Календарь народных примет на май. Народные приметы в мае Русские народные праздники в мае

Май – последний месяц весны, время цветения, буйства красок, разгара огородно-полевых работ. Народные приметы говорят, что если в этом весеннем месяце еще холодно и дождливо, то год должен быть хлебородным: «Дожди в мае хлеба поднимают».

По одной из исторических версий месяц май получил свое название от имени богини Древнего Мира Майи. Ранее, по староримскому календарю, он был третьим по счету, а после того, как вошел в силу григорианский календарь, стал пятым. Майское тепло считается «ненадежным», даже если в начале этого месяца погода радует, то начиная со второй декады она может резко испортиться.

Приметы о погоде

С маем в народе связано множество примет:

  • часто сверкают звезды, значит лето ожидается ясное, сухое и теплое;
  • муравьи, пчелы или пауки активно двигаются – погода будет стоять хорошая весь следующий месяц;
  • майский дождь начинается крупными капельками – он будет идти недолго;
  • месяц выдался не дождливым – июнь тоже будет сухим;
  • часто жалует дождливой погодой – сентябрь будет сухим, и наоборот.

Если в мае много паутины, то лето будет знойным. Рябина зацвела во второй половине мая – не стоит ожидать ранней осени. Когда цветение дуба началось раньше, чем распустился ясень, значит, лето будет сухим. Если в начале мая облачно и дует умеренный ветер, то морозов быть не должно.

Сухую и ясную погоду предвещает туман над водой, который сгустился и не расходится в течение нескольких дней. Если туман поднялся утром, образуя при этом кучевые тучки – пойдет дождь, если же он стелется по земле, то день ожидается солнечным. Частые майские туманы – это предвестники мокрого лета.

Сухое лето сулит большое количество майских жуков. Если ночь выдалась теплой и светлой, следующий день будет пасмурным и дождливым.

Если на новолуние идет ночной дождь, то он будет затяжным, а вот когда на родившуюся луну нет осадков, то сухая погода будет стоять за окном еще долго. Вокруг солнца и луны увеличился ореол – сухая и ясная погода в мае будет еще несколько дней.

Присмотритесь к майской радуге: утренняя – вестница дождливой погоды, а вечерняя, – к солнышку, а в случае появления на небе нескольких радуг стоит ожидать теплый дождь, который продлится достаточно долго.

Если в мае с утра солнечный шар кажется больше обычного, то днем обязательно пойдет дождь, если же днем была гроза, но на улице не похолодало, значит, ночью она снова заявит о себе. Прыгающие лягушки по земле в мае обещают теплый дождик.

По дням

  • В ночь с 30 апреля на 1 мая (Вальпургиева ночь) проводился самый значительный языческий праздник, посвященный плодородию и расцветающей весне. По приметам, в этот день нельзя было заносить в дом сирень, особенно если там находился больной человек, считалось, что запах цветов одурманит и унесет с собой больного. Для здоровья и долголетия на рассвете пили студеную воду из колодца, а сорванная на рассвете веточка вербы сулила путешественнику удачу в пути и благосостояние.
  • 1 мая – Иоаннов день и Космы (Кузьмы) Халкидонского или Огородника. Начинали куковать кукушки в лесах – знать пора сеять лен, морковку и свеклу. Если же она начинает летать над деревней – быть пожару. Первый майский дождь женщины собирали, чтобы помыть им волосы, тогда они росли, как трава в мае. Облака начинают клубиться – к хорошей погоде.
  • 2 мая – день Иоанна Ветхопещерника и блаженной Матроны. В этот день женщины выходили в поле со свежевытканным холстом, расстилали его на земле и клали сверху каравай, приговаривая: «Вот тебе, матушка-весна, обнова». Это сулило сбор хорошего урожая и благополучный год. Цветет осина – пора в лес за сморчками. Если береза распустилась вперед клена – к сухому лету и наоборот.
  • 3 мая – день Иверской иконы Божьей Матери, день окликания предков. В старые времена считалось, что в этот день умершие скорбят о своей земной жизни и возвращаются увидеть своих родных. Поэтому рано утром старухи, пожилые женщины и плакальщицы посещали кладбища, а затем накрывали пышный стол. Если 3 мая появлялась двойная или тройная радуга, то до конца дня погода должна была улучшиться, но в скором времени ожидались обильные дожди. Если цветы маргариток наклонили головки низко к земле – к скорому ненастью.

