Этические беседы в начальной школе. Темы бесед по нравственно-этическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста Методика проведения этической беседы в начальной школе

Приблизительные темы для духовно-нравственных бесед для детей младшего, среднего и старшего возрастов со списком необходимой литературы.

Предпросмотр тем

Младшие классы.
Как прекрасен этот мир, посмотри.


Купель 3/97
Книги о природе для детей (Сладков, Чарушин, Бианки и др.)
Прекрасный божий мир. Пособие по катехизации. Изд-е Моск. Свято-Даниловского м-ря и миссионерского отдела Элладской правосл. церкви. - М., 1996.
Любые фотоальбомы с репродукциями (природа, животный мир)
Янушкявичене О. Древо доброе. Учебное пособие для младших классов.
2-е изд. - М., 1996.

Русские праздники.

Высоцкая с. Чистый понедельник. - Нижний Новгород, 1997.
Купель 3/97.
Пчелка 1/91.
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Шмелев И. Лето Господне, - (любое издание)
Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых - в 2-х книгах. - М.: ООО "Изд-во АСТ", 1997.

Мама, папа, я.

Жития святых для детей (о преп. Сергии, о свв. Ксенофонте и Марии и др.)
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Закон Божий для самых маленьких /сост. Куломзиной С.М. - М.: "Паломник", 1997.
Уроки о здоровье и добродетели. - М.: "Паломник", 1999.

Троице-Сергиева Лавра.


Что такое хорошо и что такое плохо?
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Паустовский "Теплый хлеб", - (любое издание)
Иванова С.Ф. Введение во храм слова - М.: Школа. - Пресс, 1994.
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Закон Божий для самых маленьких / сост. Куломзиной С.М. - М.: "Паломник", 1997.
Пляцковский М. солнышко на память. - М., 1975.
Воспитание детей дошкольного возраста в православной вере. - М.: "Отчий дом":, 1998.

Как мы дружим с животными.
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Житие св. Герасима (любое издание)
Житие св. Сергия (любое издание)
Чудо в пустыне - м., "Паломник", !997.
Любые книги о животных для детей (Сладков, Чарушин, Бианки)

О сотворении мира.
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Закон Божий для самых маленьких /сост Куломзиной С.М. - М.:"Паломник", 1997.
Киселев А. Семь дней творенья. - "Про-пресс", 1998.
Тарасар К. Наша жизнь с Богом. Пособие для катехизации детей младшего возраста. - М.: Госпел лайт, 1999.

Рассказы о русских святых.
Федотов Р.П. Святые древней Руси, (любое издание)

Любые жития, адаптированные для детей.
Купель 3/97
Супрун В.И. Православия святые имена. - Волгоград,1996.
Подвиг Ильи Муромца. - М.: подворье ТСЛ, "Новая книга", 1996.

Я рисую храм.
Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985. (есть переиздания)
С нами Бог 3/94
Пчелка 1/91
Янушкявичене О. Древо Доброе. Учебн. пособие для младших классов.
Марченко В. Дом Божий (устройство храма). - Рос. отделение Валаамского общества Америки. - М., 1996.
Православные богослужения, Таинства и обычаи. - Белосток, 1992.

Когда поет душа.
Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985. (есть переиздания)

Средние классы.
Где я живу?
Житие св. Сергия (любое издание)
Тургенев Н. О подвижниках и Троице-Сергиевой Лавре // Вера. Молитва. Любовь. - М., 1993.
Муравьев А.Н. Путешествие по святым местам русским. - М.: Книга,!990.
Любые краеведческие сборники, публикации в прессе.

Преподобный Сергий Радонежский.
Житие - любое издание.
Федотов Г.П. Святые древней Руси (любое издание)
Чарская Л. Один за всех. Повесть - ТПО "Светоч" всерос. фонда культуры, б. г. (репринт 1909г.)
Ключевский В.О. Значение преп. Сергия для русской истории // Ключевский В. О. Церковь и Россия. Три лекции. - "ИМКА-Пресс",1969.
Ключевский. Благодатный воспитатель русского народного духа // Вера. Молитва. Любовь. - М., 1993.

Преподобный Серафим Саровский.
Алмазов Б. Житие преп. Серафима, Саровского чудотворца. - С-Пб.: Лицей, 1993.
Житие батюшки Серафима Саровского. - Изд-во братства во имя св. князя Александра Невского, 1996.
Зайцев Б. Около св. Серафима // Купель 1/2000.

Святые защитники Отечества.
Федотов Р.П. Святые древней Руси. - любое издание.
Купель 3/97
Пчелка, 1996.
Жития святых для детей. - любые издания.

Икона и картина.
Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985 (есть переиздания)
Купель 3/97
Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. - Новосибирск, 1991.

Евангелие и древнерусская литература.
Давыдова В.Н. Евангелие и древнерусская литература. - М.: Мирос,1992.
Притчи. Учебная книга Александра Княжицкого. 8-9 классы. - М.: Мирос, 1994.
Петров В. Евангелие в истории // Вера. Молитва. Любовь. - М., 1993.
Давыдова В.Н. Повесть о Борисе и Глебе. - М.: Мирос,1993.

Уклад жизни русской семьи.
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Домострой - любые издания.
Шмелев И. Лето Господне - любое издание.

Любовь и дружба.


Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
Свет Православия. Христианский собеседник. изд-е Макариево-Решемской обители, №41/1988. В содерж.: Переходный возраст (беседа со старшеклассниками).

Чудеса, святость, святые мощи.
Протопопов Д.И. О нетлении святых мощей. - М: Интердиалект, 1997.
Отец Арсений. - М.: Братство Всемилостивого Спаса, 1993.
Жития святых на усмотрение рассказчика.

Музыка духовная и светская.
Мартынов
Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985. (есть переиздания)
Прот. Василий Металлов. Очерки истории православного пения в России.

Старшие классы.
Зачем я живу?
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.

Две модели истории земли.
Тростников В. Наука становиться религиозной // Православная беседа, 3/96.
Прот. Стефан Ляшевский. Библия и наука о сотворении мира. - М.: Изд-во имени свт. Игнатия Ставропольского, 1997.
Свящ. Тимофей. Православное мировоззрение и современное естествознание. - М.: "Паломник", 1998.
Свящ. Тимофей. Две космогонии. - М.: "Паломник", 1999.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

10 заповедей - основа нравственности человека.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
О вере и нравственности по учению православной церкви. - Изд-е Моск. Патриархии, 1991.
Свящ. Николай Успенский. Как жить православному христианину по заповедям Божиим. - Изд. отдел Владимирской епархии, 1997.
Зависть гибельнее войны. - б.м.: "Рарогъ", б.г.
Свящ. Тимофей. Пособие по аскетике для современного юношества. - М.: "Паломник", 1999.

Выбор веры Великим Князем Владимиром.
Прот. Петр Смирнов. История христианской Церкви. - М.: "Православная беседа", 1994.
Тальберг Н. История Русской Церкви. - М, 1997.
Даркевич В. Христианство на древней Руси // Наука и жизнь, 11/1998.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

Добро и зло.
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
О вере и нравственности по учению православной церкви. - Изд-е Моск. Патриархии, 1991.

Совесть.
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.
Иванова С. Ф. Введение во храм слова. - М.: Школа-пресс, 1994.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

Любовь и влюбленность.
Прот. В Зеньковский. На пороге зрелости. - М., 1997.
Что необходимо знать каждому мальчику. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
Что необходимо знать каждой девочке. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
Свет Православия. Христианский собеседник. изд-е Макариево-Решемской обители, №41/1988. В содерж.: Переходный возраст (беседа со старшеклассниками). Как правильно выйти замуж.
Митр. Антоний (Блюм). Таинство любви.

О дружбе в современном мире.
Что необходимо знать каждому мальчику. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
Что необходимо знать каждой девочке. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
Жития святых, давших нам образцы дружбы.

Семья. Отцы и дети.
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Проф. прот. Глеб Каледа. Домашняя церковь. - М.: Изд-во Зачатьевского м-ря,1998.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
Отцовский крест.

Смерть. Жизнь после смерти
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.
Иером. Серафим (Роуз). Душа после смерти. - М., 1997.
Василиадис Н. Таинство смерти. - ТСЛ, 1998.
О правде Божией или предание о том, что ждет нас за гробом. // Путь к храму. - Самара, №3/99 .
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Беседы о нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

Общая информация

Темы духовных бесед формулируются в соответствии с возрастными особенностями детей. Они предназначаются для учащихся светских общеобразовательных школ в рамках внеклассной работы. Библиотека педагогического кабинета подготовила список литературы для каждой из предлагаемых тем.

