Японский метод воспитания ребенка. Общее развитие ребенка в возрасте четырех-пяти лет Взаимодействие со взрослыми

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Известно, что народ Тибета отличается терпением, мудростью и собственным уникальным взглядом на все сферы жизни человека. Так и в вопросе воспитания детей существует особый «тибетский взгляд», помогающий вырастить полноценную и самодостаточную личность, которая будет принимать правильные решения и с уважением относиться к родителям.

сайт рассказывает о 4 временных этапах, существующих, согласно тибетской мудрости, в воспитании ребенка.

1-й этап: до 5 лет

Согласно тибетской системе воспитания, в этот период с ребенком нужно обращаться «как с царем» . Нельзя что-либо запрещать ребенку и тем более наказывать его.

В этом возрасте ребенок любознателен, активен, готов познавать и исследовать мир. Но он еще не умеет опираться на свой опыт и строить логические цепочки. Поэтому, если он делает что-то неправильное или опасное, нужно изобразить испуганный вид и переключить его внимание на что-то другое. Эмоции - тот язык, который дети в этот период хорошо понимают.

  • Если вы будете излишне оберегать ребенка и многое запрещать ему в этом возрасте, то подавите его жизненную активность и научите бездумно подчиняться.

2-й этап: с 5 до 10 лет

В этот период советуют обращаться с ребенком «как с рабом» , но, конечно же, без жестокости. В это время особенно активно развиваются интеллект и логическое мышление и закладывается фундамент будущей личности.

В данный период важно ставить перед ребенком различные задачи, контролировать, как они выполняются, и научить ребенка быть готовым к последствиям, возникающим из-за их невыполнения. Так ребенок должен научиться нести ответственность за свои поступки, стремиться к положительным вещам и избегать отрицательных. В это время можно не опасаться нагружать ребенка знаниями: он впитывает их быстрее, чем когда-либо.

  • Если же в данный период продолжать относиться к ребенку «как к королю», он вырастет инфантильным, не умеющим отвечать за свои поступки и неспособным к труду.

3-й этап: с 10 до 15 лет

С 10 до 15 лет с ребенком важно обращаться «как с равным» . Вы знаете, что у вас больше жизненного опыта и знаний, но ребенку важно заявить о своей жизненной позиции и показать силу своего мнения.

Так помогите ему в этом: советуйтесь, спрашивайте его мнения, поощряйте самостоятельность. Важно подсказывать, а не приказывать и запрещать, ведь в этом возрасте формируются независимость мышления, самостоятельность в делах и поступках.

Сегодня мало кто из родителей читают "Педагогическую поэму" А.С.Макаренко, которая наполнена светом мудрости и опытом педагогического мастерства. Видимо поэтому, современная российская мама или папа без зазрения совести может накричать или отшлепать за какой-то "нехороший" поступок даже годовалого ребенка. Такие методы воспитания детей, конечно же, не способствуют формированию гармонически развитой и творчески одаренной личности. Даже те родители, которые считают наказание в деле воспитания детей неприемлемым, могут избаловать своего ребенка, стараясь его оградить от трудностей жизни и негативных переживаний.

С методами воспитания молодые родители нынче знакомятся в Интернете, читая статьи на педагогические темы и активно обсуждая отношения между родителями и детьми в других странах. В последнее время особый интерес у всех вызывает опыт воспитания детей в Японии, об особенностях которого мы и хотим вам рассказать. Японская мама приходит в магазин с трехлетним сынишкой. Малыш сначала терпеливо сидит в коляске, затем начинает просить купить ему что-то вкусное. Мама смотрит на него с улыбкой и молча, покупает то, что он просит. А как поступаете вы в такой ситуации?

Раньше в японской семье было в среднем 4-6 детей, сейчас многие японки рожают не более трех. Как только сообщает мужу о беременности, об этом становится известно всем родственникам, соседям, друзьям и коллегам, которые до рождения малыша одаривают счастливых супругов многочисленными подарками и поздравлениями. После рождения ребенка акушерка отрезает кусок пуповины малыша, высушивает его и кладет в маленькую деревянную коробочку, на поверхности которой золотыми буквами выбиты имя мамы и дата рождения малыша. С этого дня мама и ребенок сильно привязываются друг к другу. Мать всеми силами старается сделать так, чтобы быть рядом с ребенком и не дать ему повода плакать. В первый год она все время носит его с собой, привязывая его за спину или в специальной вставке одежды спереди.