  • 4 мая – день Ианнуария Беневентского и мучеников Прокула, Соссия и Фавста. В этот день старики выходили за околицу деревни, становились лицом на запад и произносили заговоры от нечистой силы. Начиналось «льняное время»: девушки водили хороводы вокруг яблонь и черемухи, пели песни и присматривали себе женихов. Чем раньше и пышнее зацветет черемуха, тем жарче, по народным приметам, прогнозировалось лето. Много щавеля выросло – к теплой, но снежной зиме. Если звезды ночью сильно мерцали, а на рассвете появились легкие тучки, то к полудню жди дождь.
  • 5 мая – день Феодора Сикеота, Луки и Климента. Высаживали на огородах лук, приговаривая: «Лук от семи недуг». Если к вечеру небо на западе чисто, то осадков на следующий день не будет. Только осина уронит сережки – не проворонь сморчка у дорожки. Если в ночь подморозит, то следующие сорок дней также будет не тепло.
  • 6 мая – Юрьев день, Георгий Победоносец или Вешний, Егорьев день. Рано утром на заре выходили «купаться» в росе и выгоняли скот для приобретения сил и здоровья. Начинались активные посевные работы. Обильная роса – ожидался хороший урожай проса, а шел дождь – легкий год скоту.
  • 7 мая – день Саввы Стратилата, Евсевия, Фомы, Елисаветы. По приметам в Евсеев день ветры все к земле гнут, а к людям маета прилипает. Рожденные этого дня и вовсе всю жизнь маяться будут. Заканчивали посев овса, а появление множества комаров и крылатых муравьев сулил его хороший урожай. После этого дня еще 12 раз могли быть заморозки по ночам. Лучи солнца стали темнеть – жди сильной грозы.
  • 8 мая – день Марка Евангелиста или Ключника, Василия, Фомы. Молились Марку, чтобы он защитил от засухи, «отомкнул» небо и пустил дождь. Солнечная, ясная погода – к урожаю яровых. Утром веет с востока, а вечером с запада, значит, следующий день будет солнечным и без дождя. Если яблони еще не успели зацвести – урожая в этом году ждать не стоит. Высокая и крутая радуга – к хорошей погоде, низкая и пологая – к ненастью.
  • 9 мая – день Василия, Стефана, девы Глафиры Амасийской или Горошницы. Обычно в этот день сеяли горох и сажали ранний картофель, на обед готовили гороховый суп или кашу. Часто и подолгу кующая кукушка предвещала теплую погоду. Если свежий утренний ветер днем усиливается, а к вечеру утихает – к ясной и устойчивой погоде.
  • 10 мая – день Симеона Иерусалимского. Распахивали поля и ждали, когда земля прогреться для засевания пшеницы. Коли сады цветут по холоду, по такому и жать рожь будем. Солнце взошло ясное – лето жди ветреное.
  • 11 мая – день апостолов Иасона, Сосипатра, Святого Кирилла. Заготавливали впрок березовый сок, но погода при этом должна была стоять погожая. Если же с утра туман или дождь, то полезных качеств в соке не будет или он скоро прокиснет. Ясный восход солнца – к хорошему лету, теплая и звездная ночь – к урожаю. Поздно зацвел одуванчик – к засушливому лету.
  • 12 мая – день девяти мучеников Кизических или Целителей. Произносили заговоры от телесных болезней и эпидемий. По приметам в эту ночь сны были вещими. Подул сильный ветер – к скорому ненастью, если дождь начинается с молний, то он будет затяжным.
  • 13 мая – Иаков Зеведеев или Яков Теплый. В дальнюю дорогу на Якова отправлялись, только искупавшись в мартовской талой воде. Она защищала от напастей, болезней и дурного глаза. Хорошая погода и звездное ночное небо в этот день предвещает теплое и урожайное лето. Если цветки одуванчика раскрылись в пасмурный день – к скорому улучшению погоды.
  • 14 мая – день пророка Иеремия или Запрягальщика, Пафнутия и Макария. Считалось, что в этот день сам пророк запрягает свою колесницу и помогает тем, кто пашет и просит у него помощи. Погожий день сулил такой же на сбор урожая. Собака скулит, роет землю и спит тревожно – к скорому дождю с бурей.
  • 15 мая – святого Афанасия Великого, Марии Магдалины, Саломии, Бориса и Глеба Сеятелей. Сажали огурцы, кабачки, тыкву. Начинали петь соловьи: громко и протяжно – к скорому теплу, всю ночь или при густом тумане – к ясному и погожему следующему дню.
  • 16 мая – день мучеников Тимофея и Мавры, Мавра Рассадница, Молочница или Щиха. Высаживали в огороды рассаду, начинали варить щи с зелеными побегами крапивы, щавеля, лебеды. Коров выгоняли пастись, на свежую траву, чтобы давали густое и жирное молоко. Обильная роса и ясный день сулил хороший урожай огурцов. На черемухе много цвета – к мокрому лету.
  • 17 мая – день Пелагии Тарсийской или Заступницы. Пелагия считается покровительницей всех невинных девиц, несправедливо обиженных, птиц и баклушников. Именно в этот день заготавливали дерево для изготовления ложек и другой домашней утвари. Приметы гласят: терн зацвел раньше и обильнее положенного – к холодному концу мая месяца, солнце бледное и в дымке – к продолжительной ненастной погоде.
  • 18 мая – день Ирины Македонской, Арины Рассадницы или Капустницы. Выжигали старые покосы, женщины (обязательно в одиночестве и молча) высаживали капусту и другую рассаду. Изобилие хвоща в балках да по полям говорило о хорошем урожае овса. Если гусь плескается в воде – к теплу, если в пыли – к похолоданию.
  • 19 мая – день Иова Многострадального или Горошника. Второй раз высеивали горох и другие бобовые. Если этим утром легла обильная роса и целый день стоит ясная погода, это благоприятный знак – урожай будет богатым. Если осы организовывают гнезда на открытых солнечных местах, значит, лето будет дождливым и сырым.
  • 20 мая – день воспоминания явления на небе Креста Господня в Иерусалиме, Купальный день. В этот день считалось необходимым искупать лошадей, участвующих в посевных работах, в ближайших реках или водоемах. Сами хозяева также окатывали себя ведром холодной воды с головы до ног для здоровья и придания сил. Ветер веет с юго-востока – к длительной погожей погоде. Радуга с широкой зеленой полосой – к длительному и обильному дождю.

  • 21 мая – Иоанна Богослова и Арсения Великого. Сеяли пшеницу, а зажиточные хозяйки пекли пироги и угощали ими всех проходящих мимо путников, нищих, убогих. Плохим знаком считалось так никого и не встретить на дороге, тогда хотя бы один пирог крошили домашним и диким птичкам. Если гроздья акаций совершенно не издают запаха, значит, скоро будет затяжной дождь.
  • 22 мая – день пророка Исаии и Николая Чудотворца, Угодника или Вешнего. Становилось совсем тепло и лошадей выгоняли на ночные пастбища. Вечером девки носили пастухам пироги, гречневую кашу в горшочках, жгли костры, пели песни и водили хороводы. Хорошей приметой на Николая считался дождь или умыться на рассвете росой – это сулило здоровье и хороший урожай. Ночной гром – к хорошей погоде.
  • 23 мая – день апостола Симона Зилота. Этот день совпадал с языческим праздником Матери-Земли или Кормилицы, людям не разрешалось копать, пахать, бороновать или хоть как-то нарушать целостность земляного покрова. А вот ходить по земле босыми ногами, особенно по росе или собирать лечебные травы вполне приветствовалось. Птицы запели до рассвета – к дождю.
  • 24 мая – день Кирилла и Мефодия, священномученика Мокия или Мокия Мокрого. Народные приметы говорят, что в этот день месяца обычно идут дожди, и они приносят красоту и силу тем, кто под ними вымокнет. Затяжной дождь грозил мокрым и сырым летом. Фазан с вечера усаживается на ветку дерева – к тихой и сухой ночи.
  • 25 мая – день святого Епифания, Германа и Ермогена, Рябинник. В Епифанов день девицы одевали красные сарафаны или юбки, молились святому, чтобы уберег посевы и дома от пожаров. О том же просили и у рябины, водя вокруг хороводы. Багрово-алый восход солнца обещал сильные летние пожары. Если на прудах кувшинки подняли свое листья на самую поверхность, значит, заморозков уже не будет.
  • 26 мая – день девы Гликерии и мученика Лаодикия. Начинался посев гречихи. В старину говорили: «Если на Гликерию много комаров – готовь по ягоды коробов, если мошек – для грибов лукошек». День жаркий, а ночь прохладна – на завтра дождя не будет. Цветки земляники закрылись и поникли к самой земле – жди скорого ненастья.
  • 27 мая – день Исидора Хиосского, блаженного Исидора Твердислова или Бокогрея. С этого дня переставали веять северные ветры, становилось тепло, массово прилетали стрижи и ласточки. Ясный день сулил хороший урожай огурцов, холодный – мокрое и холодное лето. С утра на листьях клена выступили капельки сока – к вечеру быть дождю.
  • 28 мая – день Пахомия Великого, Исаии Ростовского, Димитрия. Устанавливалось настоящее тепло. Старики говорили: «Пришел Пахом Бокогрей – досевай пшеницу поскорей», причем кроме пшеницы сеять больше ничего не рекомендовалось – не взойдет. Летает много паутины – к жаркому лету, дым от костра клубиться и выедает глаза – к сырому дню.
  • 29 мая – день преподобного Феодора Освященного или Житника, Кассиана и Лаврения. Считался последним сроком посева яровых. На обед обязательно готовили кашу (гречневую, ячневую, пшеничную или пшенную) с маслом. До этого дня обязательно зацветала рябина. Если лягушки и жабы расквакались во время холодного дождя – скоро погода наладится.
  • 30 мая – день апостола Андроника и преподобной Евфросинии (Евдокии). Пришла пора окучивать картошку. В народе говорили: «Какова Евдошка – таково и лето: молодой месяц с дождем – к мокрому, с северным ветром – к холодному». Свиньи роют себе ямы для луж и болота перед мокрым летом.
  • 31 мая – память святых отцов семи Вселенских Соборов, Феодота Анкирского и семи дев мучениц. Высаживали лен и наблюдали за дубом. Если на дубе макушка с опушкой (развернулись все листы) – будешь мерить овес кадушкой. Опадание зеленых листьев с дуба или дождь обещали голодный год и плохой урожай фруктов. Пчелы массово сидят и работают на рябине – к хорошей погоде на следующий день.

