Главная особенность подросткового возраста. Особенности развития подростка. Отец нужен будущему мужчине

У мальчиков - это сложный кризисный период. Причем не только для самих ребят, но и для их родителей. Признаки переходного возраста у мальчиков бывают разные, у каждого свои. Довольно часто у взрослых на данном этапе с подростками теряются дружба и контакт. Родителям необходимо чаще с ними общаться, так как они могут упустить один из самых важных моментов в воспитании ребёнка. Если взрослых нет рядом с мальчиком в очень важный для него период, тогда подросток рискует попасть в плохую компанию, результатом чего может стать пристрастие к алкоголю, наркотикам и прочие неприятные последствия.

Надо уметь слышать своего подросшего мальчика, сопереживать его проблемам, помочь ему морально пережить трудности. Если родители знают, что они правы, нужно терпеливо объяснять своему ребёнку, в чем его ошибка. Также постарайтесь приводить убедительные основанные на фактах доводы. Так ребенок быстрее поверит своим близким. Если родителям пришлось критиковать своего сына, тогда нужно привести серьёзный аргумент, чтобы он понял. Давить на подростка нельзя, лучше просто попросить о помощи, так он быстрее пойдёт на уступки взрослым. Упрёки и унижение очень сильно сказываются на психике мальчика, поэтому нельзя этого делать.

Сравнивать своего подростка с его друзьями не стоит. Ведь он, в первую очередь, личность, индивидуальность и не обязан быть похожим на других детей. Когда родители общаются со своим ребёнком, надо делать это в дружелюбном тоне, тогда он доверится им полностью. Пусть подросток контролирует то, что ему под силу. Поэтому стоит давать вашему чаду самостоятельность, которая ему так необходима. Однако если вы заметили какие-то изменения в поведении ребенка (к примеру, его реакция на некоторые вещи стала неадекватной, он не желает смотреть вам в глаза, и т.п.), то надо задуматься над подобным явлением очень серьёзно. Возможно, что есть необходимость проконсультироваться с наркологом. Ведь именно в подростковом возрасте хочется попробовать все запретное, не думая о последствиях. А как известно, к наркотикам привыкают очень быстро, но бросить это пагубное пристрастие без помощи специалиста практически невозможно.

Отец нужен будущему мужчине

Когда начинается переходный возраст у мальчика, с ним должен быть в первую очередь отец. Для того чтобы подросток вырос достойным членом общества, ему нужно как можно чаще общаться с папой. Тот же, в свою очередь, обязан подавать пример сыну. для мальчика очень важно это общение. Если же у подростка с отцом отношения не ладятся, то у ребенка появляется психологический стресс, непонятная агрессия, которую он будет стараться выплескивать на маму или других членов семьи.

Поэтому отцу необходимо постараться, чтобы сыну с ним было интересно общаться. В этом возрасте здоровый образ жизни просто необходим ребенку. Для этого следует организовать для него спортивные занятия, а также следить за питанием (оно должно быть сбалансированным). Тогда ребёнок будет понимать, что при таком образе жизни нет места наркотикам и алкоголю.

В некоторых случаях у подростка могут быть заметны депрессия и невнимательность. Учёба в этом возрасте, как правило, отходит на последнее место. Психологи утверждают, что мышление у подростков становится более развитым, но они им не пользуются в связи с тем, что для них важнее общение со сверстниками, чем с учителями.

Трудности

Основные проблемы переходного возраста:

  • подросток считает, что его права ущемляют, поэтому он восстанавливает их за счёт ссор и скандалов с родителями;
  • ребенку кажется, что к нему относятся несправедливо. В результате он старается доказать, что уже не маленький и может разобраться во всём сам;
  • влюбленность для него сейчас на первом месте, а родители совсем ему не нужны (так считают большинство подростков);
  • мысли о суициде довольно часто приходят на ум подросткам. Поэтому родителям нужно сделать всё, чтобы их чадо как можно скорее выкинуло эту идею из головы.

Что такое подростковый возраст?

