Почему ребенок не хочет ходить в школу и что с этим делать. Ребенок не хочет ходить в школу: что делать? Обязан ли ребенок ходить в школу

Все больше российских родителей выбирает форму семейного обучения. Несмотря на то, что в Москве перестали родителям выплачивать деньги, идущие за ребенком – а это было девять с половиной тысяч рублей в месяц, поменялась документальная база и школы опасаются работать в новом формате, число желающих управлять образованием своих детей продолжает расти.

Причины очевидны: школьная реформа, которая повысила ответственность учителей за успехи учеников, а, значит, усилила давление на последних; создание крупных образовательных комплексов с унифицированной схемой преподавания и уничтожение небольших, настроенных на определенные группы детей школ и центров образования.

И если раньше к альтернативным формам образования обращались по необходимости – когда возникали проблемы со здоровьем, семья на время меняла место жительства, родители мальчиков хотели увеличить шанс на поступление в вуз, чтобы избежать армии, или дополнительные занятия ребенка превращались в основные, то сегодня родители не хотят отдавать ребенка в школу даже в первый класс.

Как правило, это «сознательные» родители, действительно озабоченные здоровьем и образованием своих детей. Они готовы, если рядом с домом нет хорошей безопасной школы, рассматривать альтернативные формы обучения и непосредственно участвовать в процессе учебы. При принятии такого решения обычно выдвигаются два простых аргумента – при таком индивидуальном подходе снижается нагрузка на ребенка, а родителям, в любом случае, приходится дома восполнять недочеты школьных педагогов.

Для тех, кто не хочет ходить в школу каждый день, сегодня есть несколько возможностей не отстать от программы, в положенный срок сдать экзамены и получить аттестат.

Во-первых, ребенок может учиться самостоятельно дома с родителями, проходя необходимую аттестацию в ближайшей школе. Во-вторых, можно заниматься в семейном клубе, преподавателей которого нанимают сами родители. И третий путь – это заочное обучение, когда выбранная вами школа курирует и контролирует домашний процесс.

Об этих трех формах альтернативного образования Радио Свобода рассказали консультант по вопросам семейного образования Алексей Семенычев , руководитель семейного клуба «Ирис» Елена Свитова и администратор заочного отделения Международной школы завтрашнего дня Наталья Чальцева .

Алексей Семенычев, консультант по вопросам семейного образования:

Откровенно говоря, многие родители скажут, что если бы школы были хорошими, мы бы отдавали своих детей туда. Тут нет никакого радикализма, учить детей самостоятельно - это тяжелый труд. Очень сложно организовать, у меня, например, трое детей, попробуй всем удели внимание! И если бы в России школы были бы разные, и практиковалось нормальное отношение к ученикам, скорее всего, мы отдали бы детей туда и не усложняли бы себе жизнь. Однако нынешняя реформа лишила нас такой возможности, поскольку сократила число хороших школ в Москве, и, откровенно говоря, снизила шансы на то, что государственная школа станет лучше.

в школе работает принцип: мы ребенку сделаем плохо, а он должен выдержать

Существует одна важная вещь, кардинально отличающая школьные методы и подход в семейном образовании. В школе работает принцип: мы ребенку сделаем плохо, а он должен выдержать. "Двойку" поставим, с хулиганами пообщается, и от этого его уровень стрессоустойчивости улучшится. Однако не факт, что ребенок такой стресс выдержит. В семейном образовании психологический подход совершенно другой: мы формируем социальную устойчивость через внутреннюю поддержку, через позитив, через положительные эмоции. Дома мы говорим: что бы ни произошло, какие бы плохие вещи ты ни делал, как бы ни косячил в своей жизни, у тебя есть семья, дом, друзья, которые тебя поддержат. И это позволяет уровень стресса, который по разным причинам возникает, у ребенка снять. Ты не прошел аттестацию - ничего страшного, сейчас что-нибудь придумаем, позанимаемся, сдадим... Это очень сложная вещь, потому что и для большинства родителей так реагировать трудно. Это непривычно! Потому что родители часто учат ровно так же, как учили их, а это неправильно.

На самом деле, когда ребенок учится в семье, меняются все отношения в принципе: между мужем и женой, между бабушкой и дедушкой, между братьями и сестрами... Вы узнаете о себе столько всего интересного, о своих ближайших родственниках, о своих друзьях, знакомых... Иной раз думаешь: лучше бы не знал. И еще страшные демоны, которые вас будут побуждать, например, наорать на ребенка... Иногда думаешь: господи, что же он такой тупой-то?! Мы все с высшим образованием, все такие умные, что же он-то не понимает ничего? А признать, что, на самом деле, это твой косяк, это ты недоучил, очень трудно.

Но когда ты признаешь какие-то вещи в себе, свои серьезные минусы, ты сам начинаешь развиваться. И я прекрасно понимаю, что очень сильно изменился как человек, когда стал заниматься домашним образованием. Начинаешь глубже понимать детей, лучше на них реагировать, совершенно по-другому общаться. Это совершенно другой семейный мир! И мне бы хотелось, чтобы люди помнили, что семейное образование - это именно семейное, а не школьное, не дошкольное, не заочное, не дистанционное, не какое-то еще. Главное - что происходит в вашей жизни, в семье.

