Культ еды - что это такое? Гастрономия избранное «Не делайте из еды культа», — сказал Бендер, и съел единственный огурец Будьте осторожны не делайте из еды культа

Не делайте из еды культа!
Из романа (гл. 6 «Антилопа-Гну») «Золотой теленок» (1931) советских писателей Ильи Ильфа (1897-1937) и Евгения Петрова (1903-1942). Слова Остапа Бендера, обращенные к Паниковскому:
«Неопытный Паниковский развел такой большой костер, что казалось - горит целая деревня. Огонь, сопя, кидался во все стороны. Покуда путешественники боролись с огненным столбом, Паниковский, пригнувшись, убежал в поле и вернулся, держа в руке теплый кривой огурец. Остап быстро вырвал его из рук Паниковского, говоря:
- Не делайте из еды культа.
После этого он съел огурец сам».

Цитируется: шутливо-иронически, как предложение не быть слишком разборчивым в еде, довольствоваться тем, что есть.

  • - 2003, 115 мин., цв., «Ленфильм» совместно с ТПО «Бармалей» жанр: драма реж. Григорий Никулин-мл., сц. Татьяна Москвина, опер. Алексей Солодов, худ. Павел Пархоменко, зв.Игорь Терехов, комп. Сергей Аневич...

    Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

  • - Существуют два основных для христианского культа понятия, которые для христиан принципиально отличаются по смыслу: поклонение и почитание...

    Католическая энциклопедия

  • - СЛУЖИ́ТЕЛЬ, -я,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - церковник, церковнослужитель, из духовного звания, кутья с патокой, служитель церкви, духовного звания, духовное лицо, кутейник,...

    Словарь синонимов

"Не делайте из еды культа!" в книгах

Парадоксы культа

Из книги Иосип Броз Тито автора Матонин Евгений Витальевич

Парадоксы культа Почти всю вторую половину 1948 года в Югославии можно было наблюдать поистине сюрреалистические картины. На митингах против «клеветнической кампании» кричали «Да здравствует Сталин!», сторонников Информбюро уже сажали в тюрьмы, а на первых полосах газет

Не делайте из туалета культа

Из книги Гоа. Для тех, кто устал... жить по инструкциям автора Станович Игорь О.

Не делайте из туалета культа Если от вечного и возвышенного все-таки вернуться к низменным потребностям, приведу в пример своего соседа. Он по местным меркам человек далеко не бедный. Имеет в хозяйстве три автомобиля, один из которых джип последней модели. Он владелец

Из книги автора

Два источника культа Для начала следует сказать, что «культ личности» вовсе не является специфическим феноменом, присущим исключительно сталинскому СССР. Столь же неверно считать его проявлением «рабской русской души», о которой так любят глубокомысленно рассуждать

XLIII. Делайте «домашнюю работу», делайте «домашнюю работу», делайте…

Из книги Как стать генеральным директором. Правила восхождения к вершинам власти в любой организации автора Фокс Джеффри Дж.

XLIII. Делайте «домашнюю работу», делайте «домашнюю работу», делайте… Многие люди в бизнесе на самом деле работают не так уж усердно. Они стараются показать, что очень заняты, суетясь и напуская на себя важный вид. Они читают отчеты, ходят на совещания, пишут длинные

Основатель культа

Из книги Автобиография духовно неправильного мистика автора Раджниш Бхагван Шри

Основатель культа Вопрос: Все, что вас окружает, газеты представляют как некий культ, секту. Так ли это? Если нет, то, как можно это назвать? Это просто движение. Не культ, не секта, не религия, а движение за медитацию, попытка создать науку о внутреннем мире. Это учение о

Возникновение культа

Из книги Критическое исследование хронологии древнего мира. Библия. Том 2 автора Постников Михаил Михайлович

Возникновение культа По–видимому, после «воскресения» Великого Царя (его возвращения из пустыни) стало распространяться убеждение в его божественной сущности, в том, что он является «сыном божьим». Вера в это должна быть особенно сильна в далеких городах и селениях,

7. ДВА КУЛЬТА ИУДАИЗМА

Из книги Масонский Завет. Наследие Хирама автора Найт Кристофер

7. ДВА КУЛЬТА ИУДАИЗМА

После культа

Из книги Настольная книга сталиниста автора Жуков Юрий Николаевич

После культа - Юрий Николаевич, без культа личности Сталина нам, наверно, этой фигуры до конца не понять. Что же это было за явление в нашей истории?- Ну всё-таки сначала давайте закончим, как вы говорите, с фигурой. Так вот, о фигуре мы должны вообще прекращать говорить с

РАЗВИТИЕ КУЛЬТА (22)

Из книги История религий. Том 1 автора Крывелев Иосиф Аронович

РАЗВИТИЕ КУЛЬТА (22) Для первоначальной стадии истории христианства Ф. Энгельс отмечает такую ее существенную особенность, как простота ритуала. Выше уже отмечалось, что в дальнейшем развитии христианства обряды иудаизма, в особенности такой обременительный и

Не делайте из еды культа

Из книги Еврейская диетология, или Расшифрованный кашрут автора Люкимсон Петр Ефимович

Не делайте из еды культа Второе объяснение смысла законов кашрута, которое выдвигали еврейские мудрецы, заключается в том, что все диетарные ограничения Торы даны евреям с той же целью, с какой Творец запретил Адаму и Еве вкушать плоды с одного из деревьев, находившихся в

Не делайте из еды культа!

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Не делайте из еды культа! Из романа (гл. 6 «Антилопа-Гну») «Золотой теленок» (1931) советских писателей Ильи Ильфа (1897-1937) и Евгения Петрова (1903-1942). Слова Остапа Бендера, обращенные к Паниковскому:«Неопытный Паниковский развел такой большой костер, что казалось - горит целая

Не делайте из Зайца культа!

