Конспект открытого занятия
Формирование элементарных математических представлений
Тема: ЧИСЛО 4
Цель занятия:
Познакомить с образованием числа 4 и цифрой 4; учить порядковому счету (до 4); соотносить числительное с каждым из предметов; раскладывать предметы правой рукой слева направо.
Материалы
Для воспитателя: карточки с цифрами в пределах четырех, десять одинаковых кубиков. Для детей:цифры от 1 до 4 (на карточках), числовая карточка, по пять грибочков и елочек.
Ход занятия
Сидя за столом.
Занятие начинается с детьми 5-6 лет.
Воспитатель предлагает детям разложить цифры по порядку от 1 до 3. Кто первым выполнит задание, выкладывает цифры на доске. На занятие приглашаются дети 4-5 лет. Воспитатель предлагает детям поставить на стол один кубик.
- Сколько кубиков на столе? А теперь рядом в столбик положите два кубика.
- Сколько кубиков во втором столбике? Рядом в столбик положите три кубика.
- Сколько кубиков в третьем столбике? Сколько всего столбиков?
- Сколько кубиков в первом столбике? Покажите цифру,
- Сколько кубиков во втором столбике? Покажите цифру,
- Какое число больше (меньше): 1 или 2?
- Сколько кубиков в третьем столбике? цифру.
- Какое число больше (меньше): 2 или З?
- Покажите столбик из трех кубиков, сложите рядом такой же и положите на него еще один кубик.
- Сколько кубиков стало в столбике? Давайте посчитаем:
один, два, три, четыре.
Вызванный к доске ребенок составляет столбик из четырех кубиков.
- Сколько кубиков в третьем столбике?
- Сколько кубиков в четвертом столбике? Сколько всего столбиков?
- На сколько 4 больше 3?
- Кто может выложить на доске цифры от 1 до 3?
- 4 больше 3, а 3 меньше 4 на 1. Где должна стоять цифра 4 в числовом ряду?
Ребенок ставит цифру 4 после 3.
Поиграем
«
Назови цифру»
Воспитатель предлагает детям встать в круг. Каждому по очереди показывает одну цифру (от 1 до 4). Ребенок должен назвать ее. Если он называет неверно, переадресуйте вопрос следующему.
В этой игре каждый ребенок должен быть опрошен два три раза.
«
Что бывает по 4?»
Дети называют: четыре крыла у бабочки, четыре ножки у
стола, четыре кармана на одежде, четыре комнаты в доме, четыре ножки у скамейки и т. д.
За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. В конце игры подсчитывается, сколько фишек получил каждый игрок, кто из них стал победителем.
Физкультминутка
Руки в стороны поставим.
Правой левую достанем. А потом – наоборот,
Будет вправо поворот. Раз – хлопок, два – хлопок, Повернись еще разок!
Раз – два- три- четыре, плечи выше, руки шире! Опускаем руки вниз. И на корточки садись! | Стоя ноги врозь руки в стороны.
Поворот
в
лево,
правой
ладошкой сделать хлопок по левой ладошке.
Поворот вправо, левой ладошкой сделать хлопок по правой ладошке.
Делать хлопки, повернуться вокруг себя.
Хлопки в ладоши. Приподнять плечи, руки развести в стороны.
Плавно опустить руки вниз. Присесть на корточки. |
Работа с карточкой
Воспитатель загадывает загадку:
Зимой и летом - Одним цветом. (Елка)
Воспитатель показывает цифру 3 и
говорит детям:
- Положите на карточку
вот столько елочек. Воспитатель следит за тем, чтобы дети раскладывали предметы правой рукой, а левой придерживали карточку. После выполнения задания спрашивает, сколько елочек на полоске и почему.
- Теперь положите вниз
у карточки вот столько грибочков.
Воспитатель показывает цифру 4.
- Сколько грибочков отсчитали и почему?
- Чего больше: грибочков или елочек?
- Как сделать, чтобы их
было поровну, по четыре?
Дети отвечают на вопрос
и выполняют задание. - Сколько елочек и грибочков?
(Четыре и четыре. Поровну, одинаково.Сколько наверху, столько и внизу.)
Детям предлагается помочь воспитателю собрать счетный материал по конвертам.
Наталья Грибцова
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Счет до четырех, число и цифра 4»
Тема : СЧЕТ ДО ЧЕТЫРЕХ , ЧИСЛО И ЦИФРА 4 .
