ольга плотникова
Конспект НОД по ФЭМП «Столько, сколько, поровну. Танины помощники» (вторая младшая группа)
Конспект НОД по познавательному развитию (математике) столько , сколько , поровну .
2 младшая группа .
«Танины помощники »
Цель : Продолжать формировать элементарные математические представления детей.
Задачи :
Формировать умение сравнивать предметы по количеству, путем разложения по одному.
Уточнить в речи употребление слов : столько , сколько , поровну .
Закреплять умение понимать обращенную речь и отвечать на вопросы взрослого.
Расширять словарь детей.
Развивать логическое мышление у детей, наблюдательность, умение сопоставлять, сравнивать.
Воспитывать любознательность, познавательный интерес.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.
Материалы : большая кукла, стол , скатерть, тарелки, кружки, тарелка с конфетами.
Ход занятия:
Дети заходят в группу видят огорченную куклу.
В : Ребята, посмотрите наша кукла Таня плачет! Давайте узнаем, почему она плачет?
В : Таня говорит, что у нее сегодня день рожденье, к ней придут гости.
А она не знает, сколько надо поставить тарелок и кружек для гостей?
В : Ребята, а как мы сможем развеселить нашу Таню? Давайте поможем кукле Тане , но сначала мы с ней поиграем.
Д : Давайте!
Физминутка : Помощники
Дружно мы поможем Тане (Руки на пояс шагаем на месте)
Мы на стол накроем сами . (Руки вытягиваем вперед, ставим на пояс)
Раз, два, три, четыре-
Потянулись, наклонились, (Руки вверх- потянулись, Наклон вперед)
Хорошо мы потрудились. (Руки на поясе, наклон головой вправо, влево)
В : Молодцы! Посмотрите, наша кукла Таня повеселела! Ей понравилось играть с нами.
В : Теперь, давайте поможем расставить посуду , для гостей. Ребят, сколько у нас тарелок и кружек?
Воспитатель обращает внимание на тарелки и кружки стоящие на подносе.
Д : Много
В : Ребята давайте расставим тарелки и кружи на стол . Посмотрим, сколько у нас тарелок , а сколько кружек ?
Д : Давайте!
Дети расставляют на стол тарелки , ставят на них кружки.
В : Сколько у нас тарелок и кружек?
Д : Тарелок столько сколько кружек .
В : Значить их поровну ?
Д : Да?
В : Ребята, кукла Таня совсем повеселела, она благодарит вас и приготовила вам угощенье.
Воспитатель показывает тарелку с конфетами.
В : Посмотрите на тарелку, сколько здесь конфет ?
Д : Много
В : Правильно! Давайте посмотрим сколько их . Берите по одной конфетки. Сколько у нас конфет ?
Д : Столько , сколько и ребят .
В : Правильно ребята. Давайте скажем спасибо и попрощаемся с Куклой Таней.
Д : Спасибо, до свиданье!
В : Кукле Тане пора встречать своих гостей. А мы с вами потрудились, а теперь немного отдохнем.
(Если дети желают можно продолжить сюжетно-ролевую иргу «День рожденье куклы Тани » )
Публикации по теме:
Конспект занятия НОД по ФЭМП во второй младшей группе «Столько-сколько. Поровну» Цели: 1. Закрепить знания детей соотносить элементы одного множества с элементами другого. 2. Подвести детей к пониманию равенства множеств.
Конспект занятия по математике в средней группе «Понятие «столько - сколько» Цель: формирование понятий «столько - сколько» Задачи: продолжать учить детей накладывать на карточку столько картинок или игрушек, сколько.
(Разработано на основе программного занятия по ФЭМП во второй младшей группе Помораевой)
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Виды деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, музыкально-художественная, продуктивная.
Цель: научить детей сравнивать предметы по высоте, используя определения высокий, низкий .
Задачи:
1. Образовательные
- Познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова высокий – низкий, выше – ниже .