Елена Свитов а, руководитель семейного клуба «Ирис»:

Родители к нам в клуб приходят из той точки, что они знают, что плохо, но совершенно не знают, как нужно. Когда я начинала, у меня были и педагогические амбиции, и возмущение многими процессами в средней школе, в которой тогда учился мой сын. Я сама педагог, воспитатель, и сейчас в нашем семейном клубе преподаю музыку. А тогда хотелось найти интересных людей, действительно интересных, которые смогут инициировать какие-то яркие процессы, а не борьбу за симулякры, искусственные вещи, типа успеваемости, оценок.

Вчера я задала вопрос нашим детям, детям семейной школы "Ирис": "Почему вы здесь?" И они так возбудились по поводу "двоек"! То есть, ничто не волновало их больше, чем угроза плохой оценки. Они абсолютно забыли про свои "пятерки", а ведь дети пришли к нам с хорошей успеваемостью, это не те дети, которые выплюнула школа, в большинстве своем. Но возникла просто минута молчания после того, как один мальчик сказал: "А потом "двойка" в году - и все!" Учиться и образовываться из точки угрозы - по-моему, это неправильный акцент.

нам проще самим контролировать то, что происходит с детьми, это дает ощущение безопасности

Я бы хотела выступить в защиту тех родителей, которые сами не могут учить. Я, например, не из тех ресурсных родителей, которые смогли организовать детям обучение на дому. И поэтому я могу понять тех родителей, которые мечутся и ищут семейные клубы. Кроме того, я не уверена, что всем семьям нужна такая дидактическая составляющая между родителем и ребенком. Мама должна быть мамой, но не училкой. И тут мы часто попадаем в ситуацию сапожника без сапог. У меня, например, трое детей, но мне гораздо легче, когда они учатся в семейном клубе, чем дома со мной.

Здесь надо еще сказать про психологическую составляющую: кто мы, те люди, которые идут в такие альтернативные проекты? Вы обратили внимание на глаза? Основная особенность этих людей - гипертревожность. Это очень оправдано ситуацией в стране, которая находится в условиях перманентного кризиса. Мы ощущаем тотальную нехватку безопасности, ее дефицит. И нам проще самим контролировать то, что происходит с нашими детьми, это дает ощущение безопасности. Поэтому я бы сказала, что основная точка, из которой выходят люди из государственной школьной системы, это точка тревоги. А мы создаем безопасное пространство, где становится проще. Потому что родители не вынуждены отпускать детей в безграничный, хронический стресс и ретравматизацию, говоря психологическим языком. Ведь это совершенно не необходимо. Многие говорят, что мы воспитываем детей в оранжерейных условиях, что наши дети менее социализированы, что условия обычной школы - это про выживание, про тренировку, способность справляться. Но если в этом акцент, то где здесь образование?

Наталья Чальцева, администратор заочного отделения Международной школы завтрашнего дня:

Мы взяли схему и вообще самую идею семейного обучения из американского опыта. Те дети, которые учатся очно в нашей школе, получают два образования - российское государственное и осваивают национальную американскую программу, которая разработана, в том числе, и для семейного обучения. Все выстроено таким образом, что ребенок, работая в рабочих тетрадях и имея тьютора, (в этой роли может выступать родитель, учитель) самообразовывается, находит знания.

Я думаю, из-за того, что в Москве все-таки выплачивались деньги, и довольно немалая сумма, на семейное обучение, родители имели возможность объединиться, собраться в какие-то кружки и нанять профессиональных педагогов. Поэтому семейная форма обучения здесь трансформировалась в некую альтернативную форму. Но таких родителей - убежденных «семейников», которые от А до Я все понимают и берут ответственность на себя, очень мало.

Есть школы, и государственные, и частные, которые стараются создать комфортную психологическую среду. И, кстати, частное образование нередко принимает детей, которые не выдержали стресс в большой государственной школе. Давайте не будем скрывать и того, что в альтернативные формы обучения также приходят дети с проблемами, часто психологического, физического характера, с трудностями адаптации. И все это решается альтернативными формами образования.

в альтернативные формы обучения часто приходят дети с проблемами психологического характера

Да, наше государство в постоянном кризисе, тем не менее, закон об образовании один из самых либеральных законов. Заочное обучение поддерживается государством, и москвичи, которые прописаны или зарегистрированы в Москве, обучаются заочно, как и все дети, за счет Департамента образования города. И эти ребята находятся под постоянным, так сказать, неусыпным контролем школы. Мы договариваемся с родителями, по какой программе ребенок учится, какие конкретные ежемесячные требования должны удовлетворяться. То есть, заочная форма обучения отличается от семейной именно тем, что школа включается как методическая составляющая.

