Играем счетными палочками. Фигуры из счётных палочек для дошкольников. Варианты использования дидактического пособия в забавах малышей

МБОУ «Гимназия»

г. Суворов Тульская обл.

Конструируем из палочек

(сборник задач и игр со счетными палочками)

Разработала: учитель начальных классов

Матюкова Татьяна Борисовна

Методические указания

Широко известные всем счетные палочки оказываются не только счетным материалом. С их помощью можно в доступной пониманию ребенка форме познакомить его с началами геометрии, с понятием «симметрия»; развивать пространственное воображение. Головоломки со счетными палочками развивают интерес к математике, желание проявлять умственное напряжение, а так же развивают логику мыслей, рассуждений и действий.

В сборнике задач и игр со счетными палочками идет знакомство с игровыми и логическими заданиями, связанными с перестановкой различного количества элементов Задания развивают наблюдательность и нетрадиционное мышление, повышают интерес не только к конечному результату, но и к самому процессу познания.

Задания с палочками можно включать в уроки математики и конструирования, а также использовать на уроках математики в качестве логической разминки.

Задачи – головоломки со счетными палочками объединяют в 3 группы:

1. Составление заданной фигуры из определенного количества палочек;

2. Изменение заданной фигуры путем удаления определенного количества палочек;

3. Преобразование заданной фигуры путем перекладывания определенного количества палочек.

Процесс решения задач второй и третей группы гораздо более сложный, нежели первой группы. Нужно запомнить и осмыслить характер преобразования и результат, и постоянно в ходе поисков решения соотносить результат с предполагаемыми или уже осуществленными изменениями. Необходим зрительный и мыслительный анализ задачи, умение представлять возможные изменения фигуры. Обучение должно быть направлено на формирование у детей умения обдумывать ходы мысленно, полностью или частично решать задачу в уме, ограничивать практические пробы.

Работать с палочками дети могут как под руководством учителя, так и самостоятельно. Головоломки способствуют развитию творческих возможностей и способностей, позволяют конструировать тематические игровые фигуры по образцу и по собственному замыслу. Работа с палочками развивает мелкую моторику рук ребенка.

Задания с палочками

1. Составьте 2 одинаковых квадрата из семи одинаковых палочек.

2. Составьте 3 равных квадрата из 10 одинаковых палочек.

3. Составьте из 10 одинаковых палочек 2 квадрата: большой и маленький.

4. Составьте 3 равных треугольника из 7 одинаковых палочек.

5. Составьте 4 равных треугольника из 9 одинаковых палочек.

6. Составьте квадрат и два равных треугольника из 5 одинаковых палочек.

7. Составьте квадрат и 4 равных треугольника из 9 одинаковых палочек.

8. Составьте из 9 одинаковых палочек 5 треугольников.

9. Из 8 палочек составьте 1 квадрат и 2 равных треугольника

10. Из 9 палочек составьте 5 треугольников.

11. Из 12 палочек составьте 5 квадратов.

12. Из 6 палочек составьте треугольник с равными сторонами, а затем положите еще 3 палочки так, чтобы стало 5 треугольников.

13. Из 9 палочек составьте квадрат и прямоугольник.

14. Составьте из 9 палочек 2 одинаковых квадрата и 4 равных треугольника.

15. Из 6 палочек сложи 2 равных треугольника.

16. Из 16 палочек сложи 5 равных квадратов так, чтобы не получилось большого квадрата. Убери 4 палочки так, чтобы осталось 3 квадрата.

17. Из 7 палочек составьте домик с трубой.

18. Из 4 палочек составьте елочку.

19. Из 7 палочек составьте лесенку.

20. Из 7 палочек составьте кораблик.

21. Как из квадрата, переложив 1 палочку, построить стульчик.

22. Выложите из палочек модели цифр.

23. Из 6 палочек составьте домик. Переложите 2 палочки так, чтобы получился флажок.

24. Уберите 2 палочки так, чтобы осталось 2 квадрата.

25. Уберите 2 палочки так, чтобы осталось 3 квадрата.

26. Уберите 2 палочки так, чтобы не осталось ни одного квадрата.

27. Уберите 3 палочки так, чтобы осталось 2 квадрата.

28. Уберите 2 палочки так, чтобы осталось 2 квадрата.

29. Уберите 2 палочки так, чтобы квадратов не осталось.

30. Сколько палочек нужно убрать, чтобы не осталось квадратов. Сколько палочек нужно убрать, чтобы остался 1 квадрат?

31. Сколько квадратов изображено на рисунке? Сколько палочек необходимо взять, чтобы построить такую фигуру? Сколько палочек надо убрать, чтобы остался один квадрат? Какое наименьшее число палочек нужно убрать, чтобы не осталось ни одного квадрата?

32. Выложите из палочек фигуру. Возьмите одну палочку и разбейте эту фигуру на треугольник и прямоугольник.

33. Выложите из палочек прямоугольник. Разбейте прямоугольник так, чтобы в нем было 4 одинаковых квадрата и один прямоугольник.