- Упражнять в определении пространственных направлений от себя.
- Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом приложения и пользоваться словами по много, поровну, столько – сколько.
2. Развивающие
- Развивать любознательность, память, мышление.
- Повышать речевую активность детей.
- Развивать умение отвечать на вопросы.
- Развивать зрительное восприятие.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
3. Воспитательные
- Учить внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы.
- Вызывать эмоциональный отклик.
- Воспитывать дружелюбие, способность к совместной деятельности.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Дидактический наглядный материал.
Демонстрационный материал. Две елочки, контрастные по высоте; снегири в количестве 10, зерна.
Раздаточный материал . Заборчики, контрастные по высоте (по 2 шт. для каждого ребенка); елочки, контрастные по высоте (по 2 шт. для каждого ребенка).
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дети здороваются с присутствующими гостями.
2. Сюрпризный момент.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в зимний лес. (Дети закрывают глаза и слушают звуки метели, представляют, что они попали в зимний лес. На столе стоят две елочки, контрастные по высоте.)
3. Основная часть.
Посмотрите, пожалуйста, на стол. Что вы видите? (Деревья.)
Как они называются? (Елочки.)
Что можно сказать о высоте деревьев? (Провожу рукой вдоль каждой елочки (снизу-вверх), показывая их высоту.)
Это высокая елочка, а это низкая елочка. (Дети повторяют определения «высокая – низкая».)
Ребята, что можно сказать о высоте этой елочки (указывает на высокую (низкую) елочку) по сравнению с этой елочкой (указывает на низкую (высокую) елочку). Добиваюсь того, чтобы дети результаты сравнения обозначали словами «выше – ниже».
А сейчас присядьте за столы и посмотрит, что лежит перед каждым из вас (елки и заборы).
Предлагаю детям рассмотреть заборчики и сравнить их по высоте.
Что можно сказать о высоте заборчиков? (Они разные по высоте.)
Как это можно узнать?
Далее учу детей сравнивать заборчики способами наложения и приложения, они должны показать высокий (низкий) заборчик. Затем по моей просьбе высокую елочку загораживают высоким заборчиком, а низкую – низким и еще раз сравнивают высоту заборчиков. Слежу за тем, чтобы дети при обозначении результатов сравнения дети пользовались словами выше, ниже.
Затем для снятия эмоционального напряжения провожу физминутку:
Физминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше, выше.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску! (на доске приклеены снегири) . Кто к нам прилетел в гости? (Птички.)
Как называются эти птички? (Снегири.)
Сколько снегирей к нам прилетело в гости? (Много.)
Предлагаю покормить птиц. Каждой птичке даем по одному зернышку, сопровождая действия словами «Одна птичка – одно зернышко».
Сколько зернышек мы дали птичкам? (Много.)
Что можно сказать о количестве снегирей и зернышек? (Снегирей и зернышек поровну.)
А теперь, ребята, мы с вами немного побудем маленькими птичками. Дети имитируют действия снегирей: летают, клюют зернышки, прыгают под музыку Е. Железновой «Птички-невелички».
Прилетели птички, птички – невелички.
Все летали и летали, крыльями махали,
На дорожку сели – зернышек поели.
«Клю – клю – клю, клю – клю – клю,
А я зернышки люблю.
Перышки почищу, чтобы были чище.
Вот так и вот так, чтобы были чище».
Прыгают на ветке – веселятся детки.
Прыг-скок, прыг-скок, веселятся детки.
4. Заключительная часть.
Детки, к сожалению, наше путешествие в зимний лес закончилось. Нужно возвращаться в садик. Давайте скажем до свидания нашим птичкам и деревьям.
Конспект занятия по математике в младшей группе «Столько - сколько».
Составила и провела занятие воспитатель МАДОУ № 232 «Детский сад комбинированного вида» города Кемерово Григорьева Елена Анатольевна.