У нас на заочном отделении много родителей, которые с помощью педагогов отлично справляются с образованием своих детей. Ситуации, конечно, разные, но если это начальная школа, родитель способен, изучив материал, выдать его своему ребенку так, чтобы это было понятно. Мы уже второй год ведем интернет-уроки, созданы целые виртуальные классы. То есть каждый ученик, сидя в своем доме, (причем они могут жить даже в разных странах), получает живой урок, общение в классе. И в этом случае даже при очном тестировании, когда ребята приходят к нам в школу, стрессовой ситуации не возникает, потому что лица уже знакомые. Поэтому сегодня многие родители способны самостоятельно, без всяких объединений, справляться с этой проблемой и переходить на альтернативную форму обучения.

"Классный час Свободы"

1."Мам, а мона сегодня никуда не идти? ну совсем-совсем не хочется!" Мама понимающе посмотрит и разрешит никуда не ходить. Один день. Если сработает, то вам иключительно повезло, т.к. не каждому ребёнку повезло иметь таких родителей.

2. Попробуйте перед школой пожаловаться родителям, якобы у вас болит голова(как правило прокатывает, но конечно не часто).

3.Можно просто не идти в школу, а поспать или же заняться своими делами, но лучше всё-таки подстраховаться перед преподами и родителями(просто на следующий день сказать что плохо себя чувствовал).

4.Можно родокам или же учителям стандартно про живот гнать, но бывает всякое: одни поверят, другие же нет.

5.Если что-то невыучил или забыл сделать, то вот отмаза хорошая: Берешь портфель, прячешь его в какое нибудь самое скрытное место в школе.Идёшь на урок, говоришь типа кто то портфель, сумку, пакет или ещё что то спрятал, типа щас поищу и приходишь на урок через 15-20 мин после его начала (портфель чуть чуть грязный должен быть, типа где то валялся, но можно и бе этого), заходишь в класс злой а домашку уже у всех проверили и ты спокоёно садишься и выполняешь то что делают в классе. 100% срабатывает только ты должен играть как актер!!!

6.А вообще хороший вариант (у нас в школе работает) - отвечаешь по какому-либо предмету (добровольно), получаешь например 4 (надо постораться) и потом на 2-3 урока дз по нему можно смело не делать. Единственный минус подобного - надо суметь заставить себя хоть 1 раз что-то сделать + если на следующих уроках будет мало народу могут спросить еще.

7.Еще можно смело приходить ко 2-3уроку, отмаза: проблемы, проходил диспансеризацию в поликлинике, надо будет еще завтра сходить и тд...

8.Про будильник(проспал) - действенная вещь.

9.Тупо можно впаривать учителям, что "Я сдавал вам работу" - это реально, один раз так загрузил училку что та мне 5 поставила...

10.Чтоб отпустили домой - вот тема: есть много мазей против травм(Финалгель,Финалгон и т.п.), берёшь тюбик, выдавливаешь на палец, только мази немного, размером с горошину, и мажешь лоб, потом моешь лоб (а то сильно жечь будет), и идёшь на урок косить.....

11.Можно просто брать градусник и использовать силу трения, натирая градусник об штанину(ток не долго трите и постоянно проверяйте температуру по шкале).

12.Ещё заматываем в простыню или пододеяльник кончик градусника и дуем в простыню, в градуснике резко начинает расти температура, дуем до нужной температуры, и клодём градусник подмышку, дабы сохранить желаемую температуру.

13.Хороший способ - задержка дыхания, чтобы поднять температуру - на самом деле работает. За 5 минут до 37 поднимается.Просто надо задерживать дыхание на сколько можешь, продолжать процедуру в течении 5-10 мин.

14.Очень класный способ: значит берёшь справку врача(любую) и сканируешь её на ПК, дальше в разнообразных программах(я использую ADOBE PHOTOSHOP) редактируешь как угодно, можно написать: по причине болезни или там температура поднялась... Ну возможности неограничены!!!

15.Так всё стандартно: "Забыл тетрадь":)Действует у нас класса до шестого максимум. А потом два без разговоров!

16.Недавно прокатила такая фишка: значит вам типо очень хреного, бошка болит или ещё чего. Идёте к врачу, рассказываете всё чё напридумывали...Мерка температуры и давления вам обеспечено. Рассказываю как поднять давление в рекордные сроки: сильно сжимаете и разжимаете кулаки, обязательно быстро, на сколько можете.Продолжать процедуру в течении 1-2 минут.(У меня поднялось давление под 140 на 90) И со спокойным лицом бежите домой, заниматься своими делами... Удачи!!!

17.Ещё одна тема про градусник: Берешь градусник, зажымаешь его кончик в кулак (так что бы он не выходил из кулака) и аккуратно бьешь об другую сторону градусника ладонью, вот и все. Переворачивание градусника соответственно меняет воздействие на шкалу - она либо уменьшается либо растет.

18.Кому повезло с доброй Классной руководилкой, то совсем всё просто: подходишь к ней и говоришь:"У меня вчера температура была, я не могу сидеть на уроках, можно мне домой???" Повторяю: только для добрых руководилок(иначе не прокатит). Написал soos(Денис)

19.Советую! Перемотать бинтом палец руки, которой вы пишете=> придти в школу и сказать, что сильно повредил палец... В итоге вы не пишете целую неделю, подобный минус может заключаться в спросе с вас справки, но не факт, что потребуют...