Из книги Литературная Газета 6302 (№ 47 2010) автора Литературная Газета

Не делайте из Зайца культа! Клуб 12 стульев Не делайте из Зайца культа! ПЕРЕДОВИЦА «КЛУБА ДС» Вот и приходит, прибегает, припрыгивает к нам долгожданный год Зайца! По многолетним наблюдениям и по данным Счётной палаты, появляется такой Заяц один раз в 12 лет (то есть

8. вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

8. вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего "вот, у меня две дочери.., лучше я выведу их к вам... только людям сим не делайте ничего..." Видя

Глава 4, или «Не делайте из еды культа»

Из книги Как снова стать молодой и красивой. Уникальная система омоложения для тех, кому ЗА автора Андержанов Федор Борисович

Глава 4, или «Не делайте из еды культа» Марина, 4 июля Сегодня у нас с ФБ будет разговор о самом дорогом – о еде. Он уже и в первую нашу беседу говорил об основах правильного питания, и потом, но сегодня он обещал «разложить все по полочкам» и выдать схему питания на

Делайте правильно, делайте неправильно, но делайте

Из книги Мечтать не вредно [Как получить то, чего действительно хочешь] автора Шер Барбара

Делайте правильно, делайте неправильно, но делайте Зажмурьтесь и прыгайте. Потому что после этого произойдет чудо. Ваше внимание переключится с вас, вашего волнения, воображаемого несоответствия на непосредственную задачу.Проблема с обсуждениями «сомнений в себе»

Тот, кто мечтает сбросить лишний вес должен знать и понимать, что еда это не главное. Чтобы это осознавать, необходимо научиться не делать, из еды культа. Только в этом случае можно добиться успеха в борьбе с лишним весом.

Научиться тому, как не делать культ из еды, очень важно для того, чтобы сохранить фигуру красивой и стройной. Для этого необходимо поменять отношение к пище и не рассматривать ее как самую главную вещь в жизни.

Если внимательно присмотреться, то начинаешь понимать, что культ еды присутствует повсюду. При этом, следует заметить, что на приготовление пищи уходит огромное количество времени, а вот на ее потребление, всего лишь считанные минуты. Обидно, даже как-то получается. Вдумываясь в это, понимаешь, что каждый человек - это раб своего желудка.

Стоит отметить, что чем больше человек потребляет пищи, тем это хуже действует на состояние его фигуры. Наверняка, каждому хочется иметь стройное и красивое тело, но слабость к пище не дает такую возможность. Поэтому, необходимо задуматься над этим и не делать из еды культа. Безусловно, это будет не просто, но возможно.

Тем, кто решит, изменить вое отношения к еде, можно дать несколько ценных советов, которые помогут поменять сознания по отношению к пище. Эти маленькие, казалось бы хитрости, имеют большое значение на пути к стройной и красивой форме тела.

Необходимо запомнить одно простое, но очень важно правило. Для питания человека играет значение не те продукты, которые были им съедены, а те, которые усвоил его желудок. Поэтому, кушать огромное количество самых разнообразных продуктов, не целесообразно, поскольку большая их часть идет на жировые отложения. Более того, к трапезе следует приступать тогда, когда будет ощутимо чувство голода. Если же кушать без ощущения голода, то продукты будут потрачены зря. Одним из самых важных критериев голодного желудка является очень сильное желание что-нибудь скушать.

Во время напряженной работы, а также после получения бурных эмоций, организм не готов к употреблению пищи, а потому следует немного подождать. Достаточно минут 30 для того, чтобы организм отдохнул, а тогда уже можно и отведать что-нибудь.

Когда человек более, то кушать ему хочется очень редко. В этот момент не стоит навязывать больному пищу, он сам ее попросит тогда, когда возникнет голод. Дело в том, что организм во время болезни экономит свою энергию на выздоровление, а употребление пищи будет способствовать ее расходованию. Так, что еда это не главное в период болезни, можно немного и поголодать.

Важно помнить и всегда применять еще одно важное правило. Во время трапезы необходимо тщательно пережевывать пищу. Если продукты будут поступать в желудок в виде комка, то переварить их будет очень сложно. Придется тратить энергию на это, а ведь эти силы могли бы пойти на сжигание калорий. Поэтому жевать пищу нужно до того самого момента, пока она не станет жидкой и не поглотится самопроизвольно. Если следовать этому принципу употребления продуктов, то даже самая тяжелая пища усвоится довольно легко и быстро.

Очень важно еще и то, чтобы еда была вкусной. Если это не так, то усвоение продуктов будет проходить дольше. Объясняется это правило тем, что синтез большого количества пищеварительных ферментов происходит под управлением "языка".

Беря во внимание первое правило и третье, можно сделать следующий вывод. Когда человек сильно голоден, то обычные продукты кажутся ему очень вкусными. В этот момент становится все равно, что скушать, натуральную здоровую пищу, или же копчености, сладости, жареные продукты. Поэтому, необходимо поменять свое сознание так, чтобы во время голода кушать полезную пищу. Чтобы этого добиться, необходимо себя тренировать и потратить на это определенное количество времени. Для каждого человека этот срок может быть разный, у кого-то даже год или два.

Между приемами пищи, организму нужен отдых. Поэтому, бытует мнение, что перекусы очень вредны и не стоит к ним прибегать. Допускается за полчаса до приема пищи съедать фрукты или пить натуральный сок. В остальное же время помимо воды употреблять ничего не следует.

Отдельно следует поговорить по поводу ужина. Последний прием пищи рекомендовано делать не позже чем за пару часов до сна. Идеально будет, если желудок на момент засыпания человека будет пустым.

Необходимо полностью отказаться от продуктов, которые относятся к категории особо вредных. Это различные консервы, копчености, черный чай и кофе, майонез, кондитерские изделия, газированные напитки, гидрогенезированные жиры, какао. Рекомендовано также не употреблять соленую пищу, рафинированное растительное масло, а также те продукты, в которых содержится сахар. Ограничение следует сделать в отношении белого хлеба и шлифованного риса.

Самой предпочитаемой едой считаются орехи, зелень, овощи и фрукты. При этом следует помнить, что орешки нужно кушать в небольшом количестве, ведь они довольно сытные и питательные. Что касается растительной пищи, то ее можно кушать и в свежем виде, и в вареном, и пареном, и тушеном. Позволить можно и молочные продукты, но количество содержания в них жира должно быть минимальным.

Большое значение имеет вопрос совместимости продуктов. Так, если одновременно скушать фрукты и белки, или же крахмалистые продукты совместить с теми же белками, то организму будет нанесен очень большой вред. Очень плохо после еды позволять себе сладости и фруктовые десерты. Это сказывается не только на работе организма, но и на лишнем весе.