Свадьба в мае

В прежние времена женитьба в мае по народным приметам не сулила молодой семье ничего хорошего. Старики говорили: «В мае сходиться – всю жизнь маяться». Обидным считалось даже сватовство в этот период.

Если же другого выхода не было и свадьбу надо было играть именно в мае, то венчальную церемонию проводили под старым дубом, символом силы, могущества и прочной веры. Молодые брались за руки и трижды обходили дерево, кланялись ему в пояс и молили сохранить их союз крепким и благополучным.

На сегодняшний день многие молодые люди не верят в старинные приметы и обряды и сочетаются браком в подходящее для них время, твердо веря, что для настоящей любви не страшны любые преграды.

Неблагоприятными для свадьбы по церковному календарю считаются дни Великого поста и короткие однодневные.

Греки назвали последний месяц весны в честь богини гор Майи, так как в это время горы в Греции покрываются зеленью. У римлян Майя - богиня плодородия, весеннего обновления земли. Древнерусское название мая - ярець, назван так в честь славянского бога солнца Ярилы. По-украински май - травень: растут травы, зеленеют деревья.

Среднемесячная температура +11,5 °C.

Народные пословицы и приметы мая

Майское тепло ненадежное.

  • Май обманет да в лес уйдет.
  • Хорошее начало сулит холодную вторую половину месяца.

Часто бывает возврат холодов: в пору цветения черемухи - черемуховые холода. Обычное похолодание под конец месяца - «в семь лет раз».

  • Когда цветет черемуха - всегда живет холод.
  • В рубахах пахать - в шубах сеять.
  • Май - коню сена дай, а сам на печь полезай.
  • Май холодный - год хлебородный.
  • Март сухой да мокрый май - будет каша и каравай.
  • Майская роса коням лучше овса.

Возврат холодов обычно бывает в первой и третьей пятидневках. Иногда выпадает снег: 9 мая 1909 г.; 15 мая 1913 г., 21 мая 1927, 1971 гг.

Но «майский мороз не выдавит слез».

Во второй половине месяца стоит сухая и жаркая погода - до +25 °C.

Запел соловей, значит, береза лист пустила. Соловей запевает, когда может напиться росы с березового листочка.

Береза зеленеет за 5-6 дней до перехода температуры выше 10 °C. Можно сажать картофель. При ранней весне посадку начинают через неделю после развертывания березовых листочков - в пору цветения черемухи.

Зяблик рюмит (выводит трель, как у сверчка) - дождь будет.

У крестьянина много работы: «рад бы жениться, да май не велит».

Календарь сезонных явлений

Явления Срок
средний самый ранний поздний
Первая весенняя гроза 2 мая 23 марта (1915 г.) 31 мая (1908 г.)
Появляются сморчки 6 мая 18 апреля (1922 г.) 26 мая (1924 г.)
Оканчиваются заморозки воздуха 6 мая 19 апреля (I960 г.) 4 июня (1930 г.)
Вылетают майские жуки 6 мая 24 апреля (1950 г.) 22 июня (1947 г.)
Прилетают ласточки 9 мая 24 апреля (1950 г.) 16 июня (1958 г.)
Запевает соловей 10 мая 1 мая (1916 г.) 18 мая (1918 г.)
Зацветают:
одуванчик 11 мая 30 апреля (1934 г.) 25 мая (1941 г.)
крыжовник 14 мая 1 мая (1950 г.) 23 мая (1927 г.)
черемуха 16 мая 25 апреля (1921 г.) 13 июня (1941 г.)
вишня 17 мая 25 апреля (1921 г.) 11 июня (1941 г.)
яблоня 20 мая 7 мая (1950 г.) 15 июня (1941 г.)
слива 23 мая 5 мая (1906 г.) 8 июня (1912 г.)
Переход температуры выше 10 °C 12 мая 24 апреля (1934 г.) 11 июня (1941 г.)
Прилетают стрижи 14 мая 8 мая (1921 г.) 24 июня (1943 г.)
Сажают картофель 15 мая 3 мая (1935 г.) 1 июня (1944 г.)

Подробный народный календарь на май

  • Пришел Егорий - и весне не уйти.
  • Егорий весну начинает, Илья (2 августа) лето кончает.
  • На Марка небо ярко, бабам в избе жарко.
  • На Марка прилет певчих птиц стаями.

13 мая - Яков. Теплый вечер и звездная тихая ночь на Якова - к ветреному, сухому лету.

  • На Еремея погоже - уборка хороша.
  • На Еремея непогодь - всю зиму промаешься.
  • Сей неделю после Егорья (6 мая) да другую после Еремея.
  • Борисов день - соловьиный, начинают петь соловьи.
  • Соловей запел - вода на убыль пошла.