20.Еще отмазка: Подходишь к знакомому старшекласснику и говоришь: "Напиши ка, браток, мне записочку." диктуешь ему\ей тут же несешь записку класснухе и покидаешь школу. Написал мой кореш.

21.А можно совсем обнаглеть и прогуливать прямо в школе. Не хочешь идти на урок - берешь друга,просишь охранников (естественно ты с ними в хороших отношениях) открыть раздевалку, залезаешь под вешалки, снимаешь пару-тройку курток, ну чтоб теплее было, разваливаешься под ними и делаешь все что угодно. А охранник за вами закрывает до конца урока. добавила моя сестра (A-Gorod)

22.мой совет от прогула на один день очень прост подходишь к класснаму руководителю и говоришь, что тебе надо идти к врачу, тока жилательно врача называть какого-нибудь со страным словом к примеру эндокринолог.Сам так не делал,но у однаклассников прокатывало.

23.Еще одна уловка!Прокатывает на 100%!
Вечерком берешь свои ключи,и ложишь к маме в сумку!Когда она уходит(утром) через 10 мин звонишь ей и поднимаешь панику!!Она тебе говорит типа найди запасные!!А сам ложись спать!!Потом скажешь типа ты взяла мои ключи а запасные я не нашел!!

Доброго времени суток, уважаемые родители. Сегодня мы разберемся с вопросом «почему дети не хотят ходить в школу?». Вы можете столкнуться с такой проблемой, отправляя в школьное учреждение первоклашку, а можете и, имея ребенка — подростка. Крайне важно суметь вовремя выявить такое изменение в жизни малыша и не пустить все на самотек, говоря, что ребенок и сам справится со своими сложностями, а первоклашка успеет адаптироваться. Иногда причина нежелания ходить в школу может крыться в серьезных проблемах и своим бездействием, вы только усугубите и без того нелегкую ситуацию.

Причины нежелания

Я помню, как в школе дети насмехались над теми, у кого нет модной одежды, кто ходит в мамином пиджаке, потому что не может купить новый или донашивает вещи за старшим братом. На сегодняшний день над вашим сыном или дочкой могут насмехаться, если у него нет смартфона. Например, моего ребенка этим подкалывают, говорят, что он один такой, хоть мне в это мало верится. Вот только у сына нет данного гаджета не из-за нехватки денег, а из-за плохого зрения и запрета на пребывание перед экраном дольше 30 минут, а позволь ему иметь такой девайс, он же от него не отлипнет. Хорошо хоть Никита это понимает и спокойно воспринимает нападки одноклассников.

  1. Ребенок не справляется со школьной нагрузкой, ему тяжело даются новые знания, в голове каша, не получается учиться.
  2. Причиной нежелания может быть потеря интереса. Так зачастую случается в начальной школе, если учительница не может заинтересовать детей, скучно излагает свой материал.
  3. Давление родителей, ожидание того, что их ребенок «свернет золотые горы», будет самым умным в классе и так далее, зачастую просто отбивает всю охоту, к тому же малыш находится в постоянном напряжении, боится допустить ошибку.
  4. Ребенок может лениться ходить в школу, вставать по утрам. А если родители не сильно контролируют этот процесс, то и вовсе чувствует себя вольно.
  5. У малыша могут появиться плохие друзья, которые начнут его подбивать прогуливать школу.
  6. В подростковом возрасте причиной нежелания посещать школьное учреждение может стать невзаимная влюбленность. Особенно, если предмет обожания посмеялся над вашим ребенком или демонстративно проводит время с другим.
  7. Напряженная психологическая обстановка дома также может вызывать полную апатию и нежелание учиться.

Проблемы первоклассника

  • малыш боится остаться без мамы, особенно, если он до этого не посещал дошкольное учреждение;
  • пугает знакомство с большим количеством незнакомых детей, ведь не все они могут быть дружелюбно настроенными;
  • ребенок попросту не уверен в том, что сможет хорошо учиться, правильно отвечать на уроках;
  • во дворе от друзей, от соседей или от старшего брата, малыш мог слышать негативные высказывания в адрес школы, и теперь у ребенка сформировалось ужасное представление об этом месте.