Отцы в воспитании детей первых лет жизни практически не участвуют, их жизнь поглощена фирмой, в которой они работают. Мужчины в Японии не готовят, не шьют и не стирают, но много работают и обеспечивают семье достойную жизнь. В сыне они видят продолжателя рода. Семья, не имеющая сына, у японцев считается неполноценной. Японская мама выходит на работу только после исполнения ребенку трех лет, если она оставляет малыша с няней или отдает в ясли раньше этого времени, то ее поведение считают легкомысленной. В стране Восходящего солнца общественное мнение ценится больше, чем личное. Поэтому практически все мамы до 3 лет ухаживают за детьми сами, а при воспитании их придерживаются основного правила - не унижать и не бить ребенка.

Все принципы японского воспитания можно разделить на 3 этапа в зависимости от возраста наследника:
I этап - возраст от 0 до 5 лет . До 5 лет ребенок в японской семье король! Ему нельзя ничего запрещать. Если он делает что-то не так, мать с дружелюбной улыбкой старается его отвлечь. Она может только сказать слова типа: "это опасно", "горячо", "мне больно". Ребенок в этом возрасте познает мир и ему очень трудно понять, почему ему что-то запрещают. Он еще не может выстраивать логические цепочки. Например, если он уронит тарелку с кашей на пол, ваши крики о том, что теперь вам придется убирать за ним или варить снова кашу, для него ничего не значат.

Малыш еще не способен понять, почему мама за такое поведение его наказывает. Если будете каждый раз кричать на ребенка и наказывать, он быстро усвоит только одно: "Кто сильнее, тот и побеждает". Подавлять ребенка до 5 лет японские педагоги не рекомендуют, по их мнению, постоянные запреты и наказания в этом возрасте приводят к тому, что во взрослой жизни он проявит себя инфантильным человеком и будет стараться занять позицию подчиненного.

2 этап - возраст от 5 до 10 лет . В Японии, у детей достигших 5 лет, детство заканчивается. С этого возраста родители ставят перед ребенком конкретные требования и задачи, они начинают прививать ему основы правильного поведения и умение прижиться в коллективе. Отныне ребенок перестает быть королем, с ним теперь начинают общаться, как с "рабом". С этого возраста его права строго ограничены, ему больше не разрешается поступать так, как ему хочется. В 5 лет ребенок уже ходит в детский сад, где созданы хорошие условия для правильного духовного и физического развития малыша. В каждой группе 6-8 детей, состав группы через каждые полгода переформировывается. Делается это для того, чтобы малыш научился быстро заводить дружбу и не замыкался в узком кругу общения. В детском саду детей учат писать, читать и считать, и самое главное - найти компромисс в любых ситуациях.


Японцы с детства усваивают правила поведения в стрессовых ситуациях, они умеют найти выход из возникших и стараются никогда не допускать соперничества. В Японии родители и воспитатели не имеют привычки сравнивать своего ребенка с другими детьми. Они не ругают их за то, что он плохо рисует или учится. Выделять кого-то в детском саду или школе здесь не принято. По мнению японцев нельзя сравнивать своего ребенка с кем-то и сюсюкаться с ним, в противном случае он станет эгоистом, для которого исполнение своих желаний выше интересов других людей.

III этап - возраст от 10 до 15 лет . Японцы с ребенком, которому исполнилось 10 лет, начинают общаться, как с равным. Родители начинают советоваться с ним при принятии важных решений, обсуждают вместе его проблемы и подсказывают, как ему следует себя вести. В этом возрасте главная задача воспитания - привить ребенку самостоятельность и независимость мышления. Никаких запретов и наказаний! Давить и указывать в этом возрасте нельзя. Если вы будете решать за подростка все его проблемы, то он не вырастит целеустремленным и уверенным в своих силах человеком.

Японец в возрасте 15 лет уже считается взрослым. Его все уважают и разговаривают с ним как с совершеннолетним человеком. Воспитывать ребенка, достигшего 15 лет, по мнению японцев, уже поздно.

Для сведения, 93% японцев закончили высшую школу , из них 40% имеют университетское образование. 12 часовой учебный день для японского школьника не является чем-то из ряда выходящим. После окончания уроков каждый ребенок идет в клуб или кружок, где занимается спортом, пением, танцами, рисованием или музыкой. Популярны в японских школах "дзюку" - дополнительные уроки с углубленным изучением предметов для продвинутых учеников и повторением пройденного материала для отстающих детей. А нам сложно даже представить, как после 12 часового обучения японский школьник находит силы, чтобы сделать домашние задания.