Задачи:
воспитывать интерес к математике,
овладению умениями понимать множества («один» и «много»);
научить детей понимать выражение «столько - сколько», отражать в собственной речи это понятие, обозначающее равенство численностей множеств.
Материал:
Стулья, конфеты, тарелки разных цветов.
Ход занятия:
Дети сегодня, мы с вами отправляемся в страну под названием «Математика», но сначала предлагаю Вам поиграть в игру, которая называется «Ровным кругом ».
Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, и говорят такие слова:
Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте!
Дружно вместе.
Делаем вот так!
С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает педагог, например, повернуться, наклониться, присесть.
Затем воспитатель обращает внимание на стулья, которые стоят в группе по количеству детей. Дети стоят около воспитателя.
В.: Детки посмотрите, сколько у нас стульев?
Д.: (Много).
В.: Нам с вами надо узнать - стульев у нас в группе столько, сколько детей? Или меньше, а может быть и больше? Сейчас мы с вами проверим, возьмите каждый по одному стулу. Поставьте на ковер полукругом (специально выделенное место). Воспитатель помогает детям поставить стулья на ковре.
В.: (подзывает всех детей) ребята встаньте все около меня и посмотрите, сколько стульев у нас в группе?
Д.:(Много).
В.: Да, стульев много и детей много. Мы сейчас узнаем, хватит ли стульев для детей.
В.: Аня сядет на один стул (показывает рукой, и дети садятся). Женя - на один стул, Оля - на один стул (остальные наблюдают и ждут своей очереди, чтобы сесть). В.:(увеличивает темп, называя имена детей). Садитесь каждый на один стул.
В.:(спрашивает крайнего ребенка): Рядом с тобой есть пустой стул?
Р.: отвечает
В.:(у следующего ребенка), а рядом с тобой есть пустой стул? А между Димой и Вовой есть пустой стул? Нет. Ни одного стула не осталось.
В.: Сколько детей, столько и стульев.
Послушайте: У нас столько стульев, сколько детей.
В.: Так, сколько же у нас стульев? Скажи, Костя?
Костя: У нас стульев столько, сколько детей.
(Именно такого ответа по формулировке нужно добиться от детей).
В.: Скажем вместе: У нас стульев, сколько детей.
Воспитатель берет в руки тарелку с конфетами и говорит: « Ребята посмотрите, у меня есть тарелка, а в тарелки конфеты»
В.: Как вы думаете, сколько конфет?
Д.:(Много).
В.: Интересно, конфет столько, сколько детей? Или нет. Как мы это узнаем?
Д.: ответ (надо взять).
В.: А поскольку конфет надо брать, чтобы узнать, столько ли конфет, сколько детей? Д.: (По одной).
В.: Каждый ребенок берет по 1 конфетке. На тарелке должны остаться конфеты, после того когда последний ребенок возьмет конфету.
В.: У каждого есть по конфетке? (Да).
В.: А у меня на тарелке остались конфетки?
Д.: отвечают
В.: Значит конфет больше, чем детей. Так сколько конфет, в тарелке?
Д.: (Больше, чем детей).
В.: Да конфет больше, чем детей. (Показывает на оставшиеся конфеты). Давайте, проверим, сколько же конфет осталось? Дети кладут свои конфеты на другую тарелку (например, красного цвета).
В.: Ни у кого не осталось, (поднимает тарелку). В красной тарелке конфет столько, сколько детей. А сколько же конфет в этой тарелке (цвет синий)? Показывает на тарелку с оставшимися конфетами.
Д.: (Много).
В.: Берите по одной. Узнаем, столько ли конфет, сколько детей? (Дети подходят по одному). Алеша, возьми 1 конфетку, Таня и называет всех по очереди, дети подходят, берут по 1 конфетке и видят, как уменьшается количество. Двое последних детей говорят: «А мне не хватило»!
В.: Значит конфет меньше, чем детей, Оле и Саше не хватило.