34. В фигуре переложите 2 палочки так, чтобы получилось 3 равных треугольника.

35. Составьте из палочек фигуру. Уберите 2 палочки так, чтобы получился 1 квадрат.

36. Составьте из палочек фигуру. Уберите 1 палочку так, чтобы получились 2 квадрат.

37. В фигуре уберите одну палочку, чтобы осталось 3 одинаковых квадрата.

38. Переложите 5 палочек, чтобы получилось 2 квадрата.

39. Переложите 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата.

40. Уберите 2 палочки так, чтобы остался 1 квадрат

41. Уберите 1 палочку так, чтобы осталось 2 квадрата. Найдите 3 решения.

42. Переложите 3 палочки так, чтобы получился 1 квадрат. Найдите несколько решений.

43. Уберите 3 палочки, чтобы не осталось ни одного квадрата.

44. Уберите 2 палочки так, чтобы не осталось ни одного квадрата.

45. Уберите 2 палочки так, чтобы осталось 3 квадрата.

46. Уберите 1 палочку так, чтобы осталось 3 квадрата.

47. Переложите 3 палочки так, чтобы из 4 одинаковых квадратов стало 3 таких же квадрата.

48. В фигуре, состоящей из четырех одинаковых квадратов, уберите 2 палочки так, чтобы осталось 2 различных квадрата.

49. В фигуре, состоящей из 4 одинаковых квадратов и отрезка, их соединяющего, переложите 2 палочки так, чтобы получилось 5 одинаковых квадратов.

50. Составьте такую фигуру. Переложите 4 палочки, чтобы получилось 4 равных треугольника.

51. Из 12 палочек выложите 6 равных треугольников.

52. Уберите 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата.

53. Переложите 3 палочки так, чтобы получился домик.

54. Переставьте 2 палочки так, чтобы монетка, находящаяся у ручки совочка, оказалась внутри его.

55. Переложите 4 палочки так, чтобы получилось 3 одинаковых квадрата.

56. Переложите 4 палочки так, чтобы получилось 4 одинаковых треугольника.

57. Переложите 2 палочки так, чтобы корова смотрела в другую сторону.

58. Составьте такую стрелку. Переложите 4 палочки так, чтобы получилось 4 равных треугольника.

59. Составьте такую фигуру. Переложите 4 палочки так, чтобы получилось 4 равных треугольника.

60. Выложите домик. Переложите 1 палочку так, чтобы домик смотрел в другую сторону.

61. Сколько на рисунке квадратов? Сколько палочек понадобилось, чтобы сложить фигуру? Уберите 1 палочку так. Чтобы получилось 4 равных квадрата.

62. Сколько квадратов изображено на рисунке? Сколько палочек понадобилось, чтобы сложить фигуру? Переложите 3 палочки так, чтобы получилось 4 равных квадрата.

63. Сколько квадратов изображено на рисунке? Сколько палочек понадобилось, чтобы сложить фигуру? Переложите 4 палочки так, чтобы стало 4 одинаковых квадрата.

64. В фигуре из 5 одинаковых квадратов уберите 3 палочки так, чтобы осталось 3 таких же квадрата.

65. Переложите 2 палочки так, чтобы получилось 6 квадратов.

66. В фигуре, состоящей из 6 одинаковых квадратов, уберите 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата.

67. Сколько всего квадратов? Сколько одинаковых квадратов?? Уберите 3 палочки так, чтобы осталось 7 одинаковых квадратов.

68. Уберите 6 палочек так, чтобы осталось 3 квадрата.

69. Из скольких квадратов состоит фигура? Сколько одинаковых квадратов входит в фигуру? Уберите 4 палочки так, чтобы образовался 1 большой и 1 маленький квадрат.

70. Уберите 4 палочки так, чтобы получилось 5 равных квадратов.

71. Убери 5 палочек так, чтобы получилось 6 равных квадратов.

72. Убери 2 палочки так, чтобы получилось 7 равных квадратов.

73. Убери 6 палочек так, чтобы получилось 3 квадрата.

74. Сколько всего квадратов? Сколько палочек понадобилось? Уберите 1 палочку так, чтобы осталось 6 квадратов.

75. Сколько всего квадратов? Сколько палочек понадобилось? Уберите 1 палочку так, чтобы осталось 5 квадратов. Найдите несколько решений.

76. Уберите 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата. Найдите несколько решений.

77. Уберите 2 палочки так, чтобы осталось 6 квадратов. Найдите несколько решений.

78. Уберите 1 палочку так, чтобы осталось 7 квадратов. Найдите 2 решения.

79. Уберите 1 палочку так, чтобы осталось 9 квадратов. Найдите несколько решений.

80. Уберите 2 палочки так, чтобы осталось 7 квадратов.

81. Уберите 2 палочки так, чтобы осталось 6 квадратов.

82. Уберите 2 палочки так, чтобы осталось 5 квадратов.