Если вы являетесь родителем пятилетнего ребенка, то спросите себя, а как складываются ваши отношения с ним? Всегда ли вы понимаете его, интересуетесь тем, что беспокоит малыша? Ведь нередко взрослые оказывают почтение и внимание другим людям, а построить доверительные отношения со своим ребенком не могут. Чтобы понять, как найти правильный подход к человечку пяти лет, для начала нужно вникнуть в психологические особенности развития детей в этот период.

Дети в возрасте 5-ти лет очень любопытны

Психология ребенка в пятилетнем возрасте

Этот этап в жизни малыша принято характеризовать, как переходный: из раннего детства в статус дошкольника. Отмечается активное развитие, познание окружающего мира. Дети в пять лет преодолевают некий перелом, происходит осознание себя, как личности в общественной среде, своих качеств и возможностей. Они более чутко воспринимают отношение к себе со стороны. Все это говорит о том, что у маленького человека формируется собственная самооценка. То, какой она будет, зависит от многих факторов, но в первую очередь от того, что он получает от окружающего мира. Особенно от общения со взрослыми.


Общение с родителями -важны фактор психологического развития

Совет: стоит обратить внимание на свое поведение, как родителя, ведь ребенок очень активно копирует его. Влияют в этом плане и примеры близких родственников (братьев, сестер).


Психологические тесты для 5-ти лет

По своей природе любой малыш желает быть хорошим, чтобы его оценили и похвалили. Поэтому крайне важно поддерживать это стремление как родителям, так и другим взрослым (бабушкам, дедушкам, воспитателям). Если ребенок совершает положительный поступок, это непременно стоит отметить. Но тут главное указать, за что именно вы его хвалите. Ребенок должен понимать, что так делать хорошо и в дальнейшем повторять свои действия.

Эмоциональная и познавательная стороны развития

В возрасте пяти лет продолжает устойчиво развиваться и созревать эмоциональная сфера. Вы можете заметить, что чувства малыша становятся более глубокими. Если прежде он испытывал скорее просто радость от общения, то теперь это выражается в более сложной форме: симпатии и привязанности. А отсюда берут свои корни такие нравственные понятия, как дружба, чуткость, доброта, а со временем и чувство долга.

Ребенок также проявляет способности к размышлению. При этом он может не всегда приходить к правильным выводам.


Эмоциональное развитие детей 5-ти лет

Последуйте тогда такому совету: родители должны с уважением относиться к первым умозаключениям малыша и в ненавязчивой форме корректировать их, если это нужно.


Возраст почемучек — 5-6 лет

Коммуникабельность детей пяти лет

У ребенка проявляется все больший интерес к детям примерно такого же возраста. И от привычного общения только в семье он все чаще переходит на более широкие отношения с окружающим миром.

Нередко дошкольник в этом периоде делит детей на «хороших» и «плохих».

Но так он оценивает их на основании мнения взрослых. Малыши могут дружить, ссориться, обижаться, идти на примирение, даже ревновать, но и помогают друг другу. Все большая потребность возникает у ребенка в признании себя, как личности, уважении в среде остальных сверстников.

Общение со сверстниками — важный компонент развития

Ввиду того что у детей пяти лет в общении со взрослыми преобладает познавательный интерес, то неизбежны масса вопросов, которые они задают. Чаще в характере «почему». Так происходит, потому что именно взрослый является непререкаемым авторитетом, источником знаний.

Полезный совет: важно выслушивать ребенка, ведь, кто как ни родители смогут доступно разъяснить малышу все, что его волнует и пополнить запас его познаний.

Развиваются волевые качества, целенаправленность. С их помощью дети могут преодолевать определенные трудности, которые возникают в этом возрасте. Но наряду с активной самостоятельностью в духе «я сам», ребят нередко настигают и неудачи, при этом обескураживая их. А если промахов немало, то это может привести впоследствии к появлению чувства неуверенности.


Родители должны уделять внимание физическому развитию детей

Как наладить доверительные отношения с ребенком

На самом деле никаких особых знаний и действий в этом вопросе не требуется. Главное – всегда ставить себя на место своего ребенка, стремиться представить мир так, как он его видит. И тогда будет гораздо легче понять, что же хочет ваш малыш, и как именно вы можете ему помочь. Ясное дело, что взрослые не очень помнят, какими они были в пять лет, но что-то в памяти остается. Хорошо бы иногда вспоминать и задавать себе вопросы: «А как я себя вел в этом возрасте? что мне нравилось и т. п.». Проще говоря, посмотрите на мир детскими глазами.


