Когда праздник 40 святых в году. Жаворонки. История и рецепт. святых: народные приметы и традиции


Вторник 4-й седмицы, Крестопоклонной . Святых сорока́ мучеников, в Севастийском е́зере мучившихся (с 9 марта).

Прп. Феофила́кта исп., еп. Никомиди́йского.

Календарные заметки:

На этот день переносится со среды, 9 марта, служба в честь 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся (см. Типикон, 9 марта, 4-я Маркова глава).

Порядок чтений, согласно календарю:

Литургия Преждеосвященных Даров .

На этот день переносится со среды 4-й седмицы (9 марта) полиелейная служба в честь 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся (см. Типикон, 9 марта, 4-я Маркова глава).

На великом повечерии в понедельник вечером (без поклонов):

По 1-м Трисвятом – тропарь мучеников, глас 1-й: «Боле́зньми святы́х...». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии́лу веща́вшу...».

По 2-м Трисвятом – тропари обычные: «Помилуй нас, Господи…».

По «Слава в вышних…» – канон Богородицы (Октоиха) и служба прп. Феофила́кта исп., еп. Никомиди́йского (с 8 марта) .

По 3-м Трисвятом – кондак мучеников, глас 6-й (вместо «Господи Сил…»).

По «Честнейшую Херувим…» – возглас: «Боже, ущедри ны…», и молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» (12) не читаются. Окончание службы как в малом повечерии. Отпуст малый (но не «Владыко Многомилостиве…»), и прощение от священника (по обычаю).

На полунощнице кафизма 17-я, тропари обычные. По «Честнейшую Херувим…» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами).

Утреня. По возгласе «Благословен Бог наш…» – чтец: «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на которых совершается каждение всего храма).

На «Бог Господь» – тропарь мучеников, глас 1-й: «Боле́зньми святы́х…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии́лу веща́вшу...».

Кафизмы 10-я, 11-я и 12-я.

По 1-м стихословии – малой ектении нет. Седален Триоди, глас 8-й: «Воздержа́нием просвети́вше ду́ши на́ша…» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Непоколеби́мое утвержде́ние ве́ры...».

По 2-м стихословии – малой ектении нет. Седален Триоди, глас 8-й: «Я́коже жизнь тва́ри…» (см. по 3-м стихословии). «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Ра́дуйся, А́нгелом Ра́дость...».

По 3-м стихословии – малая ектения. Седален мучеников, глас 4-й: «Честну́ю твердь…». «Слава» – ин седален мучеников, глас тот же: «Му́жественнейшим по́мыслом...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Е́же благода́рно...».

Полиелей. Величание мучеников и избранный псалом. Седален мучеников по полиелее, глас 5-й: «Святы́х му́ченик удобре́ние…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Себе́ пре́жде Суда́ ны́не пла́чу…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен мучеников, глас 4-й: «Проидо́хом сквозе́ огнь и во́ду, и изве́л ны еси в поко́й»; стих: «Разже́гл ны еси, я́коже разжиза́ется сребро́». Евангелие – Лк., зач. 106. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святых…». Стихира мучеников, глас 2-й: «Проро́чески у́бо вопия́ше Дави́д…». Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Милостию и щедротами...». Певцы: «Аминь».

1-я, 3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни – мучеников (два канона) со ирмосом на 8 (ирмосы 1-го канона по дважды) .

2-я песнь – трипеснцы Триоди на 8 (в начале поется ирмос 1-го трипеснца, глас 8-й: «Ви́дите, ви́дите, яко Аз есмь Бог, дре́вле Изра́иля...», а в конце на катавасию ирмос 2-го трипеснца, глас тот же: «Ви́дите, ви́дите, яко Аз есмь Бог ваш, пре́жде век…». Припев к тропарям: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», к Богородичну 1-го трипеснца: «Пресвятая Богородице, спаси нас»).

8-я и 9-я песни – мучеников (два канона) со ирмосом на 6 (ирмосы 1-го канона по дважды) и трипеснцы Триоди на 8 .

Библейские песни в праздничной редакции – «Поем Господеви…».