83. Уберите 3 палочки так, чтобы осталось 6 квадратов.

84. Уберите 3 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата. Найти несколько решений.

85. Уберите 4 палочки так, чтобы осталось 5 квадратов.

86. Из 16 палочек постройте 3 квадрата различными способами.

87. Из 19 палочек постройте 3 квадрата.

88. Из20 палочек составьте 3 квадрата.

89. В этих, составленных из 9 палочек, весах требуется переложить 5 палочек так, чтобы весы пришли в равновесие.

90. Из трех палочек, не ломая их, сделай 4.

91. Переложите 3 спички так, чтобы образовалось три равных четырехугольника.

92. Перед вами 4 палочки. Прибавьте еще 5 палочек, но с таким расчетом, чтобы получилось сто.

93. Перед вами 5 палочек. Прибавьте к 5 палочкам еще 5 таким образом, чтобы получилось три.

94. Перед вами дробь (одна седьмая). Надо сделать из нее одну треть, не убавляя палочек, а лишь переставив несколько или одну из них.

95. Расставьте 11 палочек внутри этого квадрата (составленного из 16 палочек) так, чтобы он делился на 4 равные по периметру части, каждая из этих частей соприкасалась с тремя остальными.

96. Что ни пример, то ошибка! Наведите порядок и восстановите повсюду равенство, переложив в каждом примере только по одной палочке.

97. Внесите поправку в этот пример на вычитание тремя способами. Найди их.

98. Из скольких палочек можно сложить такую фигуру. Из скольких квадратов она состоит? Уберите 4 палочки так, чтобы осталось 7 квадратов. Найдите 4 решения.

99. Сложи такую фигуру. Сколько палочек понадобилось? Из скольких квадратов состоит фигура? Уберите 3 палочки так, чтобы осталось 7 квадратов. Найдите 4 решения.

100. Сложите такую фигуру. Сколько палочек понадобилось? Из скольких квадратов состоит фигура? Уберите 2 палочки так, чтобы осталось 9 квадратов. Найдите все решения.

101. Сложите такую фигуру. Сколько палочек понадобилось? Из скольких квадратов состоит фигура? Уберите 1 палочку так, чтобы осталось 8 квадратов. Найдите 4 решения.

102. Сложи такую фигуру. Сколько палочек понадобилось? Из скольких квадратов состоит фигура? Уберите 2 палочки так, чтобы осталось 3 квадрата. Найдите несколько решений.

103. Сложите такую фигуру. Из скольких квадратов она состоит? Из скольких прямоугольников? Сколько палочек понадобилось для того, чтобы сложить фигуру? Уберите 1 палочку так, чтобы осталось 5 одинаковых квадратов. Найдите 2 решения.

104. Перестройте корабль в танк, переложив 6 палочек.

105. Переложите 5 палочек и сделайте телевизор.

Считается, что дети не любят математику. При этом основной деятельностью дошкольников остаётся игра. Вот почему их обучение в этот период строится на основе игр. В работе педагогам ДОУ необходимы учебные пособия, которые позволяют в занятной игровой форме довести до детей глубинное понимание основных математических понятий, научить сравнивать величины, дать детям представление о соразмерностях и даже о некоторых арифметических действиях. Одним из таких пособий являются палочки Кюизенера.

Палочки Кюизенера: учимся играя

Со знаменитым высказыванием Василия Сухомлинского о том, что ум ребёнка находится на кончиках его пальцев, в наше время не спорит никто. Способность детей включать в исследование окружающего мира все органы чувств активно использовались при разработке новаторских методик Никитиных, Зайцева, Воскобовича. В этом ряду достойное место занимает разработка Джорджа Кюизенера, которому пришла идея учить детей счёту и установлению количественных отношений через осязание и цветовосприятие.

История изобретения

С середины XIX века в педагогике начали отказываться от традиционных способов обучения, основанных на муштре и принуждении, и начали делать акцент на активизации интереса ребёнка к учёбе. Одним из средств воздействия на интерес со стороны детей стали разнообразные оригинальные способы обучения педагогов-новаторов, в том числе основанные на применении оригинальных дидактических материалов.

В XX веке число новаторских методик и сопровождающих их предметов, используемых во время обучения, росло очень быстро. В математике многие педагоги стремились как можно раньше познакомить детей с математическими понятиями. Одним из значимых направлений стало доведение информации до ребёнка тактильными и наглядными средствами и активизация восприятия, особенно в раннем возрасте.

Такие имена, как Дьенеш, Кюизенер или же Воскобович знакомы специалистам, работающим по наглядным методикам. В принципе, все трое работали в одном направлении. Однако, судя по всему, учитель младших классов из Бельгии Джордж Кюизенер (1891–1976) был первым. Он ещё в 1952 году написал свою книгу «Числа и цвета» о сути разработанной им методики.