Разработчик nickhram.ru

Данные для воскресной школы

Возраст младший, средний, старший

Дисциплина Классный час, лектории духовно-нравственной тематики

Проводит Священнослужитель, обученный верующий педагог

Данные имеющегося файла

Формат Документ формата doc

Разделы: Внеклассная работа

Нравственное воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения этой задачи учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методики их преподавания, но и умение направить свою деятельность на формирование нравственного воспитания детей. Вопросы нравственного воспитания, совершенствования ребенка волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

В процессе нравственного воспитания младшего школьника накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает важное значение. В связи с этим очевидна необходимость организации нравственного просвещения учащихся, начиная с 1-го класса. Очевидна и необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе. Возможность обеспечить нравственные знания на таком уровне, когда школьник будет обладать способностью охватывать общее и существенное в разнообразных явлениях окружающей жизни, реалистически оценивать создавшуюся ситуацию, последствия своего поступка.

В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных суждений, оценок, понятий на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы.

Этическая беседа-метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон; учителя и ученика. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.

Эффективность этических бесед зависит от соблюдения ряда важных условий:

1. Важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Учитель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.

2. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают. Учить их с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументированно вырабатывать правильную точку зрения.

3. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: учитель говорит, ученики слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют учителю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней ученики свою душу.

4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Нельзя ожидать и требовать от них активности при обсуждении трудных вопросов или таких, в которых за основу берутся факты, явления, связанные непонятными ими чуждыми событиями, чувствами. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.

5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения - объективности, справедливости, культуры общения.

6. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.

Ошибочно думать, будто беседа спонтанный метод.

Высокопрофессиональные учителя проводят беседы не часто и готовятся к ним основательно. Этические беседы строятся по такому примерно сценарию: сообщение конкретных факторов, объяснение этих факторов и их анализ с активным участием всех собеседников; обсуждение конкретных аналогичных ситуаций; обобщение наиболее существенных признаков конкретных моральных качеств и сопоставление их с ранее усвоенными знаниями, мотивация и формулировка морального правила; применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.

В школе первой ступени этическая беседа имеет более простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода. В средних и старших классах беседу можно начать с формулировки морального правила и для иллюстрации использовать конкретный материал из жизни, художественной литературы.

Проведение этических бесед включает в себя:

    подготовительный этап;

    проведение беседы;

    организацию и оценку повседневной деятельности и отношений детей на основе усвоенных нравственных норм и правил.

Опыт проведения этических бесед показывает, что целесообразно проводить их во внеурочное время дважды в месяц. Подготовка к каждой беседе занимает 7-8 дней. Продолжительность беседы не должна превышать 25-30 минут в І-ІІ классах, 35-40 минут – в ІІІ-ІV классах.

Подготовительный этап, самый длительный и трудоемкий, включает в себя разнообразную деятельность учителя и детей. Могут быть различные варианты подготовки к беседе, мы рекомендуем следующий:

1. В зависимости от возраста учащихся, уровня развития детского коллектива и нравственных проблем определяется тема беседы.

2. Цель беседы – усвоение определенных норм, понятий, которые должны уяснить учащиеся; те практические выводы, которые будут сделаны.

3. Подборка фактического материала, где рассказывается, как нужно поступать, что нужно делать.

4. Продумываются вопросы беседы.

5. Подготовка учащихся к беседе:

а) заранее объявляется тема беседы, указывается литература, готовятся ситуации, вопросы, над которыми следует подумать, подобрать примеры;

б) при необходимости определяются индивидуальные задания, поскольку это психологически настраивает учащихся на самоанализ поведения, и они убеждаются в необходимости его улучшения;

в) определяются групповые задания.

Проведение беседы требует большого мастерства от учителя. Главное требование – обеспечить активность детей в процессе самой беседы. Правильно поступает учитель, который проведя беседу, задает вопросы, приводит яркие примеры, делает краткие убедительные замечания, направляет и уточняет высказывания детей, не дает закрепиться неверным мыслям.

При проведении беседы по прочитанному материалу, очень важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни.

Последовательность вопросов должна подвести детей к выведению морального правила, которому надо следовать при общении с другими людьми, выполнении своих обязанностей. При постановке вопросов в беседах на моральные темы, можно придерживаться следующих рекомендаций:

1. Вопрос должен направлять внимание детей на нравственную сторону жизни, поступков, явлений, скрытых за предметными действиями людей.

2. Вопрос должен заставлять ребенка задуматься над мотивами поступка, увидеть сложную взаимосвязь мотива и результата поступка.

3. Вопрос должен заставлять детей увидеть нравственные последствия любого поступка для других людей.

4. Вопрос должен привлечь внимание школьников к внутренним переживаниям людей, научить ребенка по внешним признакам узнавать о состоянии человека, понимать это состояние и, следовательно, сопереживать.

Очень важны вопросы, которые помогли бы школьникам связать прочитанное с собственным нравственным опытом, их коллективными переживаниями.

Этические беседы с детьми должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны носить морализующего характера, содержать назидания, упреки и насмешки. Дети высказывают свои суждения, свободно делятся впечатлениями.

В этических беседах с младшими школьниками должны присутствовать элементы занимательности. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различные ситуации, которые содержат моральную проблему. Очень важно, чтобы объектом общественного мнения были положительные поступки школьников и не следует направлять общественное мнение только на поступки, связанные с плохой успеваемостью и дисциплиной. Развитие общественного мнения происходит за счет введения новых и корректировки имеющихся нравственных понятий, обучения детей правилам обсуждения и оценки событий коллективной жизни, поступков отдельных ребят. Выработанные правила жизни детского коллектива выступают в качестве критериев нравственной оценки.

Возможны различные варианты последовательности проведения этических бесед, мы рекомендуем следующие:

1. Определение темы беседы и возбуждение у школьников интереса к восприятию и усвоению материала.

2. Обоснование актуальности, значимости обсуждаемой темы.

3. Раскрытие темы беседы на примере жизни и деятельности выдающихся людей, а также на материале окружающей жизни.

4. Анализ положения дел в классе в связи с обсуждаемой проблемой и определение конкретных задач (советов, рекомендаций) по улучшению работы и поведению учащихся.

5. Обобщение итогов беседы и краткий опрос учащихся по основным положениям изложенного материала.

Конечно, указанная структура беседы не должна превращаться в трафарет. Как в целом в воспитательной работе, так в проведении беседы не может быть трафаретов, рецептов на все случаи жизни. Однако, чем больше подобных рецептов будет знать педагог, тем больше шансов он имеет на их реализацию. Они не ограничивают творческую деятельность учителя, а стимулируют ее.

При определении темы в начале беседы необходимо возбудить интерес школьников к восприятию и усвоению этического материала.

Для этого можно использовать такие приемы:

а) поставить вопросы, связанные с выяснением сущности нравственного понятия, которое лежит в основе содержания беседы. Например, что такое вежливость и т.п.;

б) прежде чем объявить тему, можно рассказать о каком-нибудь занимательном событии или факте, имеющем отношение к намеченной теме;

в) прежде чем объявить тему, нужно вспомнить о каком-то случае из классной жизни, который позволяет обосновать необходимость углубленного раскрытия и осмысления соответствующей нравственной нормы;

г) объявив тему, попытаться придать ей особую важность и подчеркнуть ее значение с помощью содержательного высказывания или афоризмов.

Методика изложения нравственного материала может сочетать в себе вопросно-ответную форму, рассказ и объяснение педагога, краткие сообщения учащихся по отдельным вопросам, чтение из книг, газет, использование художественных картин и т.д. При этом главная роль остается за педагогом, так как только он может глубоко и квалифицированно раскрыть сущность морали.

При анализе поведения школьников лучше всего акцентировать внимание на положительных примерах и фактах, а о недочетах говорить в благожелательном тоне, всячески подчеркивая свою уверенность в том, что учащиеся их ликвидируют.

Обобщая итоги беседы, следует привести яркие высказывания с тем, чтобы беседа глубже проникла в сознание и чувства школьников. Четко выделить те категории, которые составляли цель беседы.

Таким образом, подготовить и содержательно провести этическую беседу – дело очень сложное. Недаром опытные педагоги говорят, что провести беседу на моральную тему гораздо труднее, чем урок. Надеюсь, что данные методические рекомендации могут быть полезны учителям начальных классов, классным руководителям, организаторам воспитательных, внеклассных работ, студентам при проведении этических бесед.

Иванченко Ашхен Арменовна
Темы бесед по нравственно-этическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста

Темы бесед по нравственно-этическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста

1. Зачем говорят «здравствуй»

Задачи : Формировать у детей основные правила этикета при встрече. Познакомить со способами приветствия. Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их.