Ежедневно нужно кушать разнообразные продукты. Для примера, можно составить вот такое меню. На завтрак будет неплохо приготовить какую-нибудь кашу. Скажем, это будет овсянка, которая очень полезна для красоты и здоровья. Более того, именно овсяная каша позволяет насытить организм на весь день. Что касается ужина, то можно позволить картофель, но естественно, без мяса или другой белковой пищи. В качестве дополнения к картошке можно взять свежие или тушеные овощи. В обед можно скушать супчик, который очень полезен и для фигуры и для желудка.

Очень большое значение имеет настроение человека в тот момент, когда он готовит себе пищу. Если еда будет приготовленная в гневе, раздражительности, страхе, а также при прочих отрицательных эмоциях, то это будет пагубно сказываться на вкусе и качестве приготовленных продуктов. Поэтому готовить кушать нужно в хорошем и жизнерадостном настроении. Таким образом, можно быть уверенным в том, что еда получится очень вкусной, а самое главное, полезной.

У йог есть одно замечательное правило, которым стоит воспользоваться. Они рекомендуют заполнять свой желудок во время еды только лишь наполовину. Это позволит не переедать. чтобы определить эту золотую середину, достаточно задать себе всего лишь один вопрос, а не хочется ли сейчас отведать кусочек черствого хлеба. Если ответ будет положительный, значит для желудка еще не достаточно еды. В том случае, если желание скушать такой хлеб не возникнет, значит, можно переставать трапезничать.

Если следовать приведенным выше правилам и рекомендациям, то отношение к еде изменится. Это будет способствовать потреблению меньшего количества продуктов и сохранению стройной и красивой формы тела.

На днях в редакции «СБ» состоялась дискуссия специалистов в области питания (публикация «Истина - в еде?» в номере за 21 мая). И хотя речь в конференц–зале «СБ» велась отнюдь не об осетрине и трюфелях и даже не о сосисках с горчицей, а все больше о безопасности и качестве продуктов, авторы «Спор–площадки» решили продолжить «гастрономический» разговор: оппоненты разошлись во взглядах на... процесс питания как таковой. Сколько времени уделять еде? Не старомодно ли это - хлопотать целыми днями у плиты? Каким должно быть меню делового человека? И вообще - стоит ли процесс чрево-угодия возводить в культ, штудировать поваренные книги, запасаться продуктами впрок и опустошать кошельки ради деликатесов и разносолов? Надеемся, свои варианты ответов на эти и другие вопросы, обсуждавшиеся спор-щиками, предложат и читатели.

За

Диктат сервелата

Андрей ДЕМЕНТЬЕВСКИЙ, которому неуютно в обществе потребления:

Завтраки - отменить! Обеденный перерыв сократить до 25 - 30 минут! Ужин - не врагу, так конкуренту! Кулинарные рецепты - в макулатуру! Вместо гурман–шоу даешь футбол, хоккей и передачу «В мире еще не съеденных животных»!

А! Испугался? Думаешь, буду пропагандировать голодание, полную аскезу и категоричное отрицание вкусной и здоровой пищи? Подозреваешь в воинствующем вегетарианстве? Ну не такой уж я, допустим, антигастрономический радикал, сам не святым духом питаюсь, но считаю, что непозволительно много времени и финансов мы тратим на еду. Подумай только: в среднем одна белорусская семья ежемесячно выкладывает за продукты почти миллион рублей. Праздники и уик–энды превращаются в чемпионаты по перееданию. Вот ты, Роман, куда в воскресенье едешь? Опять на шашлыки? «Затариваться» продуктами в гипермаркете, тратить бензин, потом поглощать жирное мясо и запеченные бутерброды? Извини, но такое пасторальное чревоугодие банально и архаично. Если глава семейства образца XXI века так самозабвенно поглощен едой, значит, безнадежно отстает от времени. И к нему вполне применим остроумный диагноз Станислава Ежи Леца: «В борьбе между сердцем и головой в конце концов победил желудок».

Это просто феномен! Десятки тысяч жалующихся на «безденежье» людей устремляются на личных авто в пригороды и по гостям, часами хлопочут у плит и мангалов, чтобы потом... жаловаться уже не на экономический кризис, а на собственное, извини, обжорство и его специфические последствия. Каждый год мы начинаем под диктатом салата «Оливье», ночных шницелей, отбивных, котлет, сервелата, а потом не можем остановиться все 365 дней. Рейды по магазинам и рынкам, жарка–варка и ударная добыча калорий на домашней кухне - удел большинства. А как же театры, библиотеки, стадионы, путешествия выходного дня?

«Приготовление пищи - удовольствие, к сожалению, ежедневное», - тонко подметила некая американская домохозяйка. Видимо, уловив в этих словах изрядную порцию сарказма, заокеанские гастрокреативщики изобрели фаст–фуд. И до сих пор, вероятно, ждут Нобелевскую премию, которую лично я бы им с удовольствием вручил, имей такие полномочия.

Я в курсе, что сети ресторанов и закусочных постоянно подвергают атакам все кому не лень - от антиглобалистов и диетологов до вегетарианцев, но считаю (стреляй в меня, стреляй!), меню всяческих «бигмачных» вполне соответствуют и духу времени, и темпу нашей жизни, и потребностям вечно занятого и замотанного трудоголика. Скажу больше: фаст–фуд - грандиозный шаг к мечте об универсальной таблетке, способной не только притупить чувство голода (такие уже разработаны итальянцами), но и насытить работящего гражданина на весь день. Такая пока фантастическая таблетка - своеобразная батарейка. Глотнет твой праправнук капсулку, закусит витаминчиком, вытрет рот салфеткой и телепортируется в очередную межгалактическую журналистскую командировку. А потом, без комплексного обеда и возгласов вроде «Пожрали - можно и поспать!», напишет репортаж в номер в тысячу раз быстрее своего прапрадеда. И еще много чего успеет, чего ты не успеваешь по причине своих тягостных дум о пропитании.