Работы Дьнеша были опубликованы несколько позже, хотя наверняка, доктор математики и психологии Золтан Дьенеш начал их много раньше и независимо от Кюизенера. Что же касается адресатов указанной методики, то палочки Кюизенера, в основном, предназначены для занятий с детьми в возрасте от 1 года до 7 лет.

Цель методики Кюизенера - использование принципа наглядности. С его помощью сложные абстрактные понятия из области элементарной математики - числа, количественные величины, соотношения между ними - представлены в форме, которая максимально доступна малышам. Это помогает научить ребёнка тем действиям, которые необходимы для закрепления в памяти простых, но важных математических понятий.

Эти действия важны, поскольку позволяют накопить непосредственный опыт восприятия, постепенно осуществляя условное преобразование личного понимания, двигаясь в осознании сути явлений от конкретного к абстрактному.

У детей возникает стремление овладеть навыками работы со счётом, с системой чисел, измерениями, научиться делать то, что педагоги называют решением образовательных, воспитательных, развивающих задач.

Золтан Дьенеш разработал похожую систему с другой формой ключевых дидактических средств, хотя идея все та же - тактильное ощущение от разности геометрических тел даёт образно-чувственное представление о сути соотношений чисел. Блоки Дьнеша куда разнообразнее. Такие счётные элементы предоставляют педагогу возможность применять различные способы обучения. Но всё-таки, при первоначальном изучении математики маленькими детьми, палочки Кюизенера и нагляднее, и проще.

Цель использования пособия

Эти палочки можно математически принять как условное множество, где присутствуют образы чисел и групп. В указанном множестве спрятаны огромные возможности по моделированию разнообразных логико-математических раскладов. Размер и цветность счётного объекта задают параметры числа. С помощью этих параметров задаётся понимание условных образных понятий. Используя такие «цветные и объёмные» символические объекты для счёта, можно развить у дошкольников чёткое понимание сути числа.

К традиционному выводу, который гласит, что понятие числа появилось у людей в результате хозяйственных подсчётов и бытовых измерений, малыши подходят без подсказок, выполняя игровые задания. С точки зрения педагогики, самостоятельно полученное знание, в нашем случае о числах и величинах, по причине своей наглядности и станет особо значимым.

Применяя палочки заранее заданных цветности и размеров, дети проще доходят до понимания соотношений «насколько большие или меньшие предметы», видят сходства и различия предметов, учатся сравнивать, сопоставлять. Кроме того, они усваивают:

  • Возможность разделить целое на отдельные части, или же измерить объект другим, ему же подобным.
  • Существование набора элементарных арифметических действий, парных и обратных друг другу: сложение - вычитание, возможно, даже умножение - деление.
  • Смысл непростых сравнительных понятий, таких как «левее или правее», «длиннее или короче», «между», «каждый», «какой-нибудь», «предметы одного цвета», «предмет не синего цвета», «объекты равной длины» и др.

Разновидности промышленных наборов палочек Кюизенера

Сейчас выпускаются разные варианты счётных палочек Кюизенера. Эти наборы могут отличаться количеством счётных элементов, цветом, материалами, из которых они были изготовлены (дерево или пластмасса).

Классический набор состоит из 241 элемента. Все предметы указанного набора изготавливают из дерева. По форме каждая такая палочка - это прямоугольный параллелепипед. В поперечном разрезе - квадрат, площадь поперечного сечения которого равна 1 кв. см. В исходном наборе имеются палочки десяти цветов. Самая короткая палочка - это кубик со стороной 1 см. Самая длинная - 10 см. То есть любая палочка, по сути, это аналог числа, специфика которого обозначена длиной в сантиметрах и определённым цветом. Счётные элементы, окрашенные в близкие цвета, визуально обособляются детьми, и эти предметы объединены в одно «семейство» по принципу кратности.

Палочки Кюизенера разложены по порядку обозначаемых чисел, от 1 до 10

Такая классификация имеет важное значение. Дело в том, что здесь учитываются соотношения: размер и цвет. Белый кубик из «семейства белых» можно уложить в длину любой из других палочек несколько раз. «Красное семейство» это элементы, чей размер вмещает наименьшую палочку, число раз, кратное двум. В «семействе зелёных» состоят палочки, длинна которых кратна трём; палочки, кратные пяти, выражены вариациями жёлтого, а число 7 обычно выделяется чёрным цветом, как особое «семейство».

Есть модифицированные версии подобных наборов палочек. Они имеют отличия по используемым цветам. Однако, изготовитель всегда задействует некоторые правила.

  1. Одинаковые палочки окрашены одинаково и выражают одно и то же число;
  2. Чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает.
  3. Цвета палочек обозначают числа от одного до десяти.

С малышами лучше использовать другой, упрощённый вариант палочек Кюизинера. Он изготовлен из пластмассы и в него входит 119 палочек 12 цветов. У всех палочек также одинаковые основания - квадрат размером 1 кв. см.

