Эссе на тему самоутверждение современного подростка. Сочинение на тему проблемы подростков. Контрольная работа на тему

В каждом возрасте есть свои плюсы и минусы. На протяжении всей жизни человек проходит через ряд возрастных кризисов. На мой взгляд, проблема кризиса подросткового возраста наиболее важна в становлении дальнейшей жизни человека, определении его жизненных целей, мировоззрении, становлении характера и в правильном выборе профессии.

Подростковый период у каждого наступает по-разному, индивидуально. Но в среднем психологи определяют этот период от 11-16 лет. Почему кризис наступает именно в это время? Прежде всего, потому, что происходит резкое изменение в физиологии, интеллекте и способностях. Именно в этом возрасте у подростка усиливается стремление быть взрослым. Но родители все еще продолжают видеть в нем ребенка. Из-за этого происходят разные конфликты в семье, портятся взаимоотношения с родителями. По моему мнению, это один из сложнейших этапов в жизни человека. Он отражается как на подростке, так и на его близких людей.

Одновременно с этим возникает проблема общения со сверстниками. Подросток пытается самоутвердиться в обществе, выделиться,привлечь к себе внимание и тем самым добиться успеха у себе подобных. Мальчики уделяют своей внешности больше времени. Девочки начинают использовать яркий макияж, резкий парфюм. Что бы завоевать авторитет среди своих сверстников,так называемых друзей начинают тяготеть к вредным привычкам,что часто приводит к злоупотреблению алкоголя, никотина и наркотиков.

На фоне развития личности происходит повышенная самокритика. Подросток сопоставляет свои интеллектуальные способности со способностями своих сверстников. Очень часто смотрит на себя в зеркало, оценивает свою внешность,ищет недостатки, сравнивая с идеалом своего представления. В подростке просыпается противоречие характеров, нестабильность, непонимание своего «Я» .

Обострение одного из этих факторов или всех трех может привести к неприятным последствиям, повышенной раздражительностью, нарушением психики, а так же к суициду.

Не всякий подросток проходит с легкостью данный период. «Чадо» должно самостоятельно пройти через данные проблемы, но и не без помощи близких. Родные должны с пониманием отнестись к ребенку, поддержать его в трудное время душевной бури.

Обострение одного из этих факторов,или всех трех может привести к неприятным последствиям повышенной раздражительности, нарушению психики,а так же к суициду. И поэтому в это время любому человеку важно внимание, понимание, поддержка его близких, а прежде всего родителей.

Но если подросток успешно проходит этот период, то за ним следует способность к созданию собственной счастливой семьи, успешной карьеры, уверенность в себе и в завтрашнем дне.

Эссе на тему “Кризис подросткового возраста” обновлено: Январь 16, 2018 автором: Научные Статьи.Ру

Сочинение на тему: «Каково быть подростком». 4.71 /5 (94.29%) 7 votes

Многие думают, что подростки – это особая категория людей, увлеченная лишь общением, гулянками и прочим. Большинство взрослых косо посматривают в их сторону, осуждают. Каждый был подростком и понимает, что это время, как и другие возрастные состояния имеют свои плюсы и минусы.
Я, как подросток могу сказать, что подростком быть непросто. Каждый день случается что-то важное, сложное, интересное и увлекательное.
Вы скажете: «Подростки беззаботные и безответственные. У них не бывает настоящих проблем». А какие, по-вашему, эти «настоящие» проблемы? Ведь каждый человек может судить только по личному опыту. И прошедший войну по-другому смотрит на мир, совсем не так как тот, кто живет в мирное время. Так и подростки, их нельзя сравнивать со взрослыми, так как у каждого из вышеперечисленных свой багаж за спиной.