Что вы говорите, приходя утром в детский сад?

– Кому вы говорите «здравствуйте» ?

– Что вы говорите вечером, когда уходите домой?

А ещё какие вы знаете вежливые слова?

2. Праздник вежливости

Задачи : Формировать доброжелательные отношения между детьми. Способствовать расширению словарного запаса, для выражения дружеских чувств; воспитывать понимание , что наше собственное настроение и отношение других людей зависят от наших поступков.

Ребята посмотрите к нам пришли медвежонок Том и мышонок Тим, у них болят животики, они объелись яблок.

Вопросы : Как зовут медвежонка? А как зовут мышонка? Почему они плачут? Что нужно сделать чтоб медвежонок и мышонок не плакали? Как вас жалеет мама? Какие ласковые слова говорит? Давайте пожалеем Тома и Тима. Как вы будите жалеть Тома и Тима? Какие слова можно сказать?

Нужны вежливые слова? Они действительно волшебные, добрые и очень-очень нужные. Давайте вместе повторим вежливые слова : «здравствуй» , «до свидания» , «спасибо» .

3. «Ежели вы вежливы.» Задачи :: Познакомить детей с правилами поведения во время разговора, воспитывать уважение к старшим .

Чтение стихотворение :

То в разговоре с тётей

И с дедушкой,

И с бабушкой

Вы их не перебьёте.

С. Маршак.

Как надо разговаривать со взрослыми?

Какие вежливые слова вы говорите дедушке?

А бабушке?

4. Беседа о волшебных словах .

Задачи : воспитывать у детей навыки культурного поведения, приучать детей к вежливости : на приветствие отвечать : «Здравствуйте!» . Прощаясь говорить «До свидания» .

Чтение стихотворения Л. Кудлачева «Важные слова»

Слова : «До свидания!» , «Спасибо» , «Простите!»

«Пожалуйста» , «Здравствуйте» - щедро дарите!

Дарите прохожим, друзьям и знакомым

В троллейбусах, в парке, в детсадике, дома!

Слова эти важны. Они человеку

Как воздух нужны. Без них невозможно

На свете прожить. Слова эти надо

С улыбкой дарить!

Про какие «важные слова» идет речь в этом стихотворении?

Когда нужно говорить эти слова?

Когда мы говорим «здравствуйте» ?

Когда «Списибо» , «Пожалуйста» , «Простите» ?

5.«В мире добрых слов»

Задачи : учить детей

При встречи воспитанные люди всегда здороваются. Как же здороваемся мы друг с другом?

Кому мы говорим «Здравствуйте» ?

Кому мы говорим «Привет» ?

Можно ли сказать «привет» взрослому человеку? Почему?

Приходя утром в детский сад, кому вы говорите «здравствуйте» , а кому «привет» ?

6. «Пока и до свидания»

Задачи : учить детей употреблять вежливые слова и выражения в различных ситуациях.

Каждый скажет на прощанье,

Уходя, всем «До свиданья» .

Другу уходить пора –

Скажем мы ему «Пока» .

А. Н. Кондратьев

Когда мы говорим «До свидания» ?

Когда мы говорим «Пока» ?

Кому скажем «До свидания» , а кому «пока» ?

Когда ты уходишь из детского сада домой, что ты скажешь воспитателю , а что друзьям?

7 «Спасибо и пожалуйста»

Задачи : учить детей употреблять вежливые слова и выражения в различных ситуациях.

Слова «спасибо» и «будьте добры» очень важны. Они, как волшебные ключики, открывают любые двери, и люди с удовольствием исполняют твои просьбы.

Расскажите, когда нужно говорить «пожалуйста» ?

Когда нужно говорить «Спасибо» ?

За что мы говорим «спасибо» ?

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали, сколько раз.

А. Н. Кондратьев

8. «Простите»

Задачи : учить детей употреблять вежливые слова и выражения в различных ситуациях.

Простите.

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду

И взрослых перебивать,

И что обещал- забывать.

А если я всё же забуду,

Простите, я больше не буду.

А. Н. Кондратьев

Когда мы говорим «простите» ?

Если ты обидел друга, что нужно сказать?

9. Итоговая беседа о вежливых словах

Задачи. Закрепить знания об этикете. Развивать умение выражать своё мнение культурным способом, внимательно выслушивать своих собеседников . Обучать формулам выражения вежливой просьбы, благодарности.

Какие вежливые слова вы знаете?

Почему люди говорят друг другу вежливые слова?

Послушайте, что сказал об этом поэт В. Солоухин.

Здравствуйте

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем не знакомы :

Здравствуйте!

Что особенного тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте» , больше ведь мы

Не сказали.

Отчего же на капельку счастья прибавилось

Отчего же на капельку радостней

Сделалась жизнь?

В. Солоухин

Вы видите, дети, от волшебных, вежливых слов люди становятся радостнее,

счастливее.

Давайте поиграем и посмотрим, какие вежливые слова вы говорите.

Воспитатель вызывает двоих детей и даёт им задание :

На занятии по рисованию у тебя сломался очень нужный тебе карандаш.

Как ты попросишь карандаш?

Дети проигрывают сценку; вся группа оценивает их действия. Затем

воспитатель вызывает мальчика и девочку и предлагает им

разыграть ещё одну сценку.

Теперь поиграем так : мальчик и девочка входят в группу. Покажите, как они это сделают, что друг другу скажут.

Все дети обсуждают и оценивают их действия.

10. Беседа о вежливости

Задачи : Продолжая обучать детей вежливости ,.

Сказка «Добрая Фея» :

. «Маленькая девочка Дюймовочка увидела домик, из трубы которого шел дым. Там топилась печка. Дюймовочка обрадовалась и постучала в дверь.

– Пожалуйста, пустите меня обогреться.

В домике жила добрая Фея. Она открыла дверь и увидела дрожащую от холода девочку.

– Бедная малютка, скорее иди к печке, грейся! Дюймовочка вошла в теплый дом и поздоровалась : „Здравствуйте“. Фея ей ответила : „Здравствуй, сейчас я напою тебя горячем сладким чаем“. „Спасибо“, – сказала Дюймовочка. Вдруг с шумом и криком в дверь влетели два гнома. „Эй, – потребовали они. – Мы хотим пить“. „Уходите, – сказала Фея. – Я всегда готова помочь тем, кто в этом нуждается. Но вы ведете себя плохо , вы не умеете вежливо себя вести“».

Какие вежливые слова сказала Дюймовочка?

Почему добрая Фея прогнала гномов?

Как надо было им поступить, чтобы о них позаботились?

11.«Что такое доброта»

Задачи : Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве. Поощрять стремление совершать добрые поступки; закреплять представления детей о добрых делах Воспитывать

Чтение стихотворения :

Добрые слова

Добрые слова не лень

Повторят мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, врачу, ткачу,

«С добрым утром» – я кричу.

«Добрый день» – кричу я вслед всем идущим на обед.

«Добрый вечер» – так встречаю всех домой спешащих к чаю.

О каких добрых словах это стихотворение? Какие добрые слова встречаются в стихотворении?

12. Беседа о добрых поступках .

Задачи : формировать представления о добрых поступках.

Воспитатель обращает внимание детей , на то, что кукла Катя плачет.

Кукла Катя плачет. Что ты сделаешь?

Что ты ей скажешь?

Как ее пожалеешь?

Когда еще можно пожалеть?

13. Беседа о добрых поступках .

Задачи : Учить детей быть добрыми , отзывчивыми, внимательными к взрослым и сверстникам.

Чтение стихотворения

Пришла ко мне подружка,

И мы играли с ней.

И вот одна игрушка

Вдруг приглянулась ей :

Лягушка заводная,

Весёлая, смешная.

Мне скучно без игрушки

–Любимая была.

И всё –таки подружке

Игрушку отдала.

Е. Благинина

Вопросы к детям :

Кто пришел в гости?

Какая игрушка приглянулась т. е. понравилась подружке ?

Как поступила девочка? Отдала лягушку?

Как вы считаете девочка совершила добрый поступок?

14. Беседа о добре .

Задачи : Закреплять представления детей о добрых делах , понимать, что вежливые слова помогают людям в общении. Формировать моральные представления о доброте. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.

Добрые слова

Добрые слова не лень

Повторят мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, врачу, ткачу,

«С добрым утром» –я кричу.

«Добрый день» –кричу я в след всем идущим на обед.

«Добрый вечер» –так встречаювсех домой спешащих к чаю.

О каких добрых словах это стихотворение?

Назовите добрые слова?

Когда мы говорим «С добрым утром» , «Добрый день» , «Добрый вечер» ?

15. Бееседа о добрых словах и добрых поступках

Чтение стихотворения М. Лисянского «О доброте»

А как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова - дела важны?