Бывает и плоский вариант палочек, он состоит из полосок шириной 2 см. Самая короткая полоска - это квадрат 2×2 см. Длина всех остальных полосок увеличивается на 2 в каждой группе цветов. Эти полоски изготовляют из пластика или плотного цветного картона. Цветовая гамма у них та же, что и у палочек.

Этот вариант счётных элементов весьма удобен в работе. В отличие от традиционных объёмных предметов, они крупнее и в то же время компактнее, их изготовление и вовсе не требует существенных затрат, а эффективность, в части обучающих возможностей, достаточно высока. Их легко изготовить даже в домашних условиях.

Что можно делать с палочками:

  • Прежде всего, они пригодны для обычных игровых манипуляций. Дети перебирают их, раскладывают по-разному и просто играют ими как обычными кубиками.
  • Далее, их можно использовать для сопоставления их как аналоги чисел, обозначая разницу между ними. Ребёнок наглядно ощущает разницу между понятиями больше и меньше.
  • Потом возможно оперировать палочками, обозначая операции сложения и вычитания. Здесь палочки используются в качестве наглядного пособия для обучения понятиям из курса элементарной математики.
  • Дошкольники, которые играют с палочками и выкладывают их как мозаику, узнают их числовые значения и возможности сравнения их как аналогов чисел.
  • В итоге детей подводят к идее арифметических операций, которые с наглядной помощью тактильно и визуально знакомых предметов, становятся куда более доступными их пониманию.

Когда знакомство с палочками Кюизенера только начинается, дети играют с ними словно с простыми кубиками, палочками, конструктором, изучая, в ходе игр и занятий, цвет, размер и форму. В этот период проходит начальная стадия запоминания тактильных и визуальных ощущений. Играя, дети, оценивают объёмные образы-заменители чисел на ощупь, в сочетании с цветами. Привычка к ним, как к игровым объектам обязательно сыграет свою роль, когда придёт время куда более серьёзной работы.

на первых этапах знакомства дети играют с палочками как со строительным материалом

При дальнейшей работе палочки становятся инструментом для обучения подрастающих математиков. С их помощью малыши изучают элементарные законы и правила мира чисел и некоторые значимые математические понятия.

Игры и задания с использованием палочек Кюизенера

Что касается использования этого дидактического материала для занятий, то конкретных вариантов применения, за время внедрения методики Кюизенера, наработано великое множество. Практики, специалисты по пропедевтике математических знаний, работающие с дошколятами, предлагают, к примеру, вот какие варианты занятий, которые можно проводить с детьми в возрасте от двух до четырёх лет:

  1. Знакомимся с палочками. Вместе с ребёнком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.
  2. Возьми в правую руку как можно больше палочек, а теперь в левую.
  3. Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.
  4. Выкладываем лесенку из 10 палочек Кюизенера от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1 до 10 и обратно.
  5. Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. Ребёнку нужно найти место для недостающих палочек.
  6. Можно строить из палочек, как из конструктора, объёмные постройки: колодцы, башенки, избушки и т. п.
  7. Раскладываем палочки по цвету, длине.
  8. «Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?»
  9. «Положи столько же палочек, сколько и у меня». «Выложи палочки, чередуя их по цвету: красная, жёлтая, красная, жёлтая» (в дальнейшем алгоритм усложняется).
  10. Выложите несколько счётных палочек Кюизенера, предложите ребёнку их запомнить, а потом, пока малыш не видит, спрячьте одну из палочек. Ребёнку нужно догадаться, какая палочка исчезла.
  11. Выложите несколько палочек, предложите ребёнку запомнить их взаиморасположение и поменяйте их местами. Малышу надо вернуть все на место.
  12. Выложите перед ребёнком две палочки: «Какая палочка длиннее? Какая короче?» Наложите эти палочки друг на друга, подровняв концы, и проверьте.
  13. Выложите перед ребёнком несколько палочек Кюизенера и спросите: «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»
  14. Задание найти любую палочку, которая короче синей, длиннее красной.
  15. Разложите палочки на 2 кучки: в одной 10 штук, а в другой 2. Спросите, где палочек больше.
  16. Попросите показать вам красную палочку, синюю, жёлтую.
  17. Покажи палочку, чтобы она была не жёлтой.
  18. Попросите найти 2 абсолютно одинаковые палочки Кюизенера. Спросите: «Какие они по длине? Какого они цвета?»
  19. Постройте поезд из вагонов разной длины начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от жёлтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее жёлтого, короче синего.
  20. Выложите несколько пар одинаковых палочек и попросите ребёнка «поставить палочки парами».
  21. Назовите число, а ребёнку нужно будет найти соответствующую палочку Кюизенера (1 - белая, 2 - розовая и т. д.). И наоборот, вы показываете палочку, а ребёнок называет нужное число. Тут же можно выкладывать карточки с изображёнными на них точками или цифрами.
  22. Из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая, оранжевая.
  23. Из нескольких одинаковых палочек нужно составить такую же по длине, как оранжевая.
  24. Сколько белых палочек уложится в синей палочке?
  25. С помощью оранжевой палочки нужно измерить длину книги, карандаша и т. п.
  26. «Перечисли все цвета палочек, лежащих на столе».
  27. «Найди в наборе самую длинную и самую короткую палочку. Поставь их друг на друга; а теперь рядом друг с другом».
  28. «Выбери 2 палочки одного цвета. Какие они по длине? Теперь найди 2 палочки одной длины. Какого они цвета?»
  29. «Возьми любые 2 палочки и положи их так, чтобы длинная оказалась внизу».
  30. Положите параллельно друг другу три бордовые счётные палочки Кюизенера, а справа четыре такого же цвета. Спросите, какая фигура шире остальных, а какая самая узкая.
  31. «Поставь палочки от самой низкой к самой большой (параллельно друг другу). К этим палочкам пристрой сверху такой же ряд, только в обратном порядке». (Получится квадрат).
  32. «Положи синюю палочку между красной и жёлтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной»
  33. «С закрытыми глазами возьми любую палочку из коробки, посмотри на неё и назови какого она цвета» (позже можно определять цвет палочек даже с закрытыми глазами).
  34. С закрытыми глазами найди в наборе 2 палочки одинаковой длины. Одна из палочек у тебя в руках синяя, а другая тогда какого цвета?»
  35. «С закрытыми глазами найди 2 палочки разной длины. Если одна из палочек жёлтая, то можешь определить цвет другой палочки?»
  36. «У меня в руках палочка чуть-чуть длиннее голубой, угадай её цвет».
  37. «Назови все палочки длиннее красной, короче синей», – и т. д.
  38. «Найди две любые палочки, которые не будут равны этой палочке».
  39. Строим из палочек Кюизенера пирамидку и определяем, какая палочка в самом низу, какая на самом верху, какая между голубой и жёлтой, под синей, над розовой, какая палочка ниже: бордовая или синяя.
  40. «Выложи из двух белых палочек одну, а рядом положи соответствующую их длине палочку (розовую). Теперь кладём три белых палочки - им соответствует голубая», – и т. д.
  41. «Возьми в руку палочки. Посчитай, сколько палочек у тебя в руке».
  42. Из каких двух палочек можно составить красную? (состав числа)
  43. У нас лежит белая счётная палочка Кюизенера. Какую палочку надо добавить, чтобы она стала по длине, как красная.
  44. Из каких палочек можно составить число 5? (разные способы)
  45. Насколько голубая палочка длиннее розовой?
  46. «Составь два поезда. Первый из розовой и фиолетовой, а второй из голубой и красной».
  47. «Один поезд состоит из голубой и красной палочки. Из белых палочек составь поезд длиннее имеющегося на 1 вагон».
  48. «Составь поезд из двух жёлтых палочек. Выстрой поезд такой же длины из белых палочек».
  49. Сколько розовых палочек уместится в оранжевой?

Игры посложнее нацелены на развитие математических понятий, привитие навыков счёта и закрепление представлений о логике. Эта работа ведётся с детьми от четырёх лет и старше. Впрочем, иногда в такой работе имеет смысл возвращаться и к чисто игровым практикам, напоминая детям о том, что это условно игровое, а не в чистом виде обучающее пространство. Специалисты, в связи с этим, рекомендуют следующие упражнения:

  1. Выложите четыре белые счётные палочки Кюизенера, чтобы получился квадрат. На основе этого квадрата можно познакомить ребёнка с долями и дробями. Покажи одну часть из четырёх, две части из четырёх. Что больше - 1/4 или 2/4?
  2. Изображение «Составь из палочек каждое из чисел от 11 до 20».
  3. Выложите из палочек Кюизенера фигуру, и попросите ребёнка сделать такую же (в дальнейшем свою фигуру можно прикрывать от ребёнка листом бумаги).
  4. Ребёнок выкладывает палочки, следуя вашим инструкциям: «Положи красную палочку на стол, справа положи синюю, снизу жёлтую», и т. д.
  5. Нарисуйте на листе бумаги разные геометрические фигуры или буквы и попросите малыша положить красную палочку рядом с буквой «а» или в квадрат.
  6. Из палочек можно строить лабиринты, какие-то замысловатые узоры, коврики, фигурки.

Счетные палочки. Многие родители дошколят и не задумываются о их приобретении, так как "официально" они предназначена вовсе не для игр, а для школьных занятий. А ведь ведь именно палочки способствуют развитию мелкой моторики рук, упражнения со счётными палочками развивают подвижность кисти руки, внимание, воображение, ловкость, координацию, мышление и сообразительность. Позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, овладеть конструктивными навыками, знакомит ребёнка с понятием «симметрия».

Сегодня я хочу предложить игры с счетными палочками.

Складывание и выкладывание палочек из коробки по одной, по две, три.

Перекладывание из одной коробки в другую. выкладывание предметов из заданного количества палочек.

Составление геометрических форм (по образцу). квадрат, треугольник, прямоугольник, а также изображения несложных предметов: дорожка, окно и т. д.