Мама и папа вспоминают, как их сынок вроде бы совсем недавно тянулся к ним своими ручонками, открывал беззубый ротик, а сегодня уже стал почти взрослым мужчиной. Что же такое подростковый переходной возраст? Это период, когда организм начинает полностью меняться физически и психологически.

Именно в это время достигается зрелость у мальчиков, хотя они ещё дети. Возраст взросления начинается уже в 10 лет, а вот заканчивается у каждого по-разному, как правило, примерно в 15-17 лет.

Физиологические признаки

Давайте рассмотрим половые признаки переходного возраста у мальчиков:

  • Тонкий голосок превращается в более грубый, уверенный, так как появляется много мужских гормонов.
  • Увеличиваются половые органы.
  • Становится больше волос по всему телу, а также на лице (борода и усы).
  • Мускулатура увеличивается.
  • Плечи становятся шире.
  • Ночью довольно часто происходит самопроизвольное семяизвержение;
  • Прыщи и угри появляются в области спины и на лице. Со временем они пропадут сами по себе. Хотя врачи рекомендуют их лечить, чтобы не осталось рубцов и шрамов в будущем.

Вот так проявляется мальчиков. В такой период или немного позднее подростки могут вступить в первые сексуальные отношения. Поэтому уже 11-летнему ребёнку необходимо объяснить, что такое противозачаточные средства и как ими пользоваться.

Поведение подростка, так же, как и характер, меняется кардинально. Многие психологи уверены, что характеристика подросткового возраста очень сложна. Некоторые же специалисты утверждают обратное. По их мнению, если с ребенком вести себя как положено, быть ему другом, тогда и происходит все в легкой форме. А если родители сильнее начинают опекать своего подростка, тогда он из послушного и доброго ребёнка может стать упрямым и грубым. Со взрослыми спорить для него становится привычным делом. Ученые выявили общие признаки переходного возраста у мальчиков, но у каждого ребенка это происходит индивидуально. У одних раньше, у других значительно позже. Половое развитие мальчиков может происходить как очень спокойно, так и весьма бурно, отражаясь на характере. Родителям необходимо в любом случае быть бдительными и вести себя в соответствии со складывающейся ситуацией.

Психологические признаки

Какие же бывают психологические признаки переходного возраста у мальчиков? К ним относится следующее:

  • Подростки расположены к конфликтным ситуациям, без бунта они не могут себе представить свое существование.
  • Болезненно реагируют на любую ситуацию, им кажется, что у них нет друзей, а окружают их враги (в том числе, и родители).
  • Подростки занижают самооценку, и от этого им становится психологически невыносимо жить.
  • С мнением взрослых в этом возрасте не считаются совсем, а вот ровесника послушают с удовольствием.
  • Очень остро реагируют на критику, появляется агрессия, от которой становится плохо всем окружающим.
  • Учатся исключительно на своих ошибках.
  • Не боятся суицида, не понимают, какую боль своими словами про возможность покончить с собой приносят родным.
  • Злятся на родителей, если те их контролируют.
  • Выбрасывают весь свой негатив на окружающих, демонстративно упрямятся. Кроме того, сражаются со взрослыми многие дети не только словами, но и с применением физической силы.
  • Хотят любви, понимания и внимания родителей. Остро нуждаются в помощи и моральной поддержке.

У каждого подростка свои особенности, причем как физиологические, так и психологические. Но нужно помнить, что они ещё дети. Возраст 12-14 лет считается самым тяжёлым и проблемным, так как ребята отказываются слушать любые внушения. Примерно к 17 годам они успокаиваются и начинают воспринимать свою значимость в жизни. Если сыну не хватает внимания, любви, заботы, то он воспринимает это очень болезненно. У него может появиться уверенность, что он безразличен всем. Поэтому родители обязаны вести себя с ребёнком таким образом, чтобы их чадо не могло усомниться в их любви.

Помощь матери

Проблемы переходного возраста можно избежать, и помочь в этом своему чаду во многом должна мама, окружив его любовью и заботой. Отец же, как правило, с ребенком не нянчится. Поэтому чадо именно в подростковом возрасте не почувствует его ласку и нежность. Мама помогает своей любовью и поддержкой сыну, ведь ему сейчас крайне необходимо чувствовать себя нужным. Именно поэтому родителям нужно быть рядом со своим ребёнком подросткового возраста. С ним, конечно же, следует дружить, но при этом не бойтесь проявлять строгость, если это необходимо. Нельзя, чтобы ребенок, что называется, «сел на шею».