Дела - делами, а слова - словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

Что важней добрые слова или добрые поступки?

Какие добрые слова вы знаете?

А добрые поступки?

Пожалеть друга- добрый поступок?

Отобрать игрушку- добрый поступок?

16. Беседао капризах .

Задачи : приучать детей общаться спокойно , без криков.

Чтение :

Что стряслось?

Что стряслось?

На белом свете?

Что за топот?

Что за крик?

Это Пете, это Пете

Не купили грузовик.

Л,Яковлев

Почему Петя кричит и топает ногами?

Кто-нибудь хочет походить на Петю?

Почему не хочется быть похожим на этого мальчика?

А у нас в группе есть дети- капризули?

17. Беседа о хороших поступках Задачи : Учить детей совершать добрые поступки, понимать, что добрые поступки помогают людям в общении. Формировать моральные представления о доброте. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.

Чтение стихотворения :

Где лежало «Спасибо» ?

За ночь выросли сугробы

В парке, во дворе, в саду,

Пробираясь еле–еле,

Я по улице иду.

И на лево погляжу я,

И на право погляжу :

Это кто ж там снег сгребает?

Самого себя спрошу.

Это бабушка –соседка.

Надо бабушке помочь!

У неё беру лопату, я помочь всегда не прочь!

Всё очистил?

От работы

У меня лицо горит.

Улыбнулась мне старушка

И «спасибо» ! говорит.

Мне приятно слышать это,

Ведь порядком я устал.

Вот и вышло, что «спасибо»

Я под снегом отыскал.

Р. Тимиршин.

Вопросы к детям. Почему мальчик сказал, что он «спасибо» под снегом отыскал?

Какую пословицу можно сказать такому мальчику?

Как вы думаете, трудно ли заслужить от взрослых слово «спасибо» ?

За что вам взрослые могут сказать

«спасибо» ?

Ты поел. Что ты сделаешь? Что ты должен сказать?

У тебя развязалась лента. Алёна подошла к тебе и завязала её. Что ты

должна сказать?

Мальчики, вы сидите за столом и кушаете. Вдруг у Маши упала на пол

ложка. Как вы поступите? Что вы ей скажите? Что скажет вам Маша?

Четыре мальчика сидят за столом Они обедают. Коля просит у Кости дать

ему кусок хлеба. Как они будут поступать? Что друг другу скажут?

Два мальчика. Они играют. Один нечаянно толкнул своего товарища. Как

они должны поступать?Воспитатель попросил тебя отнести книгу в другую группу Анне Ивановне. Как ты это сделаешь? Что скажет воспитатель

18. Беседа о грубости

Сказка про грубое слово «Уходи»

Маша и Ойка построили дом из кубиков.

Прибежал Мышонок и говорит :

Какой красивый дом! Можно, я буду в нём жить?

Ой, противный мышонок! Уходи отсюда!-сказала Ойка грубым голосом.

Обиделся Мышонок и убежал.

Заплакала Маша :

Зачем ты прогнала Мышонка? Мышонок хороший.

Ой, и ты тоже уходи, Машка! - сказала Ойка грубым голосом.

Обиделась Маша и ушла.

Заглянуло в окно Солнце.

Как тебе не стыдно, Ойка! - сказало Солнце. - Маша твоя подружка. Разве можно подружке говорить "уходи"? Ойка подбежала к окну и закричала Солнцу :

И ты уходи!

Ничего не сказало Солнце и ушло с неба куда-то. Стало темно. Совсем-совсем темно.

Вышла Ойка из дома и пошла по тропинке в лес. А в лесу тоже темно. Слышит Ойка, под кустом кто-то плачет.

Ты кто? - спросила Ойка. - Я тебя не вижу.

Я Бельчонок Рыжий Хвост, - ответил Бельчонок. - Заблудился я в темноте, не могу найти своё дупло. Там меня мама ждёт.

Ходила-ходила Ойка в темноте, чуть не упала в глубокий овраг. Вдруг слышит Ойка, кто-то в лесу воет.

Увидела Ойка, блеснули между деревьев чьи-то зелйные глаза.

Ой, кто это? - испугалась Ойка.

А зелйные глаза всё ближе. Со всех сторон окружили Ойку.

Это мы, Серые Волки! - ответили Волки. - Наступила ночь! Наступила ночь! Будем рыскать по лесу и всех пугать!

Ой, теперь мы все пропали! - заплакала Ойка. - Это я во всём виновата. Ой, больше никогда не буду говорить грубое слово "уходи"!

Услышало Солнце её слова и вышло на небо. Сразу стало светло и тепло.

Серые Волки убежали далеко за глубокий овраг.

Смотрит Ойка, а по тропинке идёт Маша. Обрадовалась Ойка.

Ой, Маша, идём ко мне! Построим новый дом для Мышонка, ещё лучше. Пускай он там живёт.

С. Прокофьева

Почему обиделся мышонок? Маша? Солнышко?

Правильно ли поступила Ойка, говоря всем грубое слово «уходи» ?

Когда солнышко вышло на небо?

19. Беседа о культуре поведения.

Задачи : Развивать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь, проявляя сочувствие. Учить детей отзывчивости , чуткости.

Пока они спорили

Таня и Надя сидели на лавочке у ворот и по очереди качали новую куклу, которую им купила мама. Вдруг Таня выронила куклу, и кукла упала на

пыльную дорогу.

Надя, подними! –приказала Таня младшей сестрёнке .

Вот ещё, -ответила Надя. –Ты уронила, ты и поднимай

Но ведь ты тоже с ней играла!

Ну и что же! И ты играла.

Пока сёстры спорили, к ним подошёл старенький дедушка Егор. Опираясь на

палку, он, кряхтя, наклонился, поднял куклу, отряхнул от пыли и подал девочкам :

Не спорьте, сороки. Нате, играйте.

Ох, как стыдно стало девочкам, и даже играть больше не захотелось.

Что можно сказать про девочек, какие они?

Как вы думаете, если бы Таня вежливо попросила сестрёнку поднять куклу, а не приказала, подняла бы её Надя?

Как дедушка назвал девочек?

Кто помог девочкам? А вы так поступаете?

20. Беседа о заботливости Задачи : Учить заботиться о взрослых. Развивать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь, проявляя сочувствие. Учить детей отзывчивости , чуткости.

Не только взрослые заботятся о детях, но и дети должны заботиться о взрослых, особенно о старых людях.

Моя бабушка

Стала бабушка

Старой, хворою.

От ходьбы она устаёт.

Храбрым лётчиком

Стану скоро я,

Посажу её в самолёт.

Не тряхну её.

Не качну её.

Отдохнёт она

Скажет бабушка :

«Ай да внучек мой,

Ай да лётчик мой, Молодец!»

С. Капутикян.

Как по-другому можно заботиться о бабушке?

Бабушка похвалила внука и сказала : «Молодец» . Как ещё можно хвалить

21. Беседа «Моя мама»

Задачи : уважение и любовь к родным и близким людям

Чтение стихотворения

Мама! Так тебя люблю,

Что не знаю прямо!

Я большому кораблю

Даю названье «МАМА» .

Моя мама.

Маму крепко поцелую,

Обниму ее родную.

Очень я люблю ее.

Мама- солнышко мое.

А вы любите свою маму?

Как ласково вы называете маму?

Вы помогаете маме?

22. Беседа «Мама отдыхает»

Задачи : формировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

Все ли умеют вести себя тихо, когда мама, бабушка или бабушка отдыхают, спят?

Чтение стихотворения.

"Мама спит, она устала. "

Мама спит, она устала…

Ну, и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу…

И мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать.

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Е. Благининой

Почему девочка не стала играть игрушками?

Послушайте другую историю, как ведет себя другая девочка, когда мама отдыхает.

«Мама спит, она нездорова. Катя играет. Она хочет налить кукле чай, но не может достать до крана. «Мама!» -кричит Катя. Мама проснулась : «Что случилось?- испуганно спрашивает она. Мама помогла Кате налить воды.

Мама опять легла. Катя одевает куклу на прогулку. Она никак не может надеть на нее пальто. «Мама!» - снова кричит Катя…»

-Понравилась ли вам девочка Катя ?

Правильно ли она поступало, когда будила маму?

Вы жалеете своих мам?

23. Беседа о жадности

Задачи : формировать у детей доброжелательные отношения друг к другу, умение делиться с товарищем.

Чтение стихотворения.

Пёс шагал по переулку,

Он жевал большую булку.

Подошёл Щеночек,

Попросил кусочек.

Стал гадать -

Или не дать?

Погадал-погадал,

Пожевал-пожевал,

Подошла Кошка-Мяушка,

Попросила Кошка мякушку.

