Эффект возникающий при покушении на вашу самооценку. Как заниженная самооценка влияет на нашу жизнь. Отношения с окружающими

Жила-была девочка. Звали ее Заноза. Она росла закомплексованным ребенком. Дошкольницей страдала из-за своего необычного имени. Подростком - по поводу широкого носа и очков на нем. В старших классах была недовольна своей памятью. После школы переживала, что не поступила на дневное отделение университета. Далеко за двадцать понимала, что не сделает уже никакую карьеру . Вернее, так: карьеру она уже сделала... никакую.

Завершилось это безобразие в тридцать с хвостиком. Заноза будто неожиданно прозрела.

К этому моменту состоялась в специальности, обложившись кучей публикаций и дипломов за победы в профессиональных конкурсах. И как это она раньше не понимала, что талантлива в своем деле?

Преуспела Заноза и в обустройстве семейного очага, выйдя замуж по любви и родив детей. Поняла, что она привлекательна: вызывает интерес у мужчин и зависть у женщин. Ей делают комплименты и подарки. И теперь она умеет принимать их с достоинством, без пафоса и ужимок: «Ах, что вы!», «Зачем вы тратитесь!», «Не стоило беспокоиться!».

При этом Заноза так и не выучила толком хотя бы один иностранный язык , обвиняя в этом свой лингвистический кретинизм. А еще ей до сих пор порой кажется, что она толстая! И самый страшный ее грех - хронические сомнения в том, хорошая ли она мать.

Так что неуверенность, несмотря на внешние атрибуты состоявшейся женщины, не пропала окончательно, пусть и уменьшилась в размерах.

У каждого есть такая Заноза. Неважно, какого мы пола и возраста. Занозе все равно, сколько у нас денег, имеем ли семью, какое любим вино и ошибаемся ли в ударениях. Заноза обожает нас и жить без нас не может!

Заноза - это наша низкая самооценка. Она родом из детства.

Моя персональная Заноза тоже до сих пор внутри. Она теперь маленькая и сморщенная, как засушенная поганка, и редко осмеливается руководить моим настроением. Мне почти удалось вытравить из себя яд ее неуверенности. Понадобились годы кропотливой внутренней работы. Ресурсы черпала в любимом деле, в дорогих людях, в чувстве юмора и природной жизнерадостности.

А ведь моей Занозы, как и вашей, могло не быть. Ребенок появляется на свет с прозрачной душой и с совершенным принятием себя таким, каким родился. Но растят его взрослые, чьи бесконечные замечания, критика, необдуманные словечки, кривые насмешки, равнодушие являются подходящей питательной средой для низкой самооценки ребенка .

Мы вырастаем и забываем уроки детства. Вот и я, бывает, ловлю себя на преступлении против собственных детей. Взращиваю в них Занозу. Когда эмоции стихают, становится жутко за их будущее и стыдно за себя.

В последний такой раз я обратилась за помощью к своей Занозе. Попросила ее напомнить, откуда она взялась.

«Тыкайте» ребенку

Используйте «ты-конструкции» вместо «я-конструкций». Например, «ты опять получил двойку» вместо «я расстроена из-за твоей двойки». «Ты снова сильно опоздала!» вместо «Мне не нравятся твои опоздания». Разницу чувствуете? «Тыкать» ребенка носом в его промахи - безотказный способ унизить и оскорбить, прикрываясь лучшими побуждениями.

Критикуйте

За все и всегда. Предпочтительнее прилюдно. При друзьях, одноклассниках, членах семьи, соседях. Чадо вас возненавидит, а заодно и себя. Не исключено, что ребенок захочет доказать, что он «не такой». И отмочит что-то покруче. Такое, после чего вы пожалеете, что сразу его не убили.

Отрицайте значение внешности

Убедите, что наружность - не главное в жизни. А что в первооснове - скрывайте. Не забывайте время от времени повторять вашему ребенку , что у него длинный нос, кривые зубы, крысиные хвостики вместо густых волос. Особенно полезно так зомбировать девочек. Когда дочка вырастет в страшненькую и неухоженную женщину, снова появится повод критиковать ее. Кстати, мальчиков это тоже касается.

Сравнивайте с другими

Безжалостно и по любому поводу. «Посмотри на Васины рисунки, неужели трудно сделать так же?», «Вот у Юли идеальный слух, а ты…», «Сам-то понимаешь, что по уму тебе далеко до сестры?». Вариантов для сравнения масса, повод тоже всегда найдется. Главное, ни в коем случае не сравнивайте ребенка с собою. Так он может заподозрить, что не так уж он и плох.

Замалчивайте успехи и достижения

Принимайте их как само собой разумеющееся. Ребенок же вам должен и обязан. Не мешает испортить его радость пожеланием «в следующий раз» сделать лучше, выступить успешнее и так далее.

Заставляйте все делать на пять

Воспитывайте перфекциониста . Четвёрка - плохо. Второе место - скверно. Когда ребенок повзрослеет, то обязательно обратится к психотерапевту. Самому не справиться с нервным срывом из-за не случившегося повышения на работе. А еще он испытает потрясение от того, что не первый у любимой женщины.

Затыкайте ребенку рот

Не давайте вставить ни слова, не оставляйте шанса объяснить, извиниться. Прекрасный вариант - не дослушивать до конца, что он вам говорит. Перебивайте. Заканчивайте за него мысль. Все это вкупе лишит ребенка желания хоть что-то вам доверить. Да и мысли не научит выражать. Не говоря уже об инициативе.