Если у которые он считает серьёзными, то родители должны быть чуткими и понимающими. Смеяться над его проблемами или чувствами нельзя, так как это может привести к развитию комплексов. Обратите внимание, что когда специалисты описывают и физического развития подростка, они имеют в виду общее направление. Поэтому родителям необходимо учитывать индивидуальность и характер именно своего ребенка.

Заключение

Теперь вы знаете особенности подростков, а также то, какие изменения происходят с ним в переходном периоде. Будьте внимательны к своим детям, окружайте их любовью и заботой, а также уважайте в них личность.

Особенности подросткового возраста

Подростковый возраст особенный, единственный, неповторимый и очень непростой этап человеческой жизни, в который происходит физическое, личностное, нравственное и социальное формирование.

Период характеризуется интенсивным физическим, физиологическим развитием, половым созреванием. Благодаря бурному росту и перестройке организма у подростков резко повышается интерес и одновременно критичность по отношению к своей внешности, многие начинают чувствовать себя неловкими, неуклюжими, сомневаются в своей привлекательности.

Эмоциональное состояние подростка отличается неустойчивостью, возбудимостью, ранимостью, сверхчувствительностью к внешним воздействиям, возникающими чувствами тревоги, подавленности. Настроение характеризуется резкими перепадами от безудержного веселья к унынию, особой чувствительностью к оценке другими своей внешности, способностей, умений, которая сочетается с излишней самоуверенностью, чрезмерной критичностью и пренебрежением в отношении взрослых.

Одна из важных сфер жизнедеятельности для подростка - общение со сверстниками, учеба отходит на второй план. Для подростка главное - не просто быть рядом со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее его положение (лидер, авторитет, друг). Очень важной особенностью подростка является повышенная рефлексия, самокопание, анализ своих и чужих поступков, «раскладывание по полочкам», непрерывное обдумывание и определение своего места в мире, обществе, попытка оценить себя.

В отношениях с родителями также отмечаются перемены, подросток критически переоценивает их авторитет, начинает видеть недостатки родителей, болезненно переживает их ласки, замечания, требования, он одновременно противостоит им и нуждается в любви и поддержке. Общаясь со взрослыми, подросток отстаивает свою самостоятельность, независимость, проявляет склонность к противостоянию, критике, игнорированию авторитетов.

В подростковом возрасте имеет место отмирание старых интересов и активное формирование новых. Подростковые интересы и увлечения зачастую могут быть непонятны взрослым, поглощать все свободное время.

Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремиться быть и считаться взрослым. Отвергая свою принадлежность к детям, он, тем не менее, не имеет ощущения подлинной взрослости. В нем развивается огромная потребность в признании его взрослости окружением.

1. Создайте и поддерживайте с подростком теплые, доверительные отношения. Принимайте Вашего подростка таким, какой он есть. Важно, чтобы подросток каждый день получал знаки вашей любви и принятия в виде ласковых поощрительных слов, объятий. Избегайте в общении с подростком иронии, бестактных замечаний. Известный семейный терапевт В. Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день.

2. Будьте терпеливы и терпимы общаясь с подростком. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений, чаще договаривайтесь, аргументируйте свое мнение, идите на компромисс.

3. Интересуйтесь мнением подростка, постарайтесь взглянуть на мир его глазами, попытайтесь найти с подростком общий язык.

4. Дайте возможность подростку почувствовать себя полноправным членом семьи, с мнением которого считаются.

5. Формируйте привычку и потребность разговаривать с родителями «по душам», доверять секреты. Никогда не используйте откровенность подростка против него, не спешите с оценками и советами, умейте терпеливо и безоценочно выслушать и посочувствовать.

6. Будьте готовы пересмотреть и обсудить с подростком ограничения и запреты, которых вы придерживались раньше, предоставьте ему больше самостоятельности.