Воспитатель внимательно смотрит, как дети кладут конфеты, чтобы ни у кого не осталось.
В.: Как же мы узнали, что конфет меньше, чем детей?
Д.: (Не хватило).
В.: А как же мы узнали, что конфет больше, чем детей?
Д.: (Много осталось).
В.:. А чего у нас в группе столько же, сколько детей? (Стульев).
В.: Как надо сказать? (Стульев столько, сколько детей).
В.: А чего у нас меньше, чем детей (Показываете синюю тарелку, где меньше конфет.).
Д.: Конфет в синей тарелке меньше, чем детей. (Реплики, а там много)
В.: (смотрите на вторую красную тарелку): Сколько здесь конфет?
Д.: Конфет в красной тарелке столько, сколько детей.
В.: Дети на этом наше путешествие в страну математики закончилось. Вы у меня сегодня молодцы, научились считать. Предлагаю вам угоститься конфетой из той тарелки, где конфет столько сколько детей. Дети угощаются.
Организованная образовательная деятельность по ФЭМП во второй младшей группе.
Тема: По много, поровну, столько - сколько
Цель:
- учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько;
- продолжать формировать элементарные математические представления детей;
- продолжать знакомить с треугольником, учить называть и сравнивать его с квадратом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Арский детский сад №11общеразвивающего вида»
Арского муниципального района Республики Татарстан
По много, поровну,
столько - сколько
(Организованная образовательная деятельность по ФЭМП во второй младшей группе)
Воспитатель:
Ситдикова Милеуша Асхадулловна
2017
Тема: По много, поровну, столько - сколько
Цель:
- учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько;
- продолжать формировать элементарные математические представления детей;
- продолжать знакомить с треугольником, учить называть и сравнивать его с квадратом.
Задачи:
- формировать умение сравнивать предметы по количеству, путем разложения по одному.
- уточнить в речи употребление слов: столько - сколько, поровну, по много.
- закреплять умение понимать обращенную речь и отвечать на вопросы взрослого.
- расширять словарь детей.
- развивать логическое мышление у детей, наблюдательность, умение сопоставлять, сравнивать.
- воспитывать любознательность, познавательный интерес.
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.
Форма организации: групповая
Интеграция образовательных областей: ФЦКМ, ФЭМП, физическая культура, развитие речи.
Демонстрационный материал: стол, тарелки, чашки, тарелка с конфетами, круг (диаметр 10 см), квадрат (длина стороны 10 см), треугольник (длина стороны 10 см)
Раздаточный материал: карточки для дидактической игры «Один – много», круги, квадраты, треугольники (по одному для каждого ребенка).
План занятия:
- Организационный момент
- «Доброе утро всем, кто проснулся!»
- Сюрпризный момент
II. Основная часть.
- Сравнение две группы предметов: по много, поровну, столько – сколько.
- Физкультминутка. Хороводная игра «Зайка шел».
- Дидактическая игра «Найди свой домик».
- Рефлексия
- Итог
- Гостинец от зайчика.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Садятся полукругом.
- Упражнение «Доброе утро всем!»
2. Сюрпризный момент
В : Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? К нам пришел зайчик. Но почему-то он печальный? Давайте узнаем, почему он такой грустный?
В : Зайчик говорит, что сегодня к нему придут гости. А он не знает, сколько надо поставить на стол тарелок и чашек для гостей?
В : Ребята, а ведь мы сможем развеселить нашего зайчика. Давайте, поможем зайчику накрыть стол.
- Основная часть.
- Сравнение две группы предметов (по много, поровну, столько – сколько)
В : Начнем расставлять посуду для гостей. Ребят, сколько у нас тарелок и чашек?
Воспитатель обращает внимание на тарелки и чашки стоящие на подносе.