Многие считают, что подростки стали хуже, их интересы испортились по сравнению с предшественниками. Я, может, соглашусь с этим утверждением, но только отчасти. Ведь время идет и нельзя сравнивать детей девяностых годов и детей нынешнего времени. Изменился мир, изменилось общество, а значит и интересы, появилось множество новых технологий. И, я думаю, это естественно, что люди стремятся ими овладевать. Конечно же, интернет зависимость – это болезнь нашего времени. Но к «больным» можно отнести не только подростков, но и большинство взрослого населения.
Именно поэтому я хочу сказать, нельзя говорить «подростки», касаясь таких вопросов, ведь углубившись, вы увидите, что нужно говорить «общество», а не «подростки».
Несомненно, меняется жизнь, меняются интересы, отчего же тогда люди не должны меняться?! Я думаю, что изменения во всем вышеперечисленном – это вполне нормально. Люди должны правильно ко всему относиться и вместо осуждающего взгляда появится взгляд понимания и желание разобраться в ситуации.

План

Введение.

Чувство взрослости.

Развитие Я-концепции.

Особенности личности подростка.

Введение.

Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новообразования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Поскольку в подростковом возрасте осуществляется переход от детства к зрелости, его исследование, с одной стороны, позволяет проследить типичные черты человека, выходящего за пределы детства, а с другой – ретроспективно рассмотреть протекание собственного детства. Иными словами, познание источников, условий, механизмов развития в подростковом периоде даёт ключ к раскрытию закономерностей онтогенетического развития в целом. Не случайно с изучением подросткового возраста связан целый комплекс проблем разного уровня, характера и содержания.

В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция».

Я -концепция с момента своего зарождения становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Я -концепция способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий, то есть представлений о том, что должно произойти.

Чувство взрослости.

Чувство взрослости - новообразование подросткового возраста.

Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни.

С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к «маленькому». Многое он не делает сам, многое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и «наградить (опять таки, по своему разумению). До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты „псевдовзрослости“: курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление „я тоже имею свою личную жизнь“). Копируют любые отношения.

Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а образцы для подражания – не лучшими, в принципе подростку полезно пройти через такую школу новых отношений. Ведь внешнее копирование взрослых отношений - это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в жизни. То есть вариант подростковой социализации. И где еще можно потренироваться, как не в своей семье? Часто подросток меняет свое поведение: сегодня - добрый и ласковый, завтра - манерный, а на следующей неделе - хулиганистый „как соседский Вовка“. У кого-то из подростков вхождение в жизнь ознаменовывается разными выходками (доводящих домочадцев до невменяемости).

Но встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определённой областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается. Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания и немногие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Более распространённой в наше время является социальная инфантильность.

Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.

Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, - как трагедию.

Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией.

Внутренне происходит следующее.

У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому.

Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает (разве что на словах).

Стремление к самостоятельности. А по сему контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: „Я сам все знаю!“ (Это так напоминает малышовое „Я сам!“). И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. Это им пригодится по жизни. К сожалению, подобная „самостоятельность“ - еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте.

Появление собственных вкусов и взглядов, оценок, линии поведения (самое яркое - это появление пристрастия к музыке определенного типа).

Развитие Я-концепции .

Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, подросток делает ещё одит шаг в развитии своего самосознания. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о самом себе (теория собственного «Я»), образов «Я». При этом она может и не совпадать с реальным „Я“.

Необходимо впомнить, как развивалось детское самосознание. К 3 годам появилась чисто эмоциональная, завышенная самооценка. Позже, в дошкольном возрасте возникают рациональные компоненты самооценки, осознание некоторых своих качеств и поведения, согласующегося с требованиями взрослых. Несмотря на это, дошкольники судят о себе поверхностно и оптимистично. Если их попросить описать себя, они это сделают в основном с внешней точки зрения, отмечая такие особенности, как цвет волос, рост, любимые занятия. У младших школьников самооценка становится более адекватной и дифференцированной. Они различают свои физические и духовные качества, оценивают свои способности, сравнивают себя с другими: «Я лучше катаюсь на велосипеде, чем мой брат», «Это мне ничего не стоит сделать на пять. А эта сделает только на двойку, а то и на кол. Она «колышница»