Что с ними делать

  1. Задача родителей еще до начала учебного года объяснить малышу, что бояться нечего, рассказать, что все детки впервые окажутся в школе и все, как и он волнуются. Малыш должен знать, что в школьных стенах он найдет новых друзей, получит интересные знания.
  2. Побороть страх зачастую помогает совместная покупка принадлежностей для школы. Позвольте ребенку самому выбирать ту канцелярию, тот рюкзак, который ему больше всего нравится. Это позволит малышу чувствовать себя гораздо увереннее.
  3. Хорошей практикой является знакомство со школой, будущим классом и первым учителем на летних каникулах. Пусть малыш заранее увидит, что его скоро ожидает.
  4. Если у вас есть возможность выбирать между несколькими школами (например, возле нас сейчас находится три школы, причем две из них совсем близко) или предоставляется выбор класса, отдайте ребенка туда, куда идут его друзья по детсадовской группе. Для этого необходимо с родителями детей обговорить, кто и куда собрался поступать.
  5. Объясните малышу, что не всегда отрицательный опыт других детей является свидетельством того, что и вашему чаду там будет нелегко или нестерпимо. Пусть поймет, что каждый ребенок сам строит свою жизнь. А, если даже и правда возникнут какие-то трудности, то он с легкостью со всем разберется.
  6. В школе могут проводиться подготовительные занятия. Это так же позволит ребенку заранее познакомится с детьми и учителем, при этом еще не просиживать ежедневно по полдня в школе.
  7. Конечно, желательно, чтоб малыш ранее посещал детский сад и уже имел опыт адаптации в детском коллективе. Читайте также о том, какие

МОСКВА, 20 ноя — РИА Новости. Около половины российских учеников не хотят учиться в школе из-за неприязни к учителю, рассказал РИА Новости президент Ассоциации детских психологов и психиатров России Александр Кузнецов. С какими трудностями сталкиваются школьники, как вернуть ребенку мотивацию к обучению и привить самостоятельность, рассказали РИА Новости эксперты накануне Дня ребенка, который отмечается 20 ноября.

Мам, а выходные скоро?

Мама второклассника, учащегося подмосковной средней школы, Мария Ремпель не ожидала, что у ее восьмилетнего сына Марка могут возникнуть проблемы с учебой. Сама она училась в школе на "отлично", Марк же пока не может похвастаться такими успехами. Первую четверть второго учебного года мальчик окончил с одной тройкой по русскому языку.

"Он так не любит школу, что каждый день спрашивает меня, когда же будут выходные", — рассказала Ремпель РИА Новости.

По мнению родительницы, у сына нет желания учиться, потому что школьный учитель не смог его заинтересовать. "Раньше мы приходили в школу учиться, а сейчас приходим показать, чему научились дома с родителями", — сказала она.

Кроме того, по словам Ремпель, в школьных учебниках много сложных и странных заданий, решить которые может даже не каждый взрослый человек. "И родителям второклассника приходится решать задачи коллективным разумом на специальных форумах в интернете или по телефону", — отметила Ремпель. В итоге получается, что выполнением домашней работы больше озабочены не дети, а сами родители.

Учиться, учиться, учиться

Нежелание ребенка любого возраста ходить в школу — это самозащита от большой нагрузки, считает учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель РФ Инна Голенок.

"Получается, что ребенку неудобно, некомфортно от того, что он не делает, а когда он начинает все делать, то ему тоже некомфортно, потому что устает", — пояснила она.

Голенок отметила, что загруженность учителей, связанная с недостатками базового планирования, проецируется на учеников. "Программа сделана так, что на предмет выделяется иногда один час в неделю. А один час в неделю по всем психологическим правилам вообще не должен быть: знания не закрепляются, нет повторения, отсюда большая нагрузка", — считает учитель.

Директор физико-математического лицея N 239 в Санкт-Петербурге, победитель Всероссийского конкурса "Директор школы-2012" Максим Пратусевич согласен с тем, что программа у современных школьников непростая. Вместе с тем, он считает лень главной причиной нежелания учиться в школе.

"Мало времени и работать надо, а работать нынче не очень принято. Дети не приучены к работе. Говорят, учиться надо весело, чтоб хорошо учиться, а это не так. Учеба — это напряженный труд. Мы же учимся для жизни, а в жизни надо напряженно трудиться, уметь это делать", — сказал Пратусевич.

Чему учат в школе?

Детские психологи уверены, что ключевую роль в отношении ребенка к школе играет первый учитель, который должен мотивировать ребенка учиться. Президент Ассоциации детских психологов и психиатров Александр Кузнецов рассказал РИА Новости, что школам в России всегда не хватало индивидуального подхода к каждому ученику.

"Школа ориентирована на среднего ученика, поэтому ни о какой индивидуальности речи быть не может. Доказано, что сильные ученики спускаются до уровня средних через два-три класса", — сказал Кузнецов.

По его словам, часто ребенок не хочет ходить в школу именно из-за того, что не любит своего учителя. Или ребенок ходит в школу не за знаниями, а чтобы просто пообщаться и покрасоваться перед сверстниками. "Мы не любим предмет, учителя по которому мы не любим. Из нашей практики, примерно 50% детей в начальной школе, когда их спрашивают об учителе, отвечают, что учитель им не нравится", — отметил психолог.

По словам Кузнецова, если родители хотят, чтобы у ребенка не было проблем с обучением в школе, они должны сохранить главное — мотивацию ребенка к обучению. "И не за счет того, что учеба — это труд, это глупость большая, а наоборот, объяснять, что учеба — это интересно всегда. Нужно искать способы, как не убить естественное природное любопытство ребенка к знаниям", — заметил он.

