Социальная защита детей-сирот. Численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, на начало года (тыс. детей) Вся надежда на патронатных родителей

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство .

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, - сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Гриша четвертый ребенок у Сахаи Ивановой. Когда малышу исполнилось четыре месяца, выяснилось, что он тяжело болен. По месту жительства в Якутске диагноз поставить не удалось. Но удалось направить в Москву во всемирно известный Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Димы Рогачева.

Американская сторона 29 апреля получит проект межправительственного договора с РФ об усыновлении, который будет рассматривать две недели, а основные переговоры по этому вопросу состоятся 12 мая в Москве, сообщил РИА Новости уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов.

Кроме того, 29 апреля в штате Пенсильвания пройдут предварительные слушания по делу о гибели в США усыновленного российского мальчика Ивана Скоробогатова, сообщила РИА Новости по телефону представительница офиса окружного прокурора округа Йорк штата Пенсильвания.

На 1 января 2009 г. в России число детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей, составляло 681 301 ребенок, в том числе в условиях институционализации (система учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) - 151 771 ребенок (на учете в региональных банках данных), что составляет 22% в общей численности детей.

На воспитании в семьях состояли 529 530 детей (78%), в том числе:
- под опекой и попечительством - 331 407 детей (без учета добровольно переданных родителями под опеку - 48 001), в том числе посторонние граждане - 53 437 - 14%;
- в приемной семье - 55 326 детей (число приемных семей - 32 646);
- на усыновлении - 142 797 детей, в том числе в иностранных семьях - 42596 - 30%;
- на других формах - 5363 детей (число патронатных семей - 3 165). До 1 сентября 2008 г. эти дети числились в контингенте детского дома.

При этом субъекты РФ указали итоговую численность детей, выявленных и учтенных на конец 2008 г., - 670 469 детей.

В 2008 г. общее количество детей, усыновленных иностранными гражданами , составило 4,1 тысяч человек, российскими гражданами - 9,1 тысяч детей.

Распределение усыновления по возрастам детей (данные за 2008 г.):
- до года: российские граждане - 5 421 ребенок, иностранцы - 235 детей;
- от года до трех лет: российские граждане - 1 908 детей, иностранцы - 2 301;
- от трех до семи лет: российские граждане - 1 072 ребенка, иностранцы - 1 184;
- старше семи лет: российские граждане - 647 детей, иностранцы - 405.

Распределение усыновлений иностранными гражданами по странам :
США - 1 773 ребенка, в том числе 97 детей-инвалидов;
Испания - 904 ребенка, в том числе 37 детей-инвалидов;
Италия - 496 детей, в том числе 35 детей-инвалидов;
Франция - 325 детей, в том числе 10 детей-инвалидов;
Германия - 188 детей, в том числе 21 ребенок-инвалид;
Ирландия - 113 детей, в том числе 2 ребенка-инвалида;
Израиль - 92 ребенка, в том числе 2 ребенка-инвалида;
Канада - 63 ребенка, в том числе 2 ребенка-инвалида;
Финляндия - 36 детей, в том числе 4 ребенка-инвалида;
Великобритания - 24 ребенка;
Бельгия - 21 ребенок, в том числе 2 ребенка-инвалида;
Швеция - 9 детей;
Новая Зеландия - 8 детей;
Государства, входящие в СНГ - 6 детей;
Другие государства - 67 детей, в том числе 1 ребенок-инвалид.

В России ежегодно происходит 10-11 тысяч случаев отказа от детей . Всего родильных домов и отделений в нашей стране 2 245. Получается, что на один родильный дом приходится чуть больше пяти отказов.

По сообщению мэра Москвы Юрия Лужкова, в 2009 г. в столичных роддомах были оставлены более 450 детей , две трети из которых - дети приезжих из регионов России и стран ближнего зарубежья.

Мировой опыт

В большинстве развитых и среднеразвитых стран Европы, Америки, Юго-Восточной Азии и Австралии система защиты прав детей основана на осуществлении единого процесса работы с каждым ребенком, планировании и пересмотре мер защиты его прав единственным органом защиты прав с обязательным привлечением специализированных социально-педагогических служб и установленных законом процедур.