К концу младшего школьного возраста дети, характеризуя себя, всё чаще описывают типичное для них поведение, ссылаются на свои мысли и чувства. Вот что рассказывает о себе ученик 4-го класса: «Характер у меня слабый, Когда я был маленьким, ещё когда в сад ходил и в первый класс, меня другие били, а я сдачи не давал им, только плакал и даже учительнице не жаловался. Потом я научился себя защищать. Меня папа научил в бокс играть. Теперь меня не бьют, но спортсмен я плохой. Мне надо закаляться, стать сильным. Но зарядку я не делаю. Всё собираюсь и никак не начну».

Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализиуются им пристрастно.

В 11-12 лет ребенок хочет понять себя, что он из себя представляет, то есть построить свое идеальное „Я“. Самопознание происходит через друзей: подросток сравнивает себя с другими, анализирует, ищет сходства. Познать себя ему отчасти помогают близкие и взрослые. Работает подростковая рефлексия: дружба носит исповедальный характер, пишут дневники, стихи. В них ребенок отражает все свои желания, страхи…

Самоанализ, иногда чрезмерный, переходящий в самокопание, приводит к недовольству собой. Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой.

Подростки, изучая себя, представляют, что и другие люди тоже постоянно наблюдают за ними, оценивают их. Это явление в западной психологии называют «воображаемой аудиторией». Имея воображаемую аудиторию, подросток чувствует себя в центре внимания окружающих, иногда даже совершенно незнакомых прохожих на улице. Он всё время открыт чужим взглядам, что усиливает его ранимость.

С развитием самосознания связаны и возникающие в подростковом возрасте склонность к уединению, чувства одиночества, непонятости и тоски. Эти новые чувства, не свойственные детям младших возрастов, проявляются в аффективных вспышках и появляющейся вдруг на время замкнутости.

Рассматривая структуру Я -концепции, Р.Бернс отмечает, что образ Я и самооценка поддаются лишь условному концептуальному различению, поскольку в психологическом плане они неразрывно взаимосвязаны. Образ и оценка своего Я предрасполагают индивида к определенному поведению; поэтому глобальную Я -концепцию можно рассматривать как совокупность установок индивида, направленных на самого себя.

Бернс выделяет следующие основные ракурсы или модальности самоустановок:

1. Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле.
2. Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.
3. Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

Столин отмечает, что анализ итоговых продуктов самосознания, которые выражаются в строении представлений о самом себе, „Я-образе“, или „Я -концепции“ осуществляется либо как поиск видов и классификаций образов „Я“, либо как поиск „измерений“ (то есть содержательных параметров) этого образа. Наиболее известным различением образов „Я“ является различение „Я-реального“ и „Я -идеального“, которое так или иначе присутствует в работах У. Джемса, З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и многих других, а также предложенное У. Джемсом различение „материального Я“ и „социального Я“. Более дробная классификация образов предложена Розенбергом: „настоящее Я“, „динамическое Я“, „фактическое Я“, „вероятное Я“, „идеализированное Я“.

Образы „Я“, которые создаёт в своём сознании подросток, разнообразны – они отражают всё богатство его жизни.

Физическое «Я», то есть представления о собственной внешней привлекательности, представления о своём уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образует большой пласт Я-концепции – так называемое реальное «Я».

Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию когнитивного компонента Я-концепции. С ним связаны ещё два – оценочный и поведенческий. Для подростка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит отсистемы ценностей, сложившейся главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников. Разные подростки поэтому по-разному перживают отсутствие красоты, блестящего интеллекта или физической силы. Кроме того, представлениям о себе должен соответствовать определённый стиль поведения. Девочка, считающая себя очаровательной, держится совсем иначе, чем её сверстница, которая находит себя некрасивой, но очень умной.