Д : Много
В : Ребята давайте сначала расставим тарелки на стол. (Дети по очереди подходят к столу и расставляют тарелки, сопровождая свои действия словами «Ещё одна тарелка»)
Сколько тарелок мы поставили? (Много)
А теперь на каждую тарелку поставим чашку. (Дети по очереди подходят к столу и расставляют чашки на тарелок, сопровождая свои действия словами «Одна тарелка – одна чашка»)
Сколько чашек? (Много) Что можно сказать о количестве тарелок и чашек? (Поровну.) На каждой тарелке стоит чашка?(Ответы детей.) Тарелок и чашек поровну? (Ответы детей)
Ребята посмотрите ещё раз на стол. У нас на столе чашек столько сколько тарелок.
В : Сколько у нас тарелок и сколько чашек?
Д : Тарелок столько сколько чашек.
В : Значит их поровну?
Д : Да?
- Физкультминутка. Хороводная игра «Зайка шел»
(Игра помогает создать хорошее настроение, содействует развитию слаженных движений).
В : Ребята, зайчик совсем повеселел, он благодарит вас за помощь и приглашает вас в игру.
Дети берутся за руки, образуя круг, идут по кругу.
Воспитатель. Какие молодцы наши ребятки! Зайке понравилось с вами играть. Ему было очень весело.
- Работа с геометрическими фигурами. Сравнение треугольника с квадратом.
Ребята, назовите какая эта фигура?(Квадрат). Какого цвета квадрат? Что есть у квадрата? (Стороны, углы). Сколько сторон (углов)? (Много).
Какая это фигура? (Треугольник). Какого цвета треугольник? Что есть у треугольника? (Стороны, углы). Сколько сторон (углов)? (Много).
Чем похожи квадрат и треугольник? (Есть стороны и углы). Чем эти фигуры отличаются?
Воспитатель накладывает на квадрата треугольник. Обращает внимание, какие углы у квадрата и треугольника имеют пары («дружат»), у каких углов квадрата нет «друзей». (Показывает).
Аналогичные вопросы задает воспитатель о сторонах фигур.
Обобщение: У квадрата больше сторон и углов.
- Дидактическая игра «Найди свой домик».
На ковре лежат треугольник и квадрат. Дети берут со стола по одной геометрической фигуре, называют их и начинают двигаться под музыку. По окончании мелодии они должны найти свои домики: те, у кого в руках квадрат, бегут к квадрату, те, у кого треугольник, - к треугольнику. Когда дети встанут на свои места, воспитатель просит их обосновать свой выбор.
- Дидактическая игра «Много – один».
У детей по две карточки с геометрическими фигурами. Воспитатель говорит: «Много», ребята показывают карточку, на которой нарисовано три квадрата и отвечают: «много». Далее он произносит «Один». Дети показывают карточки с одним треугольником.
Ребята, давайте поиграем с геометрическими фигурами. Сколько у нас квадрата? (Три) Сколько у нас треугольников? (Один) Слушайте внимательно: Мы присядем столько раз, сколько квадрата у нас. Встанем на носочки столько раз, сколько треугольников у нас. (Молодцы ребята)
- Рефлексия
1. Итог
Что мы делали на сегодняшнем занятии математики? (Мы помогали зайчику накрыть стол, правильно расставили на стол чашек и тарелок, сравнивали количество чашек и тарелок, их было поровну, по много, поиграли с зайчиком, сравнивали треугольник с квадратом и т.д.) На следующем занятии продолжим сравнивать двух равных групп предметов, различать и называть знакомые нам геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Зайчику понравилось наше занятие! Вы сегодня все хорошо поработали, были большие молодцы.
- Гостинец от зайчика.
Зайчик для вас приготовил гостинец.
Воспитатель показывает тарелку с конфетами.
В : Посмотрите на корзинку, сколько здесь конфет?
Д : Много
В : Правильно! Давайте посмотрим сколько их. Берите по одной конфетки. Сколько у нас конфет?
Д : Столько, сколько и ребят(детей).