Убедите, что инициатива наказуема

Если вы не уследили, ребенок сделал по-своему и ошибся, появляется шанс полностью лишить его предприимчивости и уверенности в себе! Постоянно напоминайте ему о сделанной ошибке, травите выражениями типа «я же тебе говорил», «не умеешь - не лезь» и так далее. Поверьте, в другой раз ребенок отсидится в сторонке и ничего не натворит. Он вообще больше ничего не захочет. Лишь бы вас не расстраивать.

Пообещали дочке вместе покататься на коньках в субботу? А в субботу вам вдруг стало неохота. Вот и не ходите. Только дочке ничего не объясняйте и тем более не извиняйтесь за срыв планов. Подумаешь, ерунда какая. Подобное поведение родителей здорово сбивает с толку ребенка. Он не знает, чего от вас ждать. Лишается ориентиров.

Манипулируйте чувством вины

«Я тебя родила, кормила-поила, а ты...», «И это твоя благодарность за сегодняшние подарки?», «Отец для тебя все делает, а ты...». Вариантов для манипуляций масса! Ребенок должен понять, что обязан вам всем и на веки вечные.

Орите

Крик великолепно снимает напряжение. Особенно когда кричишь на того, кто не умеет или не смеет тебе ответить. Срывайте на ребенке свою злость, неудачи, плохое самочувствие, невыспанность, похмелье. Ребенок будет вас бояться. Заодно привьете ему основы общения.

Бейте

Сложно найти способ эффективнее, чтобы убить в ребенке не только самооценку, но и вообще все прекрасное, что есть в человеке.


Перевод: Балезин Дмитрий

Постоянно занижаешь свою самооценку? Каким языком ты пользуешься? Какие мысли проносятся у тебя в голове?… эти привычки легко изменить, а со временем это приводит к тому, что ты становишься более уверенным, мыслящим более
позитивно человеком.

Низкая самооценка не появляется сама собой при рождении. Она развивается со временем, по мере того, как мы воспринимаем отрицательные послания извне и позволяем им влиять на наше поведение. Каков же конечный итого этих плохих привычек? Мы теряем способность осознавать значение и ценность самих себя.

Чтобы обрести более здоровый уровень самооценки, необходимо стать лицом к лицу с отрицательными привычками и предпринять сознательные усилия по их замене на более позитивные шаблоны поведения.

Некоторые отрицательные привычки, убивающие самооценку, легко заметить. Например, если человек постоянно принижает сам себя, то легко провести связь между таким поведением и низкой самооценкой этого человека. Однако другие отрицательные привычки не столь очевидны. Давайте взглянем на 5 привычек, которые приводят к низкой самооценке.

Убийцы самооценки

Привычка №1 – «Думать о себе в последнюю очередь»

Общество одобряет людей, которые не эгоцентричны и с готовностью ставят нужды других превыше своих. Такой тип самопожертвования можно назвать замечательным, однако, в своем крайнем проявлении это зачастую приводит к ужасным последствиям. Человек начинает думать, что он или она не столь значителен, по сравнению с другими.

Это также может привести к возникновению чувства обиды. Доброта и щедрость – это действительно замечательные черты
характера, однако опять же, в крайнем своем проявлении они могут подорвать вашу самооценку. Если вы постоянно
склонны думать о нуждах других, забывая о своих, то вам стоит найти способ уделить время и внимание самому себе.

Привычка №2 – «Излишние извинения»

Стоит извиниться, если ваши действия послужили причиной неудобства для других или привели к непредвиденным последствиям. Однако, если человек начинает извиняться за те события, над которыми он был в действительности не властен, то это может навесить на него тяжелую психологическую дань.

Извиняться за других или за положение вещей в мире вцелом сродни принятию личной ответственности за отрицательные события, в которых сам человек не играл никакой роли. Это приводит к появлению чувства вины и уничтожает самооценку человека.

Если вы обнаруживаете свою склонность к извинениям за то, в чем вы не участвовали, то стоит рассмотреть новые возможности выражения своего сочувствия или эмпатии (сопереживания), не принимая при этом на себя ответственность за происшедшее.

Привычка №3 – «Игнорирование оттенков»

Люди с низкой самооценкой зачастую раскрашивают мир в черно-белые цвета. Оттенков очень мало, практически нет. Действие, по их мнению, может быть либо успешным, либо провальным. Кто-то либо делает что-то правильно, либо совершенно неверно.

Однако в мире редко что происходит идеально. Люди, склонные делить мир на точные категории, обнаруживают, что они осуждают практически каждое свое действие, считая его неадекватным, так как оно не соответствует их стандартам идеальности.

Если же вы открыты к большему числу возможностей и вариантов, то это приводит к появлению более открытого образа мышления, при котором ваша самооценка может начать процветать.

Если вы убеждены, что событие можно отнести к категории «А» или «Б», то уделите немного времени тому, чтобы исследовать альтернативные возможности, посмотрите на ситуацию под другим углом.

Привычка №4 – «Постоянные сравнения»

Люди с низкой самооценкой зачастую попадают в западню постоянного сравнения себя с другими. Идея того, чтобы измерять собственные успехи с помощью внешнего ориентира, кажется не должна вызывать проблем, но вызывает. Когда процесс сравнения занимает центральное место, тогда любая деятельность сводиться к простым измерениям.