7. Проявите интерес, заинтересуйтесь увлечениями вашего подростка, постарайтесь найти в них что-то интересное для себя. Не критикуйте, не игнорируйте и не высмеивайте непонятные вам увлечения подростка.

8. Используйте стремление подростка к самоутверждению, предоставьте ему позитивные возможности для самореализации.

9. Планируйте и проводите совместно досуг.

10. С уважением и интересом отзывайтесь о друзьях подростка, не критикуйте их, предоставьте возможность подростку приглашать своих друзей в гости, это даст вам возможность узнать больше о круге общения вашего ребенка. Чаще разговаривайте с подростком о его друзьях.

11. Искренне интересуйтесь переживаниями и проблемами подростков, демонстрируйте ваше уважение и признание их личности, индивидуальности.

12. Научите подростка самостоятельно решать возникающие проблемы, а не игнорировать их.

13. Формируйте привычку ставить цели, планировать свои действия для достижения поставленных целей.

14. Предоставьте возможность подростку самостоятельно оформить собственное пространство (комнату), выбрать стиль одежды. При необходимости помогите подростку в поисках собственного стиля в одежде, прическе и т.д.

15. Уважайте личное пространство подростка, стучите, входя в его комнату, не заглядывайте в его дневники, предоставьте возможность подростку самому контролировать порядок в своей комнате так, как ему удобно.

16. Делитесь своими переживаниями с подростком, обращайтесь к нему за помощью и советом, говорите о том, как важна для вас его поддержка.

17. Будьте для подростка примером, достойным подражания, найдите способы поддержания и укрепления своего авторитета ненасильственным способом. Будьте другом для своего взрослеющего ребенка.

18. Общаясь с подростком, чаще вспоминайте себя в этом возрасте, возможно, вам станут понятнее его переживания и поступки.

Специфическая особенность этого периода состоит в том, что с одной стороны, по уровню характера психического развития это типичная эпоха детства, с другой - перед нами растущий человек, имеющий во многом уже взрослые желания,мысли и собственные взгляды, направленность на новые действия.

Важнейший факт физического развития в подростковом возрасте - половое созревание, начала функционирования половых желез. Половое созревание провоцирует интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см. в год, которое опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими. Появляются вторичные половые признаки - внешние признаки полового созревания, и это происходит в разное время у разных детей. В связи с быстрым развитием возникают трудности функционирования сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения.

В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. К этому следует добавить, что ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму “гормональную бурю”. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждения, сопровождающие процесс сексуального созревания. Большинство мальчиков все в больше мере осознают истоки этого возбуждения. У девочек больше индивидуальных различий: часть из них испытывают такие же сильные сексуальные возбуждения, но большинство более неопределенные, связанные с удовлетворением других потребностей (в привязанности, любви, поддержке, самоуважении). В этот период половая идентификация достигает более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности поведении иличностных проявлениях. Но ребенок еще может сочетать в себе как и традиционные женские, так и традиционно мужские качества.

В это время у человека резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического “Я”. Из-за его высокой значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные, а также мнимые (связанные с модой на слишком худое тело, веснушками, слишком большой или маленькой грудью у девочек, отсутствием атлетического телосложения у мальчиков). Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильности черт лица, появление прыщей на коже, излишний вес или худоба - все это очень расстраивает.А иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу. Типичны случаи нервной анорексии у девочек, мальчики могут становиться замкнутыми, стесняются, уходят в себя.

Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости, возникает и отношение подростка к себе, как взрослому, ощущение себя в практически взрослым человеком. Это главное новообразование подросткового возраста.

Подростковый возраст характеризуется беспокойством, тревогой, склонностью подростка к резким колебаниям настроения, негативизмом, конфликтностью и противоречивостью чувств, агрессивностью.

Психологические особенности подросткового возраста:

Перепады настроения;

Желание быть признанным и оцененным другими сочетающееся с показной независимостью и бравадой;

Эгоистичность проявляется наряду с преданностью и самопожертвованием;

Грубость и бесцеремонность сочетается с неимоверной собственной ранимостью, колебаниями ожиданий – от сияющего оптимизма к самому мрачному пессимизму;

Обостряется чувствительность к оценке другими его внешности, способностей, силы, умений и все это сочетается с излишней самоуверенностью.