Правильная помощь

Психолог дал несколько практических советов родителям, которые не могут заставить ребенка учиться в школе. Прежде всего, родители должны выяснить, нравится ли ребенку учитель. "Если ребенку учитель не нравится, смените учителя. Это может быть учитель в соседней школе. Не надо привязываться к школе только потому, что она ближайшая к дому", — рекомендует Кузнецов.

Если не удается найти хорошего учителя, можно перевести ребенка на домашнее обучение. "По новому закону об образовании это можно сделать очень просто: приходишь в школу, пишешь заявление и все. Потом только нужно будет сдавать контрольные", — пояснил психолог, отметив, что его дети, например, уже давно постигают школьную программу в домашних условиях.

Обучение дома экономит много времени и воспитывает у ребенка самостоятельность. "Если ребенок умеет читать, он может самостоятельно изучить тему. Если у него есть вопрос, он может спросить родителей или посмотреть многочисленные видеоуроки в интернете", — сказал Кузнецов.

Еще один совет — назначить ребенку призы, чтобы у него была мотивация в полном объеме и самостоятельно выполнить домашнюю работу. Например, дети могут зарабатывать право двадцать минут заниматься познавательными приложениями на планшете после восьми вечера. Впоследствии ребенок привыкнет к определенному ходу событий, к ритуалу и начнет делать уроки самостоятельно.

"Родители не понимают, каким образом можно помочь ребенку делать уроки. Они не могут заставить ребенка оторваться от компьютера и по пять часов делают за них уроки. В результате ребенок привыкает и говорит: "Мам, уже поздно, а ты не могла бы за меня физику сделать?!" У ребенка формируется такое отношение, что мама все равно меня не отпустит, пока я уроки не сделаю, а поскольку ей тоже надо идти спать, она в конечном итоге все за меня сделает, мне только надо побольше тупить и поменьше делать", — пояснил Кузнецов.

Психолог отметил, что примерно у 20% детей имеется синдром дефицита внимания. "Поэтому еще один совет: детей нужно учить отдыхать и разбивать сложные задания на мелкие. Чтобы у ребенка не было ощущения, что он сидит за уроками до посинения", — сказал он. Для контроля времени труда и отдыха можно использовать таймер для готовки или песочные часы.

В младших классах обязательно нужно приучать ребенка к чтению. "Прививая любовь к чтению, вы застрахуетесь от большинства проблем в образовании", — считает психолог. Простейший способ научить ребенка любить книги — проявлять интерес к тому, что ребенок читает вам вслух. "У нас обычно очень мало времени, чтобы слышать ребенка. Когда ребенка слушаешь, ему очень нравится читать взрослому, особенно если взрослый искренне интересуется", — добавил Кузнецов.

Иногда важно купить учебники за предыдущий класс и провести диагностику и определить тот уровень, с которым ребенок справляется на "отлично". "И сказать ребенку: все, дома мы начинаем учиться с этого уровня. Нужно догнать программу, чтобы человек встал на твердую почву и чувствовал себя уверенно в классе", — сказал психолог.

Но самое главное правило, о котором должны помнить родители — никогда не говорить ребенку, что он глупый, и не раздражайться, если он что-то не понимает. "Если вы раздражаетесь, значит, вы ставите завышенные цели. Спуститесь ниже. И обязательно поощряйте самостоятельность ребенка", — заключил Кузнецов.

В жизни каждого родителя наступает период, когда ребёнок становится школьником.

Во многом адаптация ребёнка в школьный период зависит от процесса воспитания. Школа – второе место после садика, где дети социализируются: учатся общаться, договариваться, отстаивать свою позицию, «искать себя», дружить и т.д. Случается так, что по определённым причинам дети отказываются ходить в школу.

Какие же причины отбивают у ребёнка желание посещать учебное заведение?

1. Ребенок не хочет в школу – еще «не созрел»

Часто бывает, что малыш в 5-6 лет уже умеет читать и писать и родители решают, что их чадо готово учиться и отдают в школу. Но, помимо уровня интеллектуального развития родителям следует обратить внимание на другие качества ребенка, определяющие его готовность к школе.

Физиологическое развитие. Если физиологически ребенок готов идти в школу, то он должен обладает усидчивостью, способностью не отвлекаться, выполняя конкретное задание, как минимум в течение 15 минут. У школьника должно быть развито чувство времени практически как у взрослого человека. Если физиологически ребёнок ещё не созрел для процесса обучения, то у учителя будут возникать постоянные жалобы, замечания на плохое поведение, неусидчивость, отвлекание одноклассников.

Морфологическое развитие. Определяется по пропорциям тела и проверяется «Филиппинским тестом». Для этого ребенка просят дотянуться правой рукой до левого уха, подняв и опустив руку над головой. Взрослый человек это сделает с легкостью, но если малыш не может выполнить такое упражнение – значит руки у него пока еще коротки, соответственно организм не готов к школьному обучению. Прежде всего, это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью воспринимать и перерабатывать информацию. Подобный тест часто является основным показателем определения «школьной зрелости» детей.