Цвет черемухи холод приносит. Зеленая травка - молоку прибавка. У коровки молоко на языке.

18 мая - Арина-рассадница. Капусту рассаживают по грядам. При этом приговаривали: «Не будь голенаста, будь пузаста, не будь пустая, будь тугая, не будь красна, будь вкусна, не будь стара, будь молода, не будь мала, будь велика!».

  • Иов-россенник росы распустил.
  • Большая роса - к урожаю огурцов.
  • Пришел бы Никола, а тепло будет.
  • Егорий (6 мая) с кузовом, а Никола с возом.
  • С Николы вешнего сади поздний картофель.
  • От Николы осталось 12 морозов (утренников), коли не весной, то на Семин день (14 сентября).
  • На Мокия мокро - все лето мокро.
  • Коли на Мокия туманно и багряный восход солнца, а днем дождь - к мокрому, грязному лету.
  • На Сидора еще сиверко.
  • Прошли Сидоры, прошли и сиверы.
  • На Сидора сиверко-лето холодное.
  • На Сидора прилетят стрижи и касатки - и принесут тепло.
  • Пришел Пахом - запахло теплом.
  • На Пахома тепло - все лето теплое.
  • Придет Федот - последний дубовый листок развернет.
  • Дуб одевается - скотина наедается.
  • Дуб перед ясенем лист пустит - к сухому лету.
  • Коли на Федота на дубу макушка с опушкой, будешь мерить овес кадушкой.

Вознесение - последний весенний праздник.

Справляется на 40-й день после Пасхи. Вознесение не имеет своей постоянной даты и в разные годы приходится на разные числа. С этого дня весна уступает дорогу лету.

С Вознесеньева дня весна потом умывается, честному Семику кланяется, на Троицу-Богородицу из-под белой ручки глядит.

Май - это настоящий праздник весны. Распускаются листья у березы, рябины, ольхи, вяза, орешника, сирени, жасмина, вербы и многих других. Зацветает и отцветает черемуха; цветут яблони, желтая акация, черная смородина, крыжовник, рябина и земляника, ландыш, незабудка, сирень, чистотел, будра, одуванчик, первоцвет - баранчики, копытень (иногда даже в конце апреля), в весенних лужах - калужница; на сырых лугах - болотная фиалка, купальница; сильное цветение осок; обильно цветет сурепка, появляются грибы свинухи.

Первое кукование кукушки; первая песня соловья. Прилетают городские ласточки и стрижи, мухоловки, славки. Строят гнезда зяблики. Откладывают яйца чибисы. Воронята начинают слетать с гнезда.

Лосиха родила лосенка, иноща двух; щенятся лисица и волк Медведь линяет, родились детеныши у хорька, выдры, норки-вообще у большей части зверей это период размножения.

Просыпаются гадюка, уж, безногая ящерица - веретенница и другие ящерицы. В конце мая вылезает из норы серая жаба и откладывает икру длинными шнурами.

Использованные материалы:

  • В. Д. Грошев. Календарь российского земледельца (Народные приметы).

Многие историки считают, что название этого весеннего месяца обязано таким латинским словам, как «майор», «майф», «майестас» (больший, большой, высший).
По другой версии, последний месяц весны древние греки нарекли в честь нимфы гор Майи (в это время года горы в Греции покрываются нежной зеленью). По-гречески Майя - мать, кормилица. На Востоке - прародительница, мать мира. У римлян - покровительница женщин, богиня обольщения, плодородия, вешнего обновления земли.
Древнеславянские наименования месяца - травень, травный, цветень, розоцвет, майник.
На Руси май называли: листопук, мур, росеник, пролетень. Лис-топук - от «листа» и «пука травы»-. Мур, потому что появляется трава-мурава. Росеник - от обильных майских рос, а пролетень (ле-тень) - это преддверие лета.
Май еще - ключ ко всему году:ранопашец, пора сева, угарный месяц (в поле много работы). Он светодень - месяц-праздник, месяц птичьих песен и устройства гнезд. Он же и маковей, потому что зацветают алые маки.
В народе май поэтично называют юностью года и сердцем весны, зенитом весны и ее венцом, апогеем весны и торжеством весны зеленой, ее самой заветной порой и весной зеленого шума.
Календарь природы. Уже 1 мая можно услышать соловьев. К этому времени реки освобождаются ото льда. Зацветают анютины глазки и крыжовник. 2 мая - садовая ирга, красная смородина, бузина, желтая акация, полевой клен. Лопаются почки у тополя и ольхи.
3 мая сажают ранний картофель, начинают квакать лягушки, покрываются цветками американский ясень, на следующий день - сирень, спустя сутки - крапива, дуб, липа и лисохвост, выходит в трубку озимая рожь.
6 мая наступает средний срок окончания заморозков, вылетают майские жуки. Средняя суточная температура поднимается выше отметки 5 градусов. Кукует кукушка. Скот каждый день выгоняют на пастбище. Зацветают черная смородина и чистотел. 7 мая цветут яблони, развертывают почки груши, оставшиеся ветлы рябины, вылетают шмели. Спустя день появляются стрижи.
9 мая в разгаре посев ранних яровых, зацветает медуница, а на другой день распускается незабудка. Через сутки колосится озимая рожь. 12 мая цветут ландыш, рябина. Раскрываются почки на поздней черемухе. 14 мая - массовый прилет стрижей.
15 мая начинается повсеместная посадка картофеля.
16 мая раскрывает почки верба. Всю ночь поет соловей. 19 мая пробуждаются лесные муравьи. Через день лопаются почки у лесного шиповника, зацветает ранний хрен, а 21 мая - голый вяз.
После 25 мая цветут ветлы, садовая ирга, черная смородина, одуванчик, мать-и-мачеха. Отцветают повислая береза, крапива, американский ясень. 30 мая вылетают последние комары. 31 мая - поздний срок первой весенней грозы.
Охота и рыбалка. Запрещена охота на лань и медведя, рысь и выдру, барсука и белого хоря, ласку и летучую мышь, цаплю и выпь, кроншнепа, филина и других видов сов.
В центральной части европейской территории страны самый лучший клев в мае у щуки и налима, линя и угря. Нерестятся окунь, жерех, ерш, лещ, плотва, язь и судак.
Сбор растений. Первая и вторая декады мая - время сбора сморчков, а в конце месяца появляются первые подберезовики и сыроежки.
В мае заготавливают чагу, цветки бессмертника, ландыша и ромашки, листья брусники, кору калины, листья ландыша, траву трехцветной фиалки.
Приметы. Май холодный да мокрый делает год добрый.
Солнце в багряных кругах могло предвещать скорую грозу. Но наши предки помнили: сей в ненастье - собирай в ведро.
Май холодный - год хлеборобный.
Сколько в мае дождей, столько лет быть урожаю.
Первым весенним дождем смачивают голову, чтобы волосы росли так же быстро, как майская трава.
Если дождей в мае много, то их мало в сентябре.
Если начало мая теплое, в конце будут холода: в рубахах пахать, в шубах сеять.
За сырым маем - сухой июнь.
Туманы в мае обещают плодородие, грозы - обилие, град - градобойное лето.
Слушали, как молодые грачата кричат: сей овес. Говорили: сей овес в грязь - будешь князь. Когда крылатые муравьи показались - сей овес.
Рябина зацветает - сеять лен приспевает.
Зацветает ольха - сеять гречу пора. Гречиху сей, когда роса хороша.
Ячмень сеют, когда цветет калина. Ячмень на свежем навозе сей в полнолуние.
Просо ветра не боится, а морозу кланяется.