Вместо того, чтобы наслаждаться жизнью самой по себе, люди, склонные к постоянным сравнениям себя с другими, проводят свое время в выяснении того достаточно они «хороши» или нет. Временами, эта привычка может серьезно ограничить развитие здоровой самооценки.

Если вы практически в любой ситуации беспокоитесь о том, как вы «вписываетесь в общую картину», то вам стоит подумать о других способах приобретения опыта.

Привычка №5 – «Грустные истории»

Люди с низкой самооценкой зачастую занимаются подробным пересказыванием ужасных историй другим людям. Вместо того, чтобы делиться позитивными новостями и информацией, они рассказывают басни о раздорах, трудностях и проблемах.

Это не только наносит вредное воздействие на самооценку самого человека (ведь он фокусируется на отрицательной стороне событий), но и делает менее вероятным то, что другие люди будут искать возможности пообщаться с подобным рассказчиком. А снижение уровня общения, как вы понимаете, также делает свой вклад в снижение уровня самооценки.

Если вы постоянно рассказываете ужасные истории, то вам стоит пересмотреть свой выбор тем для общения. Отрицательные привычки, которые приводят к низкой самооценке, проявляются в различных формах. Одни очевидны, другие – нет. Обнаружить эти привычки и встать перед ними лицом к лицу – это неотъемлемая составляющая для развития высокой самооценки.

Если у вас проблемы с самооценкой, обратите внимание на то, как, казалось бы, безвредные шаблоны поведения могут создать отрицательный взгляд на мир.

Изолируйте их и сознательно избавьтесь от них, заменяя на более психологически здоровые альтернативы.

P.S. от Балезина Дмитрия

Самооценка – это очень подвижная составляющая психики человека, поэтому мы всегда обладаем способностью изменить ее в лучшую сторону. Даже самые уверенные люди с высокой самооценкой могут испытывать провалы, подвергая свою самооценку серьезному удару.

В чем же отличие успешного человека? В том, что он сознательно может управлять уровнем своей самооценки, изменяя или переосмысливая внешние события и факторы.

Удачи на пути к успеху… всегда с вами.

Copyright © 2008 Балезин Дмитрий

Самооценка – это довольно сборное понятие, которое, прежде всего, включает в себя веру в собственные силы, уверенность в успешности конечного результата. Как вы понимаете, без должной самооценки вы никогда не достигните успеха.

В психологии выделяют три типа самооценки: завышенная, заниженная и нормальная. Заниженная самооценка – это комплекс неполноценности, когда человек чувствует себя не ловко, не верит в собственные силы, думает, что все окружающие значительно превосходят его, способны достигнуть успеха быстрее и лучше. Завышенная самооценка – это переизбыток эгоизма, чувство превосходства над всеми, некая гордыня и пафос. И под нормальной самооценкой понимают объективную оценку человека собственных сил и возможностей.

Для обычной жизни, возможно, и нужна нормальная самооценка, но для успеха в бизнесе стоит иметь немного завышенные взгляды на себя и свои возможности, нужно чувствовать, что вы чуток лучше всех остальных, способны на большее и обязательно этого достигнете.

Сегодня мы с вами поговорим о том, как поднять самооценку, а точнее о вредных привычках, которые изо дня в день понижают вашу веру в себя, уменьшают самооценку и отводят Вас, как личность, на второй план. Я назвал эти привычки «убийцы самооценки» ведь так оно и есть, они убивают в вас лидера, человека способного вести за собой других людей.

Перестаньте думать о себе в последнюю очередь

Социум одобряет не эгоцентричных людей которые нужды других ставят выше своих собственных. Такое поведение замечательно, в жизни это очень хорошая черта характера, но в своем крайнем проявлении может привести к плохим последствиям. Человек может начать думать, что он второстепенный персонаж, его мнение, и вообще существование, не столь важно, как жизнь и потребности других.

Если вы хотите повысить самооценку, то не нужно уменьшать свою значимость. Поймите, что вы такой же человек как и другие, имеете не меньше возможностей и шансов достигнуть успеха, у вас все карты в руках, осталось только правильно ими распорядиться. Какая бы сложная ситуация в вашей жизни не случилась, никогда не переставайте верить в себя.

Единственное, что мешает нам достичь предела своих возможностей, - наши собственные мысли. Мы сами себе худшие враги.

Обычно процесс образно представляют как неспешный подъём по лестнице, шаг за шагом. На самом деле он состоит из скачков и больше похож на прыжки между этажами на батуте. В моей жизни такие скачки происходят из-за изменений в самом образе мышления: я оглядываюсь назад и оцениваю всю картину в целом, меняю своё отношение к чему-то. К слову, такие моменты случаются нечасто, они разбросаны по времени.

Чтобы справиться с обрушивающимся на наш мозг потоком информации и внешних раздражителей, мы неосознанно начинаем думать шаблонно и пользуемся эвристическими, интуитивными методами решения задач.

Писатель Эш Рид (Ash Read) сравнил эвристику с велодорожкой для ума, которая позволяет ему работать, не маневрируя между автомобилями и без риска получить удар. К сожалению, большинство , которые, как нам кажется, мы принимаем полностью обдуманно, на самом деле принимаются неосознанно.