Особенности развития когнитивной (интеллектуальной) с феры.

Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте характеризуется переходом к абстрактному, теоретическому мышлению. Подросток в состоянии достаточно легко абстрагироваться от конкретного, наглядного материала, способен к словесным рассуждениям и анализу абстрактных (отвлеченных) идей.

Внимание становиться все более избирательным и в большой мере зависит от направленности интересов ребенка.

Ощущения и восприятие находятся на достаточно высоком уровне развития. Наблюдается активное развитие творческих способностей и формирование индивидуального стиля деятельности, в том числе и умственной. Стиль мышления в основном определяется типом нервной системы, недостатки которой могут компенсироваться другими ее свойствами. Вообще, интеллектуальное развитие ребенка в подростковом возрасте достигает весьма высокого уровня.

Особенности мотивационной сферы.

В подростковый период в мотивационной сфере человека происходят кардинальные изменения. Эти изменения носят как количественный так и качественный характер. Выстраивается иерархическая структура мотивов.С развитием процессов самосознания наблюдается качественное изменения мотивов, они становятся более устойчивыми, многие интересы принимают характер стойкого увлечения.Мотивы возникают на основе сознательно поставленной цели.

Главная задача подросткового возраста – обретение взрослости как в физиологическом, так и в социальном плане.

Формирование чувства личной идентичности – одно из важнейших новообразований у подростков, она включает: телесную, сексуальную, профессиональную, идеологическую и моральную идентичность.

В поисках своей идентичности подросток стремится эмансипироваться (отделиться) от родителей. Обретение автономии в переходном возрасте предполагает:

Эмоциональную эмансипацию, т.е. освобождение его от тех эмоциональных отношений, которые образовались у него в раннем детстве;

Формирование интеллектуальной независимости, т.е. способности мыслить самостоятельно, критически, способность самостоятельно принимать решения;

Поведенческую автономию, которая проявляется в самых различных областях жизни подростков – от выбора стиля одежды, круга общения, способов времяпровождения до выбора профессии.

Ведущая деятельность.

Общение со сверстникамив этом возрасте принимает характер первоочередной необходимости.

1. Общаясь со сверстниками подростки получают ту необходимую информацию, которую они не могут получить от взрослых.

2. Общаясь друг с другом они приобретают необходимые навыки социального взаимодействия.

3. Потребность в эмоциональныхконтактах наилучшим образом удовлетворяется в группе сверстников.

Нередко термины «человек», «индивид», «личность» употребляются в литературе как близкие по значению. Однако каждое понятие имеет свою специфику.

Человек - один из видов живых существ на Земле (в отличие от рыб, птиц, змей и т. д.). Т. е. это понятие обозначает всеобщие, присущие всем людям способности, отличающие нас от животного мира.

Индивид - отдельный представитель человеческого рода, носитель социальных и психических черт. Соответственно, индивидуальность - это неповторимое сочетание природных и социальных качеств в человеке.

Личность - индивид как носитель социальных качеств. Понятие «личность» помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, те свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, социальных институтах, культуре, т. е. в общественной жизни, в процессе взаимодействия с другими людьми. Оно характеризует социальную позицию, место и роль индивида в системе общественных отношений.

Исторически человек первоначально существовал как стадное животное, племенное существо. По мере развития социальных факторов происходит обособление индивидов, начинают формироваться личности. В индивидуальном развитии человека происходит аналогичный процесс первоначально ребенок - это просто биологическое существо, у которого присутствуют лишь инстинкты и рефлексы. Но по мере развития, усвоения социального опыта человечества он постепенно превращается в личность. Таким образом, личностное не является врожденным, от рождения даны только предпосылки развития человека в личность.

Понятие «личность» неразрывно связано с общественными свойствами человека. Человек рождается как организм, а формируется как личность. Личность вне общества не формируется.