Катавасия по 2-й, 8-й и 9-й песнях – ирмос второго трипеснца Триоди, глас 8-й; по 1-й, 3-й, 4-й, 5-й, 6-й и 7-й песнях – «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – седален мучеников, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос мучеников, глас 6-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мучеников. «Слава» – ин светилен мучеников, «И ныне» – Богородичен Минеи.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры мучеников, глас 5-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – мучеников, глас тот же: «Страстоте́рпцы Христо́вы…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Блажи́м Тя, Богоро́дице Де́во…».

Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает…» не произносится), и читается вседневное славословие. Ектения: «Исполним утреннюю молитву...», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава» – мучеников, глас 2-й: «И́стины ча́шею…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Непроходи́мая врата́...».

«Благо есть» (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь мучеников, глас 1-й: «Боле́зньми святы́х…». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии́лу веща́вшу…». Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь».

Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив...» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благослове́н...». Молитва: «Небесный Царю́...» [или: «Утверди́, Боже...»] , после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 326).

Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу, без отпуста утрени, читается 1-й час.

На 1-м часе – кафизма 13-я. Тропарь мучеников: «Боле́зньми святы́х…». Стихи часа: «Стопы́ моя́ напра́ви...» и «Да испо́лнятся уста́ моя́...» – читаются . По «Отче наш...» – кондак мучеников. После возгласа: «Боже, уще́дри ны...» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). (Конечное Трисвятое не произносится.) Непосредственно после поклонов иерей читает молитву: «Христе, Свете Истинный…». По традиции, поется «Взбранной Воево́де…». Отпуст великий, и многолетны.

Примечание. «Егда́ же пое́м полиеле́й, на часе́х в кампа́н не ударя́ем» (Типикон, 24 февраля, 11-я Маркова глава).

На 3-м часе – кафизма 14-я. На 6-м часе – кафизма 15-я; тропарь пророчества (Триоди), 1-й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2-й прокимен Триоди. На 9-м часе – кафизма 16-я. На всех часах – тропарь мучеников: «Боле́зньми святы́х…», по «Отче наш...» – кондак мучеников, конечный возглас иерея – «Боже, уще́дри ны...», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами).

На изобразительных блаженны «глаго́лем поско́ру без пе́ния».

В храме Господском – кондак храма. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – «Предстательство христиан…»; или же – кондак мучеников. «Слава, и ныне» – кондак храма.

В храме Богородицы – кондак мучеников. «Слава, и ныне» – кондак храма.

В храме святого – кондак храма. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…»; иерей – возглас: «Боже, уще́дри ны...», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Молитва: «Всесвята́я Тро́ице…». Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…». Певцы – «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются.

Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 16 февраля.

На вечерне – кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10 : Триоди – 6: самогласен дня, глас 3-й: «Побежда́я мытаря́ прегреше́ньми…» (дважды; эту стихиру Триоди см. на стиховне во вторник вечера) , и подобны Триоди (Креста), глас 6-й: «Посреде́ земли́...», «Мертв был еси...», глас 1-й: «Его́же дре́вле Моисе́й...», и глас 4-й: «Прииди́те, поклони́мся жи́зни на́шея хода́таю...» (эти стихиры Триоди см. на «Господи, воззвах» во вторник вечера); и стихиры мучеников, глас 1-й и глас 2-й – 4 (см. на «Господи, воззвах» вечерни в сам день праздника вечером; первая стихира – дважды). «Слава» – мучеников, глас 2-й: «Проро́чески у́бо…», «И ныне» – Триоди (Креста), глас 8-й: «Днесь Влады́ка тва́ри...» (см. на «Господи, воззвах» во вторник вечера).

Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Прокимны и чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 6-й: «Воспо́йте Го́сподеви…», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас тот же: «Спасе́ние Твое́, Бо́же…», со стихом). По «Да исправится молитва моя…» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Малой ектении нет .

Сразу после поклонов – обычные возглашения, предваряющие, как на полной Литургии, пение прокимна перед Апостолом (диакон: «Во́нмем», иерей: «Мир всем», чтец: «И ду́хови твоему́», диакон: «Прему́дрость»), и поется прокимен мучеников, глас 5-й: «Ты, Го́споди, сохрани́ши ны...» (со стихом).