Большая проблема заключается в том, что мы думаем в соответствии с эвристическими шаблонами, оказавшись перед важным выбором. Хотя в этой ситуации, наоборот, необходимо глубокое обдумывание.

Самые вредные эвристические шаблоны - это , которые мешают нам увидеть путь к изменениям. Они меняют наше восприятие реальности и подталкивают нас к долгому подъёму по лестнице, когда нам нужен трамплин. Мы предлагаем вам список из пяти когнитивных искажений, которые убивают вашу решимость. Их преодоление - это первый шаг к переменам.

1. Предвзятость подтверждения

pressmaster/Depositphotos.com

Только в идеальном мире все наши мысли рациональны, логичны и непредвзяты. В действительности большинство из нас верит в то, во что хочет верить.

Вы можете назвать это упрямством, но у психологов есть другой термин для этого явления - «предвзятость подтверждения». Это склонность искать и интерпретировать информацию таким образом, чтобы подтвердить идею, которая вам близка.

Приведём пример. В 60-х годах доктор Питер Уосон (Peter Wason) провёл эксперимент, в котором испытуемым показали три числа и попросили отгадать правило, известное экспериментатору и объясняющее эту последовательность. Это были числа 2, 4, 6, поэтому испытуемые часто предлагали правило «каждое следующее число увеличивается на два». Чтобы подтвердить правило, они предлагали свои последовательности чисел, например 6, 8, 10 или 31, 33, 35. Вроде всё верно?

Не совсем. Только один из пяти подопытных догадывался о настоящем правиле: три числа в порядке увеличения их значений. Обычно студенты Уосона высказывали ложную идею (всякий раз прибавлять два), а затем проводили поиски только в этом направлении, чтобы получить доказательства, подтверждающие их предположение.

Несмотря на кажущуюся простоту, эксперимент Уосона говорит многое о человеческой природе: мы склонны искать только ту информацию, что подтверждает наши убеждения, а не ту, что опровергает их.

Предвзятость подтверждения присуща всем, в том числе и врачам, политикам, людям творческих профессий и предпринимателям, даже когда цена ошибки особенно велика. Вместо того чтобы спрашивать себя, что мы делаем и почему (это самый важный вопрос), мы часто впадаем в предвзятость и слишком сильно полагаемся на начальное суждение.

2. Эффект якоря

Первое решение не всегда лучшее, но наш ум цепляется за начальную информацию, которая буквально завладевает нами.

Эффект якоря, или эффект привязки, - это склонность сильно переоценивать первое впечатление (якорную информацию) во время принятия решения. Это ярко проявляется при оценке числовых значений: оценка склоняется в сторону начального приближения. Проще говоря, мы всегда думаем относительно чего-то, а не объективно.

Исследования показывают, что эффектом якоря можно объяснить всё что угодно, начиная от того, почему вы не получите желаемую (если вы изначально попросите больше, то и окончательная цифра будет высока, и наоборот), и заканчивая тем, почему вы верите в стереотипы о людях, которых видите впервые в жизни.

Показательно исследование психологов Муссвайлера (Mussweiler) и Страка (Strack), которые продемонстрировали, что эффект закрепления работает даже в случае с изначально неправдоподобными цифрами. Участникам своего эксперимента, разделённым на две группы, они предложили ответить на вопрос, сколько лет было Махатме Ганди, когда он умер. И вначале в качестве якорей задали каждой группе дополнительный вопрос. Первым: «Он умер до девяти лет или после?», а вторым: «Это случилось до достижения им 140 лет или после?». В результате первая группа преположила, что Ганди скончался в 50 лет, а вторая - в 67 (на самом деле он умер в возрасте 87 лет).

Якорный вопрос с числом 9 заставил первую группу назвать значительно меньшую цифру, чем у второй группы, которая отталкивалась от намеренно завышенного числа.

Крайне важно осознавать значение первоначальной информации (хотя бы правдоподобна она или нет) перед тем, как принять окончательное решение. Ведь первая информация, которую мы узнаём о чём-то, повлияет на то, как мы будем относиться к этому в будущем.

3. Эффект присоединения к большинству


chaoss/Depositphotos.com

Выбор большинства напрямую влияет на наше мышление даже в том случае, если он противоречит нашим личным убеждениям. Этот эффект известен как стадный инстинкт. Вы наверняка слышали поговорки вроде «В чужой монастырь со своим уставом не ходят» или «В Риме поступай как римлянин» - это как раз и есть эффект присоединения.

Это искажение может подтолкнуть нас к принятию не самых хороших решений (например, сходить на плохой, но популярный фильм или поесть в сомнительном заведении). А в худшем случае приводит к групповому мышлению.

Групповое мышление - это феномен, возникающий в группе людей, внутри которой конформизм или желание социальной гармонии приводит к тому, что подавляются все альтернативные мнения.

В результате группа изолирует себя от внешнего влияния. Внезапно расходиться во взглядах становится опасным, и мы начинаем быть сами себе цензорами. А в итоге теряем свою и самостоятельность мышления.

4. Ошибка выжившего

Часто мы впадаем ещё в одну крайность: сосредотачиваемся исключительно на историях людей, которые добились успеха. Мы вдохновляемся успехами Майкла Джордана, а не Квейма Брауна (Kwame Brown) или Джонатана Бендера (Jonathan Bender). Мы превозносим Стива Джобса и забываем о Гэри Килдалле (Gary Kildall).