Личность - это человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, эмоциональными и волевыми. Можно выделить следующие признаки личности:

  • личность - это человеческий индивид, который осознает совокупность своих социальных черт;
  • личность участвует в жизни общества в качестве субъекта социальной и культурной жизни;
  • личность - носитель индивидуальных особенностей, которые проявляются в процессе социальных отношений, общения и труда;
  • личность понимает свою социальную значимость, собственные свойства и качества, реализуемые в общественной жизни.

Психология утверждает, что личность - это каждый человек с присущими ему особенностями характера, интеллекта и эмоциональной сферы.

Психологические свойства личности: характер, темперамент, способности, особенности протекания психических процессов.

Личные качества - совокупность внутренних черт и особенностей человека, которые реагируют на внешние воздействия.

Внешние факторы, влияющие на развитие личности:

  • воспитание (строгое или либеральное);
  • принадлежность человека к определенной культуре (западной или восточной);
  • его пребывание и активность в социальной среде (жизнь в мегаполисе или в тайге);
  • влияние системы связей и отношений групп, в которые человек был включен в ходе своего развития.

Деятельность личности предполагает наличие свободы и ответственности. Личные качества проявляются в ходе социальных отношений и предполагают ту или иную степень свободы человека в своих действиях и поведении. Рамки свободы определяются юридическими, религиозными и моральными правами и обязанностями и персональной ответственностью за свои проступки. Таким образом, личность можно характеризовать: как часть общества; как представителя культуры, социальной общности или группы; как индивидуальность.

Важнейшим этапом в становлении личности считается пубертатный период (подростковый возраст). В это время человек начинает играть значимую для общества роль.

Подростковый период характеризуется:

  • выбором личностью своих жизненных позиций, целей и средств самореализации;
  • включением личности в систему моральных и культурных традиций общества;
  • определением своей будущей профессиональной деятельности, интегрированием в жизнь общества;
  • в этот период человек начинает принимать жизненно важные и определяющие будущее решения, а также нести полную моральную и юридическую ответственность за свои поступки.

Усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого он формируется как личность связано с понятием социализация .

Социализация - это процесс вхождения индивида в общество. Она включает в себя:

  • обучение и воспитание индивида;
  • взаимодействие с другими людьми;
  • освоение культурных ценностей и норм общества;
  • приобретение определенных прав, обязанностей, взглядов, привычек;
  • освоение видов совместной деятельности;
  • нахождение своего места в обществе.

Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству, они усваиваются и вырабатываются. Социализация требует деятельного участия самого индивида.

Процесс социализации проходит определенные стадии, которые называют также жизненными циклами: детство, юность, зрелость и старость.

С периодом детства и юности связана первичная (ранняя или начальная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Отдельным этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила и рамки поведения.

С фазой зрелости связана вторичная (продолженная) социализация. Ее сущностью является овладение специальными знаниями и навыками, т.е. приобретение профессии. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, диапазон его социальных ролей.

Третий этап социализации условно связан с наступлением пенсионного возраста или утери трудоспособности. Он характеризуется изменением образа жизни в связи с исключением из трудового процесса.

Процесс социализации осуществляется через «помощников». Это люди и учреждения, которые оказывают значимое влияние на социализацию. Их называют агентами социализации. На каждом этапе жизненного пути выделяются свои агенты социализации.

В период первичной социализации главным агентом выступает семья. В период от 3 до 8 лет круг агентов социализации значительно расширяется. Это образовательные и дошкольные учреждения, друзья, другие люди, окружающие ребенка. Исключительно важным агентом социализации является школа. В школе дети учатся работать в коллективе, соотносить свои потребности с интересами других детей, вырабатывать навыки подчинения старшим.

Наряду с «официальными» организациями, агентами социализации для детей и подростков являются группы сверстников, чье влияние часто перевешивает влияние семьи; отдельные лица, обладающие авторитетом в глазах молодежи. Огромное значение в качестве агента социализации в современном обществе имеют средства массовой информации, особенно телевидение, распространяющее и тиражирующее все новые и новые образцы для подражания. Телевидение навязывает определенные стандарты поведения, стили жизни и жизненные цели.

Одним из результатов социализации является приобретение человеком определенных социальных статусов и освоение соответствующих им социальных ролей. 1

Loading...Loading...