«Забор», «Ёжик» - втыкание палочек в пластилин.

Помочь ребёнку сложить домик или дерево из палочек, затем предложить придумать самому и выложить любую фигурку из палочек. Показ хорошо сопровождать стихами, загадками или потешками, это необходимо для поддержания интереса к таким играм и для создания не только зрительного, но и слухового образа.

Игра «Рисуем палочками»Выложите из палочек дорогу, и ребенок с удовольствием будет катать по ней машинки. Сделайте пешеходный переход и учите правила дорожного движения

Чем больше палочек - тем интереснее. :можно «посадить «разноцветные цветы, нарисовать машины и т. д. Такая игра прекрасно развивает воображение ребенка.

Для выкладывания из палочек можно использовать картинки-образцы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математические игры со счётными палочками.

В НОД по формированию элементарных математических представлений необходимо включать интересные упражнения с предметами счёта......

Игры со счётными палочками

Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Этому могут способствовать выкладывание рисунков из счётных палочек по схемам....

Необходимо познакомить малыша с основными геометрическими фигурами. Покажите ему прямоугольник, круг, треугольник. Объясните, каким может быть прямоугольник (квадрат, ромб). Объясните, что такое сторона, что такое угол. Почему треугольник называется треугольником (три угла). Объясните, что есть и другие геометрические фигуры, отличающиеся количеством углов.

Пусть ребенок составляет геометрические фигуры из палочек, элементарно видоизменяет их. Даются задания с постепенным усложнением. Ребенок составляет из палочек сначала предметные изображения: дома, кораблики, несложные постройки, мебель, после этого геометрические фигуры: квадраты, треугольники, прямоугольники и четырехугольники разных размеров и с различным соотношением сторон, а затем опять предметные изображения, но на основе предварительного анализа, членения сложной формы с выделением в ней геометрических фигур. Геометрические фигуры используются теперь в качестве образца для определения формы предметов.

Вы можете задавать ему необходимые размеры, исходя из количества палочек. Предложите ему, например, сложить прямоугольник со сторонами в три палочки и четыре палочки; треугольник со сторонами в две и три палочки.

Составляйте также фигуры разного размера и фигуры с разным количеством палочек. Попросите малыша сравнить фигуры. Другим вариантом будут комбинированные фигуры, у которых некоторые стороны будут общими.

Например, из пяти палочек нужно одновременно составить квадрат и два одинаковых треугольника; или из десяти палочек сделать два квадрата: большой и маленький (маленький квадрат составляется из двух палочек внутри большого).

Комбинируя счетные палочки, ребенок лучше начинает разбираться в математических понятиях («число», «больше», «меньше», «столько же», «фигура», «треугольник» и т. д.).

С помощью палочек полезно также составлять буквы и цифры. При этом происходит сопоставление понятия и символа. Пусть малыш к составленной из палочек цифре подберет то число палочек, которое составляет эта цифра.

Упражнение «Делай как я»

Обычные школьные счетные палочки прекрасно подойдут и для игры с двухлетками. На ровной поверхности взрослый выкладывает из палочек какую-нибудь простую фигуру, добавляя каждый раз по одной, и предлагает ребенку сделать то же самое. Так малыш постепенно овладевает действием по образцу пока еще в самой элементарной форме:

а) сколько палочек достаточно взять, чтобы сделать треугольник? (Три.) Возьмите три палочки и сделайте треугольник;

б) сколько палочек достаточно добавить, чтобы сделать четырехугольник? (Одну.) Добавьте одну и сделайте четырехугольник. На что похож ваш четырехугольник? {На квадрат.),

в) сложите такую лампу. На что это еще похоже?

г) сложите такую лодку:

д) сложите такую вазу:

е) сложите такую конфету:

ж) сложите телевизор:

з) придумайте свою фигуру и сложите ее из палочек.

Задания на конструирование и трансформацию

Упражнение 1

Прямоугольник из 6 палочек разделить одной палочкой на 2 равных квадрата, квадрат из 4 палочек — на 2 равных треугольника, прямоугольника.

Упражнение 2

Переложить одну палочку так, чтобы домик повернулся в другую сторону.

Упражнение 3

В фигуре, похожей на ключ, переложить четыре палочки так, чтобы получилось три квадрата.

Упражнение 4

Какое наименьшее количество палочек нужно переложить, чтобы убрать мусор из совочка?

Упражнение 5

Переложить две палочки так, чтобы корова смотрела в другую сторону.

Упражнение 6

В данной фигуре переложить три палочки так, чтобы получилось четыре равных четырехугольника.

Упражнение 7

В фигуре, изображающей стрелу, переложить четыре палочки так, чтобы получилось четыре треугольника.

Упражнение 8

В фигуре, состоящей из четырех квадратов, переложить три палочки так, чтобы получилось три таких же квадрата.

Упражнение 9

Перестроить корабль в танк, переложив шесть палочек.