Цель :
1) сформировать представление о числе и цифре 4 , умение считать до четырех , соотносить цифру 4 с количеством ;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода, закрепить умение преодолевать затруднения способом «спросить у того, кто знает» ;
3) закрепить счетные умения , умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству;
4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.
Материалы к занятию :
Демонстрационный : изображение домов, цифрами 1-4 .
Раздаточный : карточки с изображением 1 кошки,2 собачки, 3зайчика,4 лисички, по 4 полоски разных цветов.
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи : мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Ребята, вы видели, как строятся новые дома?
Для чего строятся новые дома?
Наши друзья животные построили много новых домов и просят помочь их расселить. Хотите? (Да) .
А сможете?
2. Актуализация знаний.
2.1 Игра «Новоселье» .
Дидактические задачи :
1) актуализировать представления о числе 3 ;
3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь, сформировать опыт самоконтроля.
Дети присаживаются за столы. На столе лежат листы с домиками и карточки с изображением зверей разного количества. Кошка одна, собаки две, лисички три.
Давайте расселим зверей в домики, но в домике должны жить звери одного вида.
Какого цвета крыша у домика, где живет кошка? (синего) .
Сколько кошечек поселилось в домике? (Одна) .
Какого цвета крыша у домика, где живет собачка? (красного) .
Сколько собачек поселилось в домике? (две) .
Какого цвета крыша у домика, где живет лисичка? (желтого) .
Сколько лисичек поселилось в домике? (три) .
3. Затруднение в игровой ситуации,
3.1. Игра «Цифры » .
Дидактические задачи :
1) создать мотивационную ситуацию для введения числа 4 , счета до четырех ;
Воспитатель говорит, что животные хотят, чтоб на крыше было написано, сколько жителей там живет. На столе карточки с изображением чисел 1,2,3.
Предлагается детям расставить карточки с цифрой на крышу дома , карточка должна соответствовать количеству жителей в домике.
Дети хором считают, дотрагиваясь пальчиком до каждого зверя : один, два, три и расставляют соответствующие цифры на крыши .
Воспитатель предлагает построить еще один домик для белочек, потому что белочки остались без домика, а затем разместить белочек в домик.
Сколько белочек разместилось в домике?
Дети хором считают, дотрагиваясь пальчиком до каждой белочки : одна, две, три…. После этот некоторые дети могут сбиться, так как еще не знают счета до четырех .
4.1. Игра «Новоселье у белочек» .
Дидактические задачи :
1) закрепить представления детей об образовании последующего числа из предыдущего , сформировать представление о числе четыре , уметь считать до четырех , сравнивать и уравнивать численность групп , состоящих их четырех предметов ;
2) сформировать опыт самостоятельного открытия, эмоционального переживания радости открытия;
3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.
Кто знает, какое число следует при счете за числом три ?
Воспитатель заинтересованно выслушивает версии всех детей, создавая атмосферу доброжелательности, поиска. Как правило, многие дети уже умеют считать до 4, поэтому большинство из них назовут число
4. Воспитатель хвалит детей :
Молодцы! Вы очень помогли белочкам!
Если же никто из детей не ответит, можно актуализировать с ними способ действий в ситуации, когда надо что-то узнать - «спросить у того, кто знает» . Затем дети должны обратиться с вопросом к воспитателю, который рассказывает им, что при счете за числом 3 идет число 4 .
Воспитатель подводит итог : при счете после 3 идет 4 .
Сколько домов у нас получилось?
5. Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи :
1) создать мотивационную ситуацию для введения новой цифры 4 ;
2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.
Воспитатель кладет на стол карточки с цифрами 1 , 2, 3, 5 и карточки с цифрой 4 по количеству детей.
Воспитатель говорит детям о том, что белочкам тоже надо поставить соответствующую цифру на крышу .
Выберите на столе карточку, которую надо разместить на крыше.
Возникает затруднение, так как многие дети не знают, как пишется цифра 4 .
Детям предоставляется самостоятельность. Если никто из детей не сможет правильно выбрать карточку с цифрой 4 , воспитатель задает детям вопросы :
Смогли вы выбрать карточку с нужной цифрой ? (Нет.)
Почему не смогли? (Потому что не знаем, как записывается число четыре ) .
6. Преодоление затруднения.
Дидактические задачи :
1) познакомить детей с цифрой 4 , сформировать у них умение распознавать цифру 4 среди других цифр и соотносить ее с количеством;
2) закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает» ;
3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь.