Любознательность в 5 лет — основа интеллектуального развития

Отношения между родителями и детьми – это, так сказать, целое поле для развития таких умений, как забота, помощь, уважение. Ребенок пяти лет восприимчив не только к запоминанию стишков, цифр, букв. С ним действительно можно разговаривать, даже о любви. Просто попробуйте, иногда можно услышать удивительную правду, которую взрослые боятся сказать сами себе. Но чаще в обществе понимается так: да что там может знать ребенок в пять лет.


Сравнение с другими детьми недопустимо

Чтобы понять, как наладить отношения с ребенком, доверять друг другу, нужно помнить некоторые вещи и придерживаться в повседневном общении простых правил.

Принципы правильного подхода к малышу в пятилетнем возрасте

Согласитесь, что даже взрослому будет приятно, когда к нему после тяжелого рабочего дня подойдут, спросят «как дела?», обнимут, согреют добрым словом. Так и с детьми. Поговорите с ними просто по-дружески, спросите, как прошел их день, что было нового в саду, а может, задайте и более глубокие вопросы о том, что их волнует.

Важный совет: если делать это искренне, с любовью, то ребенок обязательно раскроется и ответит вам.

  • Следите за тоном, в котором говорите с сыном или дочкой. Речь должна быть доброжелательной, ободряющей. Даже если малыш чем-то огорчил вас, то прояснить ситуацию можно в спокойном тоне, без криков. Детям в пять лет легче отвечать, когда на них не давят, а стараются понять, почему они так поступили. Если вы что-то объясняете ребенку, делайте это как можно проще, на понятном для него языке. Доступно, четко и однозначно.
  • Всегда выслушивайте ваше чадо. Делайте это внимательно, не вздумайте перебивать, даже если он говорит что-то не совсем логично. Аккуратно поправить сказанное можно после того, как ребенок закончил говорить. И тогда он обязательно примет это к сведению.
  • Установите четкие границы в поведении ребенка, но согласно его возрастным особенностям. Важно, чтоб он понимал: если определенные вещи делать нельзя, то это правило не меняется.

Совет: здесь важно не дать слабину самому взрослому. Если вы сказали, что конфет на сегодня хватит, а потом выдаете еще, то у ребенка не будет устойчивого понятия, а когда же действительно нельзя, разовьется чувство вседозволенности. Дети, на самом деле, любят границы и правила.

  • В отношениях с пятилетним малышом проявляйте максимум терпения. Ведь часто дети сами не знают, чего хотят, и почему так происходит с ними. Они все еще постигают это умение – понимать себя. И нормально, что ребенок может дольше одеваться, убирать, идти, чем вы этого хотите. Кому же понравится, что его постоянно одергивают и торопят?
  • Хорошо, когда родители поощряют любознательность детей. Естественно, что ребенок в 5 лет задает множество вопросов. Здесь есть один нюанс. Малышу обязательно хочется получить ответ. А то, откуда он его узнает, напрямую зависит от взрослого. Постарайтесь стать для него в этом возрасте основным источником правильной информации. Для этого не нужно обладать особой эрудицией. Совет родителям: если вы не знаете, что ответить малышу, предложите вместе поискать это в книжке или хотя бы в Интернете. Но обязательно найдите ответ, иначе он может отыскать его в другом месте. И нет гарантий, что эта информация будет верной.
  • Обращайте внимание на то, чем интересуется ребенок. Старайтесь уловить, к чему он тянется, и развивать эти способности. Можно, конечно, попробовать разные сферы увлечений, а потом постепенно определить, что малышу больше по душе: петь или рисовать, английский язык или коньки. В ребенке должна сохраняться самобытность. Родители не должны навязывать ему интересы.

Развитие способностей и обучение — подготовка к школе
  • Будьте положительным примером для своего малыша. Ведь недаром говорят, что дети – это зеркало родителей. В этом возрасте они все схватывают моментально, и хорошее, и плохое. Так что следите за своими словами, эмоциями, поступками. Но если вы и допустили оплошность в присутствии ребенка, то нужно пояснить, что взрослые тоже могут ошибаться.
  • Никогда и ни при каких обстоятельствах не сравнивайте ребенка с другими. Этот фактор очень влияет на его самооценку. Не следует также постоянно критиковать и ругать ребенка, особенно при других людях. Лучше в спокойном состоянии проговорить ситуацию. Смотреть при этом следует прямо в глаза малышу, но с понимающим взглядом.
  • Не требуйте и не ждите от ребенка того, что он не способен выполнить в своем возрасте. Все должно быть в меру, в том числе, количество правил и ограничений. Когда их слишком много, то он может перестать их замечать.

