Детская доброта: как воспитать ребенка добрым. Как воспитывать в ребенке доброту? Как воспитать в ребенке доброту и сострадание

В современном мире родители часто стремятся развивать у ребенка такие качества, как: уверенность в себе, настойчивость, целеустремленность, способность постоять за себя и свои интересы. Естественно это важно. Но, последние годы взрослые все меньше внимания уделяют воспитанию у ребенка такого прекрасного качества, как ДОБРОТА. А ведь именно отзывчивость, щедрость, открытость, вежливость, готовность помочь ближнему – являются важнейшими человеческими качествами.

Детская доброта

Естественно, что по отношению к близким людям мы хотим, чтобы малыш подрастал добрым и отзывчивым. Стремимся, чтобы он умел любить и не боялся проявлять свою любовь. Конечно в мире присутствует немало зла и жестокости, однако, важнее всего, чтобы ребенок умел прощать, сопереживать, сочувствовать и т д.

На самом деле именно доброта должна стать основой воспитания в семье, на которой необходимо строить отношение к окружающему миру (людям, животным, природе).

Начиная с детского возраста от родителей зависит насколько добрым станет их малыш. Так, как дети являются достаточно чувствительными к доброте и несправедливости, необходимо в первую очередь развивать, а не ломить их детское доверие и чуткость.

К сожалению, сегодня часто можно услышать, что добрым быть не выгодно, глупо. Однако, доброта – это далеко не слабость, а наоборот, наибольшая сила (прощения, помощи и т д). Если взрослые будут показывать детям свой положительный пример отношения к бездомным животным, больным и нуждающимся, то и их чада будут следовать подобному отношению. Если же взрослые будут упускать этот важный момент, то, скорее всего, вскоре они столкнуться в равнодушием, эгоизмом и цинизмом собственного ребенка.

К большому сожалению, в современном мире показательной чертой характера некоторых школьников является жестокость по отношению к более слабым сверстникам. Именно поэтому так важно в раннем возрасте развития малыша уделить максимум внимания воспитанию в нем человечности, доброты и сочувственности. Важно дать ему четкое понимание различия добра и зла, честности и обмана, справедливости и несправедливости. Для этого лучше всего стать для ребенка хорошим примером доброго человека самому.

Как научить малыша стать добрым?

Для того, чтобы ребенок стал добрым достаточно с раннего детства приучать его быть внимательным и заботливым к окружающим. Так, можно начать с:

Очень важно, чтобы ребенок, проявляя свою доброту ничего не ждал в замен. Важно, чтобы он научился получать удовольствие от своих хороших поступков. Однако не стоит переусердствовать с похвалой. Достаточным будет показать свое одобрение, чтобы малыш понял — подобное поведение является нормой для хорошего человека.

Добрый и неконфликтный ребенок – мечта всех родителей. Но часто случается так, что, несмотря на все усилия, брошенные на воспитания малыша, результат получается практически противоположным. И тогда родители могут начать винить себя («мало внимания уделяли») или самого ребенка («ты такой уродился»). А на самом деле хорошее воспитание не измеряется количеством купленных ребенку игрушек, количеством посещаемых «кружков» или постоянной опекой. Чтобы воспитать в вашем малыше доброту, необходимо всего лишь соблюдать пять следующих условий.

Условие первое: совершаем добрые поступки вместе

Конечно же, все родители хотят, чтобы их ребенок в будущем вырос настоящим помощником – как для них, так и для своих друзей или знакомых. Можно бесконечно вести с ребенком разговоры о том, что нужно быть добрым, нужно помогать старшим и т. п. Но все дети, прежде всего, склонны учиться тому, что они наблюдают воочию. То есть, если в вашей семье принято помогать друг другу, например, папа помогает маме донести тяжелую сумку, то и ребенок будет копировать такую модель поведения.