Встал Пёс,

Стал гадать -

Или не дать?

Погадал-погадал,

Пожевал-пожевал,

Прискакала Лягушка,

Пошептала на ушко,

Попросила Лягушка горбушку.

Стал гадать -

Или не дать?

Погадал-погадал,

Пожевал-пожевал,

Подошла Курочка.

Попросила Курочка корочку.

Встал Пёс,

Стал гадать -

Или не дать?

Погадал-погадал,

Пожевал-пожевал,

Подошла Уточка,

Постояла минуточку,

Попросила Уточка чуточку,

Только попробовать!

Стал гадать -

Или не дать?

Погадал-погадал,

Пожевал-пожевал.

И сказал :

Я бы дал!

У меня у самого

Больше нету ничего.

Эмма Мошковская

Пес правильно поступил, что никому не дал булочку?

Скажите, Пес жадина?

Быть жадиной –хорошо?

Как вы думаете у жадины много друзей?

А вы поделились бы булочкой?

24. Беседа о дружбе .

Задачи : формировать у детей доброжелательные отношения друг к другу, воспитывать коммуникативные навыки, чувство сопереживания, положительные эмоции.

Дружная сказка

Вот домашние зверята -

Полюбуйтесь-ка, ребята.

Вот щенок,

а вот котенок,

Вот козленок

и цыпленок.

С ними Катенька играет,

Всех их любит, уважает.

Раз поспорили зверята,

Кого сильнее любит Катя,

Стали дразниться, толкаться,

друг на друга обзываться.

Вместе больше не гуляют

В одиночестве играют…

Стал кусать щенок цыпленка,

Козлик забодал котенка…

Смотрит Катя на зверят -

Не узнает их никак….

Я - красивей,

Я – сильней!

Я послушней!

– Я – умней!

Что же делать, как тут быть?

Как зверят опять сдружить?

Их Катюша собрала,

Всем гостинцы раздала

и сказала : «Неужели,

мы друг другу надоели?.»

Тут зверятам стало стыдно,

Стало всем до слез обидно.

Катя любит всех зверят -

Щенят, котят, козлят, цыплят…

Кате все они важны,

Хочет, чтоб были дружны.

Сказку новую узнали,

Ее зверята рассказали.

Мы ее не позабудем

И дружить все вместе будем!

А у вас, ребята есть друзья?

Иметь много друзей- хорошо. Скажите, друзья толкаются, дразнятся, обзываются?

Настоящие друзья не толкаются, не дразнятся, не обзываются, а поддерживают друг друга.

Хорошо иметь много друзей?

25. Беседа «Как можно назвать человека по имени»

Задачи : воспитывать культуру общения , доброжелательное отношение друг кт другу.

Когда я шла в детский садик, то на скамеечке во дворе увидела куклу Катю. Она сидела и горько плакала. Когда я спросила ее, почему она плачет, Катя рассказала, что девочки, которые с ней играют, называют ее Катькой. А ей нравится , когда ее зовут ласково : Катенька, Катюша.

Вам нравиться , когда вас называют ласково? Как?

Будет очень хорошо, если мы будем называть друг друга ласковыми, нежными, добрыми именами.

26.«Как можно пожалеть» .

Дети, вам всегда бывает весело?

Иногда всем бывает плохо, вас кто-то обидел, вы ушиблись и, наверное, так хочется, чтобы вас кто-нибудь пожалел. Так и другому ребенку или взрослому, когда ему плохо, хочется, чтобы его пожалели.

Как вас жалеет мама?

Что можно сказать человеку, чтобы он успокоился?

Что можно сделать?

Как будет себя вести, если у мамы болит голова? Если сестренка или братик ушиблись?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

г. Мончегорска Мурманской области

Этические беседы с учащимися начальной школы

Голуб Людмила Ивановна

Введение

Этические беседы как средство воспитания нравственных чувств и этического сознания младших школьников.

Важной целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетентностей, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Этические беседы часто проводятся классным руководителем по плану его воспитательной работы. Методика проведения и тематика определяются возрастными особенностями школьников, уровнем их общей воспитанности. Цель этих бесед - помочь разобраться в сложных вопросах морали, сформировать твердую нравственную позицию, помочь осознать свой личный нравственный опыт, обогатить представления детей. В процессе этической беседы необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем.

Методика организации этических бесед включает в себя:

прослушивание отрывков литературных произведений, в которых ярко выступает нравственная категория;

игра «интервью», «ассоциации», целью которых является соотношение нравственного представления с литературными персонажами, героями сказок и мультфильмов;

рисование, изображение;

оценка нравственного понятия, значение, важность;

сюжетно-ролевые игры или проблемные ситуации, направленные на углубление знаний о нравственном понятии, и переход его в качество личности;

составление словаря нравственности (общий в классе и индивидуальный), что способствовало непроизвольному фиксированию внимания на данном нравственном качестве.

Большое количество этических бесед разработано в книге Т.М.Куреленко «Воспитание нравственности» (задания и упражнения) , Б.В.Бушелевой «Поговорим о воспитанности» , В.В.Пекелис «Как себя найти» . Богатый материал (рассказы) для этических бесед собран в книге В.А.Сухомлинского «Хрестоматия по этике» .

Опыт работы по организации этических бесед показал, что для формирования нравственных представлений и нравственных устоев можно эффективно использовать христианскую литературу. Чтение этой литературы не только расширяет кругозор детей, но и обогащает словарный запас, дает понятие истинных человеческих ценностей.

этический беседа нравственный

1. Ты не один на свете

Цель: Сформировать и углубить понятие эгоизма и чувства нетерпимого отношения к проявлениям эгоизма. Повторить понятия доброжелательность, чуткость, отзывчивость, внимательность, коллективизм.

Оборудование: рассказ И.Туричина «Дружба», словари, цветные карандаши, кроссворд.

Ход занятия:

Организационная часть

Чтение (или слушание) рассказа И.Туричина «Дружба».

Однажды Вася принес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Сережа:

Мы друзья! Поиграем вместе в пожарных. Давай, - согласился Вася. Сережа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машинку.

Пожар! Пожар! - кричит. Побежали другие ребята.

Мы тоже пожарные! Сережа заслонил машину от ребят.

Я - Васин друг! И я один буду в его машину играть! Обиделись ребята и ушли.

На другое утро Боря принес во двор паровоз с вагончиками. Подбежал к нему Сережа.

Я твой друг! Мы - друзья! Поиграем вместе в машинистов! Давай, - согласился Боря. Стали они в машинистов играть. Пришел Вася. И меня примите. Не примем, - сказал Сережа.

Почему? Удивился Вася. -- Ты же мой друг. Ты сам вчера

То было вчера, - сказал Сережа. - Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз с вагонами. Сегодня я с ним дружу.

Вопросы: Кто из детей вам не понравился? Почему?

Ознакомление с понятиями «эгоизм».

Отгадав кроссворд, вы узнаете Какое отрицательное качество есть у Сережи.

Кто на всех языках говорит? (эхо)

Как называется отрицательная черта человека, которая проявляется в неумении уважать и вежливо общаться с окружающими? (грубость)

Как называется понятие, проявляющееся в причинении окружающим вреда, неприятностей? (зло)

Как называется отрицательное качество личности, проявляющееся в нежелании делать что-либо, трудится? (ленивость)

Как называется хорошее качество человека, проявляющееся в хорошем отношении к окружающим? (доброта)

Как можно назвать обстановку в коллективе, в котором добрые, хорошие отношения? (мир)

«Ассоциации». Вспомните сказочных персонажей, которые поступали эгоистично. Чем это закончилось?

Рисование. Каким цветом можно обозначить это понятие. Почему?

Работа с литературными произведениями по теме. Анализ.

Заполнение словаря нравственности.

2. О чуткости и отзывчивости

Цель: Сформировать и углубить представление детей о нравственной

Оборудование: тексты рассказа В.Осеевой «На берегу реки»,

запись на доске (закрытое слово чуткость), цветные карандаши

Ход занятия:

Организационная часть

Чтение (или слушание) рассказа В.Осеевой «На берегу реки».

Юра и Толя шли неподалеку от берега реки.

Интересно - сказал Толя, - как это совершаются подвиги? Я бы очень хотел совершить подвиг.

А я об этом и не думаю, - ответил Юра и вдруг остановился. С реки донеслись отчаянные крики о помощи. Оба мальчика бросились на зов. Юра на ходу сбросил туфли, отшвырнул в сторону книги, и, достигнув берега, бросился в воду. А Толя бегал по берегу и кричал: - Кто звал? Кто тонет? Кто кричал?

Между тем Юра с трудом вытащил на берег плачущего малыша.