Подросток ещё не цельная зрелая личность. Отдельные его черты особенно диссонируют, сочетание разных образов «Я» негармонично. Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе. Иногда случайная фраза, комплимент или насмешка приводят к заметному сдвигу в самосознании. Когда же образ «Я» достаточно стабилизировался, а оценка значимого человека или поступок самого подростка ему противоречит, часто включаются механизмы психологической защиты. Допустим, мальчик, считающий себя смелым, струсл. Рассогласование его представлений о себе и реального поведения может вызвать такие болезненные переживания, что, избавляясь от них, он начинает убеждать всех, и прежде всего себя, что этот поступок был разумным, его требовали обстоятельства, и поступить иначе было бы глупо (механизм рационализации); или признаёт, что он струсил, но ведь и все его приятели – трусы, каждый поступил бы также на его месте (механизм проекции).

Образы „Я“ никак не связаны между собой, но реальны при разной степени реалистичности. Таким образом складывается идеальное представление об идеальном „Я“. Представления о себе динамичны и нестабильны. Эти представления только формируются, поэтому подростки чувствительны к словам и т.п.

Можно сказать, что заложено в „Я - концепции“, то подросток пытается и развить (особенно, если это не соответствует реальному „Я“). Например, у физически больного ребенка в „Я - концепции“ заложено - здоров. Такой ребенок будет пытаться физически себя подтянуть. И зачастую это будет удаваться (хоть и не в полной мере).

При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительном своём положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности.

При осознании „Я“ - реального правильно существует возможность исправить свои „недостатки“, улучшить себя, т.е. предпринимать реальные шаги самовоспитания.

Подростки не только мечтают о том, какими они будут в ближайшем будущем, но и стремятся развить в себе желательные качества. Если мальчик хочет стать сильным и ловким, он записывается в спортивную секцию, если хочет быть эрудированным – начинает читать художественную и научную лтературу. Некоторые подростки разрабатывают целые программы самосовершенствования.

Главная задача родителей помочь ребенку научиться правильно себя оценивать, но при этом не расстраиваться, а спокойно решать проблемы шаг за шагом.

Самовоспитание становится возможным в этот период благодаря тому, что у подростка развивается саморегуляция. Меняется уровень саморегуляции: способен отсрочить желания, оценить соотношение возможности и реальной ситуации. Разумеется, далеко не все они способны проявить настойчивость, силу воли и терпение, чтобы медленно продвигаться к созданному ими самими идеалу. Кроме того, у многих сохраняется детская надежда на чудо: кажется, что в один прекрасный день слабый и боязливый вдруг нокаутирует первого в классе силача и нахала, а троечник блестяще напишет контрольную работу. Вместо того чтобы действовать, подростки погружаются в мир фантазий.

В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему – Я-концепцию. У части детей Я-концепция может формироваться позже, в старшем школьном возрасте. В любом случае – это важнейший этап в развитии самосознания.

Происходит ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ.

Общая структура Я-концепции.

Подростковый возраст считается трудным в воспитательном отношении.
Наибольшее количество детей с, так называемой, „школьной дезадаптацией“, т.е. не умеющих приспособиться к школе (низкая успеваемость, плохая дисциплина, расстройство взаимоотношений со сверстниками, проявление негативных черт в личности и поведении, отрицательных субьективных переживаний и т.д.) приходится на средние классы.

Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений.

В подростковом возрасте могут впервые возникать и, обостряться разного рода патологические реакции, связанные с развитием психических заболеваний или значительными затруднениями процесса формирования личности.
Риск начала шизофрении, в подростковом возрасте, в 3-4 раза выше, чем на протяжении всей остальной жизни.
В результате в этом возрасте мы встречаемся с самым большим количеством, так называемых „трудных детей“. Но даже совершенно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость настроения поведения, постоянные колебания самоооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакций.
Этот возраст настолько богат конфликтами и осложнениями, что -некоторые исследователи склонны рассматривать его как один сплошной, затянувшийся конфликт, как „нормальную патологию“.
Все это требует от взрослых, окружающих подростка, пристального внимания к каждому подростку, предельной тонкости, деликатности, вдумчивости и осторожности при работе с ним.
Личностное развитие подростка характеризуется двумя основными потребностями: с одной стороны потребностью в самоутверждении, с другой - потребностью в общении со стороны сверстников, ибо ведущая деятельность в данном возрасте - интимно-личностная. Эти потребности и образуют основные черты психического развития подростка.