Развивающие игры — очень важный момент в развити

И последний пункт выделен отдельно. Это игры

С малышами следует играть в добрые, познавательные игры. И строить отношения с ребенком пяти лет лучше всего в такой форме. Это значит, что малыша нужно увлекать тем или иным занятием: уборку превращать в веселое соревнование, кто быстрее сложит кубики; готовку тоже можно превратить в игру, сшить ребенку фартучек, и малыш станет вашим помощником на кухне.


Совместные игры помогут родителям лучше понимать детей

Участвовать нужно и в самих детских играх. Только делать это от души, с любовью, проникнуться этим процессом. Тогда ребенку действительно будет интересно со своими родителями. А это тоже залог добрых отношений с собственным малышом. Помните, что вы и ваш ребенок должны получать радость от общения. Если так и есть, значит, вы на верном пути!

В Японии ребенок от 0 до 5 лет - царь, от 5 до 15 лет - раб, а после 15 - равный.

Подобную методику все чаще и чаще стараются применять в странах СНГ.

Что думаю психологи? Насколько такой метод воспитания приемлем для нашего общества?

Дело в том, что "японский метод" это миф, который как-то интерпретируют, например, в России и Казахстане. Реальности мы не знаем, т.к. не были в Японии. Я знакома с трудом Масару Ибука "После 3 уже поздно" и в конце статьи предлагаю видео японского детского сада.

Что такое царь, раб и равный- у каждого человека свое представление, и это представление разное в разных культурах.

В Японии очень распространено раннее развитее (до 3 лет), ребенку стараются предоставить максимум сенсорного опыта, любви . Японцы понимают потенциал мозга в этот период. Иногда я думаю, что может быть поэтому существует японское экономическое чудо.

Япония сама по себе страна строгих традиций, рамок, правил. И даже если к ребенку относятся как к царю у него до 5 лет никогда не будет свободы африканского малыша, ползающего по земле, кушающего букашек. Японских маленьких царей мамы не носят целыми днями на руках прижав к обнаженному телу.

Японский метод нам лишь ярко показывает, что потенциал формирования нейронных связей велик и есть возможность его развивать, давая свободное от опасности пространство для исследования малышу, чтобы нервные связи активно формировались.

У японцев многому можно поучиться, и выбрать то, что близко, предлагаю посмотреть видео и поискать в нем то, что вам бы подошло.

Я считаю, что не царское это дело гвозди забивать, но сыну в 5 лет позволяла! А для японца, видимо, это именно царское дело. Что и требовалось доказать, мы называем разными именами одно и тоже, а на деле мы так похожи!

http://vk.com/event25121784#/video68967911_146318184

Если методы и программы (экономические ли, воспитательные, психологические ли и т.д.) брать в одной стране и без адаптированного перевода:) внедрять в наших, бывших республиках СССР, странах, то ничего путного не произойдёт!

Ну, не лепится японская система воспитания к нашему менталитету...

Если в Японии ребенок от 0 до 5 лет - царь, то в наших условиях он так и будет "царём", не научившимся ни работать (убирать игрушки, например), ни общаться с равными (с детками) и т.д. Потому что в России царь - это одно понятие, отличное от других стран. Его то убивали, то свергали, то изгоняли, заменяя коллективизацией и социализмом. А в Японии король так король! Он и ведет себя по-королевски, вся страна, все люди то-есть, и его, и королеву, и страну, и власть, и экономику - уважают!

"От 5 до 15 лет - раб" - иногда это состояние, раба, настолько впиталось в ребенка (когда его опекают чересчур, когда не дают ни прав, ни обязанностей, подтирая и кормя ребенка через силу, запрещая принимать решения и проявлять чувства), что и потом, после 15 - человек остается в этом состоянии:((.

"... А после 15 - равный". Кому? Родителям он никогда не будет равным. Он всегда будет ребенком. Как раз в Японии уважение детьми родителей (и предков) ещё как культивируется. Уважение к роду, к истории, к прошлому. В России же - переписывание истории, снесение памятников, неуважение к тому, что было... Даже в метро уже бабулькам место не уступают. Не воспитали родители, вероятно, остановившись в своих экспериментах по "японскому" методу на стадии" царь"!

А уж заглянуть в детские сады... Равны - точно! По команде всем на горшок! А, Петя, ты что, самый умный, делай как все!" Индивидуальность даже родителями - давится! Хочешь танцевать? Не, иди в теннис, я сам (сама) об этом так мечтала! Поёшь хорошо, детка? На фигурное пойдёшь! Я сказала!

Нет. Не годится:(((.

"Где родился, там и сгодился". После адаптации под наш менталитет - можно (наверно!) внедрять, хотя... это кому-то надо?

Хотя в отдельно взятой семье - очень даже годится! И их не мало.

