систематизировать знания детей о литературных произведениях .

Выставка «Наши любимые книги » Побуждать родителей участвовать в жизни детского сада; приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений .

Родительское собрание Подведение итогов с родителями, оценка результатов.

Анализ результатов проекта Обработка и оформление материалов проекта , анализ результативности

Выступление на педагогическом совете Передача опыта коллегам

Список литературы

1. Савенков А. И., Проведение учебных исследований в детском саду. / Савенков А. И / Самара : Издательство «Учебная литература » , 2005. – 32 с.

2. Голицина В. С., Перспективное планирование в детском саду. Подготовительная к школе группа. Реализация ФГТ в ДОУ. / Голицина В. С. / М.: «Издательство Скрипторий» , 2012.

3. Бондаренко Т. М., Организация НОД в старшей группе детского сада Бондаренко Т. М. / Воронеж, 2012. – 192 с.

4. Веракса Н. Е., Проектная деятельность дошкольников . Пособие для педагогов дошкольных учреждений . / Веракса Н,Е., Веракса А. Н. / М : Мозаика-Синтез, 2008.-112с.

Loading...Loading...