Поэтому старайтесь воспитывать малыша собственным примером, а также поощряйте добрые поступки и делайте их вместе. Можно, например, вместе помочь пожилой соседке сходить за продуктами для неё. Также просите ребенка помочь вам донести что-то из супермаркета – пусть он возьмет небольшой пакет с хлебом, к примеру. Показывайте и подчеркивайте, что делать добро это хорошо: слова благодарности, улыбка, похвала – все это поднимет настроение вашему малышу, подарит ему чувство собственной значимости, вселит уверенность в своих силах.

Условие второе: личное пространство – это важно

Условие третье: добрые детские сказки

Сказки – это настоящий кладезь народного опыта и мудрости. Они всегда имеют ярко выраженную мораль, в игровой форме рассказывают, что такое хорошо и что такое плохо. Читайте вашему малышу добрые сказки, а также обсуждайте с ним поступки героев – пусть ребенок представит себя в аналогичной ситуации или скажет, почему герой поступил именно так, а не иначе.

Условие четвертое: нет крайностям

Вдогонку третьему и четвертому правилам можно добавить – не перестарайтесь. Если постоянно акцентировать внимание малыша только на том, что можно сделать для других и как другие о нем подумают, то можно напрочь забыть о потребностях самого ребенка. Всего должно быть в меру, то есть, например, угостить друга конфетой ‒ это хорошо, но вот если он силой у тебя выдирает игрушку – нужно уметь постоять за себя, а не молча отдавать ему любимую машинку.

Условие пятое: научите заботиться

Ребенок, особенно если он один в семье, привык к тому, что все заботятся о нем. А ему заботиться не о ком, поэтому малыш не знает, как это – быть ответственным за кого-то. Чтобы научить ваше чадо быть заботливым и внимательным, заведите ему домашнее животное. Не столь важно, кто именно это будет – котенок, попугай или черепашка – главное, чтобы ребенок проникся к нему искренней любовью и сам стремился ухаживать. Поэтому выбор животного лучше обсуждать с малышом, учитывая, конечно, и ваши жилищные условия, и финансовые возможности.

И напоследок: воспитание доброты в ребенке совершенно не означает, что необходимо «положить на алтарь» этой цели все свое свободное время. Родители, а особенно мама, должны находить время и для собственного отдыха, увлечений, заботы о себе. Это также научит ребенка тому, что он должен уважать личное время и пространство других людей так же, как и свое.

Мы как ответственные родители желаем вырастить своего ребёнка максимально подготовленным к самостоятельной жизни в этом непредсказуемом мире. Но давайте говорить правду: многие под «подготовкой к самостоятельной жизни» подразумевают лишь хорошее формальное образование. С ранних лет ребёнка учат математике, письму, естествознанию и другим наукам, а чуть позже отдают в сильную школу. Безусловно, всё это полезно и обязательно пригодится во взрослой жизни, но достаточно ли этого, чтобы вырастить неиспорченного ребёнка?

Давайте подсчитаем, сколько раз вы видели умных и образованных детей, которые зациклены на себе и которых не интересует даже мнения, желания и интересы самых близких им людей? Сколько раз вам попадались неглупые дети, которые ни во что не ставят своих родителей (неуважение, грубость, высокомерие, наглость, ложь)? А сколько раз вы встречали отличников, которые уже в зрелом возрасте полностью зависят от родителей? Таких детей часто называют испорченными. И правда в том, что не существует такого гена, который мог бы «испортить» ребёнка. Единственные, кто может это сделать, - это его родители.

Стоит понять одну вещь: отзывчивый, заботливый, бескорыстный ребёнок не получается случайно, это заслуга только его родителей. Потому что ключевое влияние на малыша оказывают именно они. Ваш ребёнок - это отражение вас самих. Поэтому самый лучший совет по идеального ребёнка - быть для него наглядным примером. Но если бы всё было так просто, то проблем с воспитанием не возникало бы.