Таким образом, если физиологическое или морфологическое созревание еще не настало, то ребёнку будет очень тяжело даваться обучение в школе. Созревание у каждого человека проходит индивидуально и паспортный возраст может резко отличаться от биологического. Если вдруг у вашего чада низкий уровень физиологического и морфологического развития, то по возможности, лучше подождите ещё год, прежде чем отдавать его в школу. За это время эти процессы в детском организме дозреют и он будет полностью готов. В противном случае у ребёнка может снизиться мотивация к обучению, появится отказ от посещения школы, что вызовет полное негативное отношение к учебе в целом.

2. Ребенок не хочет в школу – конфликты с одноклассниками

Как и в любом коллективе у школьника могут возникнуть проблемы в общении со сверстниками. Причину возникновения конфликта можно узнать у ребёнка.

Для того, чтобы он поделился и раскрылся, необходимо спокойно и ненавязчиво начинать разговор, проговаривая эмоции и состояние ребёнка, которые вы увидели у него на лице. Если вы будете требовать и давить, то ребёнок «замкнётся в себе» и все ваши попытки окажутся тщетными.

Также можно подойти к учителю и узнать подробности ситуации.

Но ни в коем случае нельзя вмешиваться в конфликт детей и самим разбираться со сверстниками вашего ребёнка - это может усугубить ситуацию.

Он должен сам достойно выйти из сложившейся ситуации с помощью ваших советов или следуя рекомендациям психолога.

3. Ребенок не хочет в школу – конфликт с учителем

Ещё одна частая причина отказа посещать учебное заведение. Выслушайте все жалобы ребёнка на учителя, с которым у него конфликт, но не делайте поспешных выводов. Не стоит кричать и ругаться, чтобы он не замкнулся в себе и не закрылся окончательно. Надо выслушать обе стороны.

Придите к учителю и спокойно, как бы это ни было сложно, расскажите, что произошло, по мнению вашего ребёнка. Затем узнайте точку зрения педагога, чтобы быть объективным. Поймите, что у учителя помимо вашего ребёнка, как минимум, ещё 20 человек и ему нелегко. Попробуйте войти в его положение и поддержать, поговорив, что вы понимаете как тяжело удерживать внимание и найти контакт с таким количеством детей одновременно.

Выслушайте мнение преподавателя и попробуйте совместно найти выход из сложившейся ситуации, который устроил бы всех. Если вы начнёте отстаивать права ребёнка, то конфликт с учителем будет и у вас, а это не разрешит ситуацию, а лишь усугубит её. Можно подключить школьного психолога, который трезво оценит ситуацию и поможет найти верный выход.

4. Ребенок не хочет в школу – ребёнок не соответствует требованиям школьной среды

Иногда бывает так, что родители отдают своего ребёнка в престижную школу, лицей или гимназию, но не могут обеспечить ему того же «статуса», что у одноклассников. Модные и крутые гаджеты – вот что является мерилом быть первым, лучшим среди других. Если кто-то не соответствует таким «меркам», попадает в аутсайдеры, становится белой вороной и поводом для насмешек.

Родителям надо помнить, что пока их малыш ходит в детский сад, сверстники особого значения на одежду и игрушки внимания не обращают. А вот в школе лучше соответствовать принятым условиям и среде. Детский мир жесток и если хотите, чтобы социум принимал вашего ребёнка, обеспечьте соответствующие условия или переводите в школу попроще.

Позвольте маленькому человеку самостоятельно выбирать себе вещи, исходя из «школьной моды». Это не означает, что вы должны покупать ему супер навороченные модные вещи в бутике, но уж точно не те, которые вам кажутся теплее и симпатичнее. Ребёнок лучше знает, что выбрать, чтобы не выбиваться из массы.

Постепенно и ненавязчиво объясняйте своему чаду, что выделяться лучше какими-то достижениями и качествами, которые пригодятся в жизни и помогут достичь большего. Но сами вы должны понимать, чтобы выбиться из серой массы, сначала ребёнок должен стать «своим», помогите ему в этом, и он сможет достичь большего.

5. Ребенок не хочет в школу – не успевает за другими детьми, большие нагрузки, устаёт

Условия могут быть как, и в предыдущей причине - желание родителей, чтоб их ребёнок учился в престижной школе. Зачастую в таких школах высокие требования и большие нагрузки, с которыми справиться дано не всем деткам. Если ваш ребёнок среднестатистичекого развития интеллекта, то ему очень трудно «тянуться» и его силы не соответствуют поставленным задачам и требованиям.

Каждый родитель желает самого лучшего для своего дитя. Соотношение баланса между способностями и требованиями учебного заведения помогут поддерживать у ребёнка хорошую мотивацию к обучению и посещению школы на протяжении всего учебного процесса.

У учителя нет возможности постоянно уделять время вашему малышу и подтягивать его. От этого у педагога может возникнуть раздражение на него, а одноклассники начнут смеяться.