Согласно стандартам, утвержденным Советом Европы, такая работа обязана учитывать приоритет оставления ребенка в биологической семье и содержать меры по сохранению семьи для ребенка, а если это не возможно, то должна быть направлена на семейное устройство ребенка. Недопустима институциализация ребенка, под которой понимается помещение ребенка в учреждение, размещающее более 12 воспитанников на срок более полугода.

Поэтому в США приюты имеют право содержать детей не более 30 дней, а в Англии, Германии, странах Скандинавии, в Южной Корее, Австралии, на Филиппинах и в других странах, детский дом не может опекать более 5-10 детей. Это связано с научно обоснованной губительностью длительного содержания детей в учреждениях в условиях отсутствия единичной привязанности и эмоциональной связи со значимым взрослым, что приводит к недоразвитию различных отделов и коры головного мозга при институциализации в первые три года жизни, а также к растущей задержке психического развития, социально‑педагогической запущенности, агрессивности или невротизации детей при длительном содержании в детских домах в более старшем возрасте.

Там создали систему замещающих семей (fosters-family). Сейчас в развитых странах 90% сирот живут в таких семьях.

По данным члена исполнительного комитета проекта по созданию международных программ усыновления Children in families Рене Уоллиса, в США ежегодно выявляют 70-80 тысяч новых сирот , а в очереди стоят 150 тысяч желающих усыновить ребенка. При этом в год американцы усыновляют 80 тысяч "своих" сирот и 20 тысяч детей из других стран.

В столице Франции число детей, подлежащих усыновлению , за год не превышает 50 человек. В то время как право на усыновление ребенка ежегодно получают около 700 человек. Именно поэтому многочисленные супружеские пары, получившие право усыновить ребенка, вынуждены искать детей для усыновления за рубежом.

Ежедневно во Франции усыновляют (удочеряют) двух французских детей и одиннадцать детей иностранного происхождения.

В Германии, Чехии, Швейцарии, Венгрии, Австрии, Италии, Польше и Японии развита система "окон жизни" , в которых женщины, добровольно отказывающиеся от своих детей, могут оставить малышей. Такое "окно" представляет собой небольшой бокс или нишу в стене монастыря, госпиталя или социального учреждения, оборудованную под детскую колыбель (отсюда еще одно название - "колыбель жизни"). "Окно" открывается снаружи таким образом, что обитатели дома не могут видеть, кто и когда кладет ребенка внутрь. "Колыбель" оборудована датчиками, реагирующими на открытие крышки, сдвиг кроватки или механическое давление на нее - в разных странах разные технологии.

В Германии "окон жизни" более 90. По данным на декабрь 2009 г., за 10 лет существования в "окнах жизни" было оставлено около 500 детей.

В Японии по данным на январь 2010 г., всего с момента создания в "колыбели аиста" был оставлен 51 ребенок. Из них 43 были в возрасте до месяца, шесть - от месяца до года и два - старше года.

(Медицинская газета, 28.01.2010)

По сведениям Национальной Ассоциации приемных и патронажных семей Италии, ежегодно в этой вполне благополучной стране брошенными оказываются 400 новорожденных , и каждый год эта цифра увеличивается на 10%.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

19 декабря 2019 , Социальная защита детей-сирот Участники обсудили совершенствование законодательства, направленного на профилактику социального сиротства и помощь семьям в трудной жизненной ситуации.

17 декабря 2019 , Социальная защита детей-сирот Брифинг Татьяны Голиковой по завершении совещания об обеспечении жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

6 апреля 2019 , Социальная защита детей-сирот Об обеспечении жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Распоряжение от 6 апреля 2019 года №656-р. Утверждён комплекс мер по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа на 2019–2021 годы.

4 апреля 2019 , Социальная защита детей-сирот Об изменениях в порядке обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Постановление от 4 апреля 2019 года №397. Принятые решения позволят обеспечить единый порядок ведения во всех субъектах Федерации списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жильём, а также позволят наладить эффективное взаимодействие субъектов Федерации по этим вопросам.