Что нужно сделать, если чего-то не знаешь и очень хочешь узнать? (Надо у кого- либо спросить.)
После вопроса детей воспитатель показывает им карточку, на которой написана цифра 4 .
Воспитатель делает вывод : число четыре записывается с помощью цифры 4 .
Дети выбирают нужную карточку на столе и кладут ее на крышу дома белочек.
7. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи :
1) организовать активный отдых детей, тренировать мыслительные операции.
Ребята, у наших зверят сегодня новоселье, ведь они заселились в новые домики. На новоселье принято радоваться, танцевать. Давайте с вами потанцуем.
Воспитатель включает музыку, дети танцуют.
7.1. Игра «Сложи тропинку» .
тренировать мыслительные операции.
На столе лежат по 4 полоски разных цветов.
Воспитатель говорит, что звери были бы очень рады, если бы мы сделали тропинки к каждому домику? В каждой тропинке должно быть четыре полоски .
Дети считают полоски и выкладывают их возле каждого дома. Полоски могут чередоваться из двух цветов.
8. Осмысление.
Дидактические задачи : восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии , создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
Где вы сегодня побывали?
Кому мы помогли? Что интересного сделали?
Воспитатель хвалит детей и говорит о том, что они смогли помочь зверятам поселиться в домиках. На крышу каждого домика разместили цифру , соответствующую числу , проживаемых в нем зверят, потому что научились считать до четырех и узнали , как записывается это число .
Пыстогова Олеся Павловна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МКДОУ "ДС №42"
Населённый пункт:
город Анжеро - Судженск, Кемеровской области
Наименование материала:
Конспект НОД по ФЭМП
Тема:
"Знакомство с цифрой 4"
Дата публикации:
10.01.2018
Раздел:
дошкольное образование
КОНСПЕКТ НОД по ФЭМП
Средняя группа
Воспитатель: Пыстогова О.П.
«Знакомство с цифрой 4»
Программное содержание:
1. Познакомить с цифрой 4, как знаком числа 4.
Упражнять
определять
обозначать
положение
предмета
относительно себя (право, лево).
3. Закрепить умение соотносить предметы между собой по величине, используя в речи
слова «большой», «поменьше», «самый маленький».
1. «Отгадай и запиши»
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке,
Тут одна к ним прибежала,
Сколько вместе кошек стало?
Предложить детям нарисовать в прямоугольнике столько кружков, сколько кошек на
картинке.
Сколько нарисовали кружков?
Цифра четыре всех удивляет:
В локте согнутую руку
Никогда не опускает.
И. Блюмкин
Рассмотреть с детьми цифру 4, предложить обвести ее по точкам.
А сейчас я предлагаю вам проговорить чистоговорку: «У четырех черепашат по четыре
черепашонка». (Групповое и индивидуальное проговаривание.)
Ребята, я вам предлагаю найти цифру 4 среди множества других и обвести ее, как
показано на рисунке.
3. Физкультминутка «Считалка с башмачком»
Раз! Два! Три! Четыре!
По дорожке я скачу.
Раз! Два! Три! Четыре!
Дети скачут на двух ногах,
продвигаясь вперед.
Прыжки на месте.
Башмачок скакать учу.
Раз! Два! Три! Четыре!
Обломился каблучок.
Раз! Два! Три! Четыре!
Заблудился башмачок.
Дети приседают.
Разводят руки в стороны.
4. «Большой, поменьше, маленький»
В матрешке - матрешка.
В матрешке - матрешка.
А самая маленькая,
Как крошка.
Люблю я с матрешками
Часто играть,
Сперва разбирать их,
Потом собирать.
Собрать их недолго:
Минута, вторая -
И вырастет сразу матрешка большая.
Ребята, какого размера матрешки? (Ответы детей.)
Соедините линией матрешек одинакового размера.
5. Пальчиковая гимнастика «Четыре»
Раз, два, три, четыре,
Мы находимся в квартире,
Сосчитаем мы сейчас
Всё, что в комнате у нас.
Четыре стены, четыре угла
Четыре ножки у стола
У стула тоже четыре ножки,
Четыре угла у окошка,
На окне четыре горшка,
В горшках четыре цветка,
Хлопок ладонями, хлопок
кулачками.
Ритмичное сжимание и
разжимание кулачков.
Поочередное загибание
пальцев обеих рук.
У кота четыре лапы.
В люстре четыре лампы.
А теперь в своей квартире
Посчитайте по четыре.