Я и не знала,что живу в Японии,шутка.Давайте по порядку, итак малыш родился,его все любят,восхищаются,подчиняются(особенно до года и особенно мамы).Ближе к пяти годам ребенка приучают к труду,"взваливают"на него обязанности и поручения,восхищаются его самостоятельностью и все больше, и больше становится того,что ребенок может делать сам.А вот с равенством заминка вышла,равный мне человек наравне со мной может выбирать то,что ему нравится,отказаться от не понравившегося,нести ответственность за свои действия и более того никто в таких отношениях никому не подчиняется,все строится на взаимном уважении и стремлении договориться(стремление должно быть обоюдным).

И тут очень хочется обратить внимание аудитории на очень интересный документ:"БИЛЛЬ О ПРАВАХ ЛИЧНОСТИ"

ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО:

1. ... иногда ставить себя на первое место
2. ... просить о помощи и эмоциональной поддержке
3. ... протестовать против несправедливого обращения или критики
4. ... иметь свое собственное мнение или убеждения
5. ... совершать ошибки, пока Вы не найдете правильный путь
6. ... предоставлять людям право самим решать свои проблемы
7. ... говорить: «Спасибо, НЕТ», «Извините, НЕТ»
8. ... не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным
9. ... побыть одному, даже если другим хочется Вашего общества
10. ... иметь свои собственные, какие угодно, чувства, независимо от того, понимают ли их окружающие
11. ... менять свои решения или изменять образ действий
12. ... добиваться перемены договоренности, которая Вас не устраивает

ВЫ НИКОГДА НЕ ОБЯЗАНЫ:
1. быть безупречным на 100%
2. следовать за всеми
3. делать приятное неприятным Вам людям
4. любить людей, приносящих Вам вред
5. извиняться за то, что Вы были самим собой
6. выбиваться из сил ради других
7. чувствовать себя виноватым за свои желания
8. мириться с неприятной Вам ситуацией
9. жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было
10. сохранять отношения, ставшие оскорбительными
11. делать больше, чем Вам позволяет время
12. делать что-то, что Вы на самом деле не можете сделать
13. выполнять неразумные требования
14. отдавать что-то, что Вам на самом деле отдавать не хочется
15. нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения
16. отказываться от своего «Я» ради чего бы то ни было или кого бы то ни было

Если вы знаете свои права и обязанности,а ваш ребенок свои.Вы прекрасный родитель воспитавший личность.

Мы живем в удивительном и непонятном мире. Для человека существует масса нарицательных имен, отражающих его внутреннюю сущность: раб, дурак, разбойник, скотина, собака, зверь; одновременно с этим: гений, творец, создатель, разумный, умница!

Если в живой природе возьмем два семени: пшеничное и арбузное и посадим их в землю - среду, благоприятную для прорастания, то через некоторое время без обучения и без всяких на то указаний пшеничное зерно вырастит из себя плод - колос с зернами, а арбузное семя- арбуз с такими же семенами, как семя-родитель. Очевидно, что в семенах заложен разум-знание о том, как плодоносить аналогичными себе плодами.

Сегодня в нашей стране все большее количество родителей пробуют внедрить эту методику в своей семьи . забывая о том, что огромное значение в воспитании имеет общество, вернее социум, окружение. И если в Японии царит принцип усредненности и общности (на чем и базируется японская методика воспитания детей),то у нас все же большое значение уделяется развитию индивидуальных черт характера, способностей и желание победы.

Поэтому, извлекая из японских методов обращения с детьми положительные черты: чувство ответственности, любви к семье, долга, уважение к старшим, не стоит забывать о том, что полное копирование воспитательных мер, может оказаться неудобной для ребенка в будущем.

Любой метод воспитания рожден определенным менталитетом и для него же пригоден. Можно каким угодно методом воспитывать ребенка, но если это делает мать - одиночка, коих огромное количество в России, ребенок никогда не будет иметь такой уверенности в себе и своих силах, как, к примеру, ребенок, выросший в функциональной семье. Под функциональной семьей в данном случае понимается не просто полная семья , с отцом и матерью, но и в расчет также должны приниматься взаимоотношения между родителями. Если эти отношения гармоничны и благоприятны - жизнь ребенка будет такой же, если в отношениях доминируют ссоры, всплески агрессии - это и будет воспринято ребенком в качестве подсознательной поведенческой модели. Что касается японского метода, где указана такие противоречивые этапы периодизации психического развития, когда ребенок то царь, то раб, то мне эта модель представляется полной бессмыслицей, учитывая то, что формирование психической структуры личности происходит в первые 6 - 7 лет жизни.