1 февраля 2019 , Социальная защита детей-сирот Татьяна Голикова провела заседание Совета по вопросам попечительства в социальной сфере В повестке – совершенствование деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

25 декабря 2018 , Жилищно-коммунальное хозяйство Президент России подписал Федеральный закон, направленный на совершенствование жилищного законодательства Федеральный закон от 25 декабря 2018 года №482-ФЗ. Федеральным законом, в частности, в Жилищный кодекс вносится изменение, которым устанавливается обязанность лиц, оказывающих услуги или выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, размещать в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информацию о некоторых видах договоров, заключаемых ими с собственниками помещений, осуществляющими непосредственное управление таким домом.

7 декабря 2018 , Социальная защита детей-сирот Об изменениях в типовом договоре найма жилого помещения для детей-сирот Постановление от 29 ноября 2018 года №1436. Типовой договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приведён в соответствие с ранее внесёнными в законодательство изменениями, которыми предусмотрена возможность заключения договора найма жилого помещения на новый пятилетний срок неоднократно в случае необходимости оказания нанимателю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.

11 апреля 2018 , Социальная защита детей-сирот За 6 лет в России численность детей-сирот сократилась более чем в 2 раза.

11 апреля 2018 , Социальная защита детей-сирот Сохраняется положительная динамика по сокращению численности выявляемых детей, оставшихся без попечения родителей, и семейному устройству таких детей. По состоянию на 30 декабря 2017 года в государственном банке данных находились сведения о 50 201 ребёнке. В 2017 году численность детей, состоящих на учёте в государственном банке данных, сократилась на 15,1%.

6 января 2018 , Социальная защита детей-сирот Об упрощении порядка подачи необходимых для усыновления документов Постановление от 30 декабря 2017 года №1716. В целях упрощения порядка подачи гражданами заявлений и документов, необходимых для получения заключений о возможности быть усыновителями, опекунами, попечителями, приёмными родителями или для временного принятия в свои семьи ребёнка, находящегося в организации для детей-сирот, сокращён перечень документов, самостоятельно предоставляемых в органы опеки и попечительства гражданами, желающими стать усыновителями, опекунами, приёмными родителями для детей-сирот. Исключённые из перечня документы будут запрашиваться органом опеки и попечительства у соответствующих уполномоченных органов в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

27 декабря 2017 , Социальная защита детей-сирот О внесении в Госдуму законопроекта об изменениях в порядке обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Распоряжение от 25 декабря 2017 года №2932-р. Цель законопроекта – совершенствование механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирование единой административной практики в сфере обеспечения жилыми помещениями этих категорий граждан и повышение государственных гарантий защиты их жилищных прав. Законопроектом, в частности, предлагается установить единый порядок учёта детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформировать соответствующий региональный список и наделить Правительство России полномочием по установлению такого порядка.

10 ноября 2017 , Семейная политика. Защита детства и воспитание Ольга Голодец провела заседание Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних Основной вопрос повестки - деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

4 сентября 2017 , Социальная защита детей-сирот О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бесплатным проездом на период обучения в образовательных организациях Постановление от 2 сентября 2017 года №1066. Утверждены правила, определяющие порядок обеспечения детей-сирот и лиц, потерявших родителей, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счёт средств федерального бюджета, бесплатным проездом на городском, пригородном транспорте, в сельской местности на внутрирайонном транспорте, а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учёбы. Установлено, что образовательные организации, в которых обучаются такие дети, должны обеспечивать им бесплатный проезд до завершения обучения.