Вопросы: С кем из мальчиков вы бы хотели дружить? Почему?

Какая черта характера помогла Юре совершить подвиг?

Угадайте эту черту характера («Поле чудес»)

«Интервью». Вы корреспонденты.

Найдите персонажей, наделенных качеством личности отзывчивостью. Задайте ему вопросы.

Рисунок. Карандашом какого цвета вы бы изобразили чуткость? Почему? Раскрасьте этим цветом следующий лист словаря нравственности.

6. Сюжетно-ролевая игра «В школе».

7.Оформление словаря нравственности.

3. Один за всех и все за одного

Цель: Сформировать и углубить представление учащихся о коллективизме. Повторить понятия дружба, отзывчивость, чуткость.уважительность.

Оборудование: альбомы, цветные карандаши, серия картин вида «Сажаем деревья» и др., рассказ М.Водопьянова «Один за всех и все за одного», ребус.

Ход занятия:

1 .Организационная часть

2.Чтение (или слушание) рассказа В.Водопьянова «Один за всех и все за одного».

Выдающийся математик Лев Семенович Понтрягин ослеп, когда был учеником начальной школы. У него заболели глаза, была сделана неудачная операция, и мальчик навсегда погрузился в беспросветную тьму.

Удрученный внезапно постигшей его катастрофой, мальчик с тоской бродил по комнате, учась ходить в темноте. Родители, задумываясь над будущем сына, решили учить его музыке, но у мальчика не было никаких склонностей к музыке. Однажды домой пришли Левины товарищи.

Почему Лева не ходит в школу? -- спросили они мать слепого мальчика.

Как же он будет ходить? - удивилась та. А мы его первое время будем провожать, пока не привыкнет. Хорошо, но как же он будет учиться, ведь он ничего не видит? А мы поможем! Всем классом поможем! - твердо заявили ребята.

И они помогли. Каждый вечер кто-нибудь из товарищей по классу приходил к Понтрягину учить вместе с ним уроки, читать ему вслух учебники и книги. Сосед по парте во время уроков вполголоса рассказывал ему, что написано на доске, какой опыт показывает преподаватель. Учителя с большой чуткостью отнеслись к слепому, но очень старательному ученику. И не было случая, чтобы Лев Понтрягин не выучил заданного. Нелегко ему было учиться, но у мальчика были выдающиеся способности и великолепная память. Он научился писать, пользуясь трафаретом и уверенно водил карандашом по бумаге. Потом ему купили пишущую машинку, и он стал отстукивать свои школьные сочинения со скоростью, которой могла позавидовать любая машинистка. А для чтения вместо одной пары глаз у него было двадцать пять пар - глаза всего класса. Товарищи ходили с Левой и на каток, и в театр и на концерты, и на лекции. С помощью верных друзей Лев Понтрягин - с отличием окончил среднюю школу и поступил в Московский университет. И здесь нашлись хорошие товарищи. Студенты охотно и во всем помогали юноше, который ничего не видел. Понтрягин оказался талантливым математиком и в 23 года стал профессором. Молодого ученого избрали членом - корреспондентом Академии наук. Вопросы: Почему рассказ так называется?

«Ассоциации». Вспомните случаи из своей жизни, когда о вашем классе модно сказать: «Один за всех и все за одного»? Как называется это качество?

Рисование. Каким цветом можно изобразить коллективизм? Почему? Раскрасьте страничку словаря нравственности.

Решение проблемных ситуаций.

* На спортивные соревнования готовилась команда из 10 человек. Кто тренировался одеваться на время, кто читал книги по теме. В день соревнований Игорь не пришел. Он сказал: «Я сегодня не хочу соревноваться». Прав ли Игорь? Почему? Как могут развиваться события дальше? Придумайте концовку.

Оформление листа словаря нравственности.

Итог. Пословицы о коллективизме. Сказки.

4. Что такое сознательность?

Цель: Сформировать и углубить представление детей о нравственной категории сознательность. Повторить понятия трудолюбие отзывчивость, бережливость, чуткость.

Оборудование: рассказ В.Осеевой «Разделите так, как делили

работу», цветные карандаши, словари.

Ход занятия.

1.Организационная часть

Чтение (или слушание) рассказа В.Осеевой «Разделите так, как делили работу».

Старый учитель жил один. Ученики и ученицы его давно выросли, но не забывали своего бывшего учителя.

Однажды к нему пришли два мальчика и сказали:

Наши матери прислали нас помочь вам в хозяйстве. Учитель поблагодарил и попросил мальчиков наполнить водой пустую кадку. Она стояла в саду. Около нее на скамье были сложены лейки и ведра. А на дереве весело игрушечное ведерко, маленькое легкое как перышко - из него в жаркие дни учитель пил воду.

Один из мальчиков выбрал прочное железное ведро, постучал по его дну пальцем и не спеша направился к колодцу, другой снял с дерева игрушечное ведро и побежал за товарищем.

Много раз мальчики ходили к колодцу и возвращались назад. Учитель смотрел на них из окна. Над цветами кружились пчелы. В саду пахло медом. Мальчики весело разговаривали. Один из них часто останавливался, ставил на землю тяжелое ведро и стирал пот со лба. Другой бежал с ним рядом, расплескивая воду в игрушечном ведерке. Когда кадка была наполнена, учитель позвал обоих мальчиков, поблагодарил их, потом поставил на стол большой глиняный кувшин, доверху наполненный медом, а рядом с ним граненый стан, тоже наполненный медом.

Отнесите эти подарки своим матерям, - сказал учитель. -- Пусть каждый из вас возьмет то, что он заслужил. Ни один из мальчиков не протянул руки.

Мы не можем это разделить, - смущенно сказали они. Разделите это так, как делили работу, - спокойно сказал учитель.

Вопросы: Кто из мальчиков должен взять стакан, а кто кувшин? Почему?

3.Ознакомление с понятием сознательность. Составьте из букв слово. Как вы его понимаете?

4. «Ассоциации». Вспомните литературные персонажи, которые поступают сознательно. В каких поступках это проявляется.

Рисование. Каким цветом можно изобразить это понятие? Почему? Раскрасьте страничку словаря нравственности.

Разбор проблемных ситуаций. Инсценировка ситуаций.

5. Что такое скромность?

Цель: Сформировать и углубить представление учащихся онравственной категории скромность. Повторить понятия зазнайство, грубость, вежливость.

Оборудование: текст рассказа В.Донникова «Канавка»,альбомы, цветные карандаши, разрезные буквы, составляющие слово скромность.

Ход занятия.

1.Организационная часть

Чтение (или слушание) рассказа В.Донникова «Канавка».

Дождь перестал. Мальчики выбежали на поляну, играют в мяч. В поселке после дождя долго не просыхает. Трава вся в брызгах, края канавки влажные, и вода в ней блестит. Кто переходит канавку, тот непременно поскользнется, за ветки орешника схватится и канавку бранит.

Витя подбрасывает мяч, но все видит. Вот пожилая женщина прошла с бидоном - чуть не упала.

А чтоб тебя! - рассердилась она на канавку: - Вон сколько молока пролила! А вот девочка не удержалась, упала в глину рука. Вытерла руки - платье запачкала.

Противная канавища - топнула девочка ногой и убежала. Слышит Витя, как бранят его любимую канавку. «А чем она противная? - думает он. - Из нее птицы воду пьют. Возле нее незабудки растут. Сколько корабликов плавало в ней!»

Когда все ушли, Витя пошел в рощу, набрал сухих веток... сделал переход. Теперь можно было переходить спокойно. Люди переходили. Никто не падал. Никому не было скользко. И никто не знал, кто сделал такой удобный переход. Да это и не важно! Вопросы: Для кого постарался Витя, когда сделал переход через канавку? Важно ли было для Вити, чтобы люди узнали о его хорошем поступке? Какое нравственное качество присуще Вите? Составьте тему нашей беседы из букв.

Игра «Ассоциация». Вспомни сказочных героев,

которым присуще чувство скромности? Которые не отличаются скромностью? По каким поступкам этих героев ты судишь?

Рисование. С каким цветом у вас ассоциируется

понятие скромность. Почему? Раскрасьте 1 листок словаря нравственности в этот цвет.

Беседа. Почему нужно быть скромным?

Решение проблемных ситуаций.

Коля и Юра смастерили скворечник. Коля работал не торопливо и старательно. А Юра то в теплицу сбегает, то в лес дерево подыскать. Наутро вся школа знача, какие Коля и Юра молодцы!

Вписывание слова скромность в общие и индивидуальные словари.

6. Чужое возьмёшь - своё потеряешь

Цель: Сформировать и углубить представление учащихся о нравственной категории воровство.