А мне кажется, любой метод или система обречены. Нам всегда хочется найти лучшее, идеальное...но, мы забываем что мир неидеален!!! И в любом методе есть свои плюсы и минусы. На мой взгляд, все системы и методы, которые создаются они должны быть рабами(инструментами) родителей, а не родители рабы метода!!! Все таки сердца любящих родителей самый лучший проводник на пути введения ребенка во взрослый мир! Сочетание различных методов и индивидуальный подход к своему малышу - чем не вариант! Ведь здоровье - это хорошая адаптивность, устойчивость и свобода выбирать из всего списка, то самое лучшее, что необходимо Вашему малышу в данный конкретный момент, и, что не будет остро противоречить обстановке, в которой ему жить!

Но, если Вы, все таки, решились отдать предпочтение какому-то одному методу, стоит задуматься, а смогу ли я, как родитель быть достойным примером для подражания своему ребенку!?! Так как мы помним, что если мы, родители, сами не исповедуем в своей жизни такое поведение, которое собираемся привить своему малышу - бунт и!невроз! вашего чада обеспечен!!!

В этой статье:

Если вашему малышу уже 4 годика, то необходимо знать и учитывать особенности его психического развития. Сейчас детям интереснее всего играть небольшой группкой. Так проходит процесс социализации. Через игру дети могут многому научиться друг у друга.

Малыши уже многое могут и умеют к этому возрасту, так что не волнуйтесь – к школе они успеют подготовиться .

Это время активного развития воображения и мышления. Увеличивается объем памяти, что-то новое выучивается каждый день. Задача родителей – помочь детям получать новые знания о мире, эмоции и впечатления. В 4-5 лет уже можно заниматься спортом в секции – это благотворно влияет на развитие физических качеств детей, а также помогает снять стресс. Родителям и детям становится гораздо интереснее проводить время вместе.

Возрастные особенности

Возраст 4-5 лет относится к дошкольному. Всего 1-2 года пройдет, и ваш
малыш отправится в первый класс. Кажется, это просто нереально, ведь он еще так сильно зависит от родителей, мало что умеет делать сам. Или нет? На самом деле, в 4-5 лет малыши уже довольно самостоятельные, подвижные, у них хорошо развито мышление и память. Некоторые родители просто не дают своему крохе продемонстрировать самостоятельность.

У детей в этом возрасте уже сформировалась некая жизненная позиция, характер . У них есть интересы, увлечения, любимые герои. Уровень развития ребенка зависит от многих факторов, но семья и дом тут на первом месте. Обратите внимание:


Все это очень важно для правильного развития детей, как физического, так и психического. Сейчас закладываются основы характера человека. Потом уже очень тяжело будет что-то изменить.

Физическая активность

Дети в этом возрасте очень активные . У них снижена концентрация (всего-то 20-25 минут), зато они могут много времени проводить в движении, играх. Особенности развития малышей таковы, что именно этот возраст подходит для начала физических занятий . Даже если вы не планируете делать из малыша
профессионального спортсмена, можно заняться спортом:

  • гимнастика;
  • танцы;
  • легкая атлетика;
  • боевые искусства;
  • зимние виды спорта.

Хороший педагог организует занятия в интересной, увлекательной форме. Нельзя перегружать детей. Всего-то 1-2 занятия в неделю пойдут на пользу. Тело становится гибким, сильным, улучшается координация движений. Занятия спортом - это всегда хорошее насыщение крови кислородом.

Есть еще одна причина, почему нужно давать детям в 4-5 лет активно двигаться: это помогает
им снять возбуждение, напряжение. Если его не снимать, то испортится сон, будет плохой аппетит. Кроха станет капризным, ему будет тяжело вставать утром. Дело в том, что 4-5 лет – это время, когда мозг активно работает . Идет запоминание, развитие речи, памяти. Усваиваются самые разные социальные механизмы. Детям просто необходим отдых, который поможет снять перенапряжение. Побегать, покричать, поиграть всем вместе - это лучшее решение.

Психологическое развитие

Малыш взрослеет. Родители часто с большим удивлением смотрят на своих детей, которые начинают задавать вполне осмысленные вопросы. Такой период начинается как раз в 4-5 лет. За свою небольшую жизнь ребенок успел накопить опыт, уже умеет распознавать настроение родителей и других людей. У детей к 5-6 годам уже хорошо развита память. Начинается интересный этап их жизни – кажется, они уже к нему готовы.