Проблема данного эффекта заключается в том, что мы фокусируемся на 0,0001% успешных людей, а не на большинстве. Это приводит к односторонней оценке ситуации.

Например, мы можем думать, что быть предпринимателем легко, потому что книги о своём бизнесе выпускают только люди, добившиеся успеха. Но мы ничего не знаем о тех, кто провалился. Наверное, поэтому стали так популярны всевозможные онлайн-гуру и эксперты, которые обещают открыть «единственный путь к успеху». Нужно только помнить, что тот путь, который сработал однажды, не обязательно приведёт вас к такому же результату.

5. Неприятие потери

После того как мы сделали выбор и идём по своему пути, в дело вступают другие когнитивные искажения. Вероятно, худшее из них - неприятие потери, или эффект владения.

Эффект неприятия потери был популяризирован психологами Даниэлем Канеманом (Daniel Kahneman) и Амосом Тверски (Amos Tversky), которые обнаружили, что мы предпочтём избежать даже небольшой потери, вместо того чтобы сфокусироваться на выгодах, которые можем получить.

Страх небольшого проигрыша способен удержать человека от участия в игре, даже если возможен баснословный выигрыш. Канеман и Тверски провели эксперимент с самой обыкновенной кружкой. Люди, у которых её не было, готовы были заплатить за неё порядка 3,30 доллара, а те, у кого она была, расстаться с ней лишь за 7 долларов.

Подумайте, как этот эффект может на вас повлиять, если вы . Побоитесь ли вы мыслить нестандартно из-за страха что-то потерять? Перевешивает ли страх то, что вы можете приобрести?

Итак, проблема есть. Где же решение?

Все когнитивные искажения объединяет одно: они появляются из-за нежелания сделать шаг назад и посмотреть на всю картину в целом.

Мы предпочитаем работать с чем-то хорошо знакомым и не хотим искать просчёты в своих планах. В позитивном мышлении есть свои преимущества. Но, если важные решения принимать вслепую, вряд ли вы сделаете лучший выбор из возможных.

Перед принятием серьёзного решения убедитесь, что вы не стали жертвой когнитивных искажений. Для этого отступите на шаг назад и спросите себя:

  • Почему вы считаете, что нужно поступить именно так?
  • Есть ли контраргументы вашему мнению? Они состоятельны?
  • Кто влияет на ваши убеждения?
  • Вы следуете за мнением других людей потому, что действительно верите в него?
  • Что вы потеряете, если примете такое решение? А что приобретёте?

Существуют буквально сотни различных когнитивных искажений, и без них наш мозг попросту не мог бы функционировать. Но, если не анализировать, почему вы думаете так, а не иначе, легко впасть в шаблонное мышление и разучиться думать самостоятельно.

Личностный рост никогда не даётся легко. Это трудная работа, которой нужно посвятить всего себя. Не позволяйте своему будущему пострадать только из-за того, что не думать - это проще.

Привычка номер 1 - "думать о себе в последнюю очередь".

Общество одобряет людей, которые не эгоцентричны и с готовностью ставят нужды других превыше своих. Такой тип самопожертвования можно назвать замечательным, однако, в своем крайнем проявлении это зачастую приводит к ужасным последствиям. Человек начинает думать, что он или она не столь значителен, по сравнению с другими.

Это также может привести к возникновению чувства обиды. Доброта и щедрость - это действительно замечательные черты характера, однако опять же, в крайнем своем проявлении они могут подорвать вашу самооценку. Только в том случае, если вы постоянно склонны думать о нуждах других, забывая о своих, то вам стоит найти способ уделить время и внимание самому себе.

Привычка номер 2 - "излишние извинения".

Стоит извиниться, если ваши действия послужили причиной неудобства для других или привели к непредвиденным последствиям. Однако, если человек начинает извиняться за те события, над которыми он был в действительности не властен, то это может навесить на него тяжелую психологическую дань. Извиняться за других или за положение вещей в мире в целом сродни принятию личной ответственности за отрицательные события, в которых сам человек не играл никакой роли. Это приводит к появлению чувства вины и уничтожает самооценку человека. Таким образом, если вы обнаруживаете свою склонность к извинениям за то, в чем вы не участвовали, то стоит рассмотреть новые возможности выражения своего сочувствия или эмпатии (сопереживания), не принимая при этом на себя ответственность за происшедшее.

Привычка номер 3 - "игнорирование оттенков".

Люди с низкой самооценкой зачастую мир в черно-белые цвета раскрашивают. Оттенков очень мало, практически нет. Действие, по их мнению, может быть либо успешным, либо провальным. Кто-то либо делает что-то правильно, либо совершенно неверно.
Однако в мире редко что происходит идеально. Люди, склонные делить мир на точные категории, обнаруживают, что они осуждают практически каждое свое действие, считая его неадекватным, так как оно не соответствует их стандартам идеальности.
В случае если же вы открыты к большему числу возможностей и вариантов, то это приводит к появлению более открытого образа мышления, при котором ваша самооценка может начать процветать. Внимание! Только в том случае, если вы убеждены, что событие можно отнести к категории "А" или "б", то уделите немного времени тому, чтобы исследовать альтернативные возможности, посмотрите на ситуацию под другим углом.

Привычка номер 4 - "постоянные сравнения".