Вот несколько советов, которые могут помочь вам вырастить щедрого, заботливого и ответственного человека. Прежде чем вы прочитаете их, спросите себя, какие черты характера вы хотите увидеть в своём ребёнке через несколько лет? Пусть ваши ответы станут для вас заветной целью, которую вы будете преследовать, воспитывая своё чадо.

1. Любите, но обозначьте границы

Воспитание неиспорченного ребёнка - это всегда балансирование между двумя крайностями: любовью и границами дозволенного, теплотой и строгостью, щедростью и отказом.

Каждое утро спрашивайте себя: «Если бы я мог научить сына (дочь) только чему-то одному сегодня, что бы это могло быть?». Проверяйте, соответствует ли ответ вашим целям, которые вы преследуете в воспитании. А вечером задавайте контрольный вопрос: «Чему я научил своего ребёнка сегодня?».

2. Перестаньте опекать!

Хорошее воспитание - это не о том, чтобы быть уверенным, что . Это больше о том, чтобы научить его справляться с неудачами, отказами, ошибками и неприятностями.

Постоянное ограждение ребёнка от всего, что может вызвать разочарование, не поможет ему овладеть этим критически важным навыком. Это не научит его преодолевать трудности, полагаясь только лишь на свои силы.

Прекратите опекать своего ребёнка. Дайте ему возможность научиться управляться со своей жизнью самостоятельно, пока ещё ошибки не так болезненны.

3. Учите сопереживать

Неиспорченные дети научены не всегда ставить себя на первый план. Вместо этого они умеют считаться с мнениями, желаниями и интересами окружающих людей (особенно близких).

Эмпатия - это способность, которая даёт возможность маленькому человеку думать и смотреть на происходящее с позиции другого. Это фундамент для развития таких черт характера, как уважение, сдержанность, доброта, бескорыстие.

4. Развивайте финансовую ответственность

Одна из наших главных задач как родителей - научить ребёнка жить, полагаясь только на себя. Это значит, что мы должны его научить самостоятельно, а не ждать бесконечных подачек от родителей.

Если чувствуете себя чем-то вроде «золотого банкомата» для своих детей, тогда самым разумным решением будет закрыть свой бумажник.

Неиспорченный ребёнок - это тот, который понимает слова «нет» и «не сейчас».

5. Говорите «нет» без чувства вины

Постоянное удовлетворение желаний ребёнка не поможет научить его тому, что не всегда жизнь будет идти по его плану. Добавьте в свой лексикон и не чувствуйте вины, когда вынуждены его произносить. Поверьте, в долгосрочной перспективе ваши дети ещё будут вам благодарны за это.

6. Учите отдавать, а не только получать

Дайте своим детям возможность понять, что они могут менять жизни, просто отдавая или делая что-то для других людей. Ведь многие из них даже не догадываются о том, что такое возможно.

Мне где-то попадалась на глаза статья, в которой говорилось, что щедрые дети не только менее эгоистичны и больше ценят окружающих, но и счастливее в жизни.

Один из лучших способов уберечь ребёнка от - это периодически вовлекать его в волонтёрскую работу, не предполагающую материальных наград.

7. Замените «я» на «мы»

Дети эгоцентричны. Они думают, что мир вращается только вокруг них. Их больше заботят они сами и собственные потребности, а на мнения и желания других они не обращают внимания. И чтобы не позволить им зациклиться только на себе, нужно увести их от бесконечного «я-я-я» и научить думать в формате «мы-мы-мы».

Вот несколько простых выражений, которые вы можете использовать, обращаясь к своему ребёнку:

  • Давай спросим Машу, чем бы она хотела заняться?
  • Помни, мы всегда делимся!
  • Спроси у своего друга, во что он хотел бы поиграть?
  • Теперь очередь твоего брата.
  • Давай поможем маме прибраться в комнате.

Старайтесь всегда делать ударение на «мы».