По народному календарю . В деревне крестьяне в этот день работали. Звали Козьму огородником. Говорили: на Козьму - сей морковь и свеклу.
Человеку, рожденному в этот день, полагалось быть огородником. Говорили: пришел Козьма - заглянул в погреба, лопату взял - у избы землю покопал.
По народному поверью, беспокоился Козьма о крестьянине. Берег семена овощей от вьюговеев, а позже от сухостоев. Чтобы урожай был хорошим, смачивают семена речной водой в течение трех утренних зорь.
А городские жители 1 мая отмечали праздник. Они устраивали первое весеннее гулянье за городом в роще, где катались в экипажах. Школьники тоже проводили празднества.
Традиция первомайского гулянья была заимствована у иностранцев. В этот день римляне обливали друг друга и купались в Тибре, в который весталки бросали тростниковые чучела. Первого мая с утра римляне выходили в поле с музыкой собирать зеленые ветви для украшения дверей родственников и друзей.
У греков Первое мая - веселый праздник, похожий на русский Семик. Двери домов украшались цветами и древесными ветвями, и вся Греция встречала начало лета в рощах и садах народными увеселениями.
У шведов, датчан, немцев и англичан издревле Первое мая было радостнейшим праздником. Майские веселья сопровождались хороводами вокруг майского дерева. Молодыми березками украшались в Германии дома, комнаты и церкви, особенно в Троицу. Первого мая поселяне, собравшись вместе, ездили на лошадях с зелеными ветвями в руках или на шляпах: привозили лето на конях в село. Пели веселые песни.
От майских народных игр пошли у французов и англичан собрания майского поля, которые ежегодно проводили в мае первые французские короли. Затем давались пиршества и зрелища с разными потехами. Во многих местах Франции ставили перед домом городского мэра майское дерево.
В Англии и Скандинавии избирали майских царей и цариц, на которых надевали венки из майских цветов.
В Москве первомайское гулянье обычно проводилось в Сокольнической роще, где русские государи потешались звериной и соколиной охотой. В просторечии это гулянье называют немецкими станами, так как здесь было первое становище немцев, приехавших в Россию и поселившихся в Немецкой слободе под финским названием Кукуй. Немцы отмечали свой праздник Первое мая, любопытствующие русские приходили на него посмотреть, и постепенно этот чужестранный праздник обрусел.
Праздник назывался также немецкими столами, потому что Петр I первого мая угощал шведских и немецких мастеров, по обычаю их страны. Так, частное немецкое гулянье постепенно стало общим московским.
Сокольническая роща, в которой было положено начало праздникам, оглашалась 1 мая музыкой и хорами песенников и цыганок. По дорогам тянулись ряды экипажей, шли пешеходы, а в стороне под сенью сосен сидели семьи за самоваром. Устраивались палатки и шатры с прохладительными и горячительными напитками, а артисты балаганов забавляли гуляющих.

По народному календарю . Считалось, что на Федора покойники тоскуют по земле. В этот день посещают кладбище.
Чтили родовые угорья. По народному древнему поверью, Красное угорье - это место, где души наших предков обитали. Считалось, что 3 мая земля открывалась и вылетали души ушедших на Божий свет. В этот день накрывали богатый стол, чтобы порадовались души предков нашему житью-бытью.
На Красное угорье приносили матери пироги, только что вынутые из печи.

По церковному календарю . Святой благоверный князь Новгородский Всеволод (при крещении Гавриил) был сыном великого князя Мстислава Первого и внуком Владимира Мономаха.
С отрочества отличался Всеволод отвагой и благочестием. Большую часть жизни князь провел в военных походах, «доблестно сражаясь за правое дело».
Перенесение мощей его состоялось 5 мая (22 апреля по старому стилю) 1834 года.
По народному календарю. На Луку высаживают на грядки лук.
Считалось, что в этот день беременные ведьмы стелили на росную траву белое полотно и водили хороводы. И когда у бабы не было дитя, она шла к лесной поляне, над которой поднимался теплый вешний пар. Выглядывала ведьм, раздевалась и вставала незаметно в этот хоровод. А потом отрывала от утоптанного полотна лоскут, приходила домой, утиралась лоскутом и скоро беременела.
Древние славяне в этот день отмечали праздник Рожаниц.

Род и Рожаницы

У древних славян были боги, особо «ответственные» за процветание и приплод всего живого в природе, а также за преумножение рода людского, за брак и любовь между людьми. Это Род и Рожаницы.
Некоторые ученые представляют Рода в виде мелкого семейного божества вроде домового. Другие, наоборот, считают Рода одним из самых важных, верховных богов, принимавших участие в создании Вселенной.
В рожаницах исследователи видели многочисленные, безликие божества женского пола, помогавшие в различных женских заботах и работах, а также при рождении детей. Однако современные ученые пришли к выводу, что рожаниц было две: Мать и Дочь.
Рожаница-Мать отвечала за период летнего плодородия, когда созревает, тяжелеет, наливается урожай. Это почтенная хозяйка дома, мать многочисленного семейства. Древние славяне дали ей имя Лада. Великая Лада была матерью двенадцати месяцев, на которые делится год.
Дочь Лады, младшую рожаницу, звали Леля. Славяне считали, именно Леля заботится о едва проклюнувшихся всходах - будущем урожае.
Лелю-Весну торжественно «закликали» - приглашали в гости, выходили встречать ее с подарками и угощением. А прежде спрашивали разрешения у Матери Лады: отпустит ли дочь?
На праздник рожаниц (22-23 апреля по старому стилю) приносили жертвы растительными и молочными продуктами, которые торжественно, с молитвами съедали ira священном пиру, а потом ночь напролет жгли костры: огромный, в честь Лады, и вокруг него еще двенадцать поменьше - по числу месяцев года. Согласно традиции, это был женский и девичий праздник. Парни, мужчины смотрели на него издали.