1

Как сообщалось ранее (см. ), в свет вышел отчет о проверке деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти РФ по выполнению программы «Дети-сироты». Мы приводим наиболее важную, на наш взгляд, информацию из этого документа.
Растет число детей, оставшихся без попечения родителей: если в 1994 году их было учтено 496,3 тысячи, то на 1 января 2003 – 867,8 тысячи. При этом лишь 10% из них стали сиротами вследствие смерти или инвалидности родителей, остальные – социальные сироты.
Основная причина этого — тяжелая ситуация в семьях. Ежегодно увеличивается число родителей, ведущих асоциальный образ жизни. Только в 2003 году 32,6 тыс.родителей были лишены родительских прав, более 168,8 тыс.родителей привлечены к административной ответственности, против родителей заведено 9 тыс. уголовных дел.
Ежегодно выявляется более 120 тысяч детей, которые бродяжничают, приобщаются к употреблению спиртных напитков и наркотических веществ, становятся участниками преступлений. В 2003 году привлечено к уголовной ответственности 145,5 тыс. несовершеннолетних, из которых 50,9% учатся в школе или училищах. На учете в органах внутренних дел состоит 362,4 тыс.подростков, из них 6,3 тыс. не умеют читать и писать.
Над детьми, оказавшимися без попечения родителей, не всегда своевременно устанавливается опека. По данным МВД России, в 2003 году 5,2 тыс.детей, лишенных родительского попечения и состоящих на учете в милиции, не имели опекунов, и поэтому они были вынуждены проживать в крайне неблагополучной обстановке.
Ситуация усугубляется плачевным материальным положением многих семей. По данным Госкомстата России, 17 млн.детей, или 56%, воспитываются в семьях, где доход на человека ниже регионального прожиточного минимума.
Около 18% органов местного самоуправления не имеют специалистов по охране прав детей, в 32% из них не соблюдается норматив соотношения количества этих специалистов к числу детей. В Амурской области на 9 тыс. детей Ивановского района предусмотрен только 1 специалист, при этом в состав района входит 33 населенных пункта, расположенных от районного центра на удалении от 7 до 60 км, а в Зейском районе расстояния составляют от 4 до 370 км. В г. Кинешма Ивановской области на 19,1 тыс. детей предусмотрено только 2 специалиста, в Республике Мордовия на 200,5 тыс.детей приходится 30 работников при нормативе 40 человек.
В ходе проверки был сделан вывод о необходимости создания службы, состоящей из юристов, педагогов, психологов, уполномоченных через систему патронатного воспитания устраивать сирот в семью. Десятилетний опыт детского дома № 19 г.Москвы показал эффективность такой работы — в семьи удается пристроить основную часть выявляемых в городе сирот, сократить число детей в интернатах и тем самым сэкономить 35% средств, выделяемых на их содержание.
Каждый пятый ребенок в России, оставшийся без родительского попечения, живет в интернате. На начало 2003 года в стране насчитывалось 2740 школ и училищ для сирот, из которых многие переполнены: в них содержится более 270 тыс. детей. Только за прошедший год число детей в них выросло на 36 тысяч.
В 2003 году на строительство и ремонт интернатов было направлено 340,1 млн рублей, т.е. 88% средств, выделенных из бюджета на программу «Дети-сироты». Тем не менее, в прошлом году из 15 объектов, запланированных к сдаче в эксплуатацию, ни один не был готов. Несмотря на это, на 2004 год в программу дополнительно включено 7 объектов с объемом финансирования 30 млн рублей, а остаток сметной стоимости на 01.01.2004 составлял 64,3 млн.рублей. Регионы в среднем профинансировали строительство новых интернатов только на 21%. При этом 28 регионов вообще не выделили средств (Белгородская, Ивановская, Калужская, Курская, Тверская, Псковская, Волгоградская, Кировская области и другие).
Многих сирот не размещают в детские дома в предусмотренный законодательством срок из-за отсутствия мест. Дети подолгу (временами по 4-6 лет) живут в приютах, рассчитанных на временное пребывание. Так, из 456 детей, находящихся в приютах Амурской области, каждый второй живет там более полугода, а 4 ребенка – более 5 лет.
Более 40% зданий интернатов требуют капитального ремонта, 2,7% –находятся в аварийном состоянии, 4,8% – не имеют центрального отопления, 5,6% – канализации.