Заключение

Воспитание - это не конкурс популярности! Будет много случаев, когда вам придётся делать выбор, и он не всегда будет по душе вашему ребёнку. Но, если вы приняли решение, следуйте ему до конца.

Поймите одну важную вещь: вы ответственны за своего ребёнка, а он, в свою очередь, нуждается в вас, чтобы вырасти добрым, заботливым, ответственным и внимательным к другим людям.

Все люди любят, когда к ним относятся по-доброму. Но всегда ли родители своевременно задаются вопросом, как воспитать доброго ребенка? Получается, что многие начинают беспокоиться, когда видят, что малыш пытается отобрать игрушки у ровесников, ревниво прижимая к груди свои. Или еще позже, когда наблюдают проявления агрессии по отношению к детям в школе, жестокое обращение с животными и т.д.

С какого возраста надо воспитывать в ребенке доброту?

Психологи уверяют, что с самого рождения. Нужно окружить малыша добротой, погрузить его в спокойную, полную любви и заботы друг о друге обстановку. Часто молодые мамы не подпускают к младенцам пап, боясь, что они не справятся с купанием малышей, не смогут укачать их перед сном. Одна пожилая женщина сказала простую истину: «Мужчины любят детей через руки». Если малышом будет заниматься не только мать, а оба родителя, он получит в два раза больше добра и теплоты. Будучи совсем несмышленым, он не сможет этого оценить или осознать, но на уровне поймет, что мир вокруг безопасен, ему можно доверять.

Хорошо, если у ребенка есть братья и сестры, близкие ему по возрасту. Это во многом решит проблему, . Малышу проще будет объяснить, почему нужно делиться игрушками и сладостями, как правильно строить взаимоотношения с родными, как договариваться с ребятами, если мнения не совпадают. Лет с 3 он уже вполне готов воспринимать многие правила семейного быта и взаимодействия.

Конечно, все это будет действенным, если все домашние искренне и тепло общаются друг с другом. Нельзя воспитать доброго ребенка, если в доме царит грубость, насилие, цинизм. Дети сердцем чувствуют фальшь и не последуют советам родителей, которые сами не убеждены в том, что говорят.

Уроки добра для вашего ребенка

Как научить малыша быть добрым? Где взять положительные примеры?

  • Очень полезно читать книги вслух, а затем обсуждать прочитанное. Народные сказки могут дать ребенку первые представления о добре и зле, пробудить в его душе первые переживания и размышления о судьбах героев. А когда он станет старше и познакомится с детской Библией, то переосмыслит историю про Каина и Авеля и вновь задумается о вечных ценностях
  • С дошкольником вполне можно поговорить и о поступках, его собственных и других людей. Если он обидел кого-то, пусть даже не умышленно, стоит побеседовать с ним и помочь встать на место другого человека, которому сейчас больно или неприятно по его вине. Дети часто действуют спонтанно, не задумываясь о последствиях. Ваша задача – научить их думать прежде, чем причинить кому-то неудобства или вред, будь то человек, животное или растение
  • Кругозор школьников позволяет им более осмысленно подходить к решению вопросов добра и зла. Они уже довольно зрело рассуждают о поступках товарищей, одобряя их или порицая. Но и здесь возможны «перекосы».

Однажды, придя в больницу навестить ребенка родственников, мы услышали, как рядом мальчик лет 12 с упоением рассказывал родителям, что девочка из соседней палаты, которую они с другими ребятами за что-то невзлюбили, в свой День рождения решила угостить их тортом. Вместо того чтобы поздравить ее, они кидались кусками этого торта, а ему удалось даже заснять это на видеокамеру мобильного телефона.

Очень больно было наблюдать за реакцией родителей этого мальчика: интеллигентные люди, видимо, сильно любящие своего сына, они испытали настоящий шок. И все же постарались поговорить с ним так, чтобы он мысленно поставил себя на место девочки, которая, как и он, находилась вдали от семьи, да еще в свой праздник. Ей было одиноко, и она попробовала наладить контакт с ребятами, а они так ее обидели.