Георгий

Святой великомученик Георгий почитается как покровитель земледелия, стад и пастухов.
Егорий ездит всегда на серой лошади с копьем в руках и пронзает им зеленого дракона (изображенне, издревле вошедшее в употребление как герб московского царства). Тем же копьем, по русским легендам, он поразил волка, который выбежал ему навстречу и вцепился зубами в ногу его белого коня. Раненый волк заговорил человеческим голосом: «3а что ты меня бьешь, если я есть хочу?» - «Хочешь ты есть, спроси у меня. Вон возьми ту лошадь, ее хватит тебе на два дня».
Народ верил, что всякая зарезанная волком или задавленная и унесенная медведем скотина обречена как жертва Егория - начальника и повелителя всех лесных зверей. Егорий умел говорить со зверями на людском языке и делал так, что обреченная скотина сама шла навстречу врагу и беззащитно останавливалась перед ним, как в столбняке. Причем Егорий забирает тех животных, которые оказались бы вредными для человека, потому что святой покровитель домашнего скота, охранник пасущихся стад, строго наказывает беспечных. Не случайно поэтому появилась поговорка: что у волка в зубах, то Егорий дал.
На Черноземье ходил рассказ о том, как Егория приказал змее ужалить пастуха, который продал овцу бедной вдовы, а в свое оправдание сослался на волка. Когда виновный раскаялся, святой Георгий явился к нему, обличил во лжи, но возвратил ему и жизнь, и здоровье.

По церковному календарю . Георгий происходил из знатного рода и занимал высокое положение в обществе. Он служил в римском войске офицером, что не мешало ему открыто исповедовать «истинную веру».
Когда при императоре Диоклетиане начались гонения на христиан, Георгий добровольно сложил с себя воинские обязанности и стал проповедником. За это святой был схвачен и подвергнут самым изощрениым пыткам. Мученику по приказу Диоклетиана отсекли голову. Произошло это в Никомедии около 303 года.
Святого почитают во всем христианском мире: у грузин, греков, итальянцев, французов, англичан и русских. Имя его служит девизом, паролем и клятвой у французов при судебных поединках и в битвах; лик его изображался на гербах и на монетах генуэзских, английских и русских.

По церковному календарю . Мать святого Марка, Мария, была одной из преданных последовательниц Иисуса Христа. Поэтому ее сын Иоанн еще юношей примкнул к общине христиан, В общине он получил имя Иоанна-Марка.
Святой Марк принимал участие в миссионерских поездках, был Учеником и спутником апостола Петра, который именовал его своим сыном.
Из Рима юноша переселился в Александрию и основал в этом городе святую церковь. Здесь же апостол принял мученическую кончину.
По народному календарю . Святого Марка в народе называют иногда -«ключником», веря, что он владеет ключами от дождей.
В этот день особенно много молятся и просят ниспослать сильный дождь, так необходимый в эту пору.
Ждали в деревнях прилета певчих птиц. Обходили горницы с крапивой, мыли полы настоем из крапивы. Ждали дождей. Марк отмыкал небесную высь, созывал влагу, просил ее сойти на землю.
На святого Марка сеют гречу.
Примета . Если на Марка ясный день - будет хороший урожай яровых.

По народному календарю . Во многих местах - начало ранней пахоты.
Говорили: ранопашец глядит, хорошо ли оттаяла земелька.
Считалось, что 10 мая всякие твари сон стряхивают с себя, выбираются на свет божий, тянутся к жилью человека, к хлеву. Принимают, по народному поверью, нечистые силы то птичье обличье, то звериное. И жалостными у ног человека появляются. Пригреешь птичку - уже поздно будет. Пригретая да сытая нечистая сила поглумится над человеком.

По церковному календарю . Церковь отмечает день святителя Кирилла, епископа Туровского.
Святитель Кирилл - известный писатель Древней Руси, ярый проповедник. Он был сыном состоятельных родителей, но еще в юности отказался от богатства и принял постриг. Всю жизнь святой провел в подвигах поста и молитвы.
В 1174 году Кирилл был возведен в сан епископа. Достойно управлял он епархией вплоть до своей кончины. Преставился святитель 28 апреля.
По народному календарю. Начинается сбор березового сока, которым отпаивают больных.
Приметы . Теплый ветер на Максима приносит здоровье.
Теплая и звездная ночь - к урожаю, ясный восход солнца - хорошее лето.

В этот день старались найти спасение от девяти напастей. Надо было заговорное слово сказать, чтобы девять напастей человека не одолели. Чтобы они крови не сушили, по жилам не ходили, опухоли не наводили, костей не ломали, суставов не воротили. Чтобы человек был от земли чист, от воды светел.

По церковному календарю . Иаков Заведеев, брат святого евангелиста Иоанна, был одним из двенадцати апостолов Спасителя. Ро-Дился он в доме зажиточного рыбака; в пустыне слушал проповедь Иоанна Предтечи; одним из первых был призван Учителем следовать за ним.
После вознесения Христа апостол Иаков продолжал нести людям Христово слово в Иерусалиме и других городах, за что претерпел муки адские и был убит при царе Ироде Агриппе.
Примета . На Якова теплый вечер и звездная ночь - к урожаю. Теплый день с дождем предвещал на полях обильные хлеба.

По народному календарю. Для получения хорошего урожая во многих губерниях соблюдался обычай: в день засева ни один домохозяин не дает ни взаймы, ни за деньги ни одного зерна или куска хлеба; нарушение этого условия может привести к неурожаю.
Приметы . На Еремея погоже, то и уборка хлеба пригожа.
На Еремея непогода - всю зиму промаешься.
На Еремея по ранней росе иди на посев. Сей неделю после Его-рья, да другую после Еремея.
На Еремея - и ленивая соха в поле выезжает.
Если накануне солнце взошло ясно, то быть и всему лету ясным.