Люди с низкой самооценкой зачастую попадают в западню постоянного сравнения себя с другими. Идея того, чтобы измерять собственные успехи с помощью внешнего ориентира, кажется не должна вызывать проблем, но вызывает. Когда процесс сравнения занимает центральное место, тогда любая деятельность сводиться к простым измерениям.
Вместо того, чтобы наслаждаться жизнью самой по себе, люди, склонные к постоянным сравнениям себя с другими, проводят свое время в выяснении того достаточно они "Хороши" или нет. Временами, эта привычка может серьезно ограничить развитие здоровой самооценки.
В том случае, если вы практически в любой ситуации беспокоитесь о том, как вы "Вписываетесь в Общую Картину", то вам стоит подумать о других способах приобретения опыта.

Привычка номер 5 - "грустные истории".

Люди с низкой самооценкой зачастую занимаются подробным пересказыванием ужасных историй другим людям. Вместо того, чтобы делиться позитивными новостями и информацией, они рассказывают басни о раздорах, трудностях и проблемах.
Это не только наносит вредное воздействие на самооценку самого человека (ведь он фокусируется на отрицательной стороне событий), но и делает менее вероятным то, что другие люди будут искать возможности пообщаться с подобным рассказчиком. А снижение уровня общения, как вы понимаете, также делает свой вклад в снижение уровня самооценки.

Отрицательные привычки, которые приводят к низкой самооценке, проявляются в различных формах. Одни очевидны, другие - нет. Обнаружить эти привычки и встать перед ними лицом к лицу - это неотъемлемая составляющая для развития самооценки.
В случае если у вас проблемы с самооценкой, обратите внимание на то, как, казалось бы, безвредные шаблоны поведения могут создать отрицательный взгляд на мир. Балезин Дмитрий.

Невротические привычки у детей. Причины возникновения привычек

Большинство негативных привычек детей возникают не сразу, а поэтапно. Сначала они являются нормальнымповедением раннего возраста, когда еще не до конца сформированы те или иные структуры нервной системы. Эти действия, по сути, пока не являются привычками в полном смысле слова и могут постепенно пройти сами, если развитие ребенка идет гармонично. Например, сосание пальца или других предметов обусловлено сосательным рефлексом, который в норме формируется еще до рождения и пропадает после четырех лет.

Также существуют объективныефакторы окружающей среды. Так, ковыряние в носу может быть вызвано сухостью слизистой оболочки носа из-за постоянной низкой влажности воздуха в помещении.

Еще один фактор –подражание поведению родителей: то, как ведут себя родители, является для детей нормой. Поэтому, хотят этого родители или нет, если у них самих есть какие-либо вредные привычки, ребенок, скорее всего, будет их повторять.

Если какое-то действие начинает ассоциироваться у ребенка с положительным эмоциональным состоянием или уменьшением отрицательных эмоций, то оно начнет повторяться и постепенно станетпривычкой. Когда положительные эмоции ассоциируются у ребенка только с этим действием и ничто другое не ослабевает тревожности и не доставляет ему радости, привычка становитсяневротической. То есть ребенок начинает совершать эти действия подсознательно, автоматически, чтобы испытать положительные эмоции или войти в комфортное состояние.

  1. Страхи ребенка.
  2. Пережитое ребенком насилие.

Крайними проявлениями негативных привычек становятсяневрозы навязчивых состояний. Это создание каких-либо постоянно повторяющихся ритуалов: частое мытье рук, похлопывание, постукивание. Только повторение этих ритуалов дает ребенку чувство безопасности и комфорта. Эти действия уже нельзя назвать просто вредной привычкой – они очень устойчивы и могут возникать из-за психических или органических нарушений работы нервной системы. Поэтому, чтобы с ними справиться, необходима консультация врача.

Привычка представляет собой часто повторяющуюся модель поведения, не требующую от человека длительных раздумий.
Одни привычки не вызывают беспокойства родителей, а другие требуют их повышенного внимания. Некоторые привычки исчезают самостоятельно без особых усилий. Но есть и те, что остаются навсегда и даже наносят вред ребенку и окружающим его людям. Они носят название вредных привычек.

Избери лучшее, а привычка сделает его приятным и легким.
(Пифагор Самосский)

Воспитание ребёнка это длительный и волнительный процесс для родителя. Каждый родитель хотел бы создать не просто комфортные условия, для своего ребёнка, а условия полезной среды, находясь в которой ребёнок будет приобретать нужный для его жизни опыт.

Мудрые родители соблюдают принципами постепенности и этапности в приучении детей к полезным привычкам. Так, если родители хотят, чтобы ребёнок меньше ел сладкое или шоколад, они дают ему больше фруктов, постепенно понимая, какие из них их он ест с большим удовольствием, это про постепенность. Этапы - это усложнение уровней реализации задачи: первый этап, – вводим в рацион свежие фрукты и цукаты, второй этап, – полностью исключаем шоколад, или оговариваем, дни, в которые его можно есть.

Такие родительские премудрости позволяют создать комфортную среду, для развития полезных привычек.

Существуют проверенные временем правила, которые помогают детям легче освоить полезные привычки, это: повторение, эмоциональное подкрепление, польза от привычки, количество формируемых привычек, возраст ребёнка. Рассмотрим каждое правило более подробно.