Было видно, как на глазах менялось лицо мальчишки. Сначала он пробовал оправдываться:

– Ну, это же не я кидал, только снимал…

– Ты в этом участвовал, – жестко сказал ему отец. – Ты был на стороне тех, кто травил эту девочку, и ты только что одобрил поступок тех, кто так бессовестно себя повел. Это значит, что ты виноват не меньше, чем другие. А теперь представь, что завтра по палате будут летать твои вещи, а кто-то станет глумиться и снимать происходящее на телефон.

После этих слов мальчишка заплакал, но родители не стали его жалеть, хотя им это было не просто. Они пояснили, что если ввязался в некрасивую историю, то будь человеком – исправь то, что натворил. Успокоившись, мальчик отправился в палату уже не ухарцем-героем, а притихшим и повзрослевшим. И у нас было ясное ощущение того, что он постарается как-то загладить свой проступок, и уж во всяком случае, не повторит того, что сделал.

Самое большое безрассудство со стороны родителей – это попытка оправдать ребенка в любом случае, даже если он был жесток и несправедлив. Думая, что так они проявляют любовь и поддержку, на самом деле, поощряют вседозволенность. Доброта не может быть избирательной: этот человек мне нравится, и я буду к нему добр, а тот – нет, поэтому не стану с ним церемониться. Этот «хороший», а тот «плохой», этот «русский», а тот «неславянской наружности» и т.д. Прислушайтесь, это не ваши рассуждения повторяет сын или дочь?

Если вы действительно озабочены, как воспитать доброго ребенка, не будьте равнодушными, направляйте и корректируйте его жизненную позицию и сами будьте примером доброго отношения к людям.

P.S. После такой серьезной статьи можно немного улыбнуться!

Нет похожих статей.

«Как воспитать в ребенке доброту»

Доброта. Что означает это слово? Как Вы понимаете значение слова «Доброта?» В словаре С. Ожегова об этом написано следующее:

"Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим".

"Доброта - это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им".

Такое определение дано в словаре Д. В. Дмитриева.

Каждый человек вкладывает в это понятие свой смысл, но есть нечто общее, что объединяет всех людей в понимании этого человеческого чувства.

Хорошо об этом сказал К. Паустовский:

«Доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе – от солнца, а все лучшее – от человека».

Каждый человек нуждается в поддержке и добром отношении к нему со стороны окружающих, но и сам человек должен делать добро другим.

Чаще всего дети правильно понимают, что такое доброта. Но, к сожалению, не всегда их поступки бывают добрыми по отношению к другим. Задача педагогов, воспитателей, и в первую очередь родителей состоит в том, чтобы воспитывать у ребят потребность совершать добрые поступки с самого раннего возраста.

В воспитании доброты огромная роль принадлежит семье. Ведь как говорят, человек начинается с детства. Ребенок как подсолнух: он поворачивается ко всему доброму, светлому. И это добро обязательно должно исходить от родителей. Если ребенок чувствует во взрослом доброго, ласкового, справедливого человека, он и сам будет таким же. Он увидит своими глазами и поймет, где добро, а где зло. Делайте чаще добро сами, не причиняйте вред и боль другим людям. Вы увидите, как изменятся отношения с окружающими. Эти отношения станут теплыми, светлыми, радостными. Вам самим будет гораздо спокойнее. Вы - пример для подражания, и еще в раннем возрасте ребенок «копирует» все Ваши дела и поступки. Относитесь к самому ребенку с теплом и заботой, дарите им минуты радости и счастья.

Приучайте ребенка самого заботиться о других: о бабушках и дедушках, о младших сестренках и братишках, о домашних питомцах, о растениях, которые ребенок может вырастить сам. Учите его помогать и защищать слабых, делиться чем-либо, учите слушать и понимать других. Быть внимательным к людям, которые нас окружают - это и есть проявление доброты.