Апостол, аллилуиарий и Евангелие – мучеников.

По прочтении Евангелия царские врата затворяются. Ектения сугубая: «Рцем вси...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров.

Причастен: «Вкуси́те и ви́дите…», и мучеников: «Ра́дуйтеся, пра́веднии...».

Примечание. На отпусте Литургии Преждеосвященных Даров в этот день произносится: «…силою Честна́го и Животворя́щаго Креста…». Служба мч. Кодра́та и дружины его (см. в Минее 10 марта) совершается в свое время, т. е. в четверг 4-й седмицы поста, поэтому на отпусте Литургии Преждеосвященных Даров во вторник 4-й седмицы вечера иерей поминает в качестве дневных святых 40 мучеников, в Севастийском е́зере мучившихся В каждой песни второго трипеснца после Богородична приводится еще дополнительный (5-й) тропарь, который не входит в счет.святых четыредесяте мучеников, в Севастийском езере мучившихся ... чтобы не низвести священный момент благословения церковного на степень перечня имен» (Успенский Н. Д. Богослужебные отпусты // Он же. Православная литургия: историко-литургические исследования. Праздники, тексты, устав. М.: Издательский Совет РПЦ, 2007. С. 336–337).

Сорок святых 2017

История праздника является очень древней и происходит еще с первых веков христианства. Она рассказывает о 40 воинов римского легиона, погибших у города Севастии за отказ отречься от христианской веры. Их память почитается в православной и католической церкви.

Однако, в этот день существуют и некоторые запреты.

Что нельзя делать в День 40 святых

В этот день не стоит лениться, а стоит хорошо приготовиться к встрече весны и задобрить ее своей кулинарной выпечкой.

Праздник Сорока Святых мучеников ежегодно празднуется во время Великого поста. И в данный день запреты такие же, как и в любой день поста. Единственная разница,что вы можете кушать еду с растительным маслом. Разрешен и кагор вино в этот день.

Также работать и убирать в доме не желательно в этот день.

Приметы на День 40 святых

Считается, что в этот праздник заканчивается зима, и приходит весна. Очень часто этот день совпадает с днем равноденствия. Его еще называют Сорочинцы, Сороки, Жаворонки, так как после зимнего странствования с юга летят к нам перелетные птицы и приносят с собой весну.

В этот день огородники могут получить ответ на то, когда можно начинать высаживать рассаду.

В праздник 40 святых приметы в основном связаны с погодой. Так, по этому дню можно судить о погоде на ближайшие 40 дней. Если морозно, то такая погода продлится еще 40 дней. Если прилетают птицы, то это к раннему теплу.

Народный праздник Сороки отмечается 22 марта 2020 года (по старому стилю - 9 марта). В православном церковном календаре это дата почтения памяти 40 мучеников Севастийских.

В тот зимний день воинов раздели, связали и поставили на покрытое льдом озеро. На берегу построили баню, чтобы теплый воздух искушал их. Желающие прекратить свои страдания и согреться должны были лишь сказать сторожу, что отрекаются от Христа. Всю ночь мужчины поддерживали друг друга и не давали пасть духом.

В предрассветный час один несчастный не выдержал и направился к берегу. Как только горячий воздух коснулся его кожи, он замертво упал. В тот же миг над остальными мучениками разлился свет неземной красоты. Это чудо потрясло сторожа. Он решительно разделся, ступил на лед и присоединился к мученикам.

Военачальник увидел, что солдаты не отчаялись и не сдались. Им перебили колени, сожгли, а останки бросили в воду. О случившемся стало известно через три дня. Образы страдальцев предстали перед епископом Севастийским и поведали обо всем. Он нашел и похоронил с почестями их кости.

Традиции и обряды

В этот день молятся сорока Севастийским мученикам, чтобы их родные или близкие благополучно окончили военную службу.

В народе 22 марта считается второй встречей весны, когда из теплых стран возвращается 40 видов птиц, в том числе и жаворонок. В честь него хозяйки готовят покрытые медом ржаные или овсяные булочки в виде птиц. Угощение раздается детям, которые просят жаворонка поторопить тепло.