«Повторение – мать ученья» - гласит народная мудрость, и это действительно так! Если мы вводим для ребёнка социально-бытовую привычку – содержать в чистоте рабочий стол, то, как минимум в течение 21 дня (именно столько навык закрепляется в долговременной памяти), мы напоминаем ребёнку, что после того, как он сделал все школьные задания, он убирает стол. Ежедневно мы работаем с этой задачей. Правило распространяется не только на время выполнения школьных заданий, но и после творческих упражнений и игр, неустанно повторяем: «Стол должен быть всегда чист!». Когда мы видим, что ребёнок всё чаще сам вспоминает про порядок на столе, мы обязательно это отмечаем и хвалим его за труд!

Эмоциональное подкрепление – это, то, с каким настроением ребёнок выполняет новые действия. Родителям стоит обдумать, как они будут напоминать ребёнку про привычку, если он о ней позабыл. Острая критика и негативное высказывание, не будут способствовать позитивному отношению к новому делу со стороны ребёнка. Положительная мотивация выполнения той или иной задачи может быть найдена для ребёнка любого возраста! Просто родителям стоит заранее продумать аргументацию, зачем ребёнку выполнять новые действия.

Польза от привычки – это как раз разговор и подкрепление правильных действий, их систематичности, замечанием, что ребёнок создаёт комфортные условия для себя, своего здоровья, своего окружения или личного пространства. Родителям важно на этапе подготовки ребёнка к обучению полезной привычке, объяснить её пользу для него самого, возможно проиллюстрировать наглядно. Привычка чистить зубы утром и вечером, может быть закреплена голливудской улыбкой кого-то из его любимых актёров или мульт-персонажей. Показывать картинку кариозных и разрушенных зубов как отрицательную мотивацию не всегда стоит, важнее остановиться на позитивных моментах.

Количество формируемых привычек единовременно не более трёх. Ребёнку будет легко, если новые полезные привычки идут не последовательно, а расформированы в течение дня.

Возраст ребёнка непосредственно будет влиять на качество и скорость усвоения привычки. Для детей младшего школьного возраста имеет смысл привычки формировать поэтапно, не ожидая быстрых результатов. Более качественное освоение привычки происходит, если она закреплена визуальным графиком или рисунком-памяткой, который отражает и напоминает ребёнку что нужно сделать и в какое время!

И самое главное, дорогие родители! Не забывайте про личный пример! Требуя выполнения обязательств, которых мы избегаем сами, не стоит ждать их закрепления и позитивной оценки у ребёнка!

Привычка трогать гениталии. Ребенок трогает свои органы: как реагировать родителям

Если свои органы трогает совсем маленький ребенок, то родителям лучше всего относиться к этому совершенно спокойно. Некоторые мамы и папы делают серьезную ошибку, наказывая и ругая кроху, за то, что он трогает свои гениталии. Такая родительская реакция порождает у малыша недоумение и страх: он никак не может сообразить, в чем же провинился – ведь он делает вещи для него совершенно естественные.

Если за подобное поведение ругают и наказывают детей старше трех лет – у них начинает формироваться неприятие собственного тела, снижается самооценка, могут развиться психосексуальные отклонения в развитии. Детям 3-6 лет нужно объяснить, что есть такие дела, которые лучше делать в одиночестве, например, посещать туалет, ковыряться в носу, сморкаться или трогать и изучать себя. Занимайте ребенка интересными делами, дарите ему достаточно внимания и ласки, не проявляйте сверх требовательности и тогда эксперименты с собственным телом у него будут носить эпизодический характер и не перерастут в проблему.

Невротические привычки. Причины возникновения привычек

Большинство негативных привычек детей возникают не сразу, а поэтапно. Сначала они являются нормальным поведением раннего возраста, когда еще не до конца сформированы те или иные структуры нервной системы. Эти действия, по сути, пока не являются привычками в полном смысле слова и могут постепенно пройти сами, если развитие ребенка идет гармонично. Например, сосание пальца или других предметов обусловлено сосательным рефлексом, который в норме формируется еще до рождения и пропадает после четырех лет.

Также существуют объективные факторы окружающей среды. Так, ковыряние в носу может быть вызвано сухостью слизистой оболочки носа из-за постоянной низкой влажности воздуха в помещении.

Еще один фактор – подражание поведению родителей: то, как ведут себя родители, является для детей нормой. Поэтому, хотят этого родители или нет, если у них самих есть какие-либо вредные привычки, ребенок, скорее всего, будет их повторять.

Если какое-то действие начинает ассоциироваться у ребенка с положительным эмоциональным состоянием или уменьшением отрицательных эмоций, то оно начнет повторяться и постепенно станет привычкой. Когда положительные эмоции ассоциируются у ребенка только с этим действием и ничто другое не ослабевает тревожности и не доставляет ему радости, привычка становится невротической. То есть ребенок начинает совершать эти действия подсознательно, автоматически, чтобы испытать положительные эмоции или войти в комфортное состояние.

Дурные привычки у ребенка: откуда берутся и что делать?

Как искоренить вредные привычки ребенка

Тогда возможными причинами закрепления привычек могут быть следующие:

  1. Страхи ребенка.
  2. Сильный стресс. Он может быть вызван жизненными событиями, серьезными переменами. Примерами таких событий могут быть поступление в детский сад, школу, смена учебного заведения, переезд, рождение младших братьев и сестер, смерть кого-либо из членов семьи.
  3. Несоответствующая возрасту учебная или умственная нагрузка.
  4. Неблагополучная эмоциональная обстановка в семье: ссоры родителей, особенно при детях.
  5. Авторитарные, жесткие методы воспитания или, наоборот, игнорирование ребенка.
  6. Недостаточное внимание к ребенку, неудовлетворение его потребностей, отсутствие проявлений любви к нему, эмоциональная холодность родителей.
  7. Пережитое ребенком насилие.