Упражнение 10

Перестроить вазу в телевизор, переложив пять палочек.

Упражнение 11

В фигуре из шести квадратов убрать три палочки так, чтобы осталось четыре квадрата.

Возраст от двух до трех лет называют «годом большого скачка». И действительно, между двумя и тремя годами у ребенка блестящие достижения: интенсивно развивается речь, появляется целенаправленность, осознание самого себя, социальное взаимодействие со сверстниками. Дети овладевают творческими видами деятельности: рисованием, простейшими формами конструирования, у детей появляется способность к фантазированию, закладываются основы интеллекта.

Каждому из нас ещё со времён школы знакомо такое элементарное пособие, как счётные палочки . Помню, когда я пошла в 1й класс, по какой-то причине мои родители не смогли найти в магазинах фабричные палочки, и некоторое время мне и ещё нескольким одноклассникам пришлось носить на уроки математики спички со счищенными головками серы)))

Конечно, в наши дни такой проблемы нет, хотя, для игр, которые я хочу сегодня предложить, вполне подойдут окрашенные палочки от мороженого, спички и даже карандаши. Мы прикупил для игр и занятий 2 одинаковых наборчика счётных палочек. Кроме того, есть у нас и красивые расписные палочки от мороженого, про них я расскажу в следующий раз.

Вы знаете, что со счётными палочками можно не только заниматься математикой и счётом? Даже самые маленькие детки могут играть с ними и одновременно развиваться в разных направлениях!

Например, загружать палочки по одной в машинку — хорошее занятие для развития мелкой моторики. Можно при этом называть цвета палочек.

Для деток постарше можно давать усложнённое здание: загрузить в машинку 10 палочек (или 5 жёлтых, три розовых, четыре оранжевых и одну зелёную).

Сортируем палочки по цвету.

Предложите малышу кукольные тарелочки, соответствующие цвету палочек (место тарелочек можно взять обычные листы цветной бумаги или картона).

Попросите разложить палочки по цвету в подходящие тарелочки.

«Рисуем» счётными палочками

Почему бы не порисовать, выкладывая из счётных палочек различные картинки? В зависимости от возраста ребёнка, выбираейте различные способы и уровни сложности:

  • Выкладывание геометрических фигур (слева) и простых предметов из них: треугольник+квадрат=домик (справа).

Можно выкладывать по заданию фигуры разного цвета, просить повторить так же, как у мамы, или же сделать фигурку такую же, но другого цвета.

А ещё , конечно же, можно делать подсчёты: сколько палочек нужно, чтобы сложить такой треугольник, квадрат, трапецию? Какую фигуру можно сложить, используя только 3 палочки? А 4?

  • Выкладывание силуэтов по контуру-шаблону.

Заранее сделайте несколько схем-шаблонов: на листе бумаги разложите из палочек различные композиции и обведите их фломастерами нужного цвета. Малышу нужно будет раскладывать палочки прямо на картинку, подбирая их по заданному цвету.

Можно усложнить задание, предложив выкладывать рисунок не на листе бумаги, а рядом с ним, используя схему, как образец.

  • Другой вариант «рисования»: изобразите на листах бумаги элементы каких-нибудь предметов, существ и т.п: личико, которое может стать солнышком с помощью палочек-лучиков, силуэт ёжика, которому нужно добавить палочки-иголки, перекладины, которые могут стать забором.

Игра «Сделай, как я»

Взрослый выкладывает палочки в какой-либо цветовой последовательности (горизонтально или вертикально), задача ребёнка — повторить её.

Коврик

Дайте ребёнку кусочек сетки и покажите, как можно продевать сквозь отверстия палочки. Можно задать определённую цветовую последовательность и попросить продолжить её. Такая игра чудесным образом способствует развитию моторики и внимательности.

Собираем цветочки

Дайте малышу искусственные цветочки с отверстиями в серединке и покажите, как можно вставлять в них палочки в качестве стебельков и собирать цветы в букет.

Игра-сортер с палочками

Кроме того, используя счётные палочки, можно сделать сортер и тренажёр для мелкой моторики пальцев!

Для основы используйте ведёрко от мороженого\майонеза или жестяную банку с неострыми краями (например, от смеси).

Наклейте на крышку сектора из цветной бумаги (мы использовали самоклеящуюся) , сделайте отверстия маникюрными ножницами — и замечательная развивающая игрушка готова! С её помощью ваш малыш не только будет тренировать пальчики, просовывая в отверстия палочки, но и разовьёт цветовосприятие, а с вашей помощь — выучит цвета.

Вам понравились предложенные мной игры? Какая показалась самой интересной? Напишите, пожалуйста, об этом в комментариях!

Делитесь и своими идеями и предложениями по теме самодельных развивающих игр.

Хотите регулярно получать идеи по игровому развитию детей? Подпишитесь на новости проекта и получите в подарок мою брошюру

—————————————————————————————

2017 © проект Олеси Широковой «Растим и растём»

Loading...Loading...