Мышление

В процессе развития умственной деятельности малыш перешел на новую ступень. Теперь мышление становится наглядно-образным. Это значит, что у детей появляется способность решать логические или ситуационные задачи в уме. Раньше для решения любой задачи необходимы были предметы и действия с ними . Теперь же, используя опыт и воображение, малыш может отвечать на абстрактные вопросы.

В 4-5 лет дети уже могут давать ответы на простые абстрактные вопросы довольно быстро. Это связано с развитием воображения. Особенности мышления сейчас таковы, что многие факты кроха подменяет. Воображение, фантазия приравнивается к действительности . Дети могут придумывать, врать не для того, чтобы обидеть или навредить. Просто в их понимании фантазия и реальность существуют практически одновременно.

Восприятие

Лучше всего работают тактильные и зрительные метод восприятия. Все еще остается необходимость трогать, иногда даже брать в рот предмет. Но у детей уже накоплен немалый опыт, они много знают о тех предметах, которые их окружают. Они могут:


Мир вокруг уже сформировался, и теперь малышу предстоит расширить его, добавляя новые слова, впечатления, понятия. Особенность развития восприятия в том, что крохе необходимо давать новый материал. Так развиваются всевозможные каналы получения информации.

Память

В 4-5 лет у малыша уже довольно большой объем памяти. Он может запомнить сюжет сказки или мультика, выучить стихотворение. В детском садике проводятся
игровые тесты. Детям показывают картинки, затем на 1-2 минуты убирают их. После этого из предложенных картинок малыш должен выбрать те, которые запомнил . В этом возрасте у детей объема памяти хватает уже на 5-6 простых изображений. Например, еще 1-1,5 года назад этот объем охватывал лишь 3-4 картинки.

Сейчас можно начинать тренировать память. Чаще учите простые стишки, песенки, считалки. Обязательно просите малыша пересказывать вам в нескольких предложениях прочитанный рассказ или увиденное кино.

Эмоции

Эмоциональный фон у детей 4-5 лет становится очень насыщенным. Все еще не совсем получается контролировать эмоции, особенно сильные. Многие воспитатели и детские психологи отмечают, что у детей в этом возрасте бывают вспышки гнева и агрессии. Особенности
развития психики таковы, что слишком сильные эмоции малыш не может удержать в себе. Взрослый человек может промолчать, улыбнуться, когда хочется плакать или ударить. С ребенком так не получится.

Сильный негатив вызывает у него гнев, вспышки агрессии. Важно успокоить кроху, а не кричать на него или бить. Ваше агрессивное поведение лишь покажет ему, что именно так человек реагирует на стресс. Дайте ему успокоиться, а потом обсудите ситуацию. Скажите, что бить других детей или взрослых, причинять им боль нельзя.

Особенности социального развития

Теперь социальные контакты занимают важную часть в жизни ребенка. Если раньше кроха мог «подружиться» с другим малышом на площадке всего на 30-40 минут, то теперь длительные дружеские отношения становятся приоритетом. Появляются лучшие друзья, приятели . Дети звонят друг другу по телефону, вместе гуляют, ходят в гости.

Общения с детьми

У детей 4-5 лет дружба, совместные игры, планы занимают важную роль.
Особенности развития психики выражаются в потребности контактов с кем-то того же возраста. От общения только со взрослыми дети не получают столько новой полезной информации.

Во время игры дети «учат» друг друга новым словам – так проще усваиваются нормы общения и поведения. Малыши даже могут делать друг другу небольшие замечания . Общение - самый позитивный фактор развития, без него не получится полноценной личности.

Взаимодействие со взрослыми

Взрослый человек представляется для малыша 4-5 лет очень важной персоной. По аналогии с родителями других взрослых также нужно слушаться. Часто после похода в садик у малыша меняются «кумиры». Теперь кроха может во всем подражать своей воспитательнице или преподавателю.

В этом возрасте лучше всего начать готовить ребенка к школе. Расскажите о правилах общения со взрослыми: учителями, незнакомыми людьми , продавцами в магазине… Отрепетируйте вежливые обращения, которые необходимо использовать.

Совместные игры

Если раньше детей больше привлекали одиночные игры с игрушками, то теперь все поменяется. В возрасте от 3-4 лет начинается активная социализация. Теперь гораздо веселее и интереснее играть группой. Малыши раздают друг другу роли, распределяют сюжет, до начала игры договариваются о каких-то моментах .

Развитие психики в этом возрасте характеризуется активным воображением. Неважно, есть у принцессы корона или конь у принца. Воображение помогает малышам заменять недостающие предметы самыми обычными. Короной станет шапка или обруч для волос, а стул легко заменяет коня, и игра от этого не становится менее увлекательной и захватывающей.

Loading...Loading...