Не знаю, как насчет Большого адронного коллайдера, но чудо–таблетка решит многие проблемы человечества: «третий мир» выйдет из продовольственного кризиса, люди перестанут убивать животных, у нас появится больше времени на духовное и физическое развитие, поиск творческих решений, изобретения. Мы наконец обратим внимание не на закуски, деликатесы и десерты, а на тех, кто рядом. И сможем наконец не жевать, а говорить. И это будет настоящая кулинарная, социальная и культурная революция без жертв и разрушений! Эх, размечтался что–то я... Но ведь и английский писатель Аддисон Джозеф был совершенно прав: «Когда я вижу столы, покрытые столькими яствами, мне чудится, что за каждым из них прячется, как в засаде, подагра, водянка, лихорадка и множество других болезней». И с великим Сократом тебе вряд ли удастся поспорить. Вспомни слова античного философа: «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить». Неужели, Роман, воскресный шашлык настолько велик, что заменяет тебе вкус жизни? В таком случае не ты поглощаешь этот сочный кусок, а он тебя. Ты раб желудка, жалко вопрошающий: «Что тебе угодно, чрево?»

Все. Ставлю точку. В обед меня ждут пельмешки со сметаной. Быстро и вкусно. Поел да забыл. Главное - поддержать силы, не впадая в излишества, ведь голова подарена мне не для того, чтобы безудержно впихивать в нее пищу.

Против

Лучшая таблетка - это котлета!

Роман РУДЬ, обожающий вкусно покушать:

- Немасштабно мыслишь, Андрей. Если уж всерьез экономить время, то следует ускорить не только прием пищи, но и другие длительные процедуры. Например, создание семьи. К чему все эти ухаживания, вздохи на скамейках, цветы и поцелуи? Выпили по таблетке - уже влюблены. Еще пилюлю - родился ребенок. А зачем ему ходить в школу, тратить время на заучивание правил и контрольные? Если наука последует твоим советам, то изобретут какой–нибудь мегапорошок: выпил - и взрослый. Глотнул - и умный. Но куда спешим, Андрей? Итог у нас одинаков, а вот жизнь у всех складывается по–разному, за что ее и ценим. Мы ведь живем ради жизни, а не ради пышных похорон? В противном случае можно ускориться до абсурда: родился, выпил чудо–капсулу - и вот тебя уже понесли с оркестром... Кстати, и придумывать ничего не надо: цикутой с давних времен «ускорялись» самоубийцы...

Есть поговорка: кто понял жизнь, тот не спешит. Говоря пространней, не спешит тот, кто понял, что пока живешь - надо изо всех сил наслаждаться процессом, стараясь из всего извлечь удовольствие. Даже из утренней процедуры бритья или чистки зубов. Не говоря уж о таких приятных вещах, как ежедневный завтрак и неизменный обед. Поэтому я никогда не пойму тех, кто меняет удовольствие от вдумчивого наслаждения едой на целлулоидное счастье фаст–фуда. Проглотить безвкусную булку на бегу или размеренно, вспоминая «Вечера на хуторе близ Диканьки», похлебать горячего борща, да с сальцем, да с чесночком, да с пампушечкой? Второпях набить пузо фабричными пельменями или самому, потратив воскресное утро, слепить сотню–другую домашних тестяных удальцов? Таких дилемм для меня не существует: я никогда не жалел ни об одной минуте, потраченной на приготовление аппетитной отбивнушки... Зато пару раз приходилось жалеть себя в командировках, когда был вынужден питаться всухомятку да на скорую руку.

Лучшая таблетка от голода, Андрей, - это котлета. Желательно натуральная, на ребрышке, обжаренная до румяной хрусткой корочки, но сохранившая удивительную сочность в самой середке. Причем хорошо, чтобы эта «таблетка» не в готовом виде к тебе попадала, а долго шкварчала на сковородке, источая аромат жареного мясца. Чтобы запеченный карп не только сам томился в духовке, но и тебя томил - предвкушением, без которого наслаждение выходит неполным. Вот что такое для меня культ еды.

Не обжорство, не стремление набить желудок побыстрее и подешевле, а ритуал, церемония, даже таинство... Почти интимное таинство получения удовольствия от вкусного блюда. Кстати, согласись, с годами в нашей жизни все меньше интима, как и других удовольствий. К чему отказывать себе еще в одной радости?

Культ еды, если правильно ему следовать, это не подчинение тарелке, но уважение к ней. От такого культа рукой подать до культуры - недаром существует целый пласт обеденной этики. Не чавкать и не разбрасывать крошки; не приступать к трапезе, пока за стол не уселась вся компания; не отвлекаться на компьютер и даже, не поверишь, на мобильный телефон; пользоваться салфетками, ножом и вилкой - все эти неписаные правила подчеркивают, что существует особая культура еды, предписывающая благоговейно относиться к такому, казалось бы, нехитрому процессу, как прием пищи.

Гениальный эссеист Петр Вайль, автор многих книг о еде как о культурном явлении, сказал: «Писатель, у которого отсутствует описание еды, застолья, это человек, не любящий жизнь. Однажды я написал, что Флобер обедал на краешке письменного стола, а Дюма писал на краешке обеденного. Естественно, мне ближе Дюма». Мне тоже.

Я сочувствую тебе, если думаешь, будто еда - это всего лишь сухие цифры калорий, а удовлетворение аппетита - нечто схожее с процессом зарядки аккумулятора. Если что и саккумулировано в хлебе насущном - так это народные традиции и национальные привычки. Миллионы людей не считают зазорным отправляться в гастрономические туры, чтобы через вкус блюд, к примеру, французской или китайской кухни ощутить этнический колорит этих стран. Ты говоришь «Беларусь» - я слышу «драники», скажешь «Украина» - я почувствую вкус нежного сала, пронизанного розовыми прослойками мяса и сдобренного тмином... А Литва для меня пропахла ароматом цеппелинов, особенно когда они с лучком да со шкварками. И ты предлагаешь заменить эти волшебные гастрономические впечатления... синтетическим вкусом какой–то пилюльки?

Остап Бендер, если помнишь, только на словах был противником культа еды. Отобрав у несчастного Паниковского огурец, он немедленно съел его сам. Свежий, пахнущий грядкой, прохладный и хрусткий такой огурчик... Сдается мне, ты тоже лукавишь.