Ритмичное сжимание и
разжимание кулачков.
6. «Закрась и нарисуй»
Стоит медведь на развилке дорог.
Где право, где лево, понять он не мог.
Но вдруг медведь в голове почесал
Той самой рукой, которой писал,
И мячик кидал, и шарик круглый держал.
Ребята, в какой руке мишка держит круглый шарик? (В правой, относительно себя.) А
овальный шарик? (В левой.)
Вам, необходимо раскрасить шарик в правой руке желтым цветом, а в левой
7. Самоконтроль выполненной работы.
Показать детям лист с правильно выполненными заданиями и предложить сравнить
образцом.
соответствует
попросить
нарисовать в правом нижнем углу зеленый кружок, если есть одна ошибка – желтый,
если ошибок много – красный.
Государственное бюджетное образовательное учреждение лицей №1557 (дошкольное отделение, корпус 517)
Конспект непосредственной образовательной деятельности
По теме: «Число и цифра 4»
Средняя группа
Подготовила:
Воспитатель группы №3
Васькова Анастасия Александровна
Москва, 2017
Цель:
1)сформировать представление о числе и цифре 4, умение считать до4, соотносить цифру 4 с количеством.
2)сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя, закрепить умение преодолевать затруднения способом «спросить у того, кто знает»
3)развивать пространственную ориентировку, учить действовать по сигналу.
Материалы:
Демонстрационный:
карточки с цифрами (1-4)
вырезанные из картона деревья (10шт)
Раздаточный:
карточки с цифрами (1-4)
счетные палочки (10шт)
Игровой:
обручи (4шт)
листы с цифрами (1-4)
билеты для пассажиров (по количеству детей)
магнитофон (для проигрывания музыки во время игры)
Ход образовательной ситуации
1)Введение в ситуацию
Воспитатель собирает детей вокруг себя на ковре,
Ребята, скажите, а какие деревья вы знаете? (ответы детей)
А где у нас растут деревья? (ответы детей)
А хотите, мы с вами прямо здесь посадим деревья? (ответы детей)
2) Актуализация знаний
Посмотрите, у вас, у каждого на столе лежат карточки с цифрами, разложите их перед собой по порядку. Разложили? (ответы детей)
А теперь давайте посмотрим, какие цифры у нас на карточках, давайте их назовем? (1, 2, 3)
Ребята, а теперь давайте посмотрим на карточки внимательно, это ведь не простые карточки, а маленькие опушки, на которых мы будем сажать деревья. На каждой опушке для нас подсказка, сколько деревьев надо сажать на каждую. Давайте внимательно посмотрим и скажем, сколько деревьев мы с вами будем сажать на каждую опушку: на первую? На вторую? на третью ?(ответы детей)
А как вы догадались? (ответы детей)
Молодцы. Теперь я вам раздаю саженцы (каждому по 10 шт) , и мы с вами начнем сажать деревья. На первую опушку мы сколько посадем? На вторую? На третью? (дети вместе с воспитателем проговаривают и раскладывают деревья под карточками)
Молодцы ребята!
3) Затруднение в ситуации
Ребята, мы с вами посадили все деревья? (ответы детей)
Правильно, сколько осталось у вас саженцов? (четыре)
И у меня четыре. У меня на столе лежат еще карточки (воспитатель показывает их детям). Вы знаете, что этот за цифра? (ответы детей)
А почему не знаете? (потому что вы нам про нее не рассказывали)
А как вы можете узнать про нее ? (спросить у вас)
4)Открытие нового знания
Правильно (воспитатель раздает каждому ребенку карточку с цифрой 4, и себе вешает на доску). Посмотрите, теперь мы с вами можем посадить наши деревья на последнюю опушку (дети раскладывают палочки под последней карточкой)
Теперь, давайте посчитаем, сколько деревьев у нас на каждой опушке (дети считают вслух палочки)
5) Включение нового знания в системе знаний
Ребята, мы с вами посадили очень много деревьев, а теперь нам пора возвращаться домой. Нас с вами давно уже ждет поезд (на полу лежат 4 обруча, в каждом из них лежит лист бумаги с цифрой 1, 2, 3, 4) . Только для того, чтобы поехать на этом поезде, нам нужны билеты (воспитатель раздает детям билеты).
Посмотрите, на каждом билете указан номер вагона, в котором вы поедете. Теперь нам предстоит найти свой вагон пока играет музыка, как только музыка прекращается вы должны найти свой вагон и встать возле него (проиграть несколько раз).