Все эти явления вызывают сильное внутреннее напряжение, с которым ребенок не может справиться самостоятельно. Если в этот момент родители не принимают эмоции ребенка, осуждают за злость, страх, обиду или печаль («Мальчики не плачут», «Девочки себя так не ведут», «Прекрати реветь», «На обиженных воду возят»), то у ребенка возникает подсознательный запрет на выражение негативных чувств. Поскольку любые чувства возникают естественным образом, человек с таким запретом ощущает тяжелый внутренний конфликт: с одной стороны, он никуда не может деться от отрицательных эмоций, с другой – винит себя за их возникновение. Как итог – сильное психоэмоциональное напряжение, которое и выливается в привычку грызть себя – в прямом и переносном смысле. И только снизив это напряжение, можно снять уже устоявшуюся потребность грызть ногти, губы или сосать палец.

Крайними проявлениями негативных привычек становятся неврозы навязчивых состояний. Это создание каких-либо постоянно повторяющихся ритуалов: частое мытье рук, похлопывание, постукивание. Только повторение этих ритуалов дает ребенку чувство безопасности и комфорта. Эти действия уже нельзя назвать просто вредной привычкой – они очень устойчивы и могут возникать из-за психических или органических нарушений работы нервной системы. Поэтому, чтобы с ними справиться, необходима консультация врача.

Нажмите для увеличения

Современный образ жизни негативно сказывается не только на здоровье взрослых, но и на детях. Нервные расстройства у детей встречаются очень часто, однако родители не в состоянии определить данную патологию, думая, что это очередной каприз. С подрастающим поколением обстоятельства складываются намного проще, ведь они способны рассказать о своих чувствах, а признаки нервного срыва у подростка помогают окончательно поставить диагноз. Дети же очень активны и порой сложно определить, когда действие исходит от нервозности, а в каком случае ему просто необходимо высвободить лишнюю энергию. Поэтому приходится прибегать к помощи специалистов.

Признаки и формы нервного срыва у детей

Родителям необходимо следить за ребёнком и отмечать действия, которые входят в привычку. Нервный срыв проявляется у каждого человека по-разному, это же касается и детей. Одна личность замыкается в себе, другие наоборот предпочитают громко кричать и закатывать истерики. Если ваш ребёнок взял за привычку кататься по полу и дико кричать, лучше всего обратиться к невропатологу, который сможет развеять все сомнения. Согласно мнению специалистов, невроз возникает исключительно на почве, из-за чего эмоциональное состояние становится неуравновешенным.

К основным настораживающим факторам, можно отнести следующие симптомы:

  • Возникновение галлюцинаций;
  • Опережение по психическому развитию своих сверстников;
  • Ребёнок на полном серьёзе начинает фантазировать или обманывать;
  • Теряется интерес к жизни;
  • Сильный интерес к одному предмету в школе (чрезмерное увлечение).

Данные симптомы проявляются только на начальной стадии нервного срыва, и чтобы предотвратить их развитие, вовремя обращайтесь к невропатологу.

Как проявляются нервные расстройства у детей?

  1. Нервный тик. Очень часто нервные расстройства у детей проявляются в данной форме, которая выражается в неосознанном подёргивании конечностей, щёк, пожиманием плечами, беспричинным движением руки, причмокиванием и так далее. Если вы заметили нервный тик у ребёнка, когда он находится в спокойном состоянии, это является первым признаком нервного расстройства. При активной деятельности тик пропадает.
  2. Плохой сон или бессонница. Если ваш ребёнок ранее хорошо высыпался, но вдруг начинает часто ворочаться, беспокойно спать и просыпается очень часто, также стоит обратить внимание на этот симптом. При данной форме расстройства, дети также говорят во время сна, и он становится очень реалистичным.
  3. Невроз. Это наиболее серьёзная форма проявления болезни и родителям стоит обратить особое внимание на следующие симптомы: грусть, истерика, фобии, частые опасения, навязчивые движения, тихая речь, подавленность, панический страх. Как только вы заметили данные симптомы, срочно обратитесь к специалисту.
  4. Заикание. Эта форма расстройства встречается у детей в возрасте около трёх лет. В этот период малыш учится разговаривать. Очень важно не нагружать ребёнка, так как из-за информационной нагрузки, он может испытать стресс. В конечном счёте важен здоровый ребенок, а не потенциальный вундеркинд. Заикание также проявляется при разлуке с близкими.
  5. Энурез. Когда ребенок испытывает сильное потрясение, перевозбуждение, он мочится в постель. В этот период отмечается неустойчивое настроение, многочисленные капризы и повышенная плаксивость.
  6. Анорексия. Эта форма нервного расстройства выражается в потере аппетита. Если ребёнка в детстве заставляли есть, то в подростковом возрасте это, как правило, «выливается» в стремлении к стройной фигуре. Лечить анорексию лучше всего в раннем возрасте, так как подростки проявляют большую самостоятельность и полагаются на свою неопытность.
Loading...Loading...