Одной из главных черт психического развития можно считать личностную нестабильность подростка.

Недаром Стенли Холл назвал подростковый период - периодом «Бури и натиска». Ибо в этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Сегодня дочь скромно сидит со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что «в жизни надо испытать все».

А ведь ничего особенного (с точки зрения ребенка) не произошло: она просто изменила мнение.

То же касается хобби и увлечений. Месяц позанимавшись фехтованием, Ваш сын вдруг заявит, что он пацифист. Убивать кого бы то ни было - страшный грех. И по сему увлечется с тем же азартом филателией.

Но более всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками.

Любой подросток мечтает о закадычном друге. При чем о таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, Друг является аналогом психотерапевта. Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам).
Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А в купе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с другой – частая смена друзей

Любовь в этом возрасте менее устойчива, чем юношеская.

Референтная группа - это значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по кружку, и соседские ребята по этажу. Вот когда надо родителям быть особенно внимательными. Ведь такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, чем сами родители, и именно к сможет влиять на его поведение и отношения с другими. Имнению членов этой группы подросток будет прислушиваться. Именно в ней будет пытаться утвердиться.

Литература:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - Екатеринбург, 1999.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

3. Кон И.С. Ребёнок и общество. – М., 1988.

4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2001.

5. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2002.

6. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.

7. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. – М., 1994.

Каким я вижу себя и своих сверстников? Это непростой вопрос для любого человека. На него практически невозможно ответить объективно, тем более дать характеристику личности, которая формируется в условиях непредсказуемости и хаоса, во времена перемен, без всякой уверенности в завтрашнем дне.

Нашим бабушкам и дедушкам, по-моему, было намного легче воспитывать своих детей, то есть наших родителей. Они все жили в другой стране. Сейчас много рассуждают над тем, хорошо тогда было или плохо, я этим заниматься не буду, но я точно знаю одно – тогда была определённая идеология, и в соответствии с ней строилась жизнь граждан той страны. Дома, в школе, летнем лагере, во всевозможных кружках и секциях подрастающее поколение воспитывали одинаково. Для всех был единый кодекс чести и единые правила, не было никаких противоречий. Конечно, не всегда всё шло гладко, но чаще это были исключения из правил.

В наше время дело обстоит иначе. Современным детям и подросткам бывает очень сложно соответствовать определённому образцу, идеалу, особенно когда у каждого из взрослых он свой: у папы один, у мамы – другой, у учителей – третий, у тренера по танцам – четвёртый и так до бесконечности. А нужно ли вообще современному человеку соответствовать чьим-то представлениям? Сегодня появляется много информации, она не всегда нужная и полезная, но льётся непрерывным потоком отовсюду, и поток этот контролировать не может никто, даже взрослые. Однако этого требуют от молодых ещё несформировавшихся личностей.

Современных подростков можно назвать панками, готами, эмо, мажорами, яппи, толкиенистами или ещё как-то. Всё это говорит о том, что молодые люди сегодня – это свободные личности, выбирающие способы самовыражения, которые им ближе. Они уверены в себе, уверены настолько, что не боятся выделиться из толпы. Но такое множество молодёжных объединений говорит и о том, что подростков очень часто не принимают и не понимают взрослые. На них ложатся недетские проблемы. Они теряются в обилии информации, им сложнее себя найти и сделать выбор. Я и мои сверстники живём в атмосфере неопределённости, но при этом должны нести ответственность за неправильный выбор наравне со взрослыми. Мы слышим немало критики в свой адрес. А ведь среди нас много талантливых людей, но далеко не все взрослые на основании своего прошлого опыта могут разглядеть в ком-то из нас зачатки гениальности. Среди нас много добрых, честных, даже благородных, открытых миру людей. Но как чаще всего встречает нас этот мир? Я думаю, что ответ на этот вопрос очевиден.