Оборудование: текст статьи «Заповедь восьмая. Не укради», альбомы, цветные карандаши, разрезные буквы, составляющие слово воровство.

Ход занятия:

1. Организационная часть.

Слушание отрывка из статьи Святителя Николая Сербского «Заповедь восьмая. Не укради»

А) Некий юноша украл часы и носил их около месяца. После того как прошел месяц, он возвратил часы хозяину, признался в своем злодеянии и рассказал ему о том, что каждый раз, когда он доставал часы из кармана и хотел узнать время, он слышал, как они тикали: "Мы не твои; ты - вор". Вот так, братья, краденая вещь всегда напоминает человеку, что она украдена и не его.

Б) В одном арабском городе торговал неправедный торговец Исмаил. Каждый раз, взвешивая покупателям товар, он всегда недовешивал несколько граммов. За счет этого обмана богатство его умножилось весьма. Но дети его были больными, и он тратил много на докторов и лекарства. И чем больше он тратил на лечение детей, тем больше обманом добывал он вновь у своих покупателей. Но то, что он крал у своих покупателей, все уносила болезнь его детей.

Однажды, когда Исмаил был в своей лавке и очень переживал за своих детей, на мгновение разверзлось небо. Он поднял глаза к небу и видит, что там происходит нечто необычное. Ангелы стоят вокруг огромных весов, на которых меряют все блага, которые Бог дает людям. Дошла очередь до семьи Исмаила, и Исмаил видит, как Ангелы, подавая здоровье его детям, клали на чашу здоровья меньше, чем нужно, а вместо этого ставили гирю на весы. Разгневался Исмаил и хотел крикнуть возмущенно на Ангелов, но один из них обернулся к нему лицом и сказал: "Что же ты сердишься? Мера эта правильная. Мы кладем твоим детям гирю, которая весит столько, сколько ты крадешь у своих покупателей. И так творим правду Божию". Исмаил был потрясен ответом и начал горько каяться в своем тяжком грехе. И стал Исмаил с того времени не только правильно взвешивать, но и отдавать сверх меры.

А дети его выздоровели.

Игра «Литературное лото». На карточках даны названия литературных произведений. Вспомнить кто из героев этих произведений взял чужое и чем это закончилось?

«Золотой ключик»

Н. Носов «Огурцы»

Д.Милн «Вини-Пух и все, все, все»

Н.Носов «Приключения Незнайки»

«Царевна-лягушка»

А.Аксаков «Аленький цветочек»

Решение проблемных ситуаций.

Составление правил «Бюро находок»

Вписывание нового термина в словарь нравственности. 8. Итог занятия.

7. Нужна ли человеку правда?

Цель: Сформировать и углубить представление учащихся о нравственной категории правдивость. Повторить понятия зазнайство, грубость, вежливость.

Оборудование: текст статьи «Заповедь девятая. Не лжесвидетельствуй» альбомы, цветные карандаши, разрезные буквы, составляющие слово правдивость, карточки «Лото».

Ход занятия.

1.Орг. Часть.

2. Чтение статьи Святителя Николая Сербского

А) В одном селе жили два соседа, Лука и Илия. Лука разозлился на Илию, потому что Илия был более благополучный человек, чем Лука, который был пьяница и лентяй. Мучимый завистью, Лука объявил в суде, что Илия говорил хульные речи против царя. Илия защищался как мог и в конце концов махнул рукой и сказал: "Пусть Бог Сам откроет твою ложь против меня". Но суд присудил Илии тюремное заключение, а Лука вернулся домой. Когда же был он уже недалеко от дома, вдруг услышал плач в доме. Лука весь похолодел, вспомнив слова Илии. Войдя в дом, он ужаснулся. Его старый отец, упав в огонь, сжег себе глаза и все лицо. Когда увидел это Лука, он онемел и не мог ни говорить, ни плакать. А утром рано пошел в суд и признался, что оговорил Илию. Судьи тут же отпустили Илию, а Луку наказали за лжесвидетельство. И так Луку постигло два наказания за один грех: Божие и человеческое.

Б) В Ницце жил мясник, по имени Анатолий. Его подкупил один богатый, но нечестный торговец, что бы тот дал ложные показания против своего соседа, которого звали Эмиль. Анатолий будто бы видел, как Эмиль облил керосином и поджег дом этого торговца. И Анатолий как был научен, так и свидетельствовал на суде. Эмиль был осужден. Когда же он отбыл наказание, то зарекся, что докажет, что Анатолий соврал на суде. Эмиль был трудолюбивый человек и быстро заработал тысячу монет. Он решил с помощью этих денег заставить Анатолия признаться пред всеми в своем лжесвидетельстве. Первым делом Эмиль нашел людей, знакомых Анатолия. Договорился с ними, что они поступят следующим образом: позовут вечером Анатолия на ужин, напоят его крепко и тогда ему скажут, что им требуется свидетель, который бы на суде свидетельствовал против одного содержателя кофейни, будто бы тот является неким злодеем. Когда этот план поведали Анатолию, разложили перед ним тысячу золотых монет и спросили, не может ли он найти надежного человека, который бы на суде так свидетельствовал. У Анатолия загорелись глаза, когда он увидел такое количество золота перед собой, и он тотчас заявил, что сам примет участие в лжесвидетельстве. Но эти люди высказали свое сомнение в том, что он сумеет выступить на суде, ничего не спутав и не забыв. Анатолий же доказывал горячо, что именно он-то и способен. А они его спрашивают, есть ли у него опыт и пробовал ли он так поступать. Не заметив никакой ловушки, Анатолий им признался, что ему и раньше заплатил один господин, за то что он лжесвидетельствовал против Эмиля, и по его лжесвидетельству Эмиля осудили на каторгу. Когда люди это услышали, они все пересказали Эмилю. Утром Эмиль подал иск в суд. Анатолий был осужден на тяжелые работы. Так правда Божия настигла клеветника Анатолия и очистила честь и имя праведного Эмиля.

3. Игра «Лото». Составь из слов пословицы: * Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»

4.Рисование. С каким цветом у вас ассоциируется понятие правдивость, лживость. Почему? Раскрасьте 1 листок словаря нравственности в этот цвет.

Беседа. Почему нужно быть правдивым?

Решение проблемных ситуаций. Вписывание слова скромность в общие и индивидуальные словари.

8. Мои родители

Цель: Сформировать понятие любовь к родителям. Показать значимость родителей в жизни ребёнка. Воспитание стремления любить и помогать родителям.

Оборудование: текст статьи «Заповедь пятая. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен», словари, цветные карандаши, запись на доске.

Ход занятия:

1. Организационная часть

Чтение и обсуждение статьи Святителя Николая Сербского

Один богатый юноша-индиец путешествовал со своей свитой через долину Хиндукуша. В долине ему встретился старец, пасущий коз. Нищий старец в знак почтения склонил голову и низко поклонился богатому юноше. Юноша же, быстро соскочив со своего слона, распростерся перед старцем на земле. Удивился старец такому поступку юноши, удивились и все его слуги. Юноша же сказал так: "Кланяюсь твоим очам, которые прежде моих увидели этот свет, дело рук Всевышнего, кланяюсь твоим устам, которые прежде моих произнесли Его святое имя, и кланяюсь твоему сердцу, которое прежде моего затрепетало от радостного открытия Отца всех людей на земле - Царя Небесного и Господа всяческих".

Почитай отца твоего и матерь твою, потому что твой путь от рождения и до сего дня обеспечен усилиями родителей и их страданиями. Они тебя принимали и тогда, когда все друзья отворачивались от тебя, немощного и нечистого. Они тебя примут, когда все отвергнут. И когда все будут бросать в тебя камни, мать твоя бросит полевые цветы. Отец принимает тебя, хотя знает все недостатки твои. Знай, что нежность, с которой принимают тебя твои родители, принадлежит Господу, принимающему Свое творение как детей Своих.

Игра «Ассоциации» Вспомнить литературных героев, которые плохо относились к своим родителям, вспомнить литературных героев, которые почитали своих родителей.

Рисование. Портрет «Мои родители». Оформление выставки.

Составление списка «Я помогаю маме»

Изготовление цветика-семицветика. На каждом лепесточке написать ласковые слова для своих родителей.

Игра «Крокодил» Показ без слов. Как я помогаю маме?

9. Что такое трудолюбие?

Цель: Сформировать понятие трудолюбие. Воспитание желания добиваться успехов собственным трудом.

Оборудование: текст статьи «Заповедь четвёртая. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему»», словари, цветные карандаши, запись на доске.