6) Осмысление
Воспитатель собирает детей вокруг себя на ковре.
Ребята, скажите, что мы сегодня с вами делали? (ответы детей)
Скажите, а деревья нам нужны в городе? (ответы детей)
А зачем? От них же столько листьев осенью на земле. (ответы детей)
А осенью, когда сильные дожди? (ответы детей)
Ребята, значит мы должны беречь наши деревья? (ответы детей)
А как? (ответы детей)
Молодцы, ребята. Мы сегодня с вами не только посадили деревья, но и поняли, зачем они нам нужны и чем они важны.
Название:
Номинация:
Детский сад, Конспекты занятий, НОД, математика, Средняя группа
Должность: воспитатель
Место работы: МКОУ «Иванинская СОШ»
Месторасположение: п. Иванино Курчатовский район Курская область
Конспект НОД по математике в средней группе на тему «Число 4. Четвероногие животные»
Цели: продолжить знакомство с числом и цифрой 4; закреплять умение считать в пределах 4; развивать память, умение мыслить логически; закреплять навыки раскрашивания; воспитывать желание высказывать свое мнение.
Материалы и оборудование: картинки с изображением времен года, кукла Незнайка, фигурки коровы, лошади, козы и зебры из наборов «Дикие животные», «Домашние животные», кукла из математического театра Царевна Четыре, видеопрезентация «Мои любимые животные», картинки с изображением разного количества предметов,картинки с изображением разных цифр.
Ход НОД
Воспитатель : Ребята, отгадайте загадку и скажите, какое сейчас время года?
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Детям радость подарила
И на санках прокатила.
— Какие еще времена года вы знаете?
— Сосчитайте, сколько всего времен года?
Зима подарила вам вот такую красивую снежинку. Хотите, чтобы она порхала у нас в группе так же, как и на улице? Давайте вдохнем носиками и сильно подуем на нее.(Дыхательная гимнастика )
Входит Незнайка и здоровается с детьми.
Воспитатель : Ребята, к нам в гости пришел Незнайка. Давайте с ним поздороваемся!
Незнайка: Я принес свои любимые игрушки, но не могу сосчитать их. Вы мне поможете?
Воспитатель : Сначала скажите, какие игрушки принес Незнайка? Можно ли их назвать одним словом - дикие или домашние?
Незнайка: Конечно! Это домашние животные! Они же у меня дома находятся!
Воспитатель : Не все так просто, Незнайка! Как вы думаете, ребята, кто из этих животных дикий? Кто домашний? Почему?
Каких животных больше -диких или домашних?
Как узнать, сколько игрушек у Незнайки?
По сколько ног у этих животных?
Покажите число 4 на пальчиках.(индивидуально )
Незнайка: Вот спасибо, ребята, что помогли мне сосчитать мои игрушки! Я не жадный и хочу поиграть своими животными вместе с вами.
Воспитатель : Незнайка,я предлагаю поиграть в игру «Что изменилось?»
Д/и. «Что изменилось?» Воспитатель расставляет 4 фигурки животных и предлагает детям запомнить их места. Воспитатель предлагает закрыть глаза и меняет животных местами.
— Какие животные поменялись местами? На каком месте они сейчас находятся?(игра повторяется 2-3 раза )
Незнайка: Мне пора бежать! До свидания, ребята! Можно, я к вам еще приду? (Уходит )
Воспитатель : Давайте немножко отдохнем!
Физминутка
Рано утром на полянке
Так резвятся обезьянки:
Левой ножкой: топ, топ!
Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, и вниз, и вверх!
Кто поднимет выше всех?
Появляется Царевна Четыре.
Царевна Четыре: Здравствуйте! Вы меня узнали? Назовите, пожалуйста, то, что изображено на картинке.(Число 4 )
Давайте сосчитаем количество предметов на этих картинках.
— Я принесла вам маленький фильм о животных, которых я очень люблю. Хотите посмотреть?
Видеопрезентация «Мои любимые животные»
Воспитатель : Давайте выполним пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Елочка»
Перед нами - елочка,
Шишечки, иголочки,
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звезды, человечки.
Воспитатель : А теперь покажем Царевне Четыре, как мы умеем работать в тетрадях.
Работа в тетрадях Соловьевой «Моя математика»
Воспитатель: Что вам заинтересовало сегодня больше всего? На прощание Царевна Четыре предлагает вам послушать песенку «Веселый счет»