Современный подросток свободный, и эта свобода делает нас смелыми, иногда бесстрашными. Без этого сложно было бы выражать своё мнение, заявлять о своих правах и отстаивать их. Только смелость позволяет выражать свои мысли вслух и откровенно обсуждать со взрослыми свои проблемы, заявлять о том, что они есть, причём есть у представителей всех поколений. Только смелость даёт силы решать эти проблемы и двигаться вперёд. И «только смелым покоряются моря».

Ребёнок похож на бабочку на ветру

Одни могут летать выше, чем другие

Но каждая летает самым наилучшим способом

Зачем сравнивать её с другими?

Каждая отличается от других

Каждая особая

Лето. Тепло. Бабочки. Они все такие разные: большие и маленькие, яркие и не очень. Они быстро порхают в воздухе, перелетая с одного цветка на другой парами и по одиночке. Что же они ищут? Что их тревожит и почему они так непостоянны? Может быть, они вам кое-кого напоминают? Вы не ошибётесь, если скажите, что наши дети похожи на них. На тех самых бабочек, которые радуют своей красотой, неповторимостью и индивидуальностью. Но сразу ли бабочка стала бабочкой? Нет. Только пройдя через множество стадий в развитии, она встаёт перед нами такой, какой мы её видим. На мой взгляд, то же самое происходит и с нашими детьми. И самым сложным периодом для них является период взросления.

Работая с ребятами младшего школьного возраста не приходится испытывать трудности, связанные с возрастными особенностями данного периода. Это дети, которые «впитывают» всё, что ты говоришь, показываешь и делаешь. Они податливы, любопытны и всякий раз ждут от тебя сказки. Что же касается ребят подросткового возраста, то они не только активны и любознательны. Это пора, когда они начинают искать своё место в жизни. Подражая взрослым, мальчишки и девчонки хотят иметь свое интересное дело, общаться со сверстниками, самовыражаться и самореализоваться. И, пожалуй, никакой другой возраст не доставляет столько хлопот взрослым, как отрочество (10-14 лет). Только поработав с детьми разных возрастов, я смогла заметить разницу между ними. Опираясь на свой опыт и изучив современную литературу по этому вопросу, я разработала свои воспитательные технологии при работе с подростками в лагере: технологии общения с детьми, организация органов самоуправления, правила для воспитателей, досугово-оздоровительную программу.


Мною было замечено, что психика ребёнка - подростка очень богата, но уязвима и неустойчива. Море чувств рождает этот период. Эти чувства заставляют его заново осознать себя, пересмотреть свои поступки, рождает желание стать сильнее, добрее, лучше. И летние каникулы, как ни странно, являются отличным периодом развития творческого потенциала ребёнка-подростка, совершенствования личностных возможностей, приобщения к социокультурным ценностям, периодом воплощения собственных планов, удовлетворения инди­видуальных интересов в личностно значимых сфе­рах деятельности: это развлечения, игры, свобо­да в выборе занятий, разрядка накопившейся за год напряженности, восполнение израсходован­ных сил, восстановление здоровья. И где как не в детском пришкольном лагере ребёнок может реализовать все свои планы и задумки, обрести новых друзей, открыть в своих возможностях что-то новое, избавиться от «ненужного» и просто отдохнуть.

Работая в пришкольном лагере не первый год, перед открытием каждой смены появляются всё новые тревоги, вопросы и сомнения. Как сделать отдых сельских детей незабываемым праздником, как организовать воспитательную работу в лагере так, чтобы у детей были реальные дела, с опорой на самоуправление, дающие возможность каждому ребёнку раскрыться, показать свои способности. Как помочь каждому ребенку и подростку в его развитии, учитывая особенности летнего ка­никулярного времени, интенсивность сельской жизни, сборность групп? Ведь более 60% детей в нашем сельском лагере - подростки. Это обязывает меня быть более тактичной и наблюдательной, уметь вовремя разглядеть изменения в поведении и характере, понять их причину, помочь найти достойную линию поведения.