Из-за хронического недофинансирования воспитанники многих интернатов не вовремя получают новую одежду и обувь, игрушки, литературу. Менее 50% необходимых денежных средств было выделено Бежецкой школе-интернату Тверской области на приобретение одежды, хозяйственных товаров и медикаментов. В Куртамышском специализированном Доме ребенка Курганской области дети обеспечены демисезонными пальто лишь на 48%, другой одеждой – на 40 процентов.
Недостаточное финансирование не позволяет обеспечить полноценное питание. При средней по России норме питания на одного ребенка в день в размере 65,5 рубля в Ивановской области она составляла 53,2 рубля, а фактические расходы на питание в ряде районов были еще ниже. Так, в Ивановском коррекционном детдоме – на питание ребенка в среднем тратят 39,4 рубля, в Чернецкой коррекционной школе-интернате – 47,34 рубля, в Шуйском детском доме – 25,14 рубля. В приюте «Надежда» Кемеровской области в рационе воспитанников не было творога, сыра, сметаны, дети получали сок и яблоки только два раза в год. В коррекционной школе-интернате Великоустюгского района Вологодской области детей кормили некачественными продуктами.
По данным Всероссийской диспансеризации, в домах ребенка признаны здоровыми только 15,2%, в детских домах – 22,5%, в детских домах-интернатах – 13,8% детей. В 30 субъектах Российской Федерации смертность детей в домах ребенка превышает средний по стране показатель. Число детей-инвалидов, живущих в интернатах, увеличивается, однако их реабилитация обычно ограничивается физиотерапевтическими процедурами и оказанием медицинской помощи.
Во многих школах для сирот не выполняются требования пожарной безопасности. В Москве эти правила не соблюдаются в 22 детских домах. По результатам проверки руководителям 12 детских домов вручены предписания об устранении недостатков, восемь человек привлечены к административной ответственности. Подобные нарушения выявлены во многих учреждениях республик Татарстан и Мордовия, Амурской, Архангельской, Рязанской, Самарской, Тверской, Ульяновской областей и других.
Часть приобретенного в рамках программы оборудования для интернатов не используется. Поставленный в Отъясскую коррекционную школу-интернат Ивановской области класс трудовой реабилитации и профессионального обучения автоделу стоимостью 67,9 тыс. рублей находится на складе в упакованном виде из-за отсутствия необходимого помещения. В детском доме № 15 с. Константиновка Амурской области класс трудовой реабилитации и профессионального обучения парикмахерскому делу стоимостью 94,7 тыс. рублей не используется в связи с отсутствием специалиста.
В настоящее время в обеспечении жильем нуждаются около 14 тысяч детей-сирот. Выпускники, которым в срок не выдали квартиры, продолжают жить в интернатах или становиться лицами без определенного места жительства. Особенно остро стоит проблема выделения жилплощади в селах. Наиболее неблагоприятная ситуация сложилась в Республике Калмыкия, Кемеровской, Курской, Саратовской, Новосибирской, Ивановской областях. В последующие два года количество выпускников детдомов, у которых нет жилья, увеличится на 13 тыс.человек. Например, в Республике Хакасия в очереди на получение жилья стоят выпускники 1989 года, а в Орловской области – 1997 года.
Ежегодно около 40% вновь выявленных детей-сирот передается под опеку или попечительство. При этом на местах приемные семьи не всегда получают средства, положенные на опекаемых детей, в полном объеме. В Ивановской области на 2003 год опекунское пособие было установлено в размере 1000 рублей, однако руководители администраций городов и районов умышленно уменьшали его размеры. В сельских районах Удмуртской Республики установленные размеры пособий на детей, находящихся под опекой, составляли в среднем от 700 до 1000 рублей в месяц при среднереспубликанском расчете – 1600 рублей. В течение последних трех лет работниками прокуратуры Амурской области в защиту прав опекаемых детей направлено в суды области 1025 заявлений в связи с занижением суммы пособий на общую сумму 7 млн.рублей. В Республике Ингушетия задолженность по выплате опекунских пособий в 2003 году составила 36 млн.рублей, Республике Карелия – 8,4 млн.рублей.

