Инкрустация из соломки своими руками. Урок по изготовлению открытки инкрустированной соломкой. Изобразительное искусство из подручного материала


Аппликация из соломки и применение соломки в украшении плетеных изделий использовались на Вятке еще в конце XIX века. На Казанской выставке 1890 года мастер Иван Васильевич Садаков представляет игрушечные тележку, стол, диван, два стула, окрашенные черной краской и оклеенные соломкой или, как принято говорить сегодня, инкрустированные соломкой. Впрочем, прежнее название художественного приема «аппликация из соломки» является более точным, поскольку соломка именно наклеивается на поверхность изделия, а не врезается в нее. Однако эффект рисунков, составленных из кусочков соломки, нарезанных ромбами, квадратами, треугольниками, полосками, кругами, переливающихся как перламутр, таков, что кажется именно инкрустацией. Отсюда и возникло ныне употребимое название.

Простенький поначалу соломенный рисунок на детской мебели, распространяясь среди вятских игрушечников, постепенно усложняется. Быстрота работы, несложность приемов, отсутствие сложных инструментов стали причинной быстрого развития ремесла. Со временем появились в этом промысле свои мастера.

В 1952 году в артель был приглашен для обучения инкрустации Александр Иванович Васнецов, известный мастер, делавший образцы шкатулок с перламутром. Для обучения были отобраны 5 лучших учеников из мастеров-резчиков геометрической резьбы.



В 1961 году на выставке в Ленинграде в Музее этнографии изделия орловских мастеров, инкрустированные цветной соломкой, были признаны лучшими из подобных на выставке. В 1962 году партия таких шкатулок отправилась для продажи в Англию и Францию.

Другой мастер Георгий Алексеевич Кырчанов не только обновил халтуринскую шкатулку, но и создал новый стиль и технологию инкрустации соломкой. Цветная соломка была заменена на натуральную, не окрашенную. Орнаменты из такой естественной по цвету соломки создают более сильный эффект, напоминая перламутровое свечение. Ещё одним новшеством Георгия Кырчанова стало расширение форм резанной соломки. Круги, полукружия, овалы, скобки дают возможность создавать орнамент любой сложности, включая растительный. Мастер изменил и технологию крепления соломенных узоров на дерево - отказал от клея и применил нитролак.



В результате Кырчанов стал основоположником того ремесла, которое сейчас называется вятской инкрустацией соломкой. К нему в Орлов приезжали учиться новой технологии мастера из города Кирова со старейшей и самой крупной фабрики художественных изделий «Идеал». Здесь тоже был организован цех инкрустации соломкой, где мастера, освоив новую технологию, стали создавать свой собственный «идеаловский» стиль инкрустации. Во многом они опирались на традиции, уже укоренившиеся на предприятии - орнаменты вятской геометрической резьбы. Поэтому и соломенные узоры на предприятии «Идеал» составлялись только из геометрических элементов.





































Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-2.jpg" alt=">n ИНКРУСТАЦИЯ СОЛОМКОЙ – интересный и своеобразный вид народного декоративно – прикладного искусства."> n ИНКРУСТАЦИЯ СОЛОМКОЙ – интересный и своеобразный вид народного декоративно – прикладного искусства. n Народное декоративно – прикладное искусство тесно связано с повседневной жизнью. n Потребность украшать своё жилище, предметы домашнего обихода обусловила развитие художественных ремёсел. n Приёмами декорирования изделий соломкой владели многие народы мира. В. Н. Дехтяренко. Сундучок. Дерево, соломка

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-3.jpg" alt=">n Искусство инкрустации до недавнего времени бытовало как домашнее увлечение, редко изготавливались изделия"> n Искусство инкрустации до недавнего времени бытовало как домашнее увлечение, редко изготавливались изделия на продажу, но развивалось оно повсеместно – в Литве, На Украине, в Белоруссии, Ленинградской, Кировской, Горьковской и других областях. n Народное искусство, как правило, складывалось в деревне. n Накопленный поколениями опыт, изучение и развитие определённых приёмов и техники изготовления подняли это ремесло на высокий уровень. Н. Гурло. Декоративное панно «Свадьба» Дерево, соломка

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-4.jpg" alt=">n В Белоруссии инкрустация соломкой как художественный промысел существует с середины 50 -х"> n В Белоруссии инкрустация соломкой как художественный промысел существует с середины 50 -х годов. n Шкатулки различных форм, чернильные приборы, ларцы, вешалки для полотенец, декоративные панно, украсили незамысловатый послевоенный быт. n В 60 – 70 -е годы промысел начал развиваться особенно интенсивно. n Белорусская соломка получила широкую известность и популярность не только в республике. В. С. Басалыга. Декоративное панно «Беловежская пуща» Дерево, соломка

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-5.jpg" alt=">n В Польше, Чехословакии, России соломкой украшали пасхальные яйца, игрушки, рамочки для фотографий,"> n В Польше, Чехословакии, России соломкой украшали пасхальные яйца, игрушки, рамочки для фотографий, шкатулки, табакерки. n Несложные по своему конструктивному решению предметы, орнаментированные узором геометрического или растительного характера, приобретали небудничную красоту и выразительность. Т. А. Алексеева Поздравительный адрес (фрагмент) Дерево, соломка

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-6.jpg" alt="> n А. В. Коржун n Декоративная тарелка. n Прессованные опилки,"> n А. В. Коржун n Декоративная тарелка. n Прессованные опилки, соломка

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-7.jpg" alt="> n Т. А. Алексеева. n Крышка шкатулки (фрагмент) n Дерево,"> n Т. А. Алексеева. n Крышка шкатулки (фрагмент) n Дерево, соломка.