Покажите своему ребенку, как Вы относитесь ко всему живому, к природе. Ведь мы сами – часть этой природы. И все мы прекрасно понимаем, что ее надо беречь. Тем не менее, не всегда поступаем так по отношению к ней. По нашей вине происходят многие пожары, гибнут растения и животные. И дети тоже это видят. Как же тогда они будут относиться к природе?

Чаще беседуйте с детьми на данную тему. Говорите им о том, что если ребенок сам хочет, чтобы к нему относились по- доброму, с пониманием, то он сам должен проявлять заботу и внимание к окружающим. Расскажите своим детям, что не нужно ловить бабочек, стрекоз и других насекомых, рвать и топтать цветы, бросать мусор. Ведь кого, как не родителей дети будут слушать в первую очередь. Будьте терпимы и относитесь к своим детям с пониманием и заботой. Помните: Вы, родители, в первую очередь можете и должны воспитывать в Ваших детях добрых и отзывчивых людей, способных прийти на помощь любому, кто в ней нуждается. Каждый человек, будь-то ребенок или взрослый, нуждается в поощрении. Похвала как-то особенно придает нам сил для новых дел. Доброе слово творит чудеса.

Как правильно хвалить ребенка:

1. Хвалите ребенка за конкретные действия. Старайтесь хвалить так, чтобы он понимал, что именно сделал хорошо и почему вообще это хорошо. Например, если хвалите за то, что он нарисовал красивый рисунок, обратите внимание на детали: «Такое солнышко красивое у тебя получилось! И вон та птичка, как настоящая». Избегайте фраз вроде: «Ты такой молодец! Настоящий художник!». Даже обращенная к маленькому ребенку похвала, должна быть адекватна ситуации. Важно хвалить действие, а не личность. Можно также указать на то, какую трудную задачу выполнил малыш, например: «Это очень непросто – нарисовать птичку»

2. Подкрепляйте похвалу невербальными компонентами: улыбкой, объятием, поцелуем. Малыш должен чувствовать, что вы искренне обрадованы его действием, а не похвалили его, только чтобы «отвязаться». К тому же психологи рекомендуют обнимать и целовать ребенка не менее четырех раз в день.

3. Не сравнивайте ребенка с другими! Вы наверняка уже слышали, насколько нежелательно сравнивать свое дитя с другими детьми, когда указываете на его ошибки. С похвалой дела обстоят так же. Когда хвалите ребенка, не надо указывать, что он сделал что-то лучше Васи, Пети, Маши. Не воспитывайте в нем чувство превосходства.

4. Не нужно хвалить за каждую мелочь, иначе смысл похвалы теряется. И этим вы рискуете, что через некоторое время ребенок будет ожидать поощрения, чуть ли не за каждое свое действие. А в случае, если не дождется, будет в недоумении и растерянности.

5. Старайтесь различать в похвале, что ребенку удается с легкостью, а что с трудом. Сильно не акцентируйте внимание на природных данных (силе, гибкости и т. п.) Напротив, обращайте внимание на достижения ребенка, которые даются ему не без усилий. Хвалите его, если он старается и не сдается.

6. Не надо обещать ребенку, что из него вырастит великий художник, танцор, певец, спортсмен. Подумайте, как в будущем он будет переживать, если ваши грандиозные ожидания не оправдаются. Но это не значит, что нужно говорить ему: «Тебе не добиться успехов в этом. У тебя нет способностей!».

7. Если вы уже похвалили ребенка за какое-то достижение, не следует через некоторое время пояснять ему, что на самом деле его успех был не так и велик.

И последнее…. «Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!» – советует психиатр и психотерапевт В. Леви, в своей книге «Нестандартный ребенок».

Как бы жизнь не летела-

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле

Делай доброе дело-

Тем живём на земле.

А. Лесных.

Loading...Loading...