Сегодня бурно развивающийся ресторанный бизнес все чаще предлагает нам сибирскую кухню. Существуют специализированные рестораны не только в Сибири, но и в Москве (« », «Сибирь», «Экспедиция») и Санкт-Петербурге («Сибирская Корона», «Славянский дворик»). В Иркутске, Новосибирске, Томске и особенно в Красноярске, в связи с объявленной Универсиадой в 2019 году, многие места общественного питания пытаются предлагать сибирскую кухню. Для одних это пельмени с водкой, блины с черной икрой, « », сугудай, строганина, рубанина, для других - это таёжные продукты, не важно, как приготовленные, под местные напевы и звуки шаманского бубна или трапезе на фоне очаровательного сибирского пейзажа. В Красноярске и Москве это выход в ресторан «Чемодан», а в Томске, Кемерово и Новосибирске - в «Вечный зов». Во Франции мне часто задают вопрос - а какая она, сибирская кухня? Поэтому, хотим мы этого, или нет, но сибирская кухня существует. Она сегодня на слуху, это тренд, возможно, даже общероссийский. Но сибирская кухня везде разная, и в наших головах, и в представлениях иностранцев, и в ресторанах. В связи с этим, хотелось бы разобраться, что такое сибирская кухня как явление. Что мы можем понимать под сибирской кухней.

Сегодня термин «кухня» имеет два значения. Первое - это место, о котором мужчины думают, что там готовится обед, а женщины — что там проходят их лучшие годы! Другими словами, кухня - это помещение для приготовления пищи. Второе — это набор блюд, кушаний, технологий, заготовок, сложившийся за исторический промежуток времени и отражающий национальные вкусы народа, условия его быта и религиозные воззрения. Следовательно — кухня, явление глубоко национальное. Мы же часто слышим «национальная кухня», «общенациональная кухня». С другой стороны, если такие термины, как «французская кухня», «немецкая кухня» или «русская кухня» вполне определимы, то «американская кухня», «скандинавская кухня» или «европейская кухня» достаточно проблемные в этом отношении. Как только происходит игнорирование национальной конкретики, так термин становится достаточно размытым.

Поэтому параметр национальности в определении термина «кухня» один из главных. Второй значимый параметр — территориальность. Когда мы говорим «региональная кухня», то параметр «территориальность» становится более значимым, чем «национальность». Это связано с тем, что именно через территорию непосредственно реализуется разнообразие и специфика пищевой базы, что, в свою очередь, лежит в основе особенностей национальной или региональной кухни.

Таким образом, основу любой кухни составляют три основных фактора: национальность, территориальность и пищевая база. Она должна быть национальной и адаптированной к территориальным условиям, имея свою, характерную для этой местности пищевую базу, на которой реализуются национальные технологии.

Идейные кухни, такие, как ведическая, православная и другие не являются исключением этих трех базовых составляющих. Они такие же национальные и такие же региональные, как и другие. Более того, по моему убеждению, эти кухни более остро национальны и территориальны. Как правило, перенос подобных идейных кухонь на другую культурную базу может иметь непредсказуемый, как правило, отрицательный эффект, например, вегетарианство в Сибири. Особенно это касается отдельных заимствований - сильных адаптагенов, которых в не родных культурах называют наркотиками.

Сибирь — страна огромная. Это 12,6 миллионов квадратных километров — 73,6% территории России, это 37 народностей со своей жизненной территорией. С такими масштабами и разнообразным народонаселением, мы можем говорить о разнообразных кухнях с выраженными автохтонными традициями. Это основывается, прежде всего, на уникальных пищевых базах, которые обеспечиваются разнообразием ландшафтов и разнообразием растительного и животного мира. На этом основании и на основании определения кухни мы не можем говорить о сибирской кухне как целостном явлении.

Но при ближайшем рассмотрении конкретики каждой отдельной сибирской национальной кухни в историческом ракурсе, её автохтонность размывается. В основе этого лежит несколько причин.

1. Сибирь — земля богатая, но суровая. Большая часть населения до XX века была вынуждена вести кочевой или полукочевой образ жизни. Большие сезонные перемещения размывали маргинальные зоны до бесконечности, на которых и происходили между народами обмен кулинарным опытом, расширения понимания пищевой базы и пр. и пр.

Группа киргизов на Алтае. 1900 г. Фото Н.Р. Томашкевича. Обратите внимание на охотничью птицу, сидящую на своем «постаменте» в центре кадра. У народов Алтая не было подобной практики

2. Всю территорию Сибири всегда пронизывали торговые караваны. Сибирские «бухарцы» бороздили просторы Сибири задолго до прихода сюда русских, караваны с чаем и другими товарами из Китая проходили через Кяхту и через Алтай до Ирбита и Нижнего Новгорода.

Караван-чай: на верблюдах, на быках, на лошадях по Сибири

3. Переселенцы из европейской части Российской империи в Сибирь. Это и староверы, и осевшие на постоянное житие каторжане, служилые, семьи, ищущие более счастливой доли. Переселенцы были в основном из Прибалтики, Малороссии, центральных областей России.

«Бухарские» торговые караваны, русские переселенцы, караван-чай, все они постоянно пронизывали сибирский котел народностей и приносили свою обыденность, адаптировали её к местной пищевой базе, рождая автохтонный в целом для Сибири кулинарный опыт. Неудивительно поэтому, что многие блюда, многие технологии хоть и назывались у разных народов по-разному, имели одну и ту же суть. Приведем несколько конкретных примеров.

ТАЛКАН — ТАЛГАН — ТАЛФАН — ДАЛГАН — ДЯКУ …

Ареал распространения — практически вся Сибирь. Особым образом приготовленная мука из ячменя. Иногда её могли готовить и из пшеницы, ржи и других зерновых культур. Отличительной особенностью этой муки было то, что зерно перед толчением (перетиранием) в ступке поджаривали. На сухую сковородку или её заменяющую металлическую поверхность насыпали слой зерна толщиной 3-5 см и жарили при непрерывном помешивании до тех пор, пока не начнет «стрелять». Затем зерна перетирали, постоянно провеивая от шелухи, в муку. Она долго не портилась. Еда и напитки из талкана готовились быстро, поэтому его обычно брали с собой охотники в тайгу. С ним готовили чай, его заваривали кипятком или молоком, делали затирку. Талкан у многих народов считался священным, и его использовали в различных обрядовых действах.

Что может быть проще — в чашку насыпают талкан, заливают кипятком, добавляют масло и чем-нибудь накрывают сверху, чтобы набухло. Через пять минут сытная еда готова. Более сложный вариант — талкан заливают готовым горячим чаем, перемешивая, разбивают комочки муки, подбеливают горячим молоком, добавляют топленого масла, соли. Смесь несколько минут настаивают у огня и подают горячей в пиалах. На основе талкана готовили и слабоалкогольные напитки, которые могли употребляться в первоначальном виде, а могли и перегоняться в араку.

ХУРУНГА — АБЫРТКА — КУМЫС — ТАРАСУН — АЙРАН АРАГАЗЫ — АРАКА — АРАКХА — АРАКИ — АРХИ — АС АРАГАЗЫ …

Большинство народов Сибири были знакомы с алкогольными напитками и дистилляцией издавна. Совершенно очевидно, что этот опыт проник в Сибирь из Китая и имел давнюю историю еще до прихода сюда русских. Перегоняли кумыс, сброженное коровье молоко, бражки на основе муки. Технология у всех сибирских народов была абсолютно одинаковая - металлический котел с алкоголь содержащей жидкостью ставился на огонь, накрывался деревянной крышкой с двумя отводными деревянными дугообразными каналами для охлаждения пара. Щели обмазывались глиной или пластичной массой на основе кизяка. Концы деревянных трубок опускали в емкость, в которой собирался конденсат. Была практика двойной и тройной перегонки (черная арака), — все зависело от богатства семьи.

Сидение аракхы (алтайской водки). 1900 г. Фото Н.Р. Томашкевича

Алкогольные напитки играли важную роль в языческой ритуальной практике. Это глубоко сакральный напиток, известный всем скотоводческим народам Южной Сибири и имеющий глубокую историю потребления. Уже в эпоху раннего средневековья на поясе каменных изваяний изображали кожаную флягу, похожую на фляги для араки алтайцев, хакасов и тувинцев.
Мои эксперименты по восстановлению технологии производства молочной водки показали прекрасные результаты, но при существующей законодательной базе восстановить исторический напиток не представляется возможным.

ПОРСА — ПУРСА — БАРЧА

Еще один повсеместно распространенный продукт — порса. Её делали из сушеной мелкой рыбы, толкли её в муку, добавляли рыбий жир и хранили в мешках из кожи налима. Современная точка зрения, что порса изготовлялась из юколы (вяленой рыбы) неправильно. Её готовили из рыбы, которая не шла на юколу, т.е. из любой мелкой и всей «черной» (не осетровой, не сиговой, не лососевой) рыбы. Исключением из приготовления порсы в Сибири сушкой и толчением — эвенкийская барча. Рыбу варили, отделяли от костей и отжимали в шарики, которые сушили на солнце или в печке. Потом шарики растирали и пропускали через сито, чтобы отделить более крупные частицы. Готовую барчу хранили в полотняных мешочках. Чтобы мука не плесневела, в нее клали чистые камушки.

Употребляли рыбную муку в приготовлении жидких и кашеобразных блюд. Часто её смешивали с «деревянной кашей» из лиственницы или сосны. А вообще, в Сибири было много форм заготовки рыбы впрок: юкала, варка, кердиляк, кабардах, разные манеры квашения рыбы.

СУГУДАЙ — РУБАНИНА — СТРОГАНИНА

Свежепойманую рыбу употребляли в сыром виде — летом её сагудали, т.е. нарезали маленькими кусочками и ели, обмакивая их в соленую воду. Сегодня этот термин деформировался, во всех ресторанах вам подадут рубанину под именем «сугудай».

ЧАЙ — ЧА — БАКЧА — ХУАСЯН — КАРЫМСКИЙ ЧАЙ

Еще один повсеместно употребляемый в Сибири продукт — чай. Что-что, а «трушки сенной пясточку» в Сибири всегда уважали. Чай был распространен у местного населения еще до присоединения Сибири к России и был жестко вплетен в пищевой рацион сибирских народов. Еще это была сибирская валюта. Сегодня не для кого не секрет, что любой народ должен иметь свои вплетенные в быт и ритуальность адаптагены. Их не изобретают и не открывают, они кристаллизуются из быта, из многовекового общения людей с окружающей средой. Чай — это самый мягкий адаптаген в мире. Именно поэтому он так распространен, и так был необходим в суровой Сибири. В XIX веке Сибирь на душу населения потребляла чай больше всех российских территорий.

Объем потребления чая в год на душу населения, в фунтах

Как пили в Сибири чай? В основном употреблялся исключительно кирпичный чай (бакча или хуасян), служивший желанной добавкой к похлебке, приготовленной из различных ингредиентов: молока, масла, кумыса, муки, крупы, соли и пр. В кипящую воду бросали несколько кусков чая, прибавляли другие ингредиенты, кипятили при постоянном помешивании и затем фильтровали через волосяное сито.

ДЕРЕВЯННАЯ КАША — СОК — ЗАБОЛОНЬ — КОРА — МЕЗДРА

Сегодня это совсем забытый продукт. Распространен был повсеместно и играл очень важную роль в зимнем питании местного населения. Чем севернее регион, тем большая степень важности этого продукта была в питании народа. Исторически этот продукт был вытеснен мукой, хотя по биохимическим и гастрономическим параметрам они не взаимозаменяемы. Сегодня этот исконно сибирский продукт можно восстановить.

«Деревянная каша»

Многие из классических продуктов, характерных для большей части территории Сибири, здоровых, полезных и помогающих нам жить в этих «каторжных» условиях, можно восстановить. Но есть ряд продуктов и практик, которые не могут быть реставрированы по многим причинам. По каким, вы сами поймете из следующего примера. В одной из экспедиций по Центральному Восточному Саяну (Окинский и Обручевский хребты) плотно общался с местными охотниками. Зимой они часто делают долгие переходы налегке по тайге. Берут с собой в дорогу только твороженные сухие шарики, замешанные вместе с толченым альпийским луком и «варенье» из ягод эфедры. Съел две ложки варенья, заложил по творожному шарику за щеки и идешь весь световой день без устали. Вернувшись домой, рассказал эту историю друзьям «ботаникам». Они недолго думая, пошли на ксерофитный склон, собрали несколько килограммов ягод эфедры и сварили варенье. Попробовали! Когда мы пришли к ним в гости, они торжественно поставили перед нами трехлитровую банку этого варева и сказали: забирайте. Они попили чай с этим вареньем, и всю ночь слушали, как «бухает» сердце и считали трещинки на потолке собственной спальни. Где-то эта банка до сих пор пылится в чулане.

Список общих для сибирских народов продуктов можно продолжать до бесконечности. К ним можно и нужно добавит и русскую, украинскую, белорусскую, прибалтийскую, немецкую и другие кухни, которые пришли на территорию Сибири вместе с переселенцами в XVII - XIX веках и были адаптированы к местным условиям и пищевой базе, частично или полностью были заимствованы коренным населением.

Таким образом, даже при «бескрайности» Сибири и уникальной разнообразности природных ресурсов и народонаселения со своими национальными особенностями, мы можем говорить о таком феноменальном явлении, как сибирская кухня. Это может быть вполне реальный термин, объединяющий многочисленные автохтонные для Сибири блюда, характерные для населяющих её многочисленных народов. Историческое бытописание иллюстрирует, что сегодня сибирская кухня может стать наиболее самобытной, самой разнообразной кухней мира. К сожалению, пока что только может. И если это случится, то это будет великая кухня.

Стоит признать тот факт, что во все времена существовал культ еды, который кочевал из поколения в поколение, заимствуя новые аспекты. В древние времена люди добывали пищу тяжелым трудом и по сути они тоже возводили пищу в ранг божества, дарующего им тепло, энергию и силы.

В период развития цивилизации люди научились самостоятельно выращивать еду, что привело к печальным последствиям современности: культ еды проник во все наше сознание настолько, что мы думаем не о том, как бы найти пищу для выживания, а как есть поменьше, чтобы не набирать лишние килограммы. Когда-то еда считалась источником жизни, сейчас же она превратилась во врага человечества, несущего в себе болезни и смерть. Культ еды - палач современного общества. Палач безжалостный и стойкий.

Утихшие страсти прошлого

Голод - верный спутник человечества на протяжении многих столетий. Его могущественным родственником является страх, который никогда не прекращал существовать. Голод этого поколения утолен (не считая детей в Африке, конечно), но страх смерти от голода остался, именно поэтому древний инстинкт говорит нам есть как можно больше, хоть еда теперь является вполне доступным жизненным ресурсом. В данной статье мы постараемся прислушаться к вскользь сказанным словам героя книги «Золотой теленок» Остапа Бендера: «Не делайте из еды культа!». Стоит вспомнить, что времена в произведении описаны советские, а это немаловажно. Ведь это послевоенные годы, подтолкнувшие людей на создание культа еды.

Что это такое?

Всякий культ — это построение своей веры вокруг каких-то вещей или идеологий. Может быть религиозный культ, культ работы, культ единства, культ семьи.… Но больше всего нас заботит культ еды. Ведь она нашего существования, претендующая на роль главного героя. Выбор всегда остается только за нами.

Еда как идея единства

Пища - это центр бытия, вокруг которого вращается все живое. Но есть люди, которые не знают, как перестать делать из еды культ. Все их существо переполнено мыслями и чувствами, связанными с употреблением пищи. Особенно заметно это в семье - люди едят вместе, говорят о еде, постоянно думают о том, что приготовить в следующий раз, не могут отказать себе в лишнем перекусе и т. д. по наклонной сектантов «лиги пожирателей».

Самое страшное - это наткнуться на «ярого убежденного». Таким человеком может быть даже ваша мама, пытающаяся накормить третьей тарелкой супа или очередной порцией самодельных пельменей, которые она, «себя не жалея», готовила к вашему приходу. У таких людей понятие любви и общности выражается через совместное поедание пищи или пищи, приготовленной ими для вас. Рядом с ними страшно сказать слово "диета", не то, что отказать в употреблении еще одной порции уже ненавистного блюда.

Если, к примеру, вы находитесь в гостях (друзей, на минуточку, мы выбираем сами), то это не значит, что вы обязаны съедать каждый предложенный вам кусочек. Хотя, конечно, с такими людьми сложно, ведь отказ они могут принять как знак неуважения.

Но самое страшное - это жить с таким человеком под одной крышей. Не везет тем, кто связывает свою жизнь с тем, у кого мир вращается вокруг еды. Поверьте, ссор на этой почве образуется немало, особенно когда не совсем расторопной девочке попадается придирчивый муж с маниакальными пищевыми пристрастиями. Далее в статье будет изложено, как избавиться от культа еды в собственной семье.

Доброжелательная твердость в отношении поварихи

Бороться с культом не стоит - вы проиграете и потеряете своих близких!

Лучше всего научиться хвалить людей за их старания. К примеру, если мама наготовила целую гору вкусностей, но в данный момент вы не голодны или спешите куда-то, обязательно сначала оцените старания повара. Скажите ей, что пара-тройка блюд - просто великолепны и конкретизируйте свое утверждение фактами (похвалите начинку в пельменях, красивое оформление салата и т. д.). Если в семье культ еды - наверняка холодильник ломится от яств, а кто-то из членов семьи неизменно пропадает на кухне, готовя очередной шедевр. Но если в вас «уже больше не влезает», просто скажите, что не в силах справиться со всей предложенной вкуснятиной, а как хотелось бы.

Учимся отвергать культ еды без скандалов

Поговорим о доброжелательности. В данном случае это предполагает отсутствие каких-либо ультиматумов.

Если вы на диете, а вас пытаются накормить несметным количеством пищи, как всегда, хвалите старания повара, но объясняйте свое нежелание есть тем, что не можете употреблять еду в таких количествах.

Особенно стоит подчеркнуть, что вы любите и уважаете кулинарные традиции этой семьи, а также почитаете за честь сидеть за их столом. Но не относитесь к числу тех, «кто много ест», поэтому даже кулинарные шедевры не могут приобрести пристанища в вашем скромном желудке.

«Не делайте из еды культа» или будьте «малоежкой»

Достаточно сказать в гостях, что вы плохо себя чувствуете после употребления большого количества пищи, и вас оставят в покое. Главное - не употреблять в разговоре такие слова, как «худеть», «жирное» «калории», «холестерин» и тому подобное.

Твердость и доброжелательность - ключ к жизни, которую вы хотели, но при этом шанс не потерять близких, знакомых и т. д.

В семье главное - не критиковать, хвалить и не спорить. Особенно важно - это похвалить родных или друзей за понимание и больше не возвращаться к этой теме.

Семья обязательно вас поймет, если увидит ваше уважительное отношение.

Будьте честны с собой

Чтобы действительно избавиться от культа, необходимо по-настоящему хотеть не делать культа из еды. Возможно, после анализа вы обнаружите в себе такого же заядлого пищевого наркомана, которому сложно изменить свой уклад.

В таком случае твердость нужно будет применить в отношении самого себя. Особенно важно перестать искать виноватых в своем окружении. Необязательно есть все, что вам предлагают, ведь у вас своя голова на плечах! Поэтому будьте готовы расплачиваться за свое обжорство самостоятельно.

Если же вы встали на путь исправления, никогда не говорите своим близким, что делаете все только «ради фигуры». Ведь по их мнению, вы меняете их на свою фигуру, что можно назвать высшей степенью эгоизма!

Самочувствие

Вместо бесполезных дебатов о вреде переедания просто поделитесь с близкими тем, как на вас влияет чрезмерное употребление пищи. Самочувствие - вещь тонкая. Переев, мы ощущаем себя неповоротливыми бочками с тяжестью в желудке. Плотный обед приводит нас к упадку сил и энергии, поэтому нам сразу же хочется прилечь.

Расскажите близким о своем самочувствии после плотных обедов. Скажите им честно и откровенно: «Я чувствую себя очень плохо, когда много ем!» Такое чистосердечное признание просто обезоружит щедрого хозяина.

Важно!

Нельзя упоминать свои болезни. Это только настраивает на негативные мысли.

Нужно гнуть свою линию для себя и своих детей. Однажды они либо повторят ваши ошибки, либо успех, все зависит только от вас. Кто знает, может, в один прекрасный день вы и ваше семейство станете приверженцами нового культа - культа здорового образа жизни?

Культ еды в России отличается от «пищевой религии» других стран. Особенно интересными нам кажутся азиатские традиции. Если кто-то бывал знаком с корейцем или китайцем, то, наверняка замечал трепетное отношение этих людей к своему рациону и питанию в общем. Напоследок хотелось бы поговорить о «странностях» восточных стран, ставящих еду на пьедестал своей жизни. Эти факты заинтересуют вас и вашу семью.

Китайские реалии

Для китайцев еда - непросто жизненная потребность. Для этих людей она является чем-то большим. Еда помогает им выразить самые большие симпатии, застолья становятся местом обсуждения деловых вопросов. Еда у азиатов - способ самолечения.

Ни одна важная встреча, ни одно серьезное мероприятие не обходятся без трапезы.

Китайцы любят кушать хорошо и разнообразно. И они умеют и любят готовить дома. Культ еды в Китае базируется на представлении о том, что богатый стол и чрезмерное угощение гостя - признаки богатства и статуса.

В многонаселенной стране так было всегда. Эта традиция уходит в глубь веков. Если взглянуть на древний китайский иероглиф «семья» то можно увидеть, что он включает в себя изображение свиньи под крышей. Такой рисунок обозначает символ единства семьи на Новый год (свинину готовили только на этот праздник, а курицу употребляли 4-5 раз в год).

Многие слова включают в себя какое-нибудь упоминание пищи. Даже слово «ревновать» в китайском означает «есть уксус». Если кто-то бездельничает, то это звучит как «ходит за соевым соусом».

Но, как и у любого культа, у китайской пищевой религии имеются свои негативные последствия. Жители восточной страны считают нормой потребление дорогих и редких продуктов, к примеру, акульих плавников, морских огурцов, крокодильего мяса, дельфинов и т. д. И хотя не все в этом списке является вкусным, китайцы уверены, что данным продуктам присущи целебные и магические свойства.

Вера в исключительную полезность некоторых продуктов в ряде провинций страны побуждает людей употреблять в пищу собачье и кошачье мясо. Собачьи живодерни предоставляют мясо животных в специализированные харчевни. Но так как время не стоит на месте, известный фестиваль собачьего мяса в Гуаньси теперь подвергается жесткой критике со стороны прогрессивной молодежи.

Настоящая любовь корейцев

Путешественники отмечают один забавный факт: при посещении Кореи они всюду слышат про еду. Даже корейское приветствие звучало бы на нашем языке так: «Как вы пообедали?» или «Вы уже пообедали?» Дело в том, что для корейцев тема еды является основополагающей.

Менталитет жителей этой страны вращается вокруг употребления пищи. Совсем неудивительно, что вас по 10 раз на дню могут участливо спросить: «А что вы ели?» Там это в порядке вещей. Ведь пища для них - способ показать свою любовь и заботу. Для наших людей, даже с советской закалкой, это было бы чересчур.

Забавно, но если спросить корейца, что он делал на выходных, он непременно ответит: «Ел» или «Был на вечеринке, там подавали такое блюдо…»

Важная часть жизни корейца - это обед, который приходится строго на 12 часов дня. Для них этот прием пищи сродни намазу - выполняют его неукоснительно и без возражений абсолютно все (даже если есть особо и не хочется). Как и в Китае, разговоры здесь почти всегда ведутся на тему кулинарии. Культ еды в Корее прослеживается везде - ни одно мероприятие, официальное и неофициальное, не обходится без обсуждений вкусовых качеств того или иного блюда. В общем, англичане - о погоде, а корейцы - об обеде.

А вы уже обедали?

Если, конечно, вам повезло родиться не в азиатской стране, то тогда вам будет гораздо легче не делать из еды культа. Просто для кого-то пища - целая Вселенная. А для кого-то - способ поддержать жизненные силы. Кто прав, а кто виноват - решать вам. В конце концов, каждый человек должен жить так, как ему нравится. И если вы всей душой любите еду, то отказываться от нее не стоит. Но если страдаете от культа еды в семье - это разговор другой. Не стоит есть лишь потому, что очень хочется кому-то угодить. Однако это правило не распространяется на Китай и Корею - там это посчитают смертельным оскорблением, поэтому будьте осторожны.

Loading...Loading...