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-8.jpg" alt=">n Е. Русакович. Ковёр. 1983. n Сатин, солома, аппликация n Рухово,"> n Е. Русакович. Ковёр. 1983. n Сатин, солома, аппликация n Рухово, Минской обл.

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-9.jpg" alt=">n В начале 20 в. в Беларуси удалось обнаружить в двух полуразрушенных церквах алтарные"> n В начале 20 в. в Беларуси удалось обнаружить в двух полуразрушенных церквах алтарные двери, изготовленные в 18 в. Сначала рельефные украшения на них были приняты за тончайшую деревянную резьбу с позолотой. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что они обиты многочисленными деталями, сплетёнными из соломы. Конец 18 в – начало 19 в Дерево, солома, плетение. Лемешевичи, Брестской обл.

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-10.jpg" alt=">n Возможно, первыми попробовали выклеить из кусочков соломы простейший узор мастера-краснодеревщики, владеющие техникой"> n Возможно, первыми попробовали выклеить из кусочков соломы простейший узор мастера-краснодеревщики, владеющие техникой мозаичной отделки древесины – маркетри и интарсии. n Сущность первой техники заключается в том, что детали, представляющие собой элементы, наклеивают на поверхность деревянного изделия. n Современная инкрустация соломкой отличается от настоящей инкрустации, тем, что её элементы не врезаются в деревянную основу, а наклеиваются на её поверхность.

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-11.jpg" alt=">n Кроме блеска и золотистого цвета соломка имеет другое замечательное свойство: выклеенный из"> n Кроме блеска и золотистого цвета соломка имеет другое замечательное свойство: выклеенный из неё рисунок в зависимости от изменения угла зрения переливается словно перламутровый. n Это явление легко смоделировать, сложив две одинаковые бумажки гармошками, и положить их в разном направлении от света.

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-12.jpg" alt=">n В разных местах Белоруссии аппликация технически выполнялась одинаково. n Женщины в"> n В разных местах Белоруссии аппликация технически выполнялась одинаково. n Женщины в некоторых районах Белоруссии освоили изготовление методом аппликации настенных ковров. n Мастерицы вводят в рисунок симметричные элементы, обобщают детали, чтобы создать замкнутую композицию. n Ковёр имеет кайму, состоящую из розеток, растительных побегов, в центре – букеты, венки, птицы и т. д.

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-13.jpg" alt=">n Для плетения и аппликации подойдёт соломка ржи, пшеницы, овса, ячменя и дикорастущих"> n Для плетения и аппликации подойдёт соломка ржи, пшеницы, овса, ячменя и дикорастущих злаков. n Соломку нужно готовить в конце июля - начале августа, зависит от погоды. n Заготавливают солому вручную, чтобы не поломать стебли. n Связывают в снопы и сушат, периодически переворачивая. n После сушки снопы перебирают, обрезают колоски, хранят в сухом помещении. Л. Ш. Валеева. Декоративное панно «Колядная ночь» Грунтованный холст, соломка

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-14.jpg" alt=">n Нож – косяк n Рейсмусы – для нанесения параллельных линий n"> n Нож – косяк n Рейсмусы – для нанесения параллельных линий n Резачки – для расщепления соломки n Пробойники n Шомпол n Ножницы n Пинцет n Калька n Клей, кисточка n Лак n Утюг n Паяльник n Выжигатель

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-15.jpg" alt=">n Замочить соломку в горячей воде на 10 – 15 минут. n "> n Замочить соломку в горячей воде на 10 – 15 минут. n Расщепить и прогладить утюгом. n Чистят соломку на гладкой дощечке, прижимая к ней лезвие ножа, лежащего почти горизонтально, и рукой тащить полоску к себе.

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-16.jpg" alt=">n Отобрать соломку по оттенкам. n Наклеить соломку на кальку. n "> n Отобрать соломку по оттенкам. n Наклеить соломку на кальку. n Прогладить полотно утюгом, он должен едва шипеть. n Подбор рисунка и подготовка эскиза. n Грунтовка поверхности (если она деревянная). n Грунтовка бывает: клеевая, лаковая. n Грунтуют поверхность дважды. n Место, где будет рисунок, слегка смачивают водой. n Приклеивают элемент инкрустации, и притирают сверху, например, ножом или др. предметом. n Сверху можно покрыть лаком.

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-17.jpg" alt=">n Орнамент – это художественное украшение, в основе которого лежат геометрические, растительные, животные"> n Орнамент – это художественное украшение, в основе которого лежат геометрические, растительные, животные или смешанные декоративные мотивы, а также символические изображения и атрибуты. n Геометрический орнамент был широко распространён во всех видах декоративного искусства Древней Руси. n Очень часто в качестве мотивов орнамента служат символы, различных отраслей: хозяйства, науки, культуры, искусства.