К сожалению, родители, из-за недостатка свободного времени и, конечно же, не только по этой причине порой пропускают период взросления своих детей. Поэтому, хотя бы на какое-то короткое время, я, как воспитатель, должна стать капитаном, обязанным провести своих воспитанников через неспокойное, штормовое море подросткового возраста и способствовать их оздоровлению. Ведь они как бабочки – трепетные, хрупкие и такие непостоянные.

Смена в лагере всегда начинается с разделения на отряды и их представления. Ребята всегда творчески подходят к этому процессу, поэтому каких только названий не придумывают: «Лопухи», «Варяг», «The Best» («Лучшие»), «Апачи» и другие. В названиях они пытаются выразить свои мысли, что здесь, в лагере, они собрались вместе так, как дружно растут лопухи на полянке, они смелые и находчивые, как герои «Варяга» и непобедимые, как индейцы из племени «Апачи», лучшие, да потому что дети - это самое Колл" href="/text/category/koll/" rel="bookmark">коллективе , несмотря на то, что они такие разные.

По моему замыслу в первые несколько дней, в процессе выполнения разного рода заданий среди ребят начинают чётко выделяться лидеры. Конечно, они не всегда сразу принимают активное участие в отрядной и общелагерной жизни. Тем более, что лидерские способности могут проявляться у нескольких ребят сразу. И на этом дело не заканчивается. Ребята из отрядов сами выбирают «Капитана», «Президента» из представленных кандидатов. Какой чин они присвоят своему лидеру, решают тоже сами. Я считаю, что главное - так или иначе выбор был сделан не кем-то, а самими ребятами. Зачастую в лидеры избираются ребята старшего возраста, т. е. подростки. На них - то я и делаю большой акцент, работая в лагере. Кто как не они помогут сформировать мне органы детского самоуправления в лагере? Насколько облегчат мне работу: не надо выполнять всё самой, надо лишь верно и вовремя направить работу детей в нужное русло. Но происходит это не сразу.


Бывает так, что озорной мальчишка, который несколько дней назад невнимательно сидел на моём уроке, нагло жевал жевательную резинку и не готовил домашнее задание, вдруг становится лидером по выбору ребят. И на протяжении работы лагеря он должен стать связующим звеном в цепи взаимоотношений между мной и командой, отрядом. Я поручаю ему ответственные задания, тихонько наблюдая за его действиями и поведением. Иногда его поведение непредсказуемо. Внезапный каприз, вспышка неудержной весёлости, мгновенная ярость - эти проявления так свойственны подростку и кажутся необъяснимыми. Но я знаю, что должна найти его источник, его исходный пункт. И я ищу, стараюсь. Не спешу ругать или указывать на его проступки или неправильные действия. А терпеливо нахожу в нём только хорошее и даю ему возможность почувствовать, что я его понимаю, в чем-то сочувствую, указываю на положительные стороны.

Итак, идёт распределение обязанностей, назначаются ответственные. И всё это делают ребята самостоятельно. Я лишь выступаю в роли консультанта, наблюдателя и помощника.

Органы самоуправления каждого отряда под чутким руководством своего капитана оформляют свою газету и судовой журнал. Сочиняются девиз, речёвка, песня, различные «кричалки» для похода в столовую. Но это всё считается рабочей организацией смены. А кроме этого дети должны в лагере отдохнуть, чему-то научиться, узнать новое и интересное. Для этого организуется работа другой направленности - игровая. Игра - вечный спутник детства и отрочества. Она прочно прижилась в нашем лагере, и дети её ждут с нетерпением. Ребята всегда играют с удовольствием, особенно когда рядом с ними на равных включается в игру воспитатель. Легко заметить, как они наблюдают за действием взрослого и как на это реагируют. Смеются, подсказывают, стараются помочь, при этом, не замечая, что произошло слияние воспитателя и воспитанника. Мы - одно целое, мы - команда. Ведь успех работы летнего лагеря, на мой взгляд, во многом зависит от содержания игровой деятельности, организации смены и умения воспитателя сотрудничать с детьми в любом творческом деле.