По церковному календарю . Архиепископ Александрийский Афа насий родился в 298 году. В юности он получил хорошее образова ние, однако обрек себя служению Господу.
В 319 году Афанасий был посвящен епископом Александром в дьяконы, а после смерти Александра стал его преемником. Через семнадцать лет епископа оклеветали; он был низложен и осужден на изгнание. Спустя два года Афанасий вернулся из ссылки, но весной 340 года священнику снова пришлось уехать. Архиепископ Римский Юлий созвал Собор, и на Римском соборе отца Афанасия признали невиновным. Но еще дважды он был вынужден оставить город. Умер патриарх в 373 году. Из сорока пяти лет своего служения на посту епископа двадцать святой Афанасий провел в изгнании.
В этот же день вспоминают перенесение мощей святых князей - Бориса и Глеба, убитых по приказу Святополка. Первое перенесение мощей благоверных мучеников состоялось в 1072 году по решению князя Изяслава, второе - в 1115 году при Владимире Мономахе.
Великие Борис и Глеб, первые святые, канонизированные Русской православной церковью.
По народному календарю . Бориса и Глеба называли сеятелями, а день - барыш-день.
Сеют хлеб. Помнили крестьяне, что на хорошей земле надо сеять яровой хлеб раньше, на плохой - позже.
Торговцы стараются что-нибудь продать выгодно, чтобы весь год торговать с барышом.
С этого времени начинают петь соловьи.
Приметы . Раннее яровое сей, когда вода сольет, позднее - когда цвет калины в кругу будет.
На цветенье рябины верного тепла ожидай.
Соловей поет всю ночь - будет солнечный день.

По церковному календарю . В этот день церковь отмечает успение преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского монастыря. В народе он почитается как родоначальник русского монашества и основоположник общежительного устава.
Родился Феодосии около 1036 года в родовитой семье. Юные годы провел в Курске, куда по велению князя переселились его родителя.
В семь лет мальчик начал учиться грамоте, а потом был определен в училище. В тринадцать лет он познакомился с жизнью монахов и решил посвятить себя служению Богу. В четырнадцать лет, лишившись отца, юноша отрекся от мира.
Принял постриг в Киеве. Когда молодому человеку исполнилось двадцать шесть лет, его назначили игуменом. В это же время преподобный взялся за устройство нового монастыря.
Скончался преподобный Феодосии 3 мая 1074 года и был погребен в той самой пещерке, где когда-то начинал свой подвиг. ,-,.
По народному календарю . Коровы дают больше молока.
«Зеленые щи» - еще одно название этого дня за то, что щи варят уже не из кислой капусты, которой к тому времени остается немного в запасе, а из щавеля, лебеды, сныти, крапивы, которая «жгуча родится, а в щи годится».
Называли день именем Пелагеи - вороньей заступницы. Пелагея оберегает малых воронят, учит их уму-разуму. Водит за собой к чащобе лесной, где дает впервые им испить крови звериной. Рост и силу набирают воронята.
Приметы . Соловьи запели - весна зацветет дружно. Цветет черемуха - холод приносит. И лишился праведный Иов всего, что у него было: детей, скота… Но не возроптал он: «Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим же вернусь в чрево матери-Земли. Господь дал. Господь и взял. Да будет благословенно имя твое, Господи, во веки веков!»
И снова пришел сатана к Богу: «Иов славит имя твое, так как не познал всех скорбен на себе».
«Хорошо, возьми Иова, - согласился мудрейший. - Но не касайся души его». Напала проказа на страдальца, и камнями погнали его из племени человеческого. Иов же повторял одно: «Да будет благословенно имя твое, Господи!»
И послано было вновь праведнику его богатство. И дал ему Бог!детей, прекраснее которых не было на земле, - семерых сыновей и трех дочерей. И прожил Иов еще сто сорок лет и видел потомство свое до четвертого колена.
По народному календарю . Иова называли также горошником, росенником. Росенник приказывал босыми ногами по земле ходить, сухостоя в ногах не копить. С росянки-травы, как из чарочки зеленой, целительную влагу пить.
19 мая почиталась на Руси роса. Она открывает подземные воды.
Катались дети по росной траве. Чуть солнце обогревало траву, выносили больных. Омывали росой. Собирали с травы росу в склянки. Давали пить на голодный желудок больным, чтобы уменьшилось кровохарканье, тошнота, зрение стало острее, а раны зарастали.
Произносили такое заговорное слово: «Заря до зори, заре до свету вставала Мать Свята Богородица. И протягивала, сердешная, она руку к святой водице. И сердцу-то на здоровьице, и душе-то на вольную волицу - выплескивала она святую водицу. На легкое хождение, на болезни утвореше, роду нашему - на крещение». Говорили: пришел Иван-пшеничник, выгоняй кобылицу, паши.

По церковному календарю . Все верующие торжественно отмечают день перенесения святых мощей Николая Чудотворца в Бар-град. В 1807 году итальянские купцы из города Бори перевезли мощи угодника в свой родной город. День прибытия мощей в Бар-град празднуется в Италии весьма пышно. Обычно в торжестве принимают участие паломники из разных стран, так как святого Николая Мирликийского почитают во всем христианском мире.
По народному календарю . Николу называли ласково вешним, травным, теплым.
С этого дня в северных районах начинают средний посев яровых хлебов. Говорили: до Николы крепись, хоть разопнись, а с Николы - живи не тужи. Никола-вешний откармливает скотину травой, он «с возом»-, то есть с кормом. Не хвались на Егорьев день посевом, хвались на Николин день травою.
На Николу-вешнего надо было картофель сажать. А еще верили крестьяне: попроси Николу, а он Спасу скажет. Потому что слыл Никола заступником крестьян.
Этот день - праздник конюхов, так как Никола вешний считается покровителем лошадей. «Никола осенний лошадь на двор загонит, а Никола весенний лошадь откормит», - говорили крестьяне.
День Николы вешнего считается мужским праздником, так как в этот день парни первый раз ехали в ночное и на лугах, при свете костров, пировали. Привозили водку, закуску, жарили яичницу, а после заката солнца появлялись девки. Молодежь, на полной свободе, водила хороводы, пела песни и плясала до утренней зари.

Народный календарь мая - аграрные народные праздники, обряды, обычаи, приметы. Ими отмечались все трудовые циклы - пахота, сев, жатва, уборка урожая, сенокос, молотьба, охота, путина и др.. Народный календарь примет мая отразил и специфику образа жизни православного русского крестьянина, и те природные условия, где он жил. Так появлялись народные праздники и приметы, поколение от поколения, которые составляли народный календарь. Народный календарь примет мая вполне может служить своего рода энциклопедией крестьянского быта с его народными праздниками и буднями.

Русский народный календарь мая: Народные приметы в Мае, пословицы и поговорки мая.