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-18.jpg" alt=">n РОЗЕТ – лежит в основе образования всякого орнаментального мотива. n Эволюция"> n РОЗЕТ – лежит в основе образования всякого орнаментального мотива. n Эволюция мотивов – явление историческое. n Считается, что гербы феодальной знати Западной Европы, имели ту же симметрию. n Более сложные розеты появляются только в эпоху бронзы и раннего железа, на изделиях из меди, оружии и военных доспехах. n На медальонах и прочих мелких предметах встречается мотив свастики и прочих односторонних розет. n Декоративная тарелка. 1983. розеты n Дерево, солома, аппликация

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-19.jpg" alt=">n Жёлтый цвет – символ богатства n Дерево – трёхмерность нашей жизни"> n Жёлтый цвет – символ богатства n Дерево – трёхмерность нашей жизни n Крест – символ вечности n Кайма – земля n Зигзагообразные линии – вода n Птицы – небо n Цветы – райский сад n Олень с необычными рогами n (древо жизни) – как бы символизирует и пышную живую растительность и взаимосвязь всего живого с природой.

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-20.jpg" alt=">n Как мы видим мастера добились значительных результатов на пути поиска декоративных и"> n Как мы видим мастера добились значительных результатов на пути поиска декоративных и художественно-выразительных решений, обогащения и развития пластических возможностей материала, открытия новых художественных эффектов. n Развитие идеи в основном в русле народных традиций, творчески обогащаемых новыми приёмами и мотивами. n Вместе с тем ещё не охвачен весь диапазон направлений народного творчества изделий из соломы, слабо развивается аппликация соломкой по ткани. n Развитие этого вида творчества, несомненно, заметно обогатило бы возможности современных художественных промыслов.

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-21.jpg" alt=">n Газарян С. С. Прекрасное своими руками. М. : Детская литература, 1989. n"> n Газарян С. С. Прекрасное своими руками. М. : Детская литература, 1989. n Говор В. А. , Сахута Е. М. Художественные ремёсла и промыслы Белоруссии. М. : Наука и техника. n Михнюк Н. С. Рисунок и методика его преподавания. Красноярский университет, 1988. n Первушина О. М. , Столбова В. Г. Природа и творчество. В помощь начинающим флористам. Книжное издательство, 1990. n Починова Н. В. , Дехтяренко В. Н. Инкрустация соломкой. Минск. Полымя, 1988. n Сазонова Л. Плетение и аппликация из соломки М. : Ч. А. О. и К. , 2002. n Федотов Г. Я. Узоры разнотравья М. : Просвещение, 1992.


Инкрустация соломкой

В инкрустации соломка применяется как декоративный материал. Сначала из древесины изготовляют изделие, затем его поверхность грунтуют, окрашивают, после чего украшают соломкой.

Для инкрустации (аппликации) используют солому ржаную, овсяную, луговых злаков. Заготавливают ее впрок в период молочно-восковой спелости, в июле - августе: нарезают, просушивают 2-3 дня, ножницами удаляют колоски, узлы-коленца и листья, затем сортируют по длине, толщине, цвету и хранят в сухом темном месте.

Чтобы придать стеблю более равномерный оттенок, удалить пятна, сероватости, соломку предварительно отбеливают. Для этого готовят следующий состав (г): вода - 1 л; 15%-ная перекись водорода - 150; аммиак - 20; каустическая сода - 40. Соломку погружают в теплый (не ниже 30-35°С) раствор и держат в нем под грузом от 10 мин до 1,5 часа, постоянно перемешивая. Затем вынимают и не менее двух раз промывают в холодной воде, добавив в последнюю воду уксус.

Хорошо отбеливается солома и раствором гидроперита (18 таблеток на 3 л воды). Соломку погружают в раствор и отбеливают на медленном огне в течение 1 часа, постоянно перемешивая.

Цветную соломку получают путем окрашивания анилиновыми красителями для тканей. В красящий раствор кладут немного соли, чтобы закрепить краску, а также добавляют уксусную эссенцию. Для получения необходимого тона рекомендуются следующие составы (на 5 л воды):

для светлого тона: 1-3 г красителя; 7 г соли; 2 г уксусной эссенции;
- для среднего тона: 3-6 г красителя; 12 г соли; 4 г уксусной эссенции;
- для темного тона: 6-10 г красителя; 15 г соли; 5 г уксусной эссенции;
- для черного тона: 10-12 г красителя; 25 г соли; б г уксусной эссенции.

Перед крашением соломку можно подержать в содовом растворе (1 столовая ложка соды на 2 л воды) - тогда оттенок будет более равномерным.

Соломку загружают в металлическую емкость с горячим красящим раствором, закрывают крышкой и кипятят в течение 20-90 мин, постоянно перемешивая деревянной палочкой. Достают соломку из остуженного раствора, не менее двух раз промывают в холодной воде и кладут на 10-15 мин в уксусный раствор (2 столовые ложки уксусной эссенции на 5 л воды) - это закрепит краску, и она не будет прилипать к пальцам во время работы. Затем соломку ставят на торец, когда стечет вода, раскладывают тонким слоем и сушат при комнатной температуре сутки. Сухую крашеную соломку хранят в пучках в сухом месте.

Можно сделать соломку коричневой, если подержать ее несколько минут под горячим утюгом или в горячей духовке.

Кроме соломки для выполнения инкрустации необходимо подготовить клей, нитролак, морилку, нитроэмаль, шлифовальную шкурку, шпаклевку и другие материалы, о которых речь пойдет дальше, а также различные инструменты и приспособления.

Основной инструмент для выполнения инкрустации - скальпель и нож-резак (косячки), заточенные под углами 30, 45, 60°. Понадобятся также полукруглые стамески, пробойники для изготовления криволинейных элементов, перочинный нож, карандаш, кисти, линейка, угольник, циркуль, рейсмус. Из вспомогательных принадлежностей необходимо иметь клееварку, баночку для лака, ванночку с губкой, пропитанной водой, абразивные бруски для заточки инструментов, пресс (груз) для склеивания.