Ребятам очень нравятся конкурсы, игры, которые я предлагаю. Например: «Послание инопланетному другу», «Барон Мюнхгаузен», «Танцы животных», «Зелёная пятка», «Бледнолицые и краснокожие» и другие. Без внимания не остаются и тематические дни. Такие как: День здоровья, День приколов, День именинника. Особенно активно ребята готовятся ко «Дню приколов» или «Дню смеха». На мой взгляд, смех способствует духовному расслаблению и продлевает жизнь. И при планировании работы, учитывая возрастные особенности воспитанников, уделяю большое внимание увеселительным мероприятиям.

К любому конкурсу, празднику или тематическому дню дети относятся очень серьёзно и ответственно. И большую роль при этом играют органы самоуправления под руководством всё тех же детей-подростков.

Важное место занимают игры и конкурсы с музыкальным сопровождением, например: «Музыкальный стульчик», «Пародия», «Танец зверей». Ведь, как известно, музыка способна поднимать настроение, выводить из депрессии, которая так свойственна подросткам.

Что же касается малышей, то они тоже находятся под опекой старших ребят. Маленькие участники лагеря говорили, что интереснее со старшими ребятами, у них можно многому научиться. И они были против разделения отрядов по возрастам с самого начала.

Между прочим, как я заметила, ребятам-подросткам не нравится, когда их называют детьми, и тем более обращаются к ним по фамилии. На этот случай у меня есть много вариантов: «Голубчик», «Братец-кролик», «Мадам», «Зайка», «Мужички», «Сеньора», «Куколка» и другие. И я считаю, что обращение к ребятам в такой необычной форме сближает воспитателя и воспитанника. Но нельзя также забывать и про интонацию, и тон, с которыми произносятся эти слова. А чтобы найти при обращении верную интонацию, нужно просто полюбить детей, с которыми приходится работать.

Я настойчиво просила принять участие в конкурсе «Фабрика звёзд», зная, что девочка хорошо поёт и танцует. Она испытывала сомнения и колебалась,- и вдруг согласилась, и получила одобрение ребят и грамоту.

Я очень часто говорила что он многое может сделать, если захочет, потому что имеет способности к творчеству, и вдруг он принял участие в конкурсе «КВЧГ» (Кто во что горазд!). Фокусы, продемонстрированные им, всех поразили.

Когда прилагаешь усилия и вдруг за такой короткий период времени как 18 дней чувствуешь отдачу, успех, реализацию стараний, то начинаешь гордиться, восторгаться и любить. Я не думаю, что кому-то из детей плохо от того, что его понимают, уважают как личность и любят. Главное - чтобы это была именно любовь, а не попытка самоутвердиться за счёт ребят. Конечно, подводить итоги и строить прогнозы на будущее ещё рано. Но то, что дети с каждым днём становились дружнее, активнее, духовно чище, самостоятельнее трудно не заметить. Особенно приятно, когда дети привыкают к тебе, к твоим требованиям, манерам. Когда на протяжении нескольких лет работы в лагере все дети кажутся ангелами, и ты не замечаешь их недостатки, потому что им не хочется хулиганить или бездельничать. Ребята не стремятся отдалиться от воспитателя, девчонки и мальчишки всё меньше дразнят друг друга, появляется интерес к групповой работе. Всё-таки, как трудно и вместе с тем легко, через совместную деятельность, через заботу и терпение, через общение вкладывать в ребят частичку своего ума и сердца. А когда приходит пора прощаться, то на последнем «Огоньке» так хочется им сказать: «Прилетайте мои бабочки на следующий летний огонёк, прилетайте! Я буду вас ждать!».

Loading...Loading...