В русском народном календаре май считался третьим пролетным месяцем. Славянское и укр. название – травень, есть и другие народные названия. Это последний месяц весны. Месяц цветов и любви. Самый зеленый месяц в году. Многолетние крестьянские наблюдения и приметы показывали, что ненастный май всегда обеспечивал обильный урожай хлебов. Этот месяц был трудным и для тех, кто работал в поле и на огороде: нужно было не покладая рук заниматься посадками. Поэтому на каждый майский день существовали особые приметы и обычаи. В народе май считается несчастным. Это месяц, неудачный и для свадеб.

Май (травень). Торжество пробуждения природы. Коли в мае дождь – будет и рожь. Майский дождь хлеба поднимает. Май леса наряжает, лето в гости поджидает. Март сухой да мокрый май – будет каша и каравай. В мае родиться да жениться – век промаяться.

Мы очень надеемся, что эти народные праздники и приметы мая будет полезны и познавательны - ведь это – жизнь наших с вами предков. Это те народные приметы в мае, по которым жили наши деды и прадеды.

Приметы мая

Приметы, пословицы и поговорки мая

«Березовицы на грош - лесу на рубль изведешь».
«Бывает май - под кустиком рай, а то такой май - коню сена дай, а сам на печь полезай».
«В мае все принарядится - там листком, тут цветком, а где и травинкой».
«В мае даже ветер поет».
«В мае два холода: когда черемуха цветет и когда дуб распускается».
«В мае жениться - век маяться».
«В поле не давай дуракам воли».
«Весенний дождь лишним не бывает».
«Весной пролежишь - зимой с сумой побежишь».
«Внучок за дедушкой пришел».
«Время дорогое - мужику нет покоя».
«Даст небо дождь, а земля - рожь».
«Дождь в мае лишним не бывает».
«Дождь в мае хлеба подымает».
«Дождь в мае хлеба подымает».
«Загоняй кобылу и паши под пшеницу».
«Захотел ты в мае добра»!
«Захотел ты в мае у мужика перепутья! (Дорожной пищи)».
«Коли в мае дождь, так и будет рожь».
«Май - коню сена дай, сам на печку полезай».
«Май - под каждым кустиком рай».
«Май - пора сева».
«Май землю греет, а сивером веет».
«Май лежа наряжает, лето в гости ожидает (приглашает)».
«Май лошадь откормит».
«Май на май не приходится».
«Май на порог весну приволок».
«Май обманет - в лес уйдет».
«Май обманет, в лес уйдет».
«Май распустился, из-под спуда зелену траву выгоняет».
«Май смаит».
«Май создает хлеба, а июнь - сено».
«Май холодный - год хлебородный».
«Май холодный - не будешь голодный».
«Майская роса - коням лучше овса».
«Майская травка и голодного накормит».

«Майский мороз не выдавит слез».
«Малая птичка соловей, а май знает».
«Малый дождь землю грязнит, большой - очищает».
«На первую майскую росу бросай горсть яровины на полосу».
«Наш пономарь понадеялся на май, да и стал без коров».
«Не обездоль корову едой, будет удой».
«Ненадежно майское тепло».
«Ой, аи, месяц май: и тепел, и холоден (не холоден, так голоден)».
«Паши мелко, сей редко: редкий сев к частому в сусек не ходит».
«Пришел май - только успевай, да не зевай».
«Пришел май, а тепло будет».
«Рад бы жениться, да май не велит».
«Рожь говорит: сей меня в золу, да в пору, а овес - сей меня в грязь, а я буду князь, хоть в воду - да в пору».
«Рыбка-плотичка - осетру сестричка».
«Снег наземь - тот же назем (навоз)».
«Снег поля утучняет».
«Совет глупцу, что зеркало слепцу».
«Соловей мал, да знает май».
«Соловей птица малая, а и та знает, когда месяц май».
«Теплый май со дня на день лето ждет».
«Тот и хорош, у кого рожь».
«Три долга у весны, три завета: тьму зимнюю одолеть - с этим март справляется, снег согнать, землю разбудить и отогреть - апрель тридцать дней только этим и занимается; третий долг - теплую землю в зелень нарядить - достается маю, который лес наряжает, лето в гости приглашает».
«Хлеб по хлебу сеять - не молотить, не веять!».
«Чудак рыбак: рыбу ловит, а сам не ест».
«Сей хлеб - не спи, будешь жать - не станешь дремать».
«Где оратай плачет (тяжело!), там жнея скачет (с веселья, что хлебушек удался!)».
«Если дождей в мае много, то их мало в сентябре (и наоборот)».
«Если курицы весной рано с насеста сходят, будет плохое лето, а если поздно, то хорошее».
«Если начало мая теплое - в конце будут холода (и наоборот)».
«За сырым маем - сухой июнь».
«Запоет соловей на другой день после Еремея - будешь с хлебцем».
«Зерновые выдадутся - травы не изладятся».
«Коли май в начале тепел, жди холодое со второй половины».
«Коли туманно, багряный восход солнца, днем дождь - к мокрому, грозному лету».
«Кукушка до Егорья кукует - скот падет».
«Кукушка кукует - льны сей».
«Много выморочек-проплешей на озимях - к грибному году».
«На одетый лес кукушка прилетела - доброе лето».
«Первый гром с запада - к урожаю».
«После ключника и дожди теплые».
«Поют соловьи перед Маврой - весна зацветет дружно».
«Раннее яровое сей, когда вода сольет, а позднее - когда цвет калины в кругу».
«Солнце встает - выдается лето сухо и ведрено; облачный восход - на дождливый сенокос».
«Соловей запел - конец водополи».
«Соловей неумолчно поет ночью - к вёдру».
«Теплый вечер, звездная ночь - к урожаю».
«Туманы в мае обещают плодородие, грозы - обилие, град - градобойное лето».
«У вяза много почек - уродится ячмень».
«Хвощ прет - на недород».

Май. В старой русской жизни май считался третьим пролетным месяцем. Когда год стали считать с сентября, май стал девятым. С 1700 г. он приходится на пятый месяц (порядковый). Май это последний месяц весны. Месяц цветов и любви. Самый зеленый месяц в году. Период подлинного расцвета всего живого. Про погоду в мае народ говорит так: «Майское тепло ненадежно». «Май - коню сена дай». «Майский мороз не выдавит слез». «Пришел май - под кустом рай». Сырость, дожди в мае - с холодом или теплом, что почти безразлично, приносит благословление полям, составляют наилучшую примету, обещают хороший урожай, но могут быть вредны для плодов, особенно для винограда. «Дождь в мае хлеба поднимает».

Народные праздники и приметы в мае

Мы очень надеемся, что эти народные праздники и приметы мая будут полезны и познавательны - ведь это – жизнь наших с вами предков. Это те народные приметы, по которым жили наши деды и прадеды.

Loading...Loading...