В : Правильно ребята. Давайте скажем спасибо и попрощаемся с зайчиком.
Д : Спасибо, до свиданья!
В : Зайчику пора встречать своих гостей.
Цель занятия: учить сравнивать количество предметов в двух группах, используя слова: столько.. сколько, поровну, много, мало, один.
Словарная работа: поровну, много, мало.
Материалы:
демонстрационный: мольберт, картинка мухомора, платок, музыкальная запись со звуками поезда;
раздаточный: на подносах ножки от грибов и шляпки по количеству детей, обручи на каждого ребенка, по 3 карточки с изображением различного количества шаров (5, 3, 1) .
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям совершить поездку на поезде в осенний лес. Педагог приглашает занять места в поезде, на которых лежат «билетики» (карточки с изображением различного количества шаров) . Далее просит «предъявить билеты» , где изображено «много» шаров. Ребята показывают карточку, на которой нарисовано 5 шаров, и отвечают, сколько предметов на их карточках. Далее произносит: «Мало» . Дети показывают карточки с 3 шарами. Когда педагог говорит: «Один» , они должны показать карточки, где 1 шар.
Когда дети приезжают в осенний лес, воспитатель спрашивает кто живет в лесу?:
- заяц; - волк
- лиса; - медведь
- птички и т.д.
Если дети не называют птичек, воспитатель задает наводящий вопрос: «Кто летает в лесу?» . Затем предлагает «превратиться» в птичек, а поможет ему в этом волшебный платок. Проговаривает волшебные слова:
Раз, два, три,
Волшебный платочек, помоги,
Деток в птичек преврати!
Накрывает детей платком и они превращаются в птичек.
Воспитатель говорит о том, что они – «птички» . У каждой «птички» свое «гнездышко» (обручи, лежащие на полу в 2 ряда на небольшом расстоянии друг от друга) . Сколько «гнездышек» , столько и «птичек» . Вылетели «птички из гнездышек» , летают, радуются солнышку, песни поют. Внезапно налетел ветер, погода испортилась, начался дождик. «Птички» спрятались в гнездышках». Воспитатель обходит все «гнездышки» , обращая внимания что, в этом «гнездышке - птичка» , и в этом «гнездышке – птичка» , и в этом. Дети рассматривают противоположный ряд, сравнивают количество «гнездышек» и «птичек» :
Сколько птичек?
Много птичек.
Сколько гнездышек?
Много гнездышек.
У каждой птички - свое гнездышко. Чего больше (чего меньше) – птичек или гнездышек?
Поровну: сколько птичек, столько гнездышек.
Игра повторяется 2-3 раза, поиграв, педагог расколдовывает детей словами:
Раз, два, три,
Волшебный платочек, помоги,
Деток в птичек преврати!
Далее воспитатель предлагает погулять по осеннему лесу. Гуляя по лесу, дети нашли корзину. Ребята садятся за стол и рассматривают, что лежит в корзине: картинка мухомора и на подносах лежат ножки и шляпки от грибов в количестве. Педагог обращает внимание на то, что на картинке у мухомора на ножку одета шляпка, а на подносах шляпки лежат отдельно от ножек.
Сколько ножек от грибов? - Много.
Воспитатель раздал каждому ребенку по одной ножке. Шляпки от грибов лежат на другом подносе. Сколько их? Педагог предлагает детям надеть на каждую ножку по шляпке.
Что можно сказать про ножки и шляпки? Сколько их? Чего больше, ножек или шляпок от грибов?
Сколько ножек, столько и шляпок. Поровну.
Похвалив детей, воспитатель напоминает, что пора уже возвращаться в группу и приглашает занять места в поезде. Приехав в группу, педагог подводит итоги путешествия, задавая следующие вопросы:
Где мы были?
В кого превращались?
Где жили птички?
Сколько гнездышек было?
Что нашли в лесу?
Что делали с маленькими грибочками?
Сколько было шляпок на подносе?