Если вы хотите, чтобы ребёнок продолжал учиться в этой школе, то вам придётся заниматься с ним дома самим или нанимать репетитора, но не переусердствуйте. Следите за тем, чтобы ребенок не переутомлялся, в противном случае организм начнёт давать сбой, а там и до болезней недалеко.

6. Ребенок не хочет в школу – потеря интереса к учебе

Дети легко и лучше обучаются в игровой форме. Тут многое зависит от учителя, но не каждый педагог может заинтересовать и провести занятие так, чтобы это было интересно, увлекательно и играючи.

Если вашему чаду попался такой преподаватель, можно научить ребёнка самостоятельно интересно изучать материал, используя различные источники информации.

Также причиной потери интереса к учебе может послужить быстрое освоение новой информации и выполнение всех заданий на уроке. Учитель ориентируется на средний показатель класса, но есть дети, которые очень быстро справляются с заданиями и им становится скучно.

Если ваш ребёнок относится к разряду таких, то вам необходимо наладить хороший контакт с педагогом, убедить его давать сложные задания или увеличить их количество. В этом случае школьник будет занят и проблем учителя с ним не возникнет. На крайний случай можно попробовать перевести ребёнка в класс или школу посильнее.

7. Ребенок не хочет в школу – давление со стороны родителей

Каждый родитель знает, что основная задача ребёнка – учиться, учиться и ещё раз учиться.

Если со стороны родителей идёт постоянный прессинг и они заставляют свое чадо учиться лучше, чем есть в настоящий момент, наказывают за их неоправданные ожидания, то рано или поздно ребёнок начнёт ненавидеть как школу, так и родителей.

Необходимо разговаривать с детьми и объяснять, что учёба нужна им, а не вам. Объясняйте, что хорошие отметки и высокие баллы по ЕГЭ и ГИА позволят поступить в то учебное заведение, в которое хочет сам ребёнок.

Самой лучшей мотивацией к учебе является его собственное понимание значимости учебы. В этом вы можете ему помочь, используя «сократический диалог».

Подобное общение подразумевает постановку вопросов таким образом, которые способствуют работе мышления, концентрации внимания.

Пример: - Саша, ты кем хочешь быть когда вырастишь?

- Врачом.

- А что надо сделать, чтобы получить профессию врача?

- Закончить медицинский университет.

- А что нужно, чтобы его закончить?

- Поступить.

- А что надо делать, чтобы поступить и т.д.

Чередой вопросов вы подводите ребёнка до момента, когда он говорит, что необходимо учиться для хороших знаний предмета, которые помогут стать отличным специалистом.

Общие рекомендации для родителей, чтобы поддерживать у ребёнка желание посещать школу

1. Будьте другом вашему дитю . Если отношения не налажены, то не о каком доверии со стороны ребёнка речи быть не может. Для этого старайтесь всегда безоценочно выслушивать всё, что он говорит и поставить себя на его место, чтобы лучше понять. Если вы будете критиковать, ругать его, то он закроется, не будет ничего рассказывать. Тогда о его проблемах, школьной жизни, отношениях со сверстниками вам придется узнавать из уст учителя, директора или других детей.

Чтобы контролировать ситуацию и во время прийти на помощь, надо владеть информацией. Только дружеские отношения помогут вам быть в курсе всех жизненных событий вашего ребенка.

2. Учите ваше чадо самостоятельно разбирать и изучать материал , если он что-то не понял на уроке. В интернете можно найти огромное количество материала в интересной подаче и с разъяснением. Объясните, что учитель не может индивидуально заниматься с каждым учеником. Если видите, что у ребёнка начали снижаться отметки по какому-то предмету, важно поговорить с ним, возможно, какую-то тему он не понял, ребята пошли дальше, а он застрял на этой. Помогите разобрать ему материал или наймите репетитора, чтобы отставание в учебе не накапливалось как снежный ком.

3. Наладьте дружеские отношения с учителем . Проявляйте эмпатию, сопереживание по отношению к педагогу. Он ваш союзник и ваша задача общими усилиями сделать так, чтобы хорошо было и учителю и ученику. Предлагайте свою помощь, благодарите учителя за то, что он помогает вашему ребёнку становиться взрослым, умным, успешным и образованным человеком.

4. Если у вас что-то не получается или вы не знаете как поступить , обращайтесь к школьному психологу или к другому специалисту. Главное – не навредить своему ребёнку, а квалифицированный специалист поможет лучше, быстрее и качественнее решить проблему.

Если хотите, чтобы школьные годы прошли у вас и вашего ребёнка спокойно и легко, надо постараться учить свое чадо общаться со сверстниками, учителями и самостоятельно искать решение поставленных задач. Но вы должны в любой момент находиться рядом, поддерживать и помогать ему.

Если надо что-то объяснить, попробуйте разыграть ситуацию с ребёнком, где он сам будет в роли обидчика, а вы сыграете его роль. Ничто так не помогает понять другого человека, как пребывание в его «шкуре».

Будьте ребенку другом, тогда он будет прислушиваться к вашим советам, доверять и просить помощи. Поддерживайте, хвалите и любите своего ребёнка. Вы – команда!

Loading...Loading...