Ход занятия:

1. Организационная часть

2.Чтение и обсуждение статьи Святителя Николая Сербского

В одном городе жил богатый купец с тремя сыновьями. Был он торговец трудолюбивый и трудами своими нажил огромное состояние. Когда его спрашивали, зачем ему столько добра и столько забот, он отвечал: "Заботы мои лишь о том, чтобы сыновья мои были обеспечены и чтобы они не имели таких забот, какие имел их отец". Услышав это, сыновья его настолько обленились, что оставили всякую деятельность, а после смерти отца начали тратить накопленное состояние. Захотелось душе отца посмотреть с того света, как живут его любимые сыновья без хлопот и забот. Бог разрешил этой душе сходить в родной город. Вот приходит душа отца домой и стучится в ворота, но открывает какой-то незнакомый человек. Тогда спросил купец о своих сыновьях, и рассказали ему, что сыновья его на каторге. Привычка праздно проводить время в пьянстве и увеселениях сначала довела их до непотребств, а потом привела к окончательному разорению дома и погибели. Горько вздохнул отец и сказал: "Я думал, что устроил рай для своих детей, между тем я сам отправил их в адское пекло". И ходил по всему городу обезумевший отец, обращаясь ко всем родителям: "Не будьте, люди, такими, каким был я. Из-за слепой любви к своим детям я собственноручно отправил их в геенну огненную. Не оставляйте, братья, детям никакого имения. Научите их трудиться и это оставьте им в наследство. Все остальное богатство раздайте сиротам перед своей смертью. Нет ничего опаснее и душепагубнее, чем оставить детям в наследство большое состояние. Будьте уверены, что богатому наследству больше всех радуется дьявол, а не Ангел-хранитель. Потому что дьявол легче всего и быстрее всего уловляет людей через богатство". Поэтому трудись и научи своих детей трудиться. А когда работаешь, не смотри на труд только как на средство обогащения. Усматривай в своей работе красоту и наслаждение, которую дарит труд как благословение Божие. Знай, что ты унижаешь это благословение, если ищешь только материальной выгоды от труда. Такой труд, лишенный благословения, не идет нам на пользу, да и выгоды никакой не приносит.

Работа с пословицами:

Делу - время, потехе - час

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Как поработаешь, так и полопаешь»

Усердие и труд всё перетрут.

Игра «Крокодил» «Визитная карточка» трудолюбивых героев. Показать и угадать трудолюбивых героев.

Рисование. Нарисовать с закрытыми глазами трудолюбивых сказочных героев.

Папа Карло

Мужик из русской народной сказки «Мужик и медведь»

Падчерица из сказки «Морозко»

Общественно-полезный труд. «Убираем класс. Правила настоящего хозяина»

Запись нового нравственного понятия в словарь нравственности.

Использованная литература

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985

2. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=958

3. Православное христианское учение о нравственности. СПб. 1906, стр. 48.

4. lib.eparhia-saratov.ru/

5. Философский энциклопедический словарь. Советская энциклопедия. 1983

6. Шаповалова Ф.Д. Этическая беседа. Н.шк. № 7, 1997.

7. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. - М., Знание, 1988.

8. Библия для детей - Акционерное общество «Притэнс»,Эстония,г.Таллин,2003

9. Павловский А. Популярный библейский словарь. М.,»Панорама», 1994

10. «Жизнь Иисуса Христа и история первой церкви. Russian Edition, 1988

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Этика социальной работы как наука, изучающая этические принципы поведения при исполнении своих профессиональных обязанностей. Анализ проблем формирования этических основ социальной работы. Рассмотрение особенностей формирования этического сознания.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2014

    Проблемы современного воспитания, разрушение социальных связей и нравственных устоев. Структура и функции нравственного воспитания. Функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, целенаправленное воздействие на учащихся.

    контрольная работа , добавлен 28.01.2009

    Определение роли этических комитетов в современной медицине посредством изучения истории их возникновения и основных принципов, определяющих порядок их деятельности. Назначение этических комитетов, их сущность структура и функции. Этические комитеты РФ.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    Значение и структура, технологический проект этической беседы по вопросам нравственного воспитания. Организация специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм и отношений человека к обществу, коллективу, труду, окружающим людям.

    контрольная работа , добавлен 05.04.2010

    История этических учений, условия их формирования и проблемы, основные периоды: общая характеристика европейской этики, этические учения Древнего Востока, эпохи античности, Средневековья и Возрождения, Нового времени и ХХв. Этическая мысль Беларуси.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2009

    реферат , добавлен 10.06.2011

    Формирование имиджа фирмы. Деловой этикет как фактор эффективности управления фирмой. Деловая и организационная культура, их соотношение. Основные виды делового общения работников в организации. Качество этических норм в деятельности организации.

    контрольная работа , добавлен 25.04.2016

    Сущность, принципы и формы выражения морали. Этические категории и их значение. Норма и ценность как основные понятия морального сознания. Свобода как основание нравственности. Психология делового общения в контексте европейской этической традиции.

    шпаргалка , добавлен 27.09.2013

    История возникновения этических основ бизнеса. Непосредственная связь этики с жизненной практикой. Развитие этических норм бизнеса в России. Общие понятия благотворительности. Нравственные ориентиры в организации благотворительной деятельности.

    контрольная работа , добавлен 26.05.2009

    История этических учений. Этические учения древнего мира. Этические учения средневековья. Особенности и основные проблемы этики Нового времени. Этические направления в XIX веке. Некоторые учения в этике ХХ века. Историческое развитие нравственности.

Беседа для учащихся начальных классов «Поведение на улице»

Цель: формировать навык культурного поведения на улице.

Ход мероприятия

Культура общения — это не только умение принять гостей, хорошо вести себя в театре или в библиотеке. Это еще и поведение на улице. А что значит вести себя на улице правильно? Какие правила мы должны соблюдать?

Ситуация 1 . Представьте, что мы с вами на улице наблюдаем за группой ребят, которые громко смеются, разговаривают друг с другом, не обращают внимания на прохожих, нечаянно задевая их...

— Воспитанный человек ведет себя на улице так, чтобы меньше привлекать внимание окружающих. Как вы это понимаете? (Ответы детей.)

Выводы : воспитанный человек не разговаривает и не хохочет слишком громко; не стоит посередине улицы, обходит встречных прохожих с правой стороны; ни в коем случае не мешает движению пешеходов, не толкается.

Ситуация 2. Пожилая женщина попросила ребят говорить тише на улице. Ребята же ответили: «А что, мы мешаем? А может, вы нам больше мешаете».

— Прокомментируйте поведение учащихся. (Ответы детей.)

Вывод: культурный человек не делает замечаний незнакомым людям, не вступает в перепалку, тем более если перед ним пожилой человек.

Ситуация 3 . Мама с маленькой Катей пришла в сквер. Кате в сквере не понравилось, потому что на газонах валялось много пустых бутылок, пакетов, ореховой скорлупы... «Как здесь грязно! Пойдем, мама, отсюда!» — попросила Катя маму и потянула ее прочь из сквера.

— Кто виноват в том, что в сквере так грязно? (Ответы детей.)

Маленький дворник с огромной метлой,

Что ты сегодня усталый и злой?

«Встал я с рассветом, метлой помахал,

Двор весь подмел я и мусор собрал.

Сел отдохнуть... Оглянулся — позор!

Снова повсюду откуда-то сор».

М. Хаткина

Вывод: культурный человек не позволит себе есть, сидя в сквере, и тут же выбрасывать на газоны обертки от конфет, орешков, чипсов и т. д.

Французские школьники, их учителя и родители придумали интересную акцию: они купили зеленые резиновые перчатки, зеленые полиэтиленовые мешки и с плакатами «Пусть Земля будет чистой!» вышли на улицы городов. Защитники чистоты собрали много мусора, а родители вывезли зеленые мешки с мусором на свалку. Прекрасная акция, но лучше давайте не сорить!

Игровой момент: восстановите пословицу.

(Чисто не там, где метут, а там, где не сорят!)

Ситуация 3. Вы приехали в чужой район крупного города. Вам трудно сориентироваться.

— Как вы обратитесь к прохожим, чтобы узнать дорогу? (Ответы детей.)

— Какими словами следует поблагодарить прохожего, давшего ответ на ваш вопрос? (Ответы детей.)

Запомните, что слова «спасибо», «благодарю вас» как нельзя лучше подходят к данной ситуации.

— А как вы ответите человеку, который обратился к вам с просьбой объяснить дорогу, если сами точно не знаете, как пройти в нужное место? (Ответы детей.)

Вывод: вежливый отказ — тоже признак хорошего тона.

Запомните: в различных ситуациях на улице нужно помнить о вежливости. Используйте чаще слова-просьбы «будьте добры», «прошу вас», «будьте любезны», «могу ли я обратиться к вам с просьбой» и др.

Loading...Loading...