Перед началом работы соломку смачивают водой, чтобы она стала более податливой, меньше ломалась. Затем лезвием ножа разрезают стебель вдоль волокон и выпрямляют на деревянном бруске, проводя ножом с внутренней и внешней сторон в направлении от себя под углом примерно 30°.

Можно разгладить расщепленную соломку на бумаге горячим утюгом несколько раз с обеих сторон, получив таким образом блестящую соломенную ленту. В этом случае рекомендуется соломку перед расщеплением предварительно пропарить в течение 20-30 мин.

Качественно обработанная соломка после выпрямления совьется в кольцо.

Подготовленную таким образом соломку сортируют по оттенкам.

Рисунок для инкрустации обычно выполняют в натуральную величину. Переводят на декорируемую поверхность с помощью копировальной бумаги остро заточенным карандашом. Намечают только основные линии, так как мелкие детали лишь загрязняют основу.

Инкрустацию соломкой можно выполнять по грунту или по лаку.

Техника инкрустации по грунту. Состав грунта (г): клей столярный - 400; вода - 500; черный краситель - 8; глицерин - 40; моющее средство "Экстра" - 8. Грунт наносят двумя тонкими слоями с промежуточной и окончательной сушкой в течение 4 - 5 часов и осторожно шлифуют вдоль волокон мелкозернистой шкуркой. Выкладывая орнамент, полоску соломки держат в левой руке, скальпель - в правой (рис. 54, а). Грунт под соломку в месте их соединения надо слегка смочить водой указательным пальцем правой руки. Скальпелем отсекают от полоски необходимый элемент узора и осторожно притирают к плоскости тупым концом рукоятки или лезвием скальпеля под углом 30°.


Рис. 54. Приемы работы с соломкой при инкрустации (аппликации): а - отсекание элемента узора от ленты соломки; б - прием работы с кисточкой.

Готовую инкрустированную поверхность покрывают нитролаком не менее двух раз, хорошо просушивая каждый слой.

Техника инкрустации по лаку. Декорируемую поверхность тщательно грунтуют и шлифуют - она должна быть гладкой, блестящей и сухой. В качестве фонового покрытия рекомендуется применять морилки, гуашь с добавлением клея ПВА, нитроэмаль. Наносят его быстрыми движениями кисти сначала вдоль волокон, затем - поперек. Изделие хорошо просушивают в течение 3 - 4 часов и покрывают нитролаком НЦ-218, НЦ-221, НЦ-222, НЦ-228 (кистью, тампоном или краскораспылителем) не менее двух раз с промежуточной и окончательной просушкой. Элемент узора приклеивают смесью нитролака и растворителя (1:3), нанося ее на инкрустируемый участок маленькой кисточкой с мягким ворсом. При этом в правой, рабочей, руке держат и скальпель и кисточку, зажав ее между указательным и средним пальцами (рис. 54, б).

Техника набора элементов. Инкрустировать начинают с центра, постепенно передвигаясь вправо, влево, вверх и вниз. Простые узоры составляют из различных сочетаний геометрических элементов: квадратов, ромбов, треугольников, прямоугольников (стежек).

Набор простых цепочек показан на рис. 55. Выполняется он следующим образом. На подготовленной поверхности проводят девять пар параллельных направляющих линий на расстоянии 10 мм одна от другой. С помощью линейки или циркуля делят поверхность пополам и проводят перпендикуляр. Между первыми двумя линиями располагают цепочку из квадратных ромбов. Для этого от полоски соломки отсекают ромб и наклеивают его так, чтобы верхний и нижний углы совпали с перпендикуляром и лежали не ниже и не выше направляющих линий. Затем одинаковыми квадратными ромбами заполняют полоску вправо и влево от центрального ромба. При этом необходимо следить, чтобы углы ромбов соприкасались.


Рис. 55. Набор простых цепочек: а - из квадратов, 6 - из ромбов; в - из треугольников; г - из полосок (стежек); д - из параллелепипедов.

Цепочку "зигзаг" набирают из узких ромбов.

Набор цепочек из прямоугольников (стежек) и квадратов составляют так. Проводят на поверхности две горизонтальные прямые на расстоянии 21 мм одна от другой. Разделяют отрезок по горизонтали пополам и наклеивают полоску соломки шириной 5 мм так, чтобы отсеченный прямоугольник (стежка) соломки длиной 13-15 мм лег на середину горизонтали. К четырем углам стежки приклеивают четыре квадратика со сторонами 2 мм. Соединяют квадратики стежками шириной 2 мм. Повторяют этот элемент сначала влево по направляющей, затем - вправо.


Рис. 56. Набор сложных цепочек: а - из больших и малых квадратов; б - из квадратов и полосок (стежек); в - из квадратов и ромбов; г - из ромбов и стежек; д - из ромбов, квадратов и стежек.

Сложные цепочки (рис. 56) набирают на основе простых, как правило, наращивая отдельные геометрические элементы вверх и вниз от центра.

Каймой (рис. 57) украшают боковые стороны крышек шкатулок, сундучков, рамки. Она составляется из комбинаций отдельных геометрических элементов, образующих основной узор. Набирают ее из полосок не длиннее 250 мм.


Рис. 57. Кайма.

Часто орнамент строится из квадратных, ромбических, треугольных сеток, заполненных розетками. Сетки (рис. 58) вычерчивают с помощью рейсмуса, линейки, угольника и циркуля. Тонкие (1-3 мм) полоски соломки наклеивают на плоскость сначала по горизонтали, затем по вертикали. Стыки аккуратно подрезают, они должны быть чистыми и плотными. Свободное пространство сетки заполняют розетками (рис. 59). Они представляют собой условно изображенный раскрытый цветок из пяти, шести, восьми и более лепестков. Чаще всего розетка набирается из ромбов: окружность делится на соответствующее количество частей, каждая из которых служит ячейкой для ромба. Полоски соломки могут либо плотно прилегать друг к другу, либо образовывать ажур с дополнительными элементами.

В сюжетных композициях иногда необходимо заполнить большую часть поверхности сплошным настилом соломки. Для этого полоски шириной 5-10 мм наклеивают вплотную друг к другу, без зазоров, меняя направление (по вертикали, горизонтали, диагонали), на увлажненный инкрустируемый участок и осторожно притирают. Соединения в местах срезов должны быть плотными и чистыми.

Инкрустация соломкой особенно хороша, когда в ней сочетается тонкий ажурный рисунок и сплошной настил. Очень важно также, в каком направлении кладется полоска, так как это создает особую игру света, блеск.

Освоив технику выполнения элементов набора инкрустации и приобретя практический навык, можно создать интересные, неповторимые композиции с растительными, зооморфными и другими мотивами.

Аппликация соломкой. Основой для нее могут быть дерево, фанера, древесноволокнистая плита, ткань, картон, плотная бумага. Инструменты, вспомогательные принадлежности те же, что и в инкрустации.


Рис. 58. Сетки.

Техника аппликации соломкой заключается в следующем. Основу, например фанеру, хорошо шлифуют шкуркой, намазывают черной или коричневой гуашью, а затем столярным клеем. Когда клей высохнет, через копирку переводят рисунок на подготовленную основу, а также на тонкий лист бумаги. Расщепленную и разглаженную соломку определенного оттенка наклеивают (способом настила) с помощью эмульсии ПВА на соответствующие элементы узора, скопированного на бумагу. Затем последовательно вырезают эти элементы ножницами и наклеивают на рисунок основы. Готовую аппликацию разглаживают вдоль волокон и на 10-15 мин прижимают грузом.

В аппликации используются самые разнообразные виды орнамента и приемы декорирования, схожие с инкрустацией. В этой технике выполняют декоративные панно, рамки, открытки, закладки, декор для предметов бытового и сувенирно-подарочного назначения.


Рис. 59. Розетки.

Эффектно смотрятся в аппликации сочетания плоских, ажурных элементов узора с объемными. Этот прием часто применяют при создании растительных и сюжетных композиций.

Существует множество вариантов объемных цветов. Начинать рекомендуем с самого простого (рис. 60). На тонкий лист бумаги наклеивают цветную или естественного золотистого цвета ленту соломки. По заранее приготовленному шаблону вырезают маникюрными ножницами лепесток цветка. Середину лепестка надрезают в виде треугольника примерно до центра. Надрезанные половинки склеивают, полученный лепесток приклеивают к основе.


Рис. 60. Объемные элементы, применяемые в аппликации соломкой.

Декоративные элементы выполняют в форме кисточек, "солнышек". Для "солнышка" 5-6 хорошо пропаренных влажных соломин длиной 30-50 мм связывают посередине. Иголкой осторожно разделяют каждую соломину на тонкие полоски шириной 1-1,5 мм. Отгибают верх и низ заготовки, соединяют концы, расправляют их равномерно по окружности, концы ровняют ножницами. Готовый элемент проглаживают утюгом или кладут под пресс.

Для кисточки соломины также перевязывают посередине, затем отгибают у основания, снова перевязывают, расщепляют, расправляют и кладут под пресс.

Для изготовления различных предметов прикладного назначения с одинаковым успехом используются как сам ствол дерева, так и наросты на нем (кап) и на корнях (капокорень).

Древесина капа благодаря свилеватому расположению волокон и различных включений темного цвета отличается необыкновенно красивой текстурой. Кроме того, из-за отсутствия прямослойности она обладает высокой прочностью и твердостью, после столярной обработки не трескается, не коробится, не разбухает, не ссыхается, хорошо полируется. Значительная твердость капа позволяет изготовлять из него изделия с тонкими стенками (3-4 мм), легкие и изящные, а также применять в них внутренние шарнирные устройства (так делают секретно раскрывающиеся шкатулки, сигаретницы и т.п.).

Благодаря богатству узорного рисунка древесины при янтарно-желтом цвете полированной поверхности кап считается одним из лучших материалов для создания изделий утилитарно-декоративного характера: различных шкатулок, ларцов, чаш-конфетниц, блюд для фруктов, пудрениц, портсигаров, мундштуков, трубок, шахматных досок, спичечниц и др.

Процесс изготовления изделий из капа состоит из ряда последовательных операций: разметки, распиловки, пропарки, сушки, столярной обработки, полировки и в некоторых случаях лакировки. Основной инструмент - набор различных по ширине и конфигурации стамесок и электродрель.

Кап распиливают на пластинки толщиной, зависящей от размеров предполагаемого изделия. Обычно на свежем срезе капа рисунок бледный. Чтобы выявить текстуру, пластины пропаривают. На дно кастрюли слоем около 20 мм кладут мокрые опилки, на них размещают пластинки капа, покрывают их слоем влажных опилок и ставят кастрюлю в духовку на 2-3 часа. В процессе пропарки естественный краситель, содержащийся в капе, растворяется в воде и после просушки текстура материала окрашивается в красивые цвета - от золотисто-янтарного до темно-шоколадного. Пропаренный кап сушат в течение недели. После этого из заготовок можно вырезать, вытачивать и склеивать различные изделия, о которых говорилось выше. Отделывают их полированием, при необходимости покрывают спиртовым шеллачным лаком.

Начинающему резчику можно посоветовать сделать из капа предмет несложной формы, например вазочку-тарелку. На заготовку карандашом наносят контуры изделия. Затем ненужные части штрихуют и удаляют стамеской. На грубо обработанную поверхность повторно наносят рисунок изделия и снова обрабатывают ее: в намеченных углублениях просверливают отверстия и дальше работают стамесками. При этом нужно учитывать направление волокон, их переплетение и зигзагообразное расположение, во время строжки следить за тем, чтобы не получилось сколов.

Обработанная режущим инструментом поверхность получается несколько шероховатой, поэтому ее необходимо отшлифовать. Шлифуют обычно шкурками трех видов: крупной на тканевой основе, мелкой и бархатистой на бумаге.

После шлифовки изделие можно покрыть тончайшим слоем лака, затем намазать разогретым пчелиным воском и натереть суконной тряпочкой.

Аппликация из соломки и применение соломки в украшении плетеных изделий использовались на Вятке еще в конце XIX века. На Казанской выставке 1890 года мастер Иван Васильевич Садаков представляет игрушечные тележку, стол, диван, два стула, окрашенные черной краской и оклеенные соломкой или, как принято говорить сегодня, инкрустированные соломкой. Впрочем, прежнее название художественного приема «аппликация из соломки» является более точным, поскольку соломка именно наклеивается на поверхность изделия, а не врезается в нее. Однако эффект рисунков, составленных из кусочков соломки, нарезанных ромбами, квадратами, треугольниками, полосками, кругами, переливающихся как перламутр, таков, что кажется именно инкрустацией. Отсюда и возникло ныне употребимое название.

Простенький поначалу соломенный рисунок на детской мебели, распространяясь среди вятских игрушечников, постепенно усложняется. Быстрота работы, несложность приемов, отсутствие сложных инструментов стали причинной быстрого развития ремесла. Со временем появились в этом промысле свои мастера.

В 1952 году в артель «Победа» был приглашен для обучения инкрустации Александр Иванович Васнецов, ранее работавший в артели «Идеал». Васнецов делал образцы шкатулок с перламутром по заказу руководства артели. Для обучения были отобраны 5 лучших учеников из мастеров-резчиков геометрической резьбы. Из них в дальнейшем стали известными Г.И. Халтурина и В.И. Покрышкина.

В начале 1960-х годов мастер Халтуринской фабрики культтоваров (ныне ООО «Нарды», Орлов) Григорий Александрович Жданов занялся инкрустацией шкатулок цветной соломкой. В 1961 году на выставке в Ленинграде в Музее этнографии изделия орловских мастеров, инкрустированные цветной соломкой, были признаны лучшими из подобных на выставке. В 1962 году партия таких шкатулок отправилась для продажи в Англию и Францию.

Другой мастер Георгий Алексеевич Кырчанов не только обновил халтуринскую шкатулку, но и создал новый стиль и технологию инкрустации соломкой. Цветная соломка была заменена на натуральную, не окрашенную. Орнаменты из такой естественной по цвету соломки создают более сильный эффект, напоминая перламутровое свечение. Другим новшеством Георгия Кырчанова стало расширение форм резанной соломки. Круги, полукружия, овалы, скобки дают возможность создавать орнамент любой сложности, включая растительный. Мастер изменил и технологию крепления соломенных узоров на дерево - отказал от клея и применил нитролак.

В результате Кырчанов стал основоположником того ремесла, которое сейчас называется вятской инкрустацией соломкой. К нему в Орлов приезжали учиться новой технологии мастера из города Кирова со старейшей и самой крупной фабрики художественных изделий «Идеал» (ныне ООО «Идеал Плюс», Киров). Здесь тоже был организован цех инкрустации соломкой, где мастера З.А. Береснева, Л.А. Коркина, С.Л. Багина, Г.Г. Гузлаева, освоив новую технологию, стали создавать свой собственный «идеаловский» стиль инкрустации. Во многом они опирались на традиции, уже укоренившиеся на предприятии - орнаменты вятской геометрической резьбы. Поэтому и соломенные узоры на предприятии «Идеал» составлялись только из геометрических элементов.

Сама же технология инкрустации соломкой такова. Соломка тонко очищается, отбеливается или подпаливается - от желтого до коричневого цвета. Орнамент наносится на тонированное темное дерево. В этом и была заслуга художников «Идеала», не слепо скопировавших кырчановскую инкрустацию, а давших ей еще одно направление. Сейчас традиции прежних мастеров предприятия «Идеал» продолжают художники и мастера предприятия преемника «Идеал Плюс».

Используют инкрустацию соломкой при оформлении матрешек и на предприятии «Вятский сувенир» (Нолинск).

В городе Кирове с 1991 года работа предприятие, специализирующееся на производстве шкатулок с соломенной инкрустацией - ООО «Вятские промыслы». Главный художник предприятия Елена Юрьевна Солоницына разработала свой стиль инкрустации соломкой на небольших по размерам (до 50х50х30 мм) деревянных шкатулках, ларцах, сундучках, пеналах, коробочках. Изделия имеют темный фон, геометрический, но очень мелкий и изящный орнамент, создающий эффект металлической насечки. Новая методика инкрустации, используемая при работе, обеспечивает великолепное качество готовых изделий.

Инкрустация соломкой – это аппликация из мелких повторяющихся деталей, которые используют в качестве декоративного материала. По всей вероятности, мастера-краснодеревщики первыми попробовали выклеить из кусочков соломы простейший узор, они владели техникой мозаичной отделки древесины – маркетри и интарсии. Сущность маркетри состоит в том, что детали в виде элементов, вырезанных из тонкой стружки, наклеивают на поверхность деревянного изделия. Изредка в музеях можно встретить самые ранние образцы изделий, инкрустированных соломкой, которые относятся к XVIII в.

Современная инкрустация соломкой характерна тем, что отдельные элементы не врезаются в деревянную основу, а только наклеиваются на ее поверхность. Каждый элемент, вырезанный из соломки, поднимается над фоном. Только в некоторых случаях элементы плотно подгоняют друг к другу, обычно же большая часть основы остается открытой и служит фоном. Тогда как в инкрустации (в настоящем понимании этого слова) для каждого соломенного элемента узора нужно было бы вырезать специальное гнездо, в которое его потом вклеивают. Слово «инкрустация» означает вырезывание (от итальянского «инкрустио» – вырезать). Эта техника основана на замечательном свойстве соломки: в зависимости от изменения угла зрения, выклеенный из нее рисунок переливается как перламутровый. Этот эффект объясняется неоднородностью строения ткани соломки. Из-под прозрачной глянцевой пленки на поверхности соломин просвечивают бороздчатые волокна, идущие вдоль ствола. Они отражают световые лучи в зависимости от своего угла наклона по отношению к источнику света. Когда соломина повернута так, что свет скользит вдоль волокон, она кажется темной, словно пригашенной. Когда же свет падает перпендикулярно волокнам, то соломина как бы светится за счет отраженных лучей. Это естественное явление легко смоделировать, располагая пластинки из соломин под разными углами. Для того чтобы отделать инкрустацией небольшое изделие, его нужно оклеить многими десятками или сотнями вырезанных из соломы элементов с различным направлением волокон. И если чуть-чуть повернуть инкрустированный соломкой предмет, то инкрустация замерцает и станет переливаться.

Основным инструментом, применяемым при инкрустировании соломкой, является нож-косяк. Желательно иметь в своем распоряжении несколько ножей с разными углами наклона лезвия, которые можно изготовить из старых скальпелей или же полотен слесарной ножовки. Для рукоятки лучше взять прочную и однородную древесину лиственных пород: березы, бука, груши, яблони. Для клееной рукоятки ножа нужны две дощечки толщиной около 7 мм, с тщательно отшлифованными широкими гранями – они должны плотно прилегать друг к другу.

На шлифованной грани одной или двух дощечек вырезать гнездо по форме ножовочного полотна. При сборке полотно вложить в готовое гнездо, смазать грани столярным или эпоксидным клеем, крепко зажать дощечки в тисках. После высыхания клея дощечки образуют монолитный деревянный блок. Его надо обработать для придания будущей ручке удобной и красивой формы. Ручка должна постепенно сужаться в сторону лезвия, а сверху иметь скошенный торец, который необходим для разглаживания приклеиваемых соломин.

Для нанесения на инкрустируемое изделие различных параллельных линий можно применить рейсмусы заводского или собственного изготовления. Рейсмус – это колодка со сквозными отверстиями, в нее вставлены один или два стержня с вбитыми на концах прочными иголками. Перпендикулярно к стержням должно располагаться отверстие, в него вбивают клин, фиксирующий стержни с иголками в нужном положении.

Соломку расщепляют на полоски одинаковой ширины при помощи специальных резачков, имеющих вид круглой деревянной палочки с двумя тонкими иголками на конце (остриями наружу). Расстояние между иголками должно быть равным ширине соломенных полосок. Необходимо иметь несколько резачков с разным расстоянием между кончиками иголок. Для расщепления соломины одновременно на 2–3 одинаковые полоски нужно применить резачок с 3–4-мя иголками, вбитыми на равном расстоянии друг от друга.

Отдельные соломенные ленты хороши для создания некоторых деталей сложных изображений в контурной аппликации: крыш домов, стволов, деревьев, ног и рук человечков. Их можно применять для создания рамочек, букв и небольших текстов.

Одинаковые элементы узора в форме круга, овала или цветка можно вырезать из соломы при помощи специальных пробойников из стальных трубок. Для выталкивания соломенных элементов из пробойников требуется шомпол, сделанный из толстой проволоки с кольцом вместо ручки на конце.

В завершение работы лак или клей на инкрустируемую поверхность наносят с помощью мягкой кисточки, связанной из беличьего волоса с ручкой не более 150 мм (рис. 16).

Рис. 16. Инструменты для выполнения инкрустации: а) ножи; б) рейсмусы; в) резачки; г) пробойники и шомпола; д) мягкая кисточка

Для инкрустации нужна солома из средних и верхних частей стебля без узлов. Для работы готовят солому так: замачивают в теплой воде примерно в течение часа, расщепляют остроконечными ножницами каждую соломину и, развернув, гладят утюгом до тех пор, пока она не скрутится в крупное кольцо. Свернув соломенные кольца в один рулон, их хранят в сухом месте.

Из соломенных лент можно делать чудесные хвосты, косы, юбочки и листья для цветов. Такие ленты удобно заплетать, делая косички, закладки, салфетки и коврики.

Перед работой солому нужно лишь слегка увлажнить для восстановления пластичности. Разложив ее на деревянной дощечке лицевой стороной вниз, осторожно срезают ножом-косяком внутренний рыхлый слой – строгают соломку (рис. 17, а). В это время лезвие ножа-косяка должно быть расположено под минимальным углом к поверхности дощечки, к которой прижата соломенная полоска. В это время сама соломка распрямляется, а из-под ножа выходит непрерывная, закручивающаяся в рулончик стружка. Оставшиеся отдельные участки рыхлого слоя нужно соскоблить кончиком ножа-косяка (рис. 17, б). Полоски соломы необходимо скоблить до полупрозрачности – сквозь них должны быть видны буквы в газетном тексте.

При помощи резачков из заготовленного материала нарезать калиброванные полоски, имеющие определенную ширину (рис. 17, в).

Одинаковые элементы будущих узоров отсечь от калиброванных полосок ножом-косяком на деревянной подрезной дощечке или же прямо на инкрустируемой поверхности. При выполнении операции надо прижать левой рукой соломенную полоску к древесной поверхности, а в правой руке одновременно держать нож-косяк и кисть (рис. 17, г).

Рис. 17. Подготовка элементов для инкрустации: а) строгание соломки; б) удаление остатков рыхлого слоя; в) нарезка калиброванных полосок; г) отсекание элементов будущих узоров

Сложные фигуры, имеющие криволинейные контуры, можно вырезать из соломки ножницами или ножом-косяком. Многие виды инкрустации выполняются из геометрических элементов (рис. 18).

Рис. 18. Геометрические элементы для инкрустации

Поскольку хрупкие соломины легко раскалываются и имеют ограниченную ширину, их надо наклеить перед вырезыванием вплотную одна к одной на писчую бумагу. Края каждой соломины обрезать ножом-косяком по металлической линейке (рис. 19, а), на бумагу нанести клей и уложить очень плотно соломенные полоски (рис. 19, б). При наклейке каждую полоску тщательно протереть торцевой частью рукоятки ножа-косяка. Лишний клей, проступивший в зазорах, осторожно удалить сухой тряпкой. Высушить соломенный набор под грузом. Хорошо обрезанные по краям и тщательно состыкованные соломенные полосы сливаются в единую соломенную пленку, на которой можно нарисовать, а потом вырезать ножницами или ножом-косяком практически любую фигуру (рис. 19, в). Мелкие фигурные детали можно вырезать из наклеенной на бумагу соломы при помощи пробойника. Для этой цели подойдут обрезки, оставшиеся от вырезания крупных фигур (рис. 19, д).

Рис. 19. Изготовление сложных элементов для инкрустации: а) обрезка соломин; б) укладка на клей; в) вырезание ножницами или ножом-косяком; г) вырезание фигур при помощи пробойника

Посаженные на бумажную основу вырубки из соломенной пленки не крошатся и не ссыпаются, их следует выбивать из пробойника шомполом через 5–6 ударов. Сеточку, оставшуюся после вырубки, также можно употребить для отделки деревянных изделий.

Деревянные предметы, приготовленные для инкрустирования, надо предварительно окрасить и загрунтовать. Клеевой грунт с добавленным в него красителем одновременно и окрашивает древесину. Сначала следует нанести на поверхность первый слой грунта, просушить его, отшлифовать мелкозернистой шкуркой и нанести второй слой грунтовки. После того как высохнет второй слой, можно приступить к работе по инкрустации.

Место, куда предполагается наклеить элемент соломенной инкрустации, слегка смочить водой при помощи кисти или тампона. Смоченный грунт, содержащий глицерин и мыло, почти мгновенно разбухает и делается липким. Сразу же к нему нужно прижать и разгладить соломенную деталь. Притирку детали удобней всего делать сверху торцом рукоятки ножа-косяка. Спустя некоторое время затвердевший грунт накрепко схватывает посаженную на него соломку.

Помимо клеевого грунта, можно применить лаковую грунтовку. Для этого лучше использовать прозрачный лак, а изделия из дерева предварительно окрасить различными морилками, тушью или красителями. После высыхания красителей на поверхность древесины поочередно нанести два тонких слоя нитроцеллюлозного лака, каждый слой сушить в течение 2–3 ч.

Принцип приклеивания соломинок к основе тот же, что и в инкрустации по клеевому грунту. Но вместо воды для размягчения грунта следует взять разбавитель, в который добавлено немного лака (на 3 части разбавителя 1 часть лака). Участок грунта смочить разбавителем при помощи кисти. Пока он липкий, наложить на него кончик соломенной полоски и отсечь от нее нужный элемент (ромбик, квадратик, треугольник).

Рис. 20. Деревянная поверхность с инкрустацией из соломенных лент

Элемент узора, посаженный на лак, аккуратно разгладить торцом рукоятки ножа-косяка, по возможности плотнее прижимая его к поверхности украшаемого предмета. Таким образом надо наклеить все остальные элементы узора, выдерживая четкость совпадения уголков геометрических соломенных фигурок с предварительно нанесенными вспомогательными линиями (рис. 20).

Loading...Loading...