Изучаем цифру 0 с дошкольниками. Дидактический материал по математике. Цифра «0. Дидактическая игра «Что изменилось?»

Разделы: Работа с дошкольниками

Актуальность нашего занятия заключается внеобходимости приучать детей дошкольного возраста к логическому мышлению, а различные игровые моменты способствуют развитию интереса к математике.

  • Закрепить представления о числе 0 и цифре 0, о составе чисел 8 и 9.
  • Формировать умение составлять числовые равенства по рисункам и наоборот, переходить от рисунков к числовым равенствам.
  • Воспитать интерес к математическим знаниям: старательность, привычку к точности, умение контролировать свои действия, активность, самостоятельность.

Материалы к занятию:

  • числовой демонстрационный отрезок;
  • демонстрационные таблицы для закрепления знания состава чисел в пределах 9;
  • картинки к логическим задачам.

Раздаточный материал:

  • геометрические фигуры (1-зеленая, 2-фиолетовых, 3-синих, 8-оранжевых);
  • модели "мешков" на каждого ребенка;
  • линейки;
  • цветные карандаши;
  • цифры карточки 0 - 9;
  • модели мячей (1- большой и маленькие - красный, синий, желтый, зеленый).

Предварительная работа:

  • Индивидуальная работа с Афоней К., Полиной Д., Вероникой В., Денисом В., Женей П., Колей Ф.
  • Рассматривание в рабочей тетради заданий.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с числом и цифрой "0". А для начала давайте поиграем в игру "Вспомни сказку".

Хотите отдохнуть за городом? Сначала вспомним сказку "Жили-были дед да баба и была у них курочка Ряба". Что было дальше? (Дети рассказывают сказку до конца).

Сколько золотых яиц осталось у деда с бабкой? (Нисколько, ноль)

Как это записать? Какая цифра обозначает, что нет ни одного предмета? Покажите ее движением руки. (Цифра 0)

Покажите число 0 на числовом отрезке.

Что можно поставить вместо знака вопроса 0?

Воспитатель: Молодцы! Сейчас вам расскажу историю о том, как в гости к дедушке и бабушке в деревню приехали из города их внуки. Им было очень интересно посмотреть на домашних животных - побывать на скотном дворе, погулять по лесу, сходить на рыбалку. Эти дети живут в городе и о животных имеют почти такое же представление, как в шуточном стихотворении

Сколько рук у поросенка?

Сколько ласт у индюшонка?

Сколько гребней у гуся?

Сколько ног у карася?

А как бы вы ответили на этот вопрос? (Ни одного, нисколько, ноль)

Воспитатель: Давайте попробуем решить логические задачи. Для этого я выставлю картинки, а вы ответите на вопросы.

А) Два брата, Вова и Вася ловили рыбу. Не Вова поймал 3 рыбки. Как зовут брата, поймавшего 3 рыбки? Сколько рыб поймал Вова?

Б) Оля, Таня и Нина пошли по грибы. Таня нашла не 3 гриба и не 2 гриба. Оля нашла не 2 гриба. Сколько нашла Нина?

Обобщение

Воспитатель:

Что обозначает число 0? Сколько это предметов? (Нисколько, ни одного)

Где расположено число 0 на числовом отрезке (Слева в начале отсчета)

Какие числа больше числа 0? (1, 2, 3,: - все числа)

Какие числа меньше числа 0? (Таких чисел нет. Ноль самое маленькое число)

Воспитатель: Ребята, вы хорошо поработали. Теперь давайте поиграем.

Ходит по двору индюк (Руки на поясе, ходьба с высоким подниманием ног)

Полетел над полем жук (Взмахи руками)

По цветку ползет паук (Шаги с движением рук вперед и к груди)

Обломал он старый сук (Присесть, хлопок).

Воспитатель: Сейчас вы будете самостоятельно работать. (Дети работают с раздаточным материалом. Все действия дублируются на демонстрационной доске)

Дедушка с бабушкой попросили детей сходить в магазин. Поможем им сделать покупки и все сосчитать?