Число детей-сирот в России за 10 лет сократилось более чем втрое: со 187 тыс. до 51,8 тыс. Эксперты отмечают, что здоровых малышей в сиротских учреждениях практически не осталось. Однако в последние три года в детских домах становится меньше и инвалидов, в том числе с такими серьезными диагнозами, как ДЦП и синдром Дауна.

По информации из федерального банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, сейчас в России 51,8 тыс. детей, не устроенных в семью. Это на 4,2% меньше, чем в октябре 2016 года. Всего за десять последних лет численность детей-сирот сократилась более чем в три раза (со 187 тыс. человек в 2006 году). Об этом «Известиям» рассказал руководитель портала «Усыновите.ру» (онлайн-версия государственного банка данных о детях) Армен Попов.

Он уточнил, что за семь месяцев этого года было выявлено 29,9 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а устроено на воспитание в семьи 42,6 тыс. То есть семью нашли в полтора раза больше детей, чем ее лишились.

Тенденция к сокращению количества детей в сиротских учреждениях наметилась пять лет назад. Например, с 2013 по 2014 год банк данных о детях стал меньше на 12,4 тыс. человек.

По мнению Армена Попова, такого результата удалось добиться благодаря целенаправленной госполитике и изменению отношения общества к приемной семье. Он отметил, что появляется всё больше семей, готовых взять ребенка даже с таким диагнозом, как детский церебральный паралич (ДЦП). Например, московская семья Княгининых воспитывает семерых приемных, среди которых есть ребенок с ДЦП. В этом году она стала одним из лауреатов московской городской премии «Крылья аиста», которая учреждена столичным департаментом труда и социальной защиты населения за вклад в развитие семейного устройства детей-сирот.

Армен Попов рассказал, что в московском банке данных 55% детей-инвалидов, а 75% - подростки 16–17 лет. Но в последние годы наблюдается стойкая тенденция - дети-инвалиды всё чаще покидают детские дома и оказываются в семьях. Так, в столице с 2013 по 2016 годы число детей с ограниченными возможностями здоровья, устроенных в семью, увеличилось с 58 до 211 человек.

Мы замечаем, что приемные семьи всё чаще берут детей с синдромом Дауна. Для меня это было вопросом, но в процессе общения с родителями я понял, почему они так делают. Это дети, особенно «отдающие» эмоционально, если так можно выразиться. Им делаешь добро - они платят тем же. Недаром их называют «солнечными» детьми, - пояснил Армен Попов.

По данным федерального банка данных о детях-сиротах, в 2016 году были усыновлены или взяты под опеку 1863 ребенка с ОВЗ. А по информации Росстата, численность детей-инвалидов, воспитывающихся в детских домах, начала уменьшаться в 2013 году (минус 11,6%). В следующие два года темпы снижения составили 20,6% и 13,5%. А в 2016 году - 3,9%.

Первый зампред комиссии по поддержке семьи, материнства и детства Общественной палаты РФ Юлия Зимова рассказала «Известиям», что больше всего детей-инвалидов усыновляют и берут под опеку жители больших городов. Здесь лучше развита инфраструктура, выше выплаты и пособия для приемных семей. Также много приемных родителей на юге страны - среди людей, проживающих в частных домах, имеющих свои земельные участки.

По мнению президента фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елены Альшанской, детдомовцев в России становится меньше, так как всё реже происходит лишение родительских прав. По данным Росстата, с 2009 по 2016 годы число матерей и отцов, у которых забрали детей, сократилось с 72 тыс. до 41,3 тыс. человек.

Сотрудники служб опеки стали вести себя осторожней. Но этого недостаточно, - считает Елена Альшанская. - К сожалению, они не имеют профессиональной подготовки, основываются на субъективном решении и не сотрудничают с организациями, которые могли бы предложить помощь семье.

Кроме того, снижается количество отказов от младенцев в роддомах. Здесь играет роль создание региональных служб профилактики отказов от новорожденных. По статистике «Усыновите.ру», с 2013 по 2015 годы с 5,8 тыс. до 4,4 тыс. сократилось количество детей, оставленных матерями при рождении.

Loading...Loading...