Если 22 марта случился утренний мороз, говорят, что начались Сороки - сорок морозных дней. Чтобы холод не побил посевы, нужно испечь такое же количество шариков-колобков из овсяной или ржаной муки. Начиная с праздника Сороки, необходимо выбрасывать их на улицу по одному в день.

Приметы

Если заморозки продержатся сорок дней, то летом будет тепло.

Какая погода на Сороки, такой она будет еще 39 дней.

Слышится гром - к голодному году.

Галки и сороки встречаются в большом количестве, значит, скоро будет тепло.

22 марта по церковному календарю праздник Сорока мучеников Севастийских, пострадавших за веру в городе Севастии во время гонения на христиан.

В народе День Сорока святых получил название «Сороки». Наши предки связывали с ним начало весны, ведь наступало весеннее равноденствие.

Ежегодно 22 марта православная церковь отмечает праздник 40 святых. В 2019 году он празднуется сегодня.

События, которым посвящен праздник, происходили в начале IV века, в 320 году, в турецком городе Севастии.

Во времена правления римского императора Флавия Лициния, который славился своей жадностью и жестоким гонением христианства, сорок лучших воинов приняли суровую смерть во имя веры во Христа.

Сорок воинов родом из Каппадокии находились на служении в дружине императора Лициния. Они проповедовали христианскую веру и отказались приносить жертву языческим богам. За это Лициний, решивший очистить свое войско от христиан, предал их жестоким пыткам.

Воинов заточали в темницу, налагали оковы, били камнями. Затем их раздели и отправили в ледяную воду Севастийского озера, но и эти муки не заставили мужчин отречься от своей веры. Лишь один из воинов бросился в натопленную баню, но тут же пал замертво.

Видя стойкость христиан, римский воин Аглаий решил к ним присоединиться и вошел в ледяную воду. Измученных воинов казнили, перебив им ноги, затем сожгли на костре, а останки выбросили в воду.

Спустя три дня сорок Севастийских мучеников явились во сне епископу Петру и повелели похоронить их по христианскому обычаю, что и было совершено.

В день их кончины православная церковь чтит память 40 святых. Имена мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Уалерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.

Главные приметы и традиции празднования

Говорили, что на Сороки ночь равна дню, и можно весну встречать.

В это время прилетали первые жаворонки – именно поэтому хозяйки выпекали специальные булки из овса или ржаного теста, которые по форме как раз и напоминают жаворонков. Медом золотят этим птицам крылышки и головки.

Считается, что 22 марта нужно раздавать этих жаворонков детям, есть их самим, чтобы птицы прилетели быстрее, ведь они как раз и являются вестниками весны.

Также именно с 22 марта начинали считать утренники – утренние морозы. Они могли продолжаться 40 дней, а потому говорили, что с 22 марта наступают Сороки (40 дней). Кстати, если морозы длились вплоть до Зосима-пчельника, то говорили, что лето будет солнечным и теплым.

Приметы о погоде:

  • Если на Сорок святых осадки и мало солнца – не будет весеннего половодья, летом не ожидается длительных ливневых дождей, а осень кажется сухой и достоинству.
  • Если в этот день тепло, то столько дней удержится годная погода, а холодно – быть сорока морозам.
  • В этот день считали лысых мужчин в деревне: сколько насчитают, столько еще будет морозов.
  • Когда облачно и мороз, то скоро будет тепло и можно сеять.
  • Какая погода на Сорок святых, такая будет и в Петровку.
  • Дружно тает снег – к активному наводнения и буйных трав.
  • На Сорок святых погода, то на гречку урода.

День 40 святых отмечается во время Великого поста, в данный день действуют те же запреты, что и в любой день поста.

Разрешается кушать еду с растительным маслом, а также употребление кагора.

На 40 святых, как и в другие важные церковные праздники, нельзя работать, шить, стирать, выполнять тяжелый физический труд.

В праздник 40 святых не стоит занимать или одалживать деньги.

Также нельзя ругаться, ссориться, сквернословить, проявлять агрессию.

Лучше сходить в церковь на 40 святых и почитать молитву, а также поставить 40 свечей.

Издавна на 40 святых хозяйки пекли 40 булочек, похожих на жаворонков, раздавали их детям закликать птиц, чтобы домашняя птица не болела.

По народным наблюдениям, из жарких стран возвращались 40 разных видов птиц, первые из которых были жаворонки.

В день 40 святых девушки гадали на судьбу, женихов, любовь и будущее, а вот замужние женщины и матери молились сорока святым о своих мужьях и сыновьях.

Также на Сороки наряжали цветами и лентами ветви деревьев, закликая весну.

Фото из свободных источников

Народный праздник «Сороки» отмечается 22 марта (по старому стилю – 9 марта). В православном церковном календаре это день почтения памяти сорока мучеников Севастийских. Другие названия праздника: «Сорок сороков», «Сорок святых», «День жаворонка», «Жаворонки». Согласно народному календарю, в этот день зима кончается – весна начинается, день с ночью меряется – равняется (наступает равноденствие). Жаворонками (куликами, тетёрками) также называли печенье в виде птиц или солнца, выпекавшиеся к этому празднику.

История

Дата получила свое название в честь сорока Севастийских мучеников – воинов-христиан, принявших мученическую смерть. Все они были родом из Каппадокии и служили в римском войске. Военачальник потребовал, чтобы христиане вместе с остальными солдатами принесли жертву языческим богам. После отказа их подвергли пыткам, а потом раздели и заставили стоять в покрытом льдом озере в течение ночи. К утру один из воинов не выдержал – и побежал к теплой бане. Однако, его место среди мучеников занял римлянин Аглаий, которого впечатлила стойкость духа христиан. Военачальник увидел, что солдаты не отчаялись и не сдались, и приказал всем перебить колени, а затем казнить.

Традиции

В народе этот день считался днем второй встречи весны (первая была на , третью ждали на Благовещение), одним из самых больших праздников в году. Крестьяне говорили, что «на Сороки день с ночью меряется, зима кончается, весна начинается» . А предвестниками весны были жаворонки (хотя на Сороки, по поверью, из-за моря прилетали 40 разных птиц).

На Руси к этому дню хозяйки выпекали из теста печенье в виде птиц, как правило, сорок штук – по числу погибших мучеников. Для этого использовали упругое, хорошо вымешанное тесто, а в качестве смазки применяли сладкий крепкий чай. Печенье давали ребятне, приговаривая: «Жаворонки прилетели, на головку детям сели». Детвора залезала на крыши, привязывала «жаворонков» к шестам и зазывала птиц скорей прилетать и приносить весну. Затем выпечку крошили и раскидывали по сторонам.

Впрочем, весна могла быть и обманчивой – утренние морозы еще бывали сильны. Если 22 марта случался утренний мороз, говорили, что начались Сороки – сорок морозных дней. Чтобы защититься от «утренников», хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки сорок шариков. Про них говорили: «Сороки святые, колобаны золотые». Шарики полагалось по одному в день выбрасывать из окна в течение сорока дней.

У молодежи в этот день были свои забавы и игры. Они собирались на танцы. Сначала девушки исполняли обряд замыкания зимы и размыкания весны. Они разрывали сорок веревочек или разламывали сорок палочек. Это действие, по мнению наших предков, разрывало путы злых духов, сковывающих землю зимой, и способствовало наступлению весны. Затем начинались массовые гулянья.

Приметы

  • На Сороки день с ночью мерится, равняется.
  • Во что Сороки, во то и Петровки.
  • Если заморозки продержатся сорок дней, то летом будет тепло.
  • Мороз, случившийся 22 марта обещает урожай, в особенности проса.
  • Какая погода на Сороки, такой она будет еще сорок дней.
  • Слышится гром – к голодному году.
  • Теплый ветер сулит дождливое лето.
  • Галки и сороки встречаются в большом количестве, значит, скоро будет тепло.
  • Чайка прилетела - скоро лед пойдет, весна начнется, жаворонок прилетел - к теплу, зяблик - к стуже.

Подготовлено на основе информации из свободных источников

Loading...Loading...