Положите в первый мешок 1 зеленый треугольник. Посмотрите на запись

  • сколько фигур надо положить во второй мешок? (Нисколько)
  • сложите все фигуры в общую сумку, в большой мешок. Сколько получится треугольников? (Один)
  • дорисуй в тетради и допиши равенство (1+0=1)

Как вы будете рассуждать? В первом мешочке фигур нет - 0. Во втором мешочке

Два квадрата. Когда все сложим вместе, получим два квадрата: 0+2=2.

Положите в первый мешок 3 синих кружочка. Сколько кружков надо отложить во второй мешок? (Нисколько, ни одного)

Сколько кружков останется? (3 кружка)

Дорисуйте и сделайте запись в тетрадях (3-0=3)

Расскажите и дорисуйте, что происходит в последнем задании (Было 4 треугольника. Взяли все 4 треугольника, в результате треугольников больше не осталось: 4-4=0)

Воспитатель: Давайте обобщим.

Что получается когда к числу прибавляем 0 или к 0 прибавляем число? (Получается то же самое число).

А когда отнимают это же число? (Получается 0).

Воспитатель: Дети решили поиграть "в школу". Поиграем вместе с ними? Рассказываю детям правила игры: каждый выбирает по собственному желанию одно из равенств и вставляет в него вместо звездочки "+" или "-". При этом может оказаться, что знак подобрать нельзя или что, наоборот, возможны различные варианты решения. Выигрывает тот, кого за отведенное время (2-3 мин.) правильно ответит на вопрос и обоснует его. Для выполнения задания можно использовать геометрические фигуры или числовой отрезок. Разбираю фронтально несколько похожих заданий, проиллюстрировав их с помощью фигур или числового отрезка.

Воспитатель: Все дети оказались победителями игры. Молодцы! А теперь покатаемся на лошадках:

Цок, цок, цок, цок
Я лошадка, серый бок!
Я копытами стучу,
Если хочешь прокачу!

Воспитатель: Ребята, давайте повторим.

Дети вернулись и увидели, как дедушка во дворе выкладывал из плиток мозаику. Дети тоже выложили свои фигуры. Что они вам напоминают?

Каждая фигурка занимает определенную площадь. На глазок попробуй угадать у какой фигуры самая большая площадь? Самая маленькая?

А как можно проверить, верны ли ваши догадки? (Надо сосчитать сколько клеток в каждой фигуре)

Что вы заметили (Площадь у всех фигур одинаковая - по 9 клеточек)

Из каких трех чисел можно составить число 9? (2, 4 и 3; 2, 5 и 2; 3, 5 и 1; 3, 3 и 3)

Дети очень любят играть. Для игры в мяч они просят раскрасить маленькие мячи так, чтобы большой мяч был между красным и синим, желтый слева от красного, но справа от зеленого. Какие мячи надо раскрасить - маленькие или большие? (маленькие мячи)

Это трудное задание. Чтобы не ошибиться, сначала разложим мячи в нужном порядке. Начнем с большого мяча: он должен быть между красным и синим маленькими мячами. Как это можно сделать? Дети раскладывают по разному.

Теперь положим желтый мяч так, чтобы он был слева от красного. В первом случае это можно сделать? А во втором? А теперь положите зеленый мяч так, чтобы желтый находился справа от зеленого.

А теперь раскрасьте так же маленькие мячи на картинке.

Воспитатель:

Ребята наше занятие подошло к концу.

Что вам понравилось больше всего во время нашей поездки в деревню?

Что интересного вы можете рассказать о числе 0?

Вы сегодня очень хорошо поработали! Молодцы!

Использованная литература:

  1. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для школьников: Кн. Для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение 1990. - 94 с.
  2. Давайте поиграем: Мат. Игры для детей 5 - 6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Н. И. Касабуцкий Г Н. Скобелев, А. А. Столяр, Т. М. Чеботаревская; Под ред. А. А. Столяра. - М.: Просвещение, 1991. - 80 с.

Учится считать малыш с малых лет. Уже в год умная мама, подавая ребенку игрушку, проговаривает: "Один мячик", "Два шарика"... Ребенок все это запоминает и, как правило, умеет считать до десяти уже годам к пяти точно. Но совершенно другое дело - цифры. Малыш пока не ассоциирует количество предметов с их изображением, и этому ребенка нужно учить. Не стоит вбивать в голову цифры раньше пяти лет, а вот с пяти-шести уже можно, а в семь перед самой школой - даже нужно.

Если этап обучения счету пропущен, то есть ребенок считать еще не умеет, несмотря на старший дошкольный возраст, придется учиться считать и учить цифры одновременно. Начать интереснее всего со стихов про цифры. Отличное, запоминающееся стихотворение есть у С. Маршака: Весёлый счёт (прочитать стихотворение >>)

Наибольшую результативность в обучении деток показывают комплексные задания. На одном листе собраны задания, касающиеся изучаемой цифры и ее предшественников (то есть повторение изученного). Один лист идет на два занятия. Первое - непосредственно изучение цифры. Ребенок смотрит, как она выглядит, раскрашивает, ассоциирует с количеством предметов на картинке. 20 минут на одно занятие вполне хватит. После того, как цифру выучили, рекомендуем распечатать и расположить на видном месте в комнате соответствующую карточку с цифрой.

Второе занятие - закрепление изученного. Ребенок узнает состав числа, выполняет простейшие манипуляции с числами.

Скачать и распечатать задания "Учим цифры с ребенком"

Чтобы скачать лист, для начала кликните на него левой кнопкой мыши и откройте в полном размере. Далее клик правой кнопкой мыши, выбираем "Сохранить картинку как..." и сохраняем себе на компьютер, а с него распечатываем.

Итак, лист распечатали. Текст заданий читает родитель или преподаватель. Самое первое задание при знакомстве с цифрой - заштриховать ее. Не раскрасить, а именно заштриховать. Такое задание, как штриховка, отлично готовит руку к письму, ребенок учится владеть своими пальчиками, это позитивно отразится и на почерке.

Затем из цепочки цифр выбираем ту, которую изучили, проговариваем, раскрашиваем.

Следующее задание - раскраска. Раскрашиваем одинаково помеченные области одним цветом.

МКОУ «Ниж – Суетская средняя

общеобразовательная школа

имени Анатолия Карпенко»

Открытый урок

математики в 1 классе

по теме «Число 0»

Провела: Ильиных Т. И.

с. Нижняя Суетка

Тема: «Число и цифра 0»

Цель: введение числа 0 как характеристика пустого множества и начало отсчёта на числовом отрезке.

Задачи:
1) образовательные:
- создать условия для формирования представлений учащихся о числе ноль, характеристике пустого множества и начала отсчёта на числовом отрезке, познакомить с соответствующей цифрой и формировать умение писать цифру ноль; для закрепления умения учащихся - устанавливать отношения между числами, для развития умения - писать изученные цифры;
2) развивающие:
- развивать наблюдательность, внимание, математическую речь, мыслительные операции у учащихся;
3) воспитательные:
- способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы;
здоровьесберегающие:
- сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха, использования ИКТ, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.
УУД:
познавательные УУД: создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации; выполнение действий по заданному алгоритму, выполнение заданий с использованием материального объекта.
коммуникативные УУД: сотрудничество учеников в паре, планирование совместной деятельности.
регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания, определение последовательности действий.
личностные УУД: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.

Ход урока:

1.Самоопределение к учебной деятельности

Цель этапа: Организовать направленное внимание на начало урока.

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем и работать начинаем!

И прекрасна, и сильна

Математика – страна.

- Скажите, ребята, с какой целью вы пришли сегодня на урок?
/ Учиться думать, решать, рассуждать/

2. Актуализация опорных знаний

Цель этапа: Дальнейшее успешное усвоение новых знаний или учебных действий

Чему учились на прошлом уроке?

/увеличивать и уменьшать числа на несколько единиц/

С чего начнем урок?

А начнем мы наш урок с математической разминки.

Работа в паре /друг другу помогаем/

1. Игра «По местам» - Поставь цифры в порядке возрастания, убывания.

10 5 7 4 3 9 8 6 2 1 (поставить карточки на доске)

Проверка и оценка

Работает каждый сам

Выходят к доске по одному, если ошибка показывают с места правильный ответ.

2. Решение примеров. Игра »Паровозик».

Каждый вагончик везет примеры для вас. Читаем примеры по-разному громко, ответ – веером или числом

3.Постановка цели урока. Открытие нового.

Цель этапа: Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся .

Создание проблемной ситуации.

Ответьте, сколько цветочков у меня в руке? (3) Убираю по одному. А сейчас? (нисколько 0)

Сколько дедушек у нас в классе? (нисколько)

Сколько яблок может вырасти на сливе? (ни одного).

Сколько говорящих собак вы знаете?

Так как можно обозначить “ни сколько”, “ни одного”?

Какой цифрой обозначим?

Определение темы урока.

Назовите тему урока. (Число ноль)

Положите 3 треугольника. Рядом поставьте соответствующее число.

Уменьшите количество треугольников на 1. Сколько треугольников осталось?

Где место числа 2 в числовом ряду? (перед числом 3) Поставьте число 2.

Уменьши количество треугольников на 1. Сколько треугольников осталось? 1

Где место числа 1 в числовом ряду? Перед числом 2 поставь число 1(1 2 3)

Уменьши количество треугольников на 1. Сколько треугольников осталось?

Чему будем учиться на уроке? (, познакомимся с числом и цифрой 0, научимся писать цифру 0

Число 0 показываю

На что похожа цифра 0?

Цифра вроде буквы О – это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки.

Как получили ноль? 1-1 (на доске пример 1-1=0)

Покажите 0 кругов, 0 кругов.

Ноль появился в Индии, обозначался кружком, называли его «сифр». Спустя несколько веков ему дали название «нуль», что означает «ничто».

Ноль единственная цифра, которой поставлен памятник в Венгрии, в центре города Будапешт. От этого памятника отмеряются все расстояния в стране.(слайд)

4.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

Цель этапа: Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения распознавать цифру 0.

Где в жизни мы встречаемся с числом 0?

Ноль – важная цифра в нашей счетной системе. Он ничего не значит, но если встанет справа от числа, то число увеличится в 10 раз. (показать рисунок)

Кто сможет назвать числа, в которых используют ноль? (10,100,500,2000)

А если ноль поставим слева от числа (показать рисунок),то получим странные числа.

Вам они встречались?

(01- пожарная служба, 02 – полиция, 03- скорая помощь, 04 – газовая служба)

Где место ноля на числовом отрезке?

Слайд
В народе говорят « Начнем с нуля».
-Когда так говорят?

Физ.минутка. («Солнце глянуло в кроватку….»)

Цель этапа: Смена вида деятельности

Какую задачу урока сейчас поставим?

5.Первичное закрепление. Работа в тетрадях.

Цель этапа : Сформировать навыки написания цифры 0.

- Сейчас мы будем учиться писать цифру 0.

ОТКРОЙТЕ ТЕТРАДИ. Положите с наклоном, сядьте прямо.

Сколько элементов у цифры 0? (1 овал)

Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала.

Напишите цифру в тетради. Выберите самую красивую, правильно написанную цифру, поставьте точку под ней.

Справились с этой работой?

6.Обобщение усвоенного.

Цель этапа: Закрепить, повторить, продолжить формирование УУД.

Работа с учебником. Стр.70

Прочитайте, на какой вопрос мы должны ответить.

Ответили?(Да.)

Итак, сейчас очень важно выполнить какую работу?

Закрепить полученные знания. С помощью рисунков объяснить, как получить ноль?

Рассмотрите картинки ниже.

Что изображено? Прочитайте вопрос. Что такое равенство?

Работа в группе

Составьте рассказы по равенствам, опираясь на рисунок. 1 минута

Заслушивание ответов

Какое равенство подходит к картинке?

Рассмотрите следующий рисунок. Что было, что изменилось? (Было 3 листочка, 1 улетел) Сколько осталось?

Как записать? Стало листочков больше или меньше?

Сравните 2 и 3. и т.д.

Индивидуальная работа

Составить по рисунку рассказ и выполнить запись.

1 работает у доски. Проверка. Оценка

7.Подведение итогов

Какие задача мы ставили в начале урока?

Мы их выполнили?

Что означает число 0?

В математике эта цифра нужна?

Чего у нас в классе 0?

8. Рефлексия

Покажите ваши цветочки. У кого больше желтого? Зеленого?

А на «дереве успеха» покажите на какую веточку вы сегодня взобрались.

Учитель: Я вижу, что многие добрались до самой высокой веточки, а это значит, что урок состоялся не зря. И каждый из вас ещё больше полюбил самую точную науку математику.

За активную работу на уроке я хочу наградить ребят …

Тетрадь для занятий с детьми 5 – 7 лет

«Учим цифры»

Уважаемые родители и педагоги!

Эта тетрадь предназначена для занятий с детьми 5-6 лет. Задания помогут сформировать у ребенка старшего дошкольного возраста внимание и память, познакомят маленького ученика с цифрами.

При работе с тетрадью понадобится ваша помощь, поэтому обязательно прочитайте пояснения к заданиям:

    Вначале прочитайте ребенку стихотворение о цифре. Оно поможет ма­лышу связать цифру с определенным образом. Это очень важно для дош­кольника, ведь лучше всего дети запоминают то, что прочувствовали. За­тем попросите маленького математика раскрасить цифру любым цве­том.

    Задание с раскрашиванием колец пирамидки поможет дошкольнику стать более внимательным и разовьет его память: каждый раз раскрашивать колечки нужно теми же цветами, что и на предыдущей картинке. Пусть малыш сначала постарается вспомнить, какие цвета он уже использовал на прошлом занятии, а затем проверит себя, заглянув на предыдущую страницу.

    Следующее задание трудное, почти школьное. Ребенок должен сам пи­сать цифры. Чтобы малышу было интересно, попросите его оценить ре­зультаты своей работы: для этого надо сосчитать, сколько цифр написа­но красиво, и сравнить с количеством неудавшихся. От занятия к заня­тию удачных цифр у юного математика будет все больше, и это вселит в него уверенность в собственные силы.

    В задании с карточками «домино» маленькому ученику нужно срисо­вывать с образца узор из нескольких точек. Эта кропотливая работа на­учит дошкольника ориентироваться в пространстве, аккуратности и навыку владения карандашом.

    Задание с раскрашиванием различных предметов поможет ребенку усвоить состав числа «десять». Это задание не является традиционным и поэтому требует от малыша вдумчивого отношения к его выполнению.

    Рисунок-путаница из цифр потребует от малыша концентрации внимания. Но, как правило, детям нравятся подобные задания.

    В конце каждого занятия не забывайте показывать юному ученику циф­ровой ряд, расположенный на краю страницы; указывая на каждую циф­ру, называйте ее.

Успехов вам и вашему малышу!












Конспект занятия по математике

Знакомство с 0.

Цель: Познакомить с числом и цифрой 0.

Задачи.

Образовательные: Образование числа 0, его место в числовом ряду.

Развивающие: Развитие логики мышления, математической смекалки.

Воспитательные: Прививать любовь к математике.

Оборудование: плоскостные персонажи сказки «Колобок»; цифра 0. Раздаточный материал: на столах у детей крупные семена тыквы, фасоль, цветные палочки.

Ход занятия.

    Дидактическая игра «Что изменилось?»

Цель игры: развивать произвольное внимание и кратковременную память; воспитывать честность.

Материал: несколько небольших игрушек или других предметов, знакомых детям.

Ход игры: на стол ставится несколько небольших игрушек или других предметов, хорошо знакомых детям. Выбирается ведущий, который предлагает играющим запомнить, что и в каком порядке стоит на столе. Затем ведущий предлагается участникам отвернуться, а сам в это время меняет местами несколько игрушек и предлагает ребятам отгадать, что изменилось на столе. За каждый правильный ответ ведущий вручает фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.

    – Ребята, скажите, что такое сказка? (Это когда, что-то волшебное).

- А вам хотелось бы попасть в математическую сказку? Тогда давайте отправимся в путешествие.

Ребята, ну-ка возьмите в руки бинокль (руками изобразить бинокль), что же вы видите? (На доске появляется изображение колобка). (Колобок убежал от бабушки).

Давайте вспомним начало сказки. (Дети вместе с воспитателем вспоминают).

- … Катится, катится Колобок, а навстречу ему Заяц (на доске появляется изображение зайца).

Колобок, Колобок я тебя съем!

Не ешь меня Зайка, лучше дай мне задачи решить.

Давайте поможем Колобку решить трудные задачи, иначе Заяц его съест! (Дети решают задачи: карточка из картотеки «Праздник числа», «Думай, считай, отгадывай!» Задачи на сообразительность -0-:

Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок?

(Нисколько).

На груше росло 10 груш, а на иве на 2 меньше. Сколько груш росло на иве?

(Нисколько, так как на иве груши не растут).

Заяц отпустил Колобка.

А, вы, ребята, догадались, с какой цифрой мы сегодня познакомимся?

Правильно, ноль!

Ну почему мы попали именно в эту сказку?

Как вы думаете? (Колобок похож на 0).

На что ещё похожа цифра 0? (карточка «на что похожа цифра?»).

Не ешь меня, Волк, лучше вопросы трудные и задания интересные задавай!

(Карточка. Задачи в стихах -0-). Задача про гусей.

Семь рассерженных гусей,
Семь отчаянных друзей
Ходят-бродят: «Га-га-га!»
Тут хозяйка позвала их: -
Есть хотите? - Да-да-да!
И пошли ватагой всей
Семь рассерженных гусей.
Семь гусей ушли кормиться,
Сколько же осталось птицы?

(Нисколько).

Дети во время задачи выкладывают у себя на столе семена тыквы, фасоль. Покажите ответ, выложите цифру 0 из палочек. Давайте покажем в воздухе как правильно написать цифру 0.

А теперь выведите пальчиком на ладошке друг друга эту цифру, теперь на спинах друг друга.

Вы и Колобок справились с заданием. Волк отпустил колобка.

Колобок, Колобок, я тебя съем!

Не ешь меня, Медведь, лучше задание мне и детям давай. (Карточка. Задачи в стихах -0-… Повезло опять Егорке…, Барсучиха - …)

Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря.
Два карасика в ведерке
И четыре пескаря.
Но смотрите - у ведерка
Появился хитрый кот…
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесет?

(Нисколько)

Барсучиха-бабушка
Испекла оладушков.
Угостила двух внучат -
Двух драчливых барсучат.
А внучата не наелись,
С ревом блюдцами стучат.
Ну-ка, сколько барсучат
Ждут добавки и молчат?

(Молча не ждет никто, а с ревом ждут двое)

Дети решают задачи.

Отпустил Медведь Колобка.

Катится, катится, Колобок, а на встречу ему Лиса.

Колобок, Колобок, я тебя съем!

Не ешь меня, Лиса, скажи, что ребятам сделать, чтобы ты меня не съела.

Лиса предлагает детям открыть прописи и выполнить задания. Самостоятельная работа детей. Лиса отпускает колобка.

Анализ, итог занятия:

Ребята, если бы Лиса съела Колобка, то, что бы от него осталось? (ничего, ноль).

С какой цифрой мы сегодня познакомились?

На что похожа эта цифра?

Если вам понравилось занятие то покажите большой палец кверху, а если вам было скучно то покажите большой палец к низу.

Loading...Loading...