Сказкотерапия как эффективная педагогическая технология. Методическая разработка (из опыта работы) Тема «Организация сказкотерапии в ДОУ Что такое сказкотерапия в детском саду

Замечали ли вы, с каким восторгом и упоением ваш малыш слушает волшебные сказки? Он волнуется за главного героя, удивляется его приключениям, радуется его победам и успехам. Вместе с героями сказок пытается отличать добро от зла, храбрость от трусости, верность от предательства, щедрость от скупости. Сказка будит воображение малыша, и, фантазируя, он перевоплощается в волшебных персонажей, приобретая жизненный опыт, противостоя трудностям, ища выход из самым сложных ситуаций. Сказка - это не только ключ к познанию мира, но и способ преодоления страхов. О сказкотерапии для малышей читайте в нашем материале.

Что такое сказкотерапия: цели и задачи

Метод сказкотерапии доступен и родителям: любую сказку можно сделать полезной.

Сказкотерапия - это метод «лечения сказкой». Специалисты утверждают, что использование сказкотерапии для детей подобно психологической консультации для взрослых. Смысл этой специфической, практически волшебной терапии в том, что, обнаружив какую-либо проблему в поведении ребёнка, его внутреннем состоянии, характере, можно рассказать сказку, которая эту проблему искоренит.

Сказку используют в своей практике педагоги, психологи, врачи. Доступен это метод и родителям: любую сказку можно сделать полезной.

Сказкотерапия - отличный метод передачи знаний, опыта, умений и навыков детям. А ещё нужная и вовремя рассказанная сказка влияет на сознание и подсознание малыша. С помощью сказки можно смоделировать любые ситуации из жизни ребёнка и переложить их на персонажей. Этим вы продемонстрируете, как сказочный герой может справиться с возникшей проблемой. К примеру, если кроха боится темноты, то можно рассказать историю о мальчике, который боролся с темнотой и победил её.

С помощью сказки можно смоделировать любые ситуации из жизни ребёнка и переложить их на персонажей.

Метод сказок с терапевтическим эффектом чаще всего применяется с целями:

  • снижения уровня агрессивности у детей
  • устранения состояния тревожности и страхов
  • развития эмоциональной саморегуляции
  • установления положительных взаимоотношений с другими детьми.

Задачи метода сказкотерапии:

  • развитие речи детей и их познавательной деятельности
  • выявление и формирование творческих способностей
  • снижение уровня агрессивности и тревожности
  • развитие умения эмоциональной регуляции и коммуникативных навыков
  • развитие способности преодолевать трудности и страхи
  • укрепление отношений между ребёнком и родителями.

«Известно ли вам, что правильно подобранная и вовремя рассказанная сказка способна устранить практически любые проблемы ребёнка?»

Виды сказок

Разида Ткач в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» выделяет виды сказок в ракурсе отдельно взятых проблем:

  • по преодолению страхов (к темноте, кабинету врача и пр.)
  • для снижения гиперактивности
  • для преодоления агрессивности
  • направленные на работу с расстройствами поведения
  • по преодолению проблем, связанными с отношениями в семье (случаи с разводом родителей, появлением новых членов семьи и пр.)
  • в случае потери любимых родственников или животных.

В качестве детских терапевтических сказок используются:

  • притча
  • сказка
  • басня
  • легенда или миф
  • былина
  • анекдот
  • детектив.

Согласно ещё одной известной типологии, сказки бывают следующих видов :

  1. Художественные.
  2. Народные.
  3. Авторские.
  4. Дидактические.
  5. Психокоррекционные.
  6. Психотерапевтические.

Сюжеты сказок разнообразны

Сюжеты сказок разнообразны:

  1. Сказки о животных, а также их взаимоотношениях с людьми. Такие сказ (и отлично подойдут младшим и средним дошкольникам, так как детям до от 1,5 до 5 лет легко идентифицировать себя с животными.
  2. Бытовые сказки. Эти истории рассказывают о сложностях обычной жизни, отношениях в семье, способах разрешения конфликтов. Эти сказки не лишены иронии и юмора, они подойдут более страшим детям (школьникам).
  3. Сказки о превращениях (преобразованиях, трансформациях). Подходят детям с низкой самооценкой, с ощущением, что их не любят, застенчивым детям, а также приёмным.
  4. Страшные сказки. Колдуньи, лешие и прочая нечистая сила - основные персонажи таких историй. Такие сказки дети могут сочинять даже сами: с помощью переживания тревожных ситуаций дети избавляются от напряжения и страха. Обычно «страшилки» как терапевтический метод используют для детей от 7 лет.
  5. Волшебные сказки. Это сказки транспортируют жизненную мудрость в подсознание ребёнка. Они больше всего нравятся детишкам 6-7 лет.

«Осознав проблему ребёнка, с которой нужно поработать, вы можете подобрать народную сказку, одну из сказок отечественных или зарубежных писателей или же придумать историю самостоятельно».

Список сказок, которые имеют терапевтический эффект

Для детей, которые столкнулись с проблемами в семье:

  • «Морозко»
  • «Крошечка-Хаврошечка»
  • «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
  • «Снегурочка»
  • «Аленький цветочек»
  • «Золушка»

Для детей, переживающих кризис, стресс, невроз:

  • «Спящая красавица»
  • «Госпожа Метелица»
  • «Церевна-Лягушка»
  • «Серая шейка»

Для приёмных детей, детей с низкой самооценкой:

  • «Мальчик-с-пальчик»
  • «Гадкий утёнок»

Для преодоления страхов:

  • «Красная Шапочка»
  • «Гуси-лебеди»
  • «Волк и семеро козлят»
  • «Баба Яга»
  • и много других сказок.

Программа преодоления детских страхов

Правильно подобранная сказка поможет преодолеть любой страх.

Очень часто сказки используют для преодоления детских страхов.

Выявить, какие страхи мучают ребёнка, помогают специальные методики (например, «Два дома», где ребёнку предлагается нарисовать чёрный и красный домики, в которые нужно «расселить» свои страхи - самые сильные и не очень). Обычно детские страхи делятся на:

  • медицинские (страх боли, уколов, докторов, заболеваний)
  • физические (боязнь получить ущерб от средств транспорта, неожиданных звуков, пожара, войны, стихий)
  • страх своей смерти
  • страх, связанный с боязнью животных
  • боязнь сказочных персонажей
  • страх темноты и ночных кошмаров
  • социальные страхи (людей, детей, одиночества и пр.)
  • боязнь пространства (глубины, высоты, замкнутых пространств).

Как только со страхами будет всё понятно, можно применить программу преодоления страхов дошкольников :

  1. Проиграть этюд, основанный на сказке «У страха глаза велики».
  2. Поиграть в игру-инсценировку «Зайцы и волк».
  3. Организовать поиск путей борьбы с чувством страха с помощью упражнений-релаксаций «Беседа с лесом» и «Полёт бабочки», этюдов «Вкусная была капуста!» и «Разное настроение».
  4. Способствовать формированию навыков выражения разных эмоций с помощью сказок «Почему грустил трусишка?», «Смелый трусишка».
  5. Развивать смелость, преодолевая страхи с помощью сказки «Страх мой - враг мой» и игр «Пятнашки» и «Прятки с голосом».
  6. Формировать нужные навыки поведения с помощью сказки «Спать пора».

Эффективны групповые занятия для детей одного возраста.

Такую программу лучше всего проводить с группой детей одного возраста в профилактических и терапевтических целях при участии детского психолога. При индивидуальной работе с ребёнком программу можно варьировать, учитывая характер проблемы, наполняя сказки новым смыслом.

Правила, как обычную сказку сделать терапевтической

Чтобы обычная сказка стала терапевтической, нужно создавать её с учётом определённых правил :

  1. Сказка должна отвечать проблемам малыша, однако не быть похожей на неё досконально.
  2. Сказка обязательно должна содержать замещающее действие, используя которое, ребёнок научится по-новому подходить к решению своей проблемы.
  3. Сюжет терапевтической сказки должен быть последовательным:
  • главный герой сказки должен соответствовать полу ребёнка, желательно - возрасту и характеру
  • далее - описание жизни главного героя таким образом, чтобы малыш нашёл сходство с собой
  • далее - описание проблемной ситуации, куда попадает герой и которая должна быть похожа на ситуацию ребёнка (переживания героя должны соответствовать переживаниям крохи)
  • далее - поиск героем выхода их проблемной ситуации (усугубление положения, встреча главного героя с разными персонажами, поиск альтернативных решений выхода из ситуации)
  • в конце - осознание главным героем своего неверного поведения, признание ошибок, принятие оптимального варианта.

Обдумывая программу преодоления какой-либо детской проблемы (например, страхов), нужно учитывать возраст ребёнка :

  • в 3-4 года - главным героем может быть любимая игрушка малыша, маленький человечек, зверюшка
  • с 5 лет - вводите в сказки фей, волшебниц, принцесс и принцев, солдат и др.
  • с 5-6 лет - делайте сказки наполненными волшебством.

«Один из важных компонентов психологического воздействия сказок - метафора, которая является основой сказки. Метафора – сравнение с чем-то другим на основе общего признака. Точность и образность метафоры - залог эффективности терапевтических приёмов».

Секрет терапевтических сказок в том, что малыш воспринимает смысл услышанного одновременно на сознательном и подсознательном уровнях. Малыш сознательно переживает главному герою и осознаёт вымышленность сказочного сюжета. Подсознание же ребёнка улавливает и впитывает истины сказки, отождествляет себя с главным героем, пересматривает своё поведение.

Смотрите видеосюжеты о том, как легко можно сочинить сказку вместе с ребёнком, ориентируясь на его проблемы

Занятия по сказкотерапии

Эффективными являются занятия с психологом в формате сказкотерапии. В процессе работы с ребёнком специалист акцентирует внимание на приобретение крохой нужных ему знаний для решения его проблемы, а главное - формирует полезные навыки.

Психолог ли вы или просто мама, помните, что при сказкотерапии очень важной является коммуникация взрослого и ребёнка, а также яркая эмоциональная окраска занятий.

Проводя занятия, нужно соблюдать такие правила :

  1. Во время повествования сказки важно расположиться напротив ребёнка, чтобы он видел ваши глаза и выражение лица.
  2. Когда рассказываете или читаете сказку, нужно передавать истинные чувства и эмоции героев.
  3. Нельзя допускать затянувшиеся паузы.
  4. Сказка и ситуации в ней должны быть построены на актуальной для малыша проблеме.
  5. Работая со сказкой, обратите внимание на то, чтобы в ней не содержалось готового ответа. Предоставьте ребёнку подумать и предложить вариант выхода из той или иной ситуации самому.

Родители и сами могут попробовать с помощью сказки скорректировать поведение или характер малыша.

«Родители запросто могут стать сказочниками и успешно сами корректировать проблемное поведение своего ребёнка. К психологу или специалисту в области сказкотерапии обычно обращаются со сложными вопросами».

Итак, вы ознакомились с методом, который позволяет решать любые детские проблемы с помощью сказок - сказкотерапией. Родители и сами могут попробовать с помощью сказки скорректировать поведение или характер малыша. А если решили сделать выбор в пользу специалиста, знайте, что он должен обладать высоким уровнем подготовки, умением писать терапевтические сказки под потребности ребёнка, использовать метафоры, иметь достаточный опыт работы.

В последнее время все чаще звучат встревоженные голоса педагогов, общественных деятелей, просто людей, неравнодушных к судьбе наших детей, о том, что необходимо в современных социально-экономических условиях искать новые составляющие в системе воспитательной работы с дошкольниками.

Нам, педагогам, необходимо использовать как инновационные подходы к воспитанию, так и отечественные, проверенные временем воспитательные традиции, например методику сказкотерапии.

Сказкотерапия, как и любая другая психотерапия – форма познания и лечения души.

Сказкотерапия исследует сказку как форму существования и проявления психических процессов и создает сказку, благотворно влияющую на психику; концентрирует свое внимание на сюжетности психологических процессов, которые универсальны для людей вне зависимости от культуры и времени.

Основной целью воспитания является формирование гармонично развитой личности, готовой к самостоятельному пути по жизни. Сказка содержит в себе нравственные ценности: добро всегда побеждает зло; осуждаются и высмеиваются лень, жадность, неряшливость; учит с уважением относиться к хорошим, умелым работникам; ценит ум, находчивость, доброту. Сказка, особенно волшебная, является источником, восстанавливающим душевные силы. Возможность использования волшебной силы – это напоминание о том, что для решения любых проблем можно найти дополнительные возможности. Сказка обладает силой внушения. Чаще всего мы рассказываем сказку перед сном, когда ребенок расслаблен, а это благоприятное состояние для внушения. Поэтому на ночь желательно рассказывать позитивные сказки со счастливым концом.

Каждая сказка обладает своей неповторимостью.

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Она оказывает многоплановое воздействие на личность дошкольника. На занятиях по сказкотерапии ребята учатся составлять словесные образы. В процессе этого занятия у детей увеличивается словарный запас, внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. В процессе сказкотерапии у детей расширяются представления об одном и том же образе, что в свою очередь способствует развитию умственных способностей.

Сопереживание сказочному герою дает ребенку ощущение собственной силы и значительности. Поскольку во время слушания сказок у детей рождаются не только положительные, но и отрицательные эмоции, одна из важнейших целей этих занятий – научить ребенка справляться со своими страхами.

Важной специфической особенностью воспитания методами сказкотерапии является возможность использования эмоционального воздействия произведений искусства (каковыми, по сути, являются сказки) и творческой деятельности на личность ребенка для усиления воспитательного эффекта. Эта эффективность усиливается при организации комплесного подхода к восприятию: чтение художественного произведения в музыкальном сопровождении, просмотр иллюстраций, чтение сказок о природе в живописном месте и др.

Формирование нравственных качеств личности под влиянием сказки усиливается воздействием на различные органы чувств - слух, зрение, что обеспечивает достижение детьми высокоэмоционального состояния, что способствует реализации воспитательных задач и переходу к самовоспитанию.

Совместное слушание сказок, сопереживание помогает наладить нравственный климат в детском коллективе. Ребята, делясь своими эмоциями, становятся более внимательными друг к другу, более доброжелательными, открытыми, сопереживающими. Начинают помогать друг другу.

После прочтения сказки полезно побеседовать с ребенком, задавая следующие вопросы:

О чем эта сказка?

Какими качествами обладают герои, на кого они похожи?

Почему герой совершает такие поступки? Зачем это нужно?

Как герой выходит из трудной ситуации? Сам он справляется или использует чью-либо помощь?

Что приносят поступки героя окружающим – радость, горе? Какие отношения между героями?

Какие чувства вызывает сказка, ее отдельные эпизоды?

Художественное творчество ребенка (собственные сказки. рисунки. поделки по сказочным сюжетам и др.) в процессе воспитания сказкой можно рассматривать как одну из разновидностей моделирования действительности, а результат детского творчества – как комплексную модель двух объектов – явления действительности и личности автора. При этом саму творческую деятельность можно рассматривать в двух планах: деятельность ребенка, направленная вовне (выражение собственных эмоций, чувств. Представлений), и деятельность, направленная вовнутрь (самопознание, самооценка, самосовершенствование). Можно выделить следующие важнейшие виды деятельности, интегрированные в сказкотерапии:

Созидательная – состоит в том, что ребенок для выражения авторского замысла создает что-то новое;

Оценочная – проявляется в том, что ребенок в своих работах выражает собственное ценностное отношение к миру, отражая собственные идеалы, интересы, потребности, вкусы;

Коммуникативная – выражается в прямом и косвенном общении автора с реципиентом.

На практике можно встретить несколько способов работы со сказками:

  1. Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказки вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной психологической жизни человека. Затем эти метафоры и ассоциации обсуждаются.
  2. Рисование по мотивам сказки. свободные ассоциации проявляются в рисунке, дальнейшая работа идет с графическим материалом.
  3. «Почему герой так поступил?» Активная работа над поступками героев.

Установлено, что сказки собственного сочинения дают гораздо более значительный терапевтический эффект. Сказка, как правило, начинается с присказки, дети старшего дошкольного возраста сочиняют их сами, младшим дошкольникам предлагаются уже готовые варианты. Когда присказка готова, начинаем придумывать героя. Дети среднего дошкольного возраста очень любит делать героями своих сказок игрушки, маленьких зверюшек или маленьких человечков.

Со старшими дошкольниками можно брать более сложные образы героев старинных сказок: принца, принцессу, фею, Иванушку-дурачка, Марью-красу. Кроме того, дети 6-7 лет любят сочинять героев, похожих на них.

В любом возрасте дети одевают героев по своему вкусу, поселяют в дом, который бы хотели иметь сами, кормят своими любимыми угощениями.

В сказках желательно снабдить героя волшебной силой. Она приходит к нему в виде волшебника или переходит по наследству, а может обретаться с волшебной вещью. Волшебная сила нужна герою, чтобы справиться с другим персонажем сказки – злым героем. Пользуясь волшебной силой, добро гуманными способами преображает злого героя, и он становится приятным, добрым и всеми любимым.

Вместе с волшебным изменением образа, вызывавшего страх, изменяется и сам автор или авторы этого образа. Счастливый конец сказки обеспечен, а вместе с ним жизнь детей становится полнее. Радостнее, что благотворно отражается и на здоровье детей. Конечно, процесс этот небыстрый, но это один из своеобразных путей к здоровью.

Кроме того, сочиненные ребятами сказки не уходят от них. Они остаются с детьми, продолжают их радовать и наверняка помогают им в жизни.

Таким образом, использование различных способов работы со сказкой, учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников могут способствовать усилению терапевтического воздействия данной методики.

Итак, задачи сказкотерапии в том, чтобы:

  1. Развить речь детей
  2. Выявить и поддержать творческие способности
  3. Снизить уровень тревожности и агрессивности
  4. Развить способности к естественной коммуникации
  5. Развить умение преодолевать трудности и страхи
  6. Формировать навыки конструктивного выражения эмоций

Используемая литература:

  1. Васькова О.Ф. Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи дошкольного возраста. - Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2011 г.
  2. Карпов А. Мудрые зайцы, или как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – Санкт-Петербург «Речь», 2008 г.
  3. Сертакова Н.М.Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста. – Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2012 г.

Дошкольное воспитание как первое звено общей системы образования играет важную роль в жизни общества, поэтому именно на этом этапе развития важно дать детям не только высокий уровень приобретения широкого круга знаний, умений и навыков, но и моральных ценностей и правил.

Современный мир характерен тем, что на смену самодельным игрушкам приходят электронные игры, роботы, компьютеры. Традиционные формы игры и игрушки вытесняются или отходят на второй план. Вместе с ними отошли на второй план и такие чрезвычайно важные составные детства, как сказки. Как известно, сказка наполнена информацией об истории народа, духовных и моральных ценностях, особенностях поведения в разных жизненных ситуациях. Соответственно, сказкотерапия может использоваться как средство целенаправленного педагогического влияния на личность с целью гармонизации эмоционального состояния ребенка дошкольного возраста. Так как сказкотерапии является одной из современных технологий коррекционной работы, она широко используется педагогами-практиками в их деятельности.

Метод работы со сказкой имеет многовековую историю. Слово «сказка» впервые встречается в семнадцатом веке. Однако до того как появились исследования Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа в сказках видели «одну забаву», достойную низших слоев общества. В дальнейшем на основании исследований была построена современная концепция работы со сказкой.

В литературе неоднократно обсуждался вопрос о том, полезная работа со сказкой. Конец века расставил все по своим местам и сегодня метод работы со сказкой активно разрабатывается в нашей стране многими известными педагогами и психологами. Множество прекрасных сказок для детей, имеющих проблемы и недостатки развития, написали В. Бехтерева, А. Гнездилов, Т. Сергеева.

Значимость сказкотерапии как педагогической технологии лежит на поверхности. А прямой результат ее влияния на детское сознание - усвоение внушаемых ему нравственных установок и знаний об окружающем мире. Сказка дает ребенку представление о мире на интеллектуальном и подсознательном уровнях, открывая ему новые горизонты, как в окружающей действительности, так и во внутреннем космосе. Словом, сказка дает человеку то же, что и литература других жанров. С той разницей, что чаще всего она не требует от ребенка больших знаний и богатого нравственного опыта. Иными словами, требования к имеющейся базе в детской сказки посильные для ребенка. Именно поэтому сказкотерапия является одной из самых эффективных психолого-педагогических технологий в работе с дошкольниками.

Привлекательность сказкотерапии для педагогов можно объяснить прежде всего ее универсальностью. Через анализ вымышленной ребенком сказки можно получить информацию о его жизни, актуальное состояние, способ преодоления трудностей. Используя сказку, воспитатель имеет возможность передать ребенку и его родителям новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации. Принимая участие в сказкотерапевтических сессиях, ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.

Немаловажным является то, что применение техник не формирует у детей зависимости от внешней помощи. Взрослый дает лишь общие ориентиры, основная работа осуществляется самим ребенком. Ребенок сравнивает себя с персонажем, анализирует его поведение (таким образом прибегая и к самоанализу) и на его примере учится преодолевать трудности различного характера в реальной жизни.

Сказка развивает воображение ребенка, расширяет его кругозор. Слушая и анализируя сказки в детстве, человек накапливает в подсознании банк жизненных ситуаций, который при необходимости может быть активизирован. Сказка создает особую связь между ребенком и взрослым, основанную на доверии и уверенности. В процессе сказкотерапии отрицательные персонажи (которые являются воплощением детских страхов и комплексов) превращаются в положительные.

Существуют различные методы работы со сказками. Уместно будет использовать и такой вид работы как рисование по мотивам сказки. Каждый ребенок выбирает и рисует фрагмент сказки, который хочет изобразить, героя, который больше всего понравился.
Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа с детьми, выявления страхов у ребенка также выступает одним из действенных методов применения сказки.

Инсценировка эпизодов сказки, кроме психолого-педагогического эффекта, будет способствовать развитию творческих способностей ребенка. Между детьми распределяются роли (персонажей-зверушек и персонажей-страхов) с учетом эмоционального состояния детей и предыдущих рисунков. Если ребенок боится и отказывается, заставлять не нужно, пусть будет зрителем.

Также сказка может использоваться в качестве притчи. В этом случае сказка должна стать моделью поведения. Закрепления эффекта сказки происходит тогда, когда педагог расспрашивает детей, какую сказку слышали, кто из персонажей понравился и почему.

Сказкотерапию можно использовать в работе с детьми как на профилактическом, диагностическом, так и на коррекционном этапе.

Следует также остановить внимание на тех функциях , которые, по словам современных психологов сказкотерапевтов (Г. Ожиганов, Е. Цопа, Е. Заика, Д. Арановский-Дубовис, Д. Соколов), присущие сказке на современном этапе ее использования:

  • диагностическая функция (используя сказку как проективную методику, опытный педагог может с высокой степенью точности определить причину проблемы, с которой столкнулся ребенок;
  • терапевтическая функция, которая позволяет, во-первых, психологически готовить ребенка к напряженным эмоциональным ситуациям, во-вторых, символично отражать физиологические и эмоциональные стрессы, в-третьих, принять в символичной форме свою физическую активность и способность действовать в кризисных ситуациях, в-четвертых, отказаться от интеллектуальных интерпретаций и полностью принять всю гамму эмоциональных переживаний и т.д.;
  • воспитательная функция. Сказка - непревзойденный инструмент воспитательного воздействия именно потому, что лишена директивности. Она позволяет в мягкой форме объяснять ребенку как следует поступать, а что может принести вред.

Для реализации этих функций могут использоваться как уже существующие народные и авторские сказки, так и современные, созданные с определенной целью. Специалисты Института сказкотерапии говорят об использовании таких видов сказок для психотерапевтической, диагностической и воспитательной работе:

  • художественные сказки (несут в себе и дидактический, и психокоррекционный, и даже медитативный аспекты). Художественные сказки создавались вовсе не для процесса терапии, но не менее успешно ему служат. Как разновидность художественных, народные сказки создавались и создаются веками и не имеют конкретных авторов. Народные сказки несут чрезвычайно важные для психологической работы идеи. Авторские художественные сказки более образны, эмоциональны, чем народные. Они больше подходят для тех случаев, когда в процессе сказочной терапии ребенку необходимо понять внутренние переживания;
  • дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, арифметические знаки) одухотворяются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность соответствующих знаний;
  • психокоррекционные сказки создаются для деликатного влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается замена неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Стоит заметить, что применение психокоррекционной сказки ограничено по возрасту (примерно до 11-13 лет) и проблематикой (неадекватное, неэффективное поведение);
  • психотерапевтические сказки - сказки, раскрывающие смысл происходящих событий. Они не всегда однозначны и не всегда имеют счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют ребенка с вопросом, что в свою очередь стимулирует процесс личностного роста. Большинство психотерапевтических сказок посвященные проблемам жизни и смерти, отношению к приобретениям и потерям, любви, собственному пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны. К психотерапевтическим сказкам можно отнести также и сказки самого дошкольника, сказки, сложенные вместе с ребенком, притчи, истории Ветхого завета, некоторые сказки Г.-Х. Андерсена;
  • медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Основная задача медитативных сказок - создание в нашем бессознательном позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительной чертой медитативных сказок является отсутствие конфликтов и злых героев. Этот вид сказок адресован идеальному «Я» ребенка с целью его поддержки и укрепления. Кроме этого, эти сказки отражают светлую сторону событий, способствуя принятию ситуации.

Процесс создания новых сказок продолжается и сегодня. Особенностью этого процесса является некоторое расширение функциональной нагрузки сказки, которая все чаще создается и направляется на применение в конкретном случае. Воспитатели для успешности педагогической деятельности могут применять собственные сказки, но при их составлении также необходимо соблюдать определенные рекомендации:

  1. Во-первых, нужно выбирать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
  2. Во-вторых, описать жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью. После этого надо ввести героя в проблемную ситуацию, соответствующую реальной, которую переживает ребенок.
  3. Поиск героем путей решения проблемы необходимо сопровождать комментариями, демонстрацией ситуации с разных точек зрения. Можно ввести помощника - мудрого наставника. В конце делаем вывод, привлекая к этому ребенка. Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытые причины определенного поведения, страхов и комплексов ребенка.

На первый взгляд, может показаться, что сказкотерапия пригодна только для работы с детьми, но это не так. На современном этапе метод сказкотерапии успешно применяется в работе с тяжелыми онкологическими больными (опыт А. Гнездилова), подростками с трудностями в воспитании, взрослыми людьми, которые по той или иной причине оказались в кризисном жизненном положении (опыт Д. Соколова). Это направление сказкотерапии на сегодня еще недостаточно разработанно и требует дальнейшего развития и совершенствования.

Перспективным является развитие сказкотерапии в направлении применения ее в работе со взрослыми, а также воспитание новых специалистов в этой области.

Итак, сказочная терапия представляет собой наблюдение и раскрытия внутреннего и окружающего мира, осмысление пережитого, моделирование будущего, процесс подбора для каждого ребенка его «личной» сказки. В сказках отражаются все аспекты человеческой жизни: проектируются модели отношений, определяются ценности и идеалы, которые способствуют формированию духовно здоровой, компетентной личности. А обязательный «счастливый конец» становится основным средством этого вида терапии, помогающей детям избавиться от страхов и комплексов.

Сказкотерапия - это метод, позволяющий пользоваться приобретенным в ходе исторического развития человечества опытом для интеграции личности, для расширения и совершенствования взаимодействия человека с окружающим миром. Основной принцип этой педагогической технологии - это целостное, духовное развитие человека (ребенка, подростка, взрослого), это возможность создания благоприятной почвы для становления целостной, творческой личности.

Римма Каримова
сказкотерапия

Введение

В настоящее время в психологическом консультировании практикуется одно из направлений арт-терапии «Сказкотерапия». С каждым днем сказкотерапия становится все более популярной.

Это связано с тем, что смысл сказки воспринимается сразу на двух уровнях, сознательном и подсознательном.

Сказкотерапия

Это способ корректирования детских проблем психологического характера. Смысл заключается в том, что для ребенка рассказывается сказка, героем которой является он сам. При этом в самом повествовании сказки для главного героя продуманы определенные трудности, с которыми он должен непременно справиться.

Сказкотерапия может использоваться при работе с детьми дошкольного возраста, подростками и взрослыми. При этом этот метод подходит для людей с высшим образованием и для тех, кто его не имеет. Для мужчин и женщин. Использование терапевтической сказки позволяет обойти психологическое сопротивление клиента и даже поработать с проблемой, которую по той или иной причине клиент пока не готов озвучить.

Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми

Сказкотерапия – метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

Обычно в сказкотерапии для детей структурируют сказки по отдельно взятым детским проблемам:

1. Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.

2. Сказки для гиперактивных детей.

3. Сказки для агрессивных детей.

4. Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т. д;

5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше.

6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.

Сказки подразделяются на детские, женские и мужские.

Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

Жили-были.

Начало сказки, встреча с ее героями.

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

И вдруг однажды…

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

Из-за этого…

Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

Кульминация.

Герои сказки справляются с трудностями.

Развязка.

Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

Сказка

«Согласие»

В одной сказочной стране, на берегу красивой и быстрой реки стоял дворец. Еще в стародавние времена прежние правители этой страны свезли во дворец все мудрые книги, обустроили залы так, чтобы в них было уютно маленьким жителям. И в этом дворце был устроен самый настоящий сказочный детский сад. Здесь маленькие жители страны начинали узнавать законы жизни, постигали древние знания, познавали, на что способны. Много педагогов сменилось в нем. И вот в детский сад пришли работать Маугли, Крот и Стрекоза.

Вам покажется, что все они герои разных сказок и потому не могут быть вместе, а тем более работать в детском саду. Но это же сказка, в ней возможно все. Поверьте, все, о чем вы услышите, было именно так.

Конечно, вы догадались, что Маугли много играл со своими ребятами. Он учил сам и давал возможность учить себя. Ему все было интересно, и никогда он не проводил занятия одинаково. Он был большой выдумщик и фантазер.

Кроту не всегда нравилась манера Маугли вести занятия. Ведь сам Крот был очень умным и умел читать «правильно», как это делали многие поколения воспитателей. Крот не выносил яркого света новых идей. Ребята на его занятиях узнавали много нового, но этого нового было так много, что часто их голова с ним не справлялась.

Что касается Стрекозы, то она была, пожалуй, самым необычным воспитателем. В ее группе стояло большое зеркало в золоченой раме. Ведя урок, Стрекоза то и дело смотрела в него. Ей нравилась ее изысканная осанка, радужный перелив крылышек. А ее огромные глаза. Конечно, они были прекрасны. Стрекоза очень нравилась себе, когда она ведет занятие. Правда, ей казалось, что во дворце детского сада она мало себя реализует. Ну что может стоить мнения детей и педагогов для такой прелестницы, как Стрекоза. Надо ли говорить, что прекрасная Стрекоза чувствовала себя не востребованной.

Часто после уроков, когда дворец детского сада пустел, Стрекоза говорила Кроту и Маугли, что скоро улетит отсюда. Ведь ей так важно было знать, что она здесь только временно. Крот усмехался, а Маугли удивлялся этому.

И вот пришло время, когда Стрекоза сказала: «Все, с меня хватит! Мне надоели эти глупые дети и их напыщенные родители! Да и сам этот дворец такой противный! Я буду прилетать сюда, только когда мне этого захочется!»

Объявив это, она взмахнула своими радужными прозрачными крылышками и улетела.

С этого дня покой и привычный ритм дворца детского сада был нарушен. Крот стал ворчливым, Маугли беспокойным. Зачастую Крот старался уличить Маугли в том, что он проводит занятия не достаточно хорошо. А Маугли называл Крота скучным и не интересным. Стрекоза появлялась тогда, когда ей вздумается, и иногда принимала сторону то одного, то другого.

Да, неприятная ситуация возникла во дворце детского сада. Но самым странным было то, что она тянулась довольно долго и все к ней привыкли.

И вот однажды во дворец детского сада пришел медведь Балу. Он был добрым и веселым, знал много разных историй и обладал особыми знаниями.

На приход Балу каждый реагировал по-своему. Дети заинтересованно приглядывались, Крот усмехался, Стрекоза кокетливо расправляла крылышки, а Маугли сразу подружился с Балу. Еще бы скажите вы, ведь они из одной сказки! Да, они не просто были из одной сказки, они были единомышленниками. Если бы кто-то увидел теперь Маугли, то подумал бы, что он взял у Стрекозы ее радужные крылышки. Казалось, что Маугли так давно ждал тех знаний, которые ему давал Балу. Теперь то, что раньше Мауги делал по наитию, получило подкрепление в книгах, принесенных с собой Балу. Жизнь закипела, потому что вся детвора полюбила его тоже.

Правда, Стрекоза скоро разочаровалась в Балу. Ведь он не собирался восхищаться ее крылышками и глазами. Крот же чувствовал себя немного обойденным и скептически усмехался.

И вот тогда Балу собрал большой совет.

Друзья мои! – начал он. – Когда я шел сюда, я и не думал, что увижу таких прекрасных и разных педагогов. Ведь помимо того, что вы умеете хорошо учить, каждый из вас обладает особенным даром. Стрекоза умеет летать, Крот находится под землей, а Маугли ловко передвигается по ней. И объединенные вместе ваши дарования составляют мощную силу. Вы только подумайте: мы можем узнать и рассказывать, что происходит под землей, на ее поверхности и над ней, в воздухе.

Ну и что! – разочарованно протянули Крот и Стрекоза. А Маугли заинтересованно молчал.

Как что! Как земля хранит корни деревьев, тянущихся к свету, так Крот хранит знания, оставленные нам предшественниками. Крот не только их хранит, но и точно передает свои ученикам. Как воздух переносит все новое, так и Стрекоза, всюду летая, всюду бывая, приносит нам много новостей, умеет красиво показывать вашу работу и пробудить к ней интерес даже в самых далеких уголках нашего сказочного государства. Ну а применить новое, преобразовать уже известное умеет Маугли – ведь он так ловко приспосабливается к постоянно изменяющемуся сказочному миру!

Крот, Стрекоза и Маугли посмотрели друг на друга и улыбнулись. Их улыбка осветила залы дворца в сгущающихся сумерках. И в этот раз Крот не зажмурился от света.

Надо же, Балу, а я думала, ты нас не поймешь и осудишь! А ты увидел то, о чем мы давно забыли…

С тех пор Крот, Стрекоза, Маугли и Балу часто собирались на Большие Советы. Они делились друг с другом своими наблюдениями, идеями и знаниями. Каждый из них чувствовал себя полезным и востребованным.

А дворец детского сада засиял и приобрел удивительную и притягающую силу: он притягивал к себе все хорошее, творческое и светлое, ибо в нем царило Согласие.

Здравствуйте, наши уважаемые читатели! Сегодня мы с вами поговорим о воспитании сказкой. На сегодняшний день это самый успешный метод психологической терапии у маленьких детей. Психологи чаще практикуют такое понятие, как сказкотерапия для дошкольников. Примеры сказок можно прочитать в книгах или найти в Интернете, а затем придумывать собственные, используя принятый алгоритм и ориентируясь на конкретные нужды вашего ребенка.

Сказки, наряду с притчами, баснями и легендами, известны с тех пор, как возникло человечество. Старые народные сказки или сказки авторов, которые пользуются популярностью уже столетиями – это мудрые сказки, знания, накопленные и отраженные в них, это знания о мире, его закономерностях и понятиях.

Сказки могут нести такой посыл:

  • Познавательный (знакомят ребенка с миром, с его устоями и характерами);
  • Воспитательный (понятия о добре и зле);
  • Терапевтический (корректируют плохое поведение ребенка на примере сказочных персонажей).

С давних времен родители рассказывают детям сказки, используя каждый из этих методов сказкотерапии на подсознательном уровне. Современная психология установила, что сказками можно влиять на психологию детей и даже взрослых. Лечение сказкой не только полезно, но и очень интересно, что позволяет родителям самостоятельно заниматься такой терапией с детьми, требующими психологической помощи.

2. Виды сказок

Детская сказкотерапия направлена на такие действия:

  • Учит детей различать добро и зло;
  • Учит хорошим качествам, воспитывает;
  • Исправляет изъяны в поведении;
  • Указывает на неправоту ребенка и учит, как правильно поступить;
  • Способствует доверию между детьми и родителями;
  • Развивает фантазию ребенка.

Родителям агрессивных или нервных детей, тех, у кого что-то не получается или которые чего-то боятся, нужно пробовать сказкотерапию. Этот метод выявляет детские проблемы и источник переживаний, а затем подсказывает, как их решить. Если родители посетили детского психолога, то, как правило, он с первого приема сориентирует их на какие направления сказкотерапии нужно обратить внимание в каждом конкретном случае.

Таким образом, можно выделить такие виды сказок для сказкотерапии:

  1. Воспитательные (акцент на добром персонаже и сопоставление его с ребенком);
  2. Поучительные (акцент на негативном персонаже и сопоставление его плохих действий с действиями ребенка).

Применение сказкотерапии особенно хорошо действует на детей дошкольного возраста, когда их мозг еще мыслит только образами. Вообще, дети до 12 лет лучше воспринимают рассказы и сказки, обязательно с картинками, так как они очень эмоциональны. Восприятие мира и его законов намного лучше усваивается на зрительных примерах. Ребенок сопоставляет себя с героем сказки и перенимает его поведение. В этом возрасте закладываются стереотипы поведения и мышления. Поэтому выбор «правильных» сказок и их подача лежит полностью на родителях:

Важно контролировать увлечение ребенка сказками, который любит их читать сам, чтобы в старшем школьном возрасте у него не смешались понятия о сказочной и реальной жизни. Касательно дошкольников, им это еще не грозит, так как понятие о реальности у них как раз берется еще из примеров в сказках. Не нужно лишать ребенка «чуда сказки», запрещая с детства верить в волшебство, Деда Мороза или эльфов. Пусть ребенок насладится детством, слушает волшебные сказки, из которых также черпает знания о мире и добре. Чересчур «реалистичные» рассказы, лишенные чуда и волшебства не воспринимаются детьми и не научат их чувству прекрасного и доброго.

3. Сказкотерапия в дошкольных образовательных учреждениях

В детских садах и в специализированных ДОУ часто применяется сказкотерапия. При этом, детям читают сказку в группе, применяя разные методики.

Методики сказкотерапии в ДОУ:

  • Чтение сказки воспитателем группе с дальнейшим обсуждением темы и персонажей;
  • Распределение ролей по известной детям сказке и проигрывание ее;
  • Разбор сказки, ее чтение группе и постановка заданий (нарисовать, о чем была сказка, нарисовать понравившегося героя, рассказать суть сказки и ее мораль, найти героя или действие в сказке, которое требует исправления и прокомментировать его);
  • Переигрывание сказки (чтение оригинала сказки, а затем сочинение ее альтернативного содержания с исправленными недостатками героев).

Такие занятия по сказкотерапии очень полезны для детского восприятия и здоровой психики, ребенок учится, каким следует быть и как поступать правильно. Ребенок берет примеры из сказок и проецирует это на собственную жизнь.

4. Примеры сказкотерапии для родителей и их детей

Кроме занятий в садике или у детского психолога, сказкотерапия прекрасно используется в повседневной жизни родителями. Нужно почаще читать детям сказки или просто рассказывать их. Также существуют специальные сказки для сказкотерапии в аудиоформате, которые можно скачать и слушать на компьютере перед сном.

Сказки могут делиться на:

  • Бытовые (Колобок, Курочка Ряба);
  • Волшебные (Приключения Аладдина, Кот в сапогах);
  • Поучительные (Снежная королева, Золотая рыбка);
  • Героические (сказка о Змее Горыныче и богатырях, Сивка-Бурка).

Родители могут читать или пересказывать ребенку поучительные авторские сказки специалистов по детской психологии, например, специальные сказки для воспитания характера компании «Умница » (о них подробнее можно почитать здесь ), а также придумывать свои собственные.

Остальные виды сказок можно найти в сказках народов мира, всем нам известных сказочников, и, конечно же, используйте русские народные сказки.

Воспитательные и поучительные сказки можно «примерять» на своего ребенка. То есть главный герой должен отражать проблему ребенка (в поучительной сказке) или развивать в нем хорошие качества (воспитательная сказка).

5. Алгоритм сказкотерапии

Родители должны придерживаться такого алгоритма, рассказывая ребенку поучительную сказку:

  1. Определить проблему ребенка, причину, по которой он плохо себя ведет.
  2. Выбрать сказку с главным героем, который похож на вашего ребенка: внешностью, характером, местом проживания. При этом, отрицательный герой не должен прямо ассоциироваться с ребенком, а только косвенно.
  3. Рассказать историю, в которой этот герой совершает нехороший поступок (или чего-то боится).
  4. Описать реакцию на это окружения героя, их обиду (или отсутствие причины страха).
  5. Повернуть сюжет сказки так, чтобы герой понял, что вел себя не правильно и обидел этим других (понял, что его страхи были беспочвенны).
  6. Придумать положительный финал.
  7. Обсудить с ребенком сказку, пусть прокомментирует действия героя и то, как надо все исправить.

Рассказывая сказку в воспитательных целях, можно использовать такие примеры:

  • Как нужно помогать старшим;
  • Вежливые слова;
  • Правила поведения;
  • Как добро всегда побеждает зло, а злые герои получают по заслугам.

Алгоритм воспитательной сказки похож на поучительную, только в ней нужно смелее связывать главного положительного героя с ребенком, акцентировать внимание на то, какой он молодец, что правильно поступает, а все вокруг довольны им.

Посмотреть видео с занятием по сказкотерапии в ДОУ можно здесь:

Дорогие родители, бабушки и дедушки, учите своих детей добрым сказкам, и пусть их детство будет чудесным и беззаботным! Подписывайтесь на наши обновления